ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5582/2028 от 09.06.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья Найденова О.Н. Дело № 33а-922/2020 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей – Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Якушевой К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июня 2020 года административное дело по административному иску Трофименко Валентины Митрофановны к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г. Курск, начальнику территориального отделения в г. Курске ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации Будаевой Т.В. о признании решения незаконным, поступившее с апелляционной жалобой начальника территориального отделения в г.Курске ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г.Курске Будаевой Т.В. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 16 октября 2019 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г. Курске, оформленное в виде уведомления №46-41/03/2019 от 28.05.2019 года, об отказе Трофименко Валентине Митрофановне в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г. Курске принять решение о признании Трофименко Валентины Митрофановы участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца Трофименко В.М. по доверенности – Абакумова С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Трофименко В.М. обратилась суд с вышеуказанным административным иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, мотивируя свои требования тем, что она с 31.10.1979 года проживает на территории закрытого военного городка г.Белгород-22 в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит МО РФ, приватизации не подлежит и приватизировано не было. Она была указана в списках кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по в/ч 25624 в период с 2005 года по 2010 год. В соответствии с уведомлением за № 01-27/26 от 15.05.2012 года на указанный период она также была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации».

Однако, государственные обязательства по обеспечению ее жильем не выполнены. Уведомлением № 46-41/03/2019 от 28.05.2019 года ей отказано в признании ее участником указанной программы.

Просила признать незаконным решение, оформленное уведомлением №46-41/03/2019 от 28.05.2019 года, об отказе ей в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и возложить обязанность на административного ответчика включить ее в список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», согласно очередности на дату принятия решения.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе начальник территориального отделения в г.Курске ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г.Курске Будаева Т.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Административный истец Трофименко В.М., представитель административного ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице территориального отделения в г.Курске, административный ответчик – начальник территориального отделения в г.Курске ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Будаева Т.В., представитель заинтересованного лица Министерства обороны РФ, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенные по правилам ст.96 КАС РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п.13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В силу п.14 ст.15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.1 ст.57 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, Трофименко Н.И. (покойный супруг административного истца Трофименко В.М.) до момента смерти ДД.ММ.ГГГГ года (свидетельство о смерти I-ЛЕ №773839 от 15.06.2009 года) проживал вместе с супругой – Трофименко В.М. по адресу: <адрес> (закрытом обособленном военном городке).

После смерти Трофименко Н.И. его супруга Трофименко В.М. (административный истец) по указанному выше адресу проживает по настоящее время. Другого недвижимого имущества, кроме указанной квартиры, Трофименко В.М. не имеет, что подтверждается сведениями из ЕГРН № 31/004/052/2018-815 от 24.12.2018 года.

Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 01.08.2018 года №2/244237 Трофименко Н.И. был поставлен на учет на получение Государственных жилищных сертификатов по войсковой части 25624 в период с 2005 года по 2010 год совместно с супругой Трофименко В.М. Трофименко В.М. является пенсионером по старости.

02 октября 2018 года Трофименко В.И. обратилась в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании ее участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных Федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы по МО и считать дату постановки на учет с 13.01.2006 года в соответствии с архивной справкой от 01.08.2018 года №2/244237.

Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 46-41/03/2019 от 28.05.2019 года Трофименко В.М. отказано в признании ее участником основного мероприятия Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ», указав причину отказа то, что Трофименко В.М. в соответствии с представленными документами ни к одной из категории граждан, указанных в п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», не относится, требования на выселение к ней не предъявлены, а потому основания к переселению из закрытого военного городка отсутствуют.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 752-р от 01.06.2000 года (в ред. от 16.01.2019 года) г.Белгород-22 включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Трофименко В.М., суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства и с учетом фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о незаконности решения, оформленного уведомлением №46-41/03/2019 от 28.05.2019 года, об отказе ей в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку указанным решением нарушены права административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», пунктом 5 которых установлены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

В силу п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.п.«б» п.5 Правил, вместо выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений предоставляют справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка).

Содержание приведенных положений указывает на то, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием в выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Из материалов дела следует, что Трофименко В.М. проживет и зарегистрирована в закрытом и обособленном военном городке по адресу: <адрес> с 31.10.1979 года по настоящее время. Данная жилая площадь принадлежит МО РФ, приватизации не подлежит и приватизирована не была. Такая справка предоставлялась Трофименко В.М. в ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ в лице территориального отделения в г. Курске.

Согласно п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения были определены ст.108 ЖК РСФСР, пункт 9 которого предусматривал пенсионеров по старости.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии оснований для признания незаконным обжалуемого Трофименко В.М. решения.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не являются основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда г.Курска от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника территориального отделения в г.Курске ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г.Курске Будаевой Т.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи