Судья Штакес О.В. Дело № 2а-4771/2023 | Дело № 33а-2020/2023 УИД 41RS001-01-2023-006899-67 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Гончаровой Н.В. и ФИО2, |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела 16 ноября 2023 года в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по апелляционной жалобе краевой общественной организации «Русская община Камчатки» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 июля 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления краевой общественной организации «Русская община Камчатки» к Управлению Федеральной налоговой службе по Камчатскому краю о признании незаконным действия по постановке на учет как налогоплательщика, бездействия по снятию с учета как налогоплательщика, возложении обязанности отказать.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
краевая общественная организация «Русская община Камчатки» (далее – КОО «РОК», Общественная организация, Община) обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее – УФНС России по Камчатскому краю, Управление) о признании незаконными действий Управления по постановке Общественной организации на учет как налогоплательщика без заявления, действий по неисполнению обязанности по снятию ее с учета как налогоплательщика согласно заявлению, возложении обязанности снять Общину с учета как налогоплательщика согласно заявлению.
В обоснование требований указала, что 9 мая 2023 года в соответствии со статьей 84 Налогового кодекса РФ обратилась в УФНС России по Камчатскому краю с заявлением о снятии Общественной организации в течение пяти дней с регистрационного учета как налогоплательщика, поскольку КОО «РОК» заявления о постановке на налоговый учет не писала, хозяйственной деятельностью не занимается, сотрудников в своем штате не имеет, уплату налогов не производит, несмотря на наличие статуса юридического лица. 6 июня 2023 года Управлением отказано заявителю в снятии с регистрационного учета. Полгала, что указанными действиями нарушены права Общественной организации, установленные ст. 84 Налогового кодекса РФ.
Административный истец КОО «РОК» своего представителя в суд не направила.
Представитель административного ответчика УФНС России по Камчатскому краю ФИО5 исковые требования не признала, указав на их необоснованность.
Рассмотрев дело, суд принял указанное решение.
В апелляционной жалобе КОО «РОК» просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принятое с грубым нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Указывает, что некоммерческая организация, которой является Община, не обязана становиться на налоговый учет, если она не занимается коммерческой деятельностью во исполнение уставных задач. Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах только в целях проведения налогового контроля, а не в любом случае при их создании. Согласно положениям статьи 84 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления, постановка на учет организации как налогоплательщика без заявления законом не предусмотрена. Организация никогда не занималась хозяйственной деятельностью, но вопреки желанию поставлена на налоговый учет, несет расходы по уплате налогов и штрафов за несданную отчетность. Кроме того, Управлением о сроках исковой давности не заявлялось, вместе с тем судом сделан вывод о пропуске истцом срока для обращения в суд с административным иском, при этом конкретной даты, с которой Организация узнала или должна была узнать о нарушении своих прав, в судебном решении не указано, тогда как нарушение носит длящийся характер. Ссылка суда на пункт 5 статьи 84 Налогового кодекса РФ искажает смысл закона, обязательного для применения в деле, поскольку КОО «РОК» не ликвидируется и не реорганизуется, снятие некоммерческой организации с налогового учета в соответствии с правами, предоставленными ей статьей 84 Налогового кодекса РФ по заявлению, не прекращает государственную регистрацию Общественной организации. Судом не исполнена обязанность по извещению административного истца о времени и месте судебного заседания, поскольку повестка административным истцом не получена, а по указанному в иске адресу электронной почты и номеру телефона, судом извещение не направлено.
В поданных возражениях административный ответчик УФНС России по Камчатскому краю полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, в связи с чем просит решение суда оставить без изменения.
Выслушав представителя административного ответчика УФНС России по Камчатскому краю ФИО4, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
В силу положений статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Государственная регистрация общественных объединений осуществляется на основании Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также – Закон об общественных объединениях) в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также – Закон о государственной регистрации).
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Закона об общественных объединениях (в редакции на 27 июля 2015 года), для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
Согласно частям 12 и 13 статьи 21 Закона об общественных объединениях федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Из пунктов 1, 2 и 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ (в редакции на дату создания юридического лица – 27 июля 2015 года) следует, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ (в редакции на 27 июля 2015 года) постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из пункта 5 статьи 84 Налогового кодекса РФ (в редакции на 9 мая 2023 года) следует, что в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, изменения личного закона международной компании посредством ее регистрации в иностранном государстве (на территории) в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Порядок и основания снятия организаций с учета в налоговых органах установлен Приказом Минфина России от 29 декабря 2020 года № 329н «Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей» (далее также – Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах). Случаи снятия с учета юридических лиц в налоговом органе предусмотрен разделом «Снятие с учета в налоговых органах организацией», из которого следует, что снятие с учета организации осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Налогового кодекса на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ФИО6 о государственной регистрации юридического лица при его создании, распоряжением Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю от 20 июля 2015 года № осуществлена государственная регистрация краевой общественной организации «Русская община Камчатки» (л.д.43).
Для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, на следующий день Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю направлены в Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю представленные заявителем документы: заявление, протокол учредительного собрания, Устав, а также копия распоряжения от 20 июля 2015 года № (л.д. 44).
27 июля 2015 года Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю зарегистрировало КОО «РОК» в качестве юридического лица и поставило на налоговый учет (л.д. 13-14).
9 мая 2023 года председателем Общины ФИО6 в налоговый орган подано заявление о снятии КОО «РОК» с регистрационного (налогового) учета, поскольку Общественная организация не является плательщиком налогов (л.д. 7), в ответ на которое УФНС России по Камчатскому краю ответило отказом (л.д. 9-10).
Полагая отказ незаконным, краевая общественная организация «Русская община Камчатки» обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, проанализирован нормы Налогового кодекса РФ, нормы Закона об общественных объединениях и Закона о государственной регистрации, пришел к выводу о правомерности действий административного ответчика, поставившего Общественную организация на регистрационный учет в налоговом органе, и действий по отказу в снятии с такого учета.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда и, вопреки доводам апелляционной жалобы, считает его законным и обоснованным, достаточно мотивированным, постановленным при правильном определении юридически значимых обстоятельств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами материального права и при соблюдении процессуальных требований.
Довод апелляционной жалобы о незаконности постановки КОО «РОК» на налоговый учет ввиду того, что Община не занимается коммерческой деятельностью и не подавала заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, является несостоятельным.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса РФ и статьи 1 Закона о государственной регистрации, вновь созданное юридическое лицо для получения этого статуса подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, при этом государственная регистрация юридического лица осуществляется посредством внесения записи в государственный реестр юридических лиц сведений о его создании. Федеральная налоговая служба в соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Из содержания статьи 83 Налогового кодекса РФ следует, что все организации, на основании сведений о включении их в ЕГРЮЛ, подлежат постановке на учет в налоговом органе независимо от того, являются ли они плательщиками налогов или сборов, или нет. Обязанность налоговых органов на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках поставить налогоплательщика на учет предусмотрена пунктом 10 статьи 83 Налогового кодекса РФ. Подачи какого-либо специального заявления о постановке юридического лица на учет в налоговом органе при его создании не требуется, постановка осуществляется на основании заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании. Подача заявления для постановки на налоговый учет предусмотрена в иных случаях, например, при постановке на учет обособленных подразделений юридических лиц, при постановке на учет иностранной организации и других. При этом, в силу статьи 84 Налогового кодекса РФ и Порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах, организация, имеющая статус юридического лица, должна находиться на налоговом учете, прекращение налогового учета возможно только в случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с чем утверждение административного истца о возможности снятия Общины с «регистрационного (налогового) учета» в налоговом органе при оставлении у Общественной организации статуса юридического лица основано на неправильном толковании норм материального права.
Также является несостоятельным довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права при установлении пропуска административным истцом срока обращения в суд.
Вопреки данным доводам, в силу пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, относится соблюдение сроков обращения в суд.
Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Суд первой инстанции, установив, что постановка на учет КОО «РОК» в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому произведена 27 июля 2015 года, в связи с изменением структуры налоговой службы в Камчатском крае с 14 декабря 2020 года КОО «РОК» стоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, что отражено в Выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 13-21), сведения из которого являются открытыми, обоснованно пришел к выводу о пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд по требованию о признании незаконным действий УФНС России по Камчатскому краю по постановке Общественной организации на учет в налоговом органе. Поскольку каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока в судебном заседании не установлено, суд правомерно указал о пропуске Общиной срока обращения в суд без уважительных причин по данному требованию.
Довод апелляционной жалобы о неизвещении судом административного истца о времени и месте судебного разбирательства противоречит материалам дела.
В силу части 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по ее адресу. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по адресу ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Извещение о времени и месте судебного разбирательства, назначенного на 11 часов 00 минут 18 июля 2023 года, административному истцу было направлено 29 мая 2023 года по адресу, указанному в иске и в Выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 25). Судебное извещение Общественной организацией получено не было, вернулось в суд в связи с истечением срока хранения (л.д. 67, 70).
Помимо направления судебных извещений, участники процесса извещались также путем размещения информации по делу на официальном сайте Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http:// p-kamchatsky.kam.sudrf.ru в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ (л.д. 81).
Поскольку извещение суда в адрес краевой общественной организации «Русская община Камчатки» направлено своевременно по адресу регистрации юридического лица, конверт с судебным извещением не был доставлен, поскольку адресат за ним не явился (истек срок хранения), доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности получить судебное извещение, административным истцом не представлено, то сам по себе факт неполучения лицом судебной корреспонденции не свидетельствует о нарушении установленной процедуры уведомления. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет получатель.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба краевой общественной организации «Русская община Камчатки» – без удовлетворения.
В подпункте 7 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ установлено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для юридических лиц – 2 000 руб.
Вместе с тем, при подаче иска краевой общественной организацией «Русская община Камчатки», являющейся юридическим лицом, уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д. 23, 24).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составляет для организаций – 6 000 руб.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы Общиной не уплачена (л.д. 84-85, 86, 87-88).
В силу пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» неуплата лицом, участвующим в деле, государственной пошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьей 300 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В этом случае вопрос о взыскании государственной пошлины в установленном законом размере может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах с краевой общественной организации «Русская община Камчатки» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 700 руб. (1 700 руб. – за подачу административного искового заявления и 3 000 руб. – за подачу апелляционной жалобы).
Приложенная к апелляционной жалобе копия справки об инвалидности второй группы на имя ФИО6 (л.д. 86) правовым основанием для освобождения юридического лица от уплаты государственной пошлины не является, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу краевой общественной организации «Русская община Камчатки» – без удовлетворения.
Взыскать с краевой общественной организации «Русская община Камчатки» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 700 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи