ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5700/2023 от 23.01.2024 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ахтемирова Ю.С. адм. дело № 33а-1331/2024

УИД: 63RS0031-01-2023-005873-35 (33а-15026/2023)

№ 2а-5700/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Пудовкиной Е.С. и Роменской В.Н.,

при секретаре Исмаилове Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Клыги А.А, на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., судебная коллегия

установила:

Клыга А.А. обратился в суд с административным иском к военному комиссару Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области Чурсаеву В.В. о признании незаконным уведомления об отказе в снятии с воинского учета.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 4 августа 2023 г. он посредством направления заявления через портал Госуслуги обратился в военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти с заявлением о снятии с воинского учета, в связи с переездом на постоянное проживание за пределы Российской Федерации. Уведомлением военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти № от 18 августа 2023 г. отказано в снятии с воинского учета. Клыга А.А. не согласен с отказом, поскольку действующее законодательство позволяет подать заявление о снятии с воинского учета через личный кабинет на портале Госуслуг, при этом отсутствует обязанность личной явки в военкомат для целей снятия с воинского учета.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным уведомление об отказе в снятии с воинского учета № от 18 августа 2023 г., обязать военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области снять административного истца с воинского учета в связи с выездом из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 сентября 2023 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения (л.д. 59-65).

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 70-71).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что Клыга А.А. состоял на воинском учете с 23 января 2014 г., снят с воинского учета решением призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти № от 23 мая 2022 г. на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (освобожден от военной службы по состоянию здоровья - признан ограниченно годным к военной службе, зачислен в запас (л.д. 32-35).

Решением призывной комиссии Самарской области № от 3 июня 2022 г. вышеуказанное решение призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти оставлено без изменения (л.д. 37).

4 августа 2023 г. Клыга А.А. посредством направления заявления через портал Госуслуги обратился в военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти с заявлением о снятии с воинского учета, в связи с переездом на постоянное проживание за пределы Российской Федерации (л.д. 48-49).

Уведомлением военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти № от 18 августа 2023 г. Клыги А.А. отказано в снятии с воинского учета (л.д. 13).

Основанием для принятия указанного решения указано: - отсутствие у гражданина документов, необходимых для снятия с воинского учета; -данные, указанные в заявлении, противоречат сведениям, полученным посредством межведомственного взаимодействия; - неявка гражданина с оригиналами документов; - приложенные к заявлению документы не соответствуют установленным требованиям.

В качестве разъяснения причин отказа указано: сведения о регистрации по месту жительства, указанные в заявлении, не подтверждены данными, полученными посредством межведомственного взаимодействия; в ходе электронного межведомственного взаимодействия не подтверждены сведения о семейном положении заявителя, указанные в заявлении; гражданин не явился на прием с оригиналами документов в установленный срок; при рассмотрении представленных документов и сведений установлено, что документы не соответствуют установленным требованиям; гражданин не представил документы, необходимые для снятия с воинского учета.

Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции исходил из того, что из представленных суду документов следует, что с момента снятия с воинского учета с 23 мая 2022 г. как ограниченно годного к военной службе по состоянию здоровья в рамках призывных мероприятий, по вопросу постановки на воинский учет Клыга А.А. не обращался, в связи с этим требования последнего снять его с воинского учета не состоятельны, в связи с чем суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения заявления Клыги А.А. о снятии последнего с воинского учета в связи с переездом на постоянное проживание за пределы РФ у военного комиссара Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Чурсаева В.В. отсутствовали.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ввиду следующего.

Так, мероприятия по постановке граждан на воинский учет и снятию с воинского учета осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Как следует из содержания пункта 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.

Пунктом 16 (1) Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, также предусмотрено, что постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию, а также по профессиональному психологическому отбору граждан, которые проводятся при последующей явке гражданина в военный комиссариат.

При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их оповещение об этом осуществляется автоматически через реестр воинского учета в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или при наличии технической возможности - с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - портал государственных и муниципальных услуг (функций). При этом такие граждане могут представить необходимые документы для осуществления воинского учета при личной явке в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета на портале государственных и муниципальных услуг (функций).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщить в письменной или электронной форме в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, сведения об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо о выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в 2-недельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 81 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Направить соответствующее заявление в военный комиссариат возможно в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В силу статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона).

Таким образом, на граждан в случае их выезда из Российской Федерации на срок более шести месяцев возложена обязанность сообщать в военный комиссариат сведения об этом.

При этом, как следует из вышеизложенных положений закона, снятие с воинского учета может осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.

Вместе с тем, явка гражданина в военный комиссариат для снятия с воинского учета может потребоваться, в частности, при установлении противоречий между сведениями, указанными в заявлении, и полученными в результате межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, согласно пунктам 4.5, 9.3 Инструкции (приложение № к Указаниям заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ № от 12 мая 2023 г., приглашение заявителя в военный комиссариат предусмотрено, в том числе в случае снятия с воинского учета, для предоставления оригиналов документов, подтверждающих основание снятия с воинского учета (л.д. 46).

Из материалов дела следует, что на заявление Клыги А.А. от 4 августа 2023 г. о снятии с воинского учета 7 августа 2023 г. через портал Госуслуги в адрес Клыги А.А. направлена информация о необходимости в срок до 11 августа 2023 г. явиться в военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области. Указано, не необходимость иметь при себе следующие документы: паспорт, военный билет, документы, подтверждающие переезд на территорию иностранного государства с переводом (л.д. 14).

Также административным ответчиком указано, что при рассмотрении представленных административным истцом документов и сведений установлено, что документы не соответствуют установленным требованиям, не подтверждаются данными, полученными посредством межведомственного взаимодействия (в МВД РФ отсутствуют сведения о регистрации гражданина, в связи с чем, адрес, указанный в заявлении о месте регистрации, не нашел своего подтверждения), при этом Клыга А.А. не явился на личный прием с оригиналами документов, необходимых для снятия с воинского учета, в том числе, с военным билетом, который у него отсутствовал ввиду его не получения административным истцом после освобождения его от военной службы по состоянию здоровья.

При таких обстоятельствах, с учетом наличия противоречий между сведениями, указанными в заявлении, и полученными в результате межведомственного электронного взаимодействия, и неявки административного истца на личный прием для предоставления необходимых документов, судебная коллегия приходит к выводу, о том, что отказ в снятии Клыги А.А. с воинского учета, изложенный в уведомлении № от 18 августа 2023 г., является законными обоснованным, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Несогласие административного истца с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления, при этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Клыги А.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 2 февраля 2024 г.

Председательствующий:

Судьи: