К О П И Я
Апелл. дело №33а-2125/2021
Первая инстанция № 2а-549/2021
УИД 89RS0002-01-2021-000593-46
Судья Михайлова О.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 августа 2021 года город Салехард
Судебная коллегия по административным делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Н.В.,
судей коллегии Семейкиной С.А., Ощепкова Н.Г.,
при помощнике Чухломиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Заградского Сергея Сергеевича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Мочаловой Н.В., административного истца Заградского С.С. посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заградский С.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО о признании незаконным действий, выразившихся в осуществлении цензуры писем Салехардского городского суда ЯНАО и Центрального районного суда г. Хабаровска, адресованных ему лично, а не администрации учреждения. Указанными незаконными действиями администрации учреждения нарушены его права, предусмотренные ст. 19, 21 Конституции РФ, ст. 15, 19 УИК РФ. Просил признать данные действия незаконными и обязать устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании административный истец Заградский С.С. поддержал заявленные требования.
Представители ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО и УФСИН России по ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Обжалуемым решением суда требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.
С решением не согласен административный истец Заградский С.С., просил его отменить. В обоснование жалобы указал, что судом не учтены фактические обстоятельства дела, со стороны административного ответчика имеет место незаконное применение цензуры к письмам, поступающим на его имя, что является нарушением его прав и законных интересов.
Исследовав материалы дела, заслушав административного истца Заградского С.С. посредством видеоконференц-связи, настаивавшего на доводах жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Из статей 71 (пункты "в", "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что в уголовном процессе право каждого на получение информации, корреспондирующее названной обязанности органов государственной власти, регулируется уголовно-процессуальным законодательством и что федеральный законодатель вправе конкретизировать содержание и установить правовые механизмы, условия и порядок его реализации, не допуская при этом искажения существа, самой сути данного права и введения таких его ограничений, которые противоречили бы конституционно значимым целям.
В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.02.2000 г. N 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Перечень документов, подлежащих вручению осужденному, а также право на получение им соответствующей информации установлены нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что 25 января 2021 года на имя Заградского С.С. из Салехардского городского суда ЯНАО поступило сопроводительное письмо о направлении ему копии определения суда от 13 января 2021 года о возвращении его административного искового заявления (л.д.6-7).
16 февраля 2021 года на имя Заградского С.С. из Центрального районного суда г. Хабаровска поступило извещение о дате и времени подготовки и рассмотрения административного дела по его административному иску (л.д. 8-9).
Суд установил, что конверты, в которых находилось указанные документы, поступившие из судов, были вскрыты и зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции через канцелярию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, исходя из установленных обстоятельств, пришел к выводу о законности действий административного ответчика, поскольку администрацией учреждения своевременно вручена почтовая корреспонденция, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав административным ответчиком.
Судебная коллегия полагает данный вывод законным.
Согласно части 2 статьи 91 УИК РФ получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 данного Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 15 УИК РФ (в редакции на день вынесения решения) предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Согласно частям 2, 3 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-Ф) и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона № 103-ФЗ переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.
В силу статьи 21 Федерального закона № 103-ФЗ предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей (часть 1).
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете (часть 2).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно пункту 91 Правил представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Все предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, начальником корпусного отделения регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, о чем под роспись знакомится заявитель. Устные предложения, заявления и жалобы докладываются лицу, ответственному за их рассмотрение (пункт 92 Правил).
Пункт 94 Правил воспроизводит положения части 2 статьи 21 Федерального закона № 103-ФЗ.
С учетом приведенных выше требований закона и установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия административного ответчика являются законными, административный истец не представил доказательств того, какие его права и законные интересы были нарушены тем, что определение и уведомление суда были зарегистрированы в установленном порядке, и каким образом они были нарушены.
Более того, пунктом 1.2 Инструкции № 94 по цензуре корреспонденции осужденных к лишению свободы, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной приказом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 26.11.2001 года N 215-ДСП предусмотрено понятие цензуры, указано, что цензура корреспонденции является проверкой содержания входящей и исходящей переписки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в целях обнаружения в ней сведений, имеющих значение для решения задач борьбы с преступностью, путем изучения указанной корреспонденции специальным сотрудником.
При этом целью цензуры является запрет или ограничение это каким-либо образом такой переписки.
В юридической литературе под цензурой понимается «контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными и вредными» (источник: Борихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 686).
Таким образом, несмотря на вскрытие конвертов, направляемые Заградскому С.С. письма судов фактически цензуре не подвергались, поскольку администрацией не предпринимались меры каким-либо образом запрещать или ограничивать такую переписку, само по себе наличие на письмах штампов входящей корреспонденции не может служить подтверждением того, что они подвергались цензуре.
Кроме того, из материалов дела следует, что письмо Салехардского городского суда ЯНАО от 13.01.2021 года (зарегистрированное 25.01.2021 года № 150) и письмо Центрального районного суда г. Хабаровска от 14.01.2021 года (зарегистрированное 16.02.2021 года № 507) содержат сведения информационного для административного истца характера, как для участника административного судопроизводства. Так первым письмом была направлена копия определения об оставлении административного иска Заградского С.С. без движения. Второе письмо является судебным уведомлением о назначении судебного заседания по его административному иску к прокуратуре г. Хабаровска.
В силу п. 159 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые получают для хранения на руки под роспись от администрации СИЗО следующие документы: копию обвинительного заключения или обвинительного акта; копию приговора, определения суда или постановления судьи.
Согласно п. 160 Правил внутреннего распорядка извещение о рассмотрении дела кассационной инстанцией; извещение о продлении срока содержания под стражей; извещение о направлении уголовного дела в суд; извещение о перечислении подозреваемых или обвиняемых из одного органа в другой; ответы на их жалобы, ходатайства и др. объявляются подозреваемым или обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам.
Судебная коллегия полагает, что указанные в административном иске документы не могли быть переданы административному истцу без участия администрации места содержания его под стражей и без регистрации их в журнале входящей корреспонденции, поскольку факт регистрации и дата ознакомления и получения административным истцом их копий являются подтверждением получения лично в руки копии определения суда и судебное уведомление, то есть доказательством надлежащего уведомления о процессуальных действиях судов и о месте и времени рассмотрения дела. Копии данных документов для суда являются также надлежащим доказательством их вручения административному истцу и выполнения администрацией исправительного учреждения обязанности уведомления.
Таким образом, со стороны администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО не было совершено незаконных действий, нарушающих права и свободы административного истца, не было создано препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения либо отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 30 августа 2021 года.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова