ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4593/19 от 03.07.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №33а 3095/20204 2а-4593/2019 ~ М-4346/2019

59RS0027-01-2019-005594-53

Судья Оборин Л.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июля 2020 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Никитиной Т.А.

Судей Шалагиновой Е.В., Чулатаевой С.Г.

При секретаре Греховой Е.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 30 декабря 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 к Управлению финансов администрации города Кунгура Пермского края о признании незаконным действия по исполнению определения суда и возложении обязанностей по исполнению отказать».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А.. изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконными действия Управления финансов администрации города Кунгура Пермского края по исполнению определения Кунгурского городского суда от 30.10.2018 года № 2 – 2321/2018 в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Возложить на Управление финансов администрации города Кунгура Пермского края обязанность по исполнению определения Кунгурского городского суда Пермского края от 30.10.2018 по делу № 2 – 2321/2018 в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что определением Кунгурского городского суда Пермского края было утверждено мировое соглашение, согласно которому администрация города Кунгура взяла на себя обязательство выплатить административным истцам выкупную стоимость за жилое помещение, однако в установленный в определении срок данная обязанность исполнена не была, исполнительные листы предъявлены в Управление финансов администрации города Кунгура Пермского края.

Письмом от 11.11.2019 года административный ответчик уведомил административных истцов о том, что исполнительные листы исполняются в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Считая, исполнение в данном порядке судебных актов незаконным административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят ФИО1, ФИО2, считают его незаконным и вынесенным с нарушением норм материального права.

В судебное заседание ФИО1, ФИО2 не явились, извещались.

Представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представитель административного ответчика – Управление финансов администрации города Кунгура Пермского края – ФИО4 (по доверенности) просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица – администрации города Кунгура – ФИО5 (по доверенности) просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положением части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела 30.11.2018 Кунгурским городским судом Пермского края по гражданскому делу № 2-2520/2018 вынесено определение об утверждении мирового соглашения, которым определена выкупная цена квартиры в размере 2237266 руб. Администрация города Кунгура Пермского края выплачивает ФИО1 за 2/3 доли квартиры 1491510, 66 руб., в пользу ФИО2 за 1/3 доли квартиры 745755,33 руб. В случае неоплаты Администрацией города Кунгура Пермского края денежных средств в срок до 15.05.2019 взыскание осуществляется в принудительном порядке (л.д.10-11, 44-45).

Административными истцами были предъявлены исполнительные листы в Управление финансов администрации города Кунгура Пермского края о взыскании указанных выше денежных средств, поскольку в сроки установленные в мировом соглашении данные суммы выплачены не были.

Из письменного сообщения Управления финансов администрации города Кунгура Пермского края от 11.11.2019 № 2161/05-01 установлено, что исполнительный лист **** выданный 31.05.2019 года Кунгурским городским судом по взысканию выкупной цены за долю в праве собственности на квартиру в размере 1491510, 66 руб. пользу ФИО1 и исполнительный лист **** выданный 31.05.2019 Кунгурским городским судом по взысканию выкупной цены за долю в праве собственности на квартиру в размере 745755, 33 руб., а также расходы на оплату услуг оценщика 7000 руб. в пользу ФИО2 с администрации города Кунгура исполняются в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации/л.д.13/.

Отказывая административным истцам в удовлетворении требований о признании незаконными действий административного ответчика по исполнению судебного акта в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.239,242.1,242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Россий ской Федерации, ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229 – ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.123.22, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил, из того, что для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.2 БК РФ в исполнительном документе должно быть указано на взыскание в пользу взыскателя денежных средств за счет средств казны муниципального образования и пришел к выводу о том, что поскольку определением Кунгурского городского суда Пермского края от 30.11.2018 года денежные средства взысканы с администрации города Кунгура Пермского края, исполнительный лист выдан о взыскании с должника – казенного учреждения, соответственно принудительное взыскание денежных средств обоснованно осуществляется административным ответчиком по правилам, предусмотренным ст. 242.5 БК РФ.

С данным выводом не может согласиться судебная коллегия исходя при этом из следующего.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229 – ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются Бюджетным законодательством Российской Федерации.

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 БК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов, в том числе в финансовый орган муниципального образования

В соответствии с частью 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).

Согласно части 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на денежные средства бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.

В соответствии с частью 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В соответствии с частями 1,2,4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;

В соответствии со ст. 6 БК РФ денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

Критерием разграничения обязательств, в которых органы власти выступают от собственности имени и от имени публично – правового образования является основание возникновения этих обязательств.

Исходя из данного критерия, к обязательствам, в которых органы власти выступают от имени публично –правового образования, следует отнести публичные обязательства, которые определяются в статьей 6 БК РФ как «Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично – правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично – правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом. Актом порядок его определения.

Учитывая изложенное выше, в порядке ст. 242.5 БК производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона (данная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Поскольку обязательства казенного учреждения в данном случае возникли из законов и иных нормативно – правовых актов, принятых вышестоящими по отношению к должнику органами власти, их нельзя признать собственными обязательствами органа власти, на который возложено исполнение данных нормативно – правовых актов.

В данном случае осуществляется исполнение судебного акта, которое не связано с обязанностью муниципального казенного учреждения по исполнению гражданско – правовой сделки, условий договора или соглашения, в связи с чем исполнение судебного акта по выплате выкупной цены за жилое помещение в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может отвечать требованиям закона.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконными действий Управления финансов администрации города Кунгура Пермского края по исполнению определения Кунгурского городского суда от 30.10.2018 года в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В качестве способа восстановления нарушенных прав административных истцов судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление финансов администрации города Кунгура Пермского края обязанность по исполнению определения Кунгурского городского суда Пермского края от 30.10.2018 года по делу № 2 – 2321/2018 в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации

При этом следует отметить, что в соответствии с положением ст. 242.2 БК РФ подлежат исполнению судебные акты о взыскании денежных средств с публично – правовых образований вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Указанное согласуется с общим положением, изложенным в статье 242.1 БК РФ предусматривающим исполнение всех судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без разделения их на судебные акты по искам о возмещении вреда причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий и судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 30 декабря 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным действия Управления финансов администрации города Кунгура Пермского края по исполнению определения Кунгурского городского суда Пермского края от 30.10.2018 года в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Возложить на Управление финансов администрации города Кунгура Пермского края обязанность по исполнению определения Кунгурского городского суда Пермского края от 30.10.2018 года по делу № 2 – 2321/2018 в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи