ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4821/19 от 30.06.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Щелкунова Е.В. Дело № 33а-5655/2020

УИД: 63RS0045-01-2019-005524-82

Дело № 2а-4821/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей - Евдокименко А.А., Ивановой Е.Н.,

при секретаре – Нугайбековой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Суворова А.А. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 23 октября 2019 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Суворова А.А. – Суворовой О.В. (по доверенности), возражения представителя ИФНС России по Промышленному району г. Самара – Зайцевой А.А. (по доверенности) судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Промышленному району г. Самара обратилась в суд с административным исковым заявлением к Суворову А.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам, указав, что за ним числится задолженность за 2016-2017 гг., в том числе: по транспортному налогу за 2016 г. в размере 41 550 руб., пени по данному виду налогу в размере 134,04 руб.; по транспортному налогу за 2017 г. в размере 41 550 руб., пени по данному виду налогу в размере 135,04 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 1 331 руб., пени по данному виду налога 4,33 руб. В добровольном порядке задолженность не погашена, выданный 01 марта 2019 г. судебный приказ о взыскании указанных налогов отменен определением мирового судьи судебного участка №42 Промышленного судебного района г.о. Самара Самарской области от 05 апреля 2019 г. по заявлению налогоплательщика. На момент подачи административного иска задолженности не оплачена.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 23 октября 2019г. требования ИФНС России по Промышленному району г. Самара удовлетворены. С Суворова А.А. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 г. в размере 41 550 руб., пени в размере 135,04 руб.; недоимка по транспортному налогу за 2017 г. в размере 41 550 руб., пени в размере 135,04 руб.; недоимка по налогу на имущество за 2017 г. в размере 1 331 руб. и пени в размере 4,33 руб., государственная пошлина в размере 2 741 руб.

С данным решением не согласился Суворов А.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права, ссылаясь на то, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по обязательным платежам, а также на то, что с него ранее уже взыскана задолженность по транспортному налогу и пени.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Суворова А.А. – Суворова О.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самара – Зайцева А.А. (по доверенности) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала, решение суда не подлежащим отмене.

Суворов А.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Положениями пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Установлено, что Суворов А.А. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения: автомобиля LEXUS RX350 г/н ; квартиры с кадастровым номером (л.д.9).

За 2016-2017 гг. налоговым органом Суворову А.А. начислены указанные выше налоги с направлением в его адрес налогового уведомления №60449306 от 23 августа 2018 г. об уплате транспортного налога в размере 83 100 руб., и налога на имущество физических лиц в размере 1 331 руб. со сроком уплаты до 03 декабря 2018г. (л.д.8).

В связи с неуплатой налогов налогоплательщику выставлено требование №55292 по состоянию на 17 декабря 2018 г., которым предложено в срок до 29 января 2019 г. погасить недоимку за 2016-2017 гг. по транспортному налогу в размере 83 100 руб. (41 550 руб. + 41 550 руб.) и пени за период с 4 декабря 2018г. по 16 декабря 2018г. в сумме 270,08 руб. (135,04 руб. + 135,04 руб.); по налогу на имущество физических лиц в размере 1 331 руб. и пени за период с 4 декабря 2018г. по 16 декабря 2018г. в размере 4,33 руб., всего в общей сумме 84 705,41 руб. ( (л.д.6).

Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, 01 марта 2019 г. мировым судьей судебного участка № 42 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-257/2019 о взыскании с Суворова А.А. обязательных платежей и санкций. Определением того же мирового судьи от 05 апреля 2019 г. судебный приказ №2а-257/2019 отменен по заявлению Суворова А.А. (л.д. 5), после чего, в срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ИФНС России по Промышленному району г. Самара обратилась в суд с настоящим иском для взыскания указанной недоимки и пени.

Доказательств уплаты начисленных налогов и пени материалы дела не содержат.

Расчет задолженности по налогам судом проверен и признан правильным, административным ответчиком не оспорен. Контррасчет задолженности административный ответчик не представил.Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2016-2017 гг. в заявленном налоговым органом размере.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, взыскивая государственную пошлину в доход государства, суд оставил без внимания, что в силу абзаца 5 части 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджет городского округа, в данном случае в бюджет городского округа Самара, в связи с чем в данной части резолютивная часть решения суда подлежит уточнению.

Доводы апелляционной жалобы о неполучении налогового уведомления, требований об уплате налогов и пени судебной коллегией отклоняются.

Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается предоставленными в судебном заседании суда апелляционной инстанции сведениями о выгрузки (уведомлений, требований) в личный кабинет налогоплательщика, согласно которому выгрузка требований производилась налоговым органом 17 декабря 2018 г.

В силу части 4 статьи 52 и части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление, требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно Приказу от 22 августа 2017г. NММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ) налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доказательств, свидетельствующих об отказе от пользования личным кабинетом налогоплательщика либо о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика, суду первой и апелляционной инстанций не представлено, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о неполучении налогового уведомления и требования об уплате налогов и пени не могут быть приняты во внимание.

Утверждения представителя административного ответчика данные в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции о ненадлежащем извещении административного ответчика судом первой инстанции, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку опровергаются материалами дела.

Из пояснений представителя Суворова А.А. – Суворовой О.В. следует, что административный ответчик зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

Вопреки доводам жалобы в материалах дела содержится уведомление о вручении судебной повестки по указанному представителем адресу, что свидетельствует о том, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Приказом ФГУП "Почта России" от 07 марта 2019 г. N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" утвержден общий порядок вручения РПО адресату (уполномоченному представителю) при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Согласно статьи 3 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, почтовое отправление с уведомлением о вручении (простым/заказным/электронным) РПО - регистрируемое почтовое отправление - почтовые отправления (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем)), принимаемые от отправителя с выдачей квитанции, с присвоением отправлению ШПИ (ШИ) и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения.

Так, пунктом 10.1.1 Порядка установлено, что при вручении РПО адресату (уполномоченному представителю) по предъявлении документа, удостоверяющего личность, почтовый работник: сверяет данные об адресате, указанные на РПО (заказном уведомлении о вручении), с данными документа, удостоверяющего личность; предлагает адресату (уполномоченному представителю) проставить подпись и дату получения РПО в извещении ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119) / подпись в листе "Подтверждение получения" бланка ф. Е1-в; сверяет подпись адресата в извещении ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119, лицевой стороне бланка ф. Е1-в "Подтверждение получения") с подписью в документе, удостоверяющем личность.

Таким образом, имеются все основания полагать, что именно Суворов А.А. получил судебное извещение о назначенном судебном заседании.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по обязательным платежам отклоняются как несостоятельные.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 указанной статьи).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 указанной статьи).

Установлено, подтверждено материалами дела, что административному ответчику налоговым органом выставлено требование №55292, срок исполнения которого - до 29 января 2019 г.

Судебный приказ о взыскании с Суворова А.А. недоимки по транспортному налогу в сумме 83 100 руб. и пени по данному виду налога в сумме 270,80 руб. за 2017 г. вынесен 01 марта 2019., то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.

После отмены судебного приказа 05 апреля 2019 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском 11 сентября 2019г.

Таким образом, срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания налога и пеней в судебном порядке, в настоящем случае соблюден, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что процедура и сроки принудительного взыскания транспортного налога за 2016-2017 гг., налога на имущество физических лиц за 2017 г. и пени налоговым органом соблюдена.

Утверждения в апелляционной жалобе о том, что с административного ответчика ранее решением Промышленного районного суда г.Самары взыскана спорная задолженность по налогам и пени, отклоняются судебной коллегией, поскольку доказательств данным утверждениям не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> в собственности Суворова А.А. в 2016г. не находилась, отклоняются судебной коллегией, поскольку за 2016г. налог на данное жилое помещение налоговым органом не взыскивается.

Расчет налога на указанное жилое помещение произведен с 2017 г. за 12 месяцев, поскольку установлено, что на жилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> право собственности Суворова А.А. зарегистрировано 14 января 2017 г.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Суворова А.А., оснований полагать, что у него отсутствует задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц не имеется, объективных доказательств уплаты налогов за спорные периоды не представлено, в связи с чем его ссылки на указанные обстоятельства во внимание не принимаются.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Промышленного районного суда г. Самары от 23 октября 2019 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу Суворова А.А. - без удовлетворения, указав, что государственная пошлина в размере 2 741 рублей взыскана в бюджет городского округа Самара.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –