ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-574/2023 от 28.11.2023 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Красногирь Т.Н. № 33а-3514/2023

№ 2а-574/2023

67RS0004-01-2023-000429-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2023 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой О.А.,

судей Савушкиной О.С., Штейнле А.Л.,

при помощнике судьи Буданове И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий по апелляционным жалобам административного ответчика УМВД России по Смоленской области, заинтересованного лица Козлова Евгения Александровича на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 14 августа 2023 г.

Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения представителя административного ответчика УМВД России по Смоленской области – Степанова Р.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы и возражавшего против доводов апелляционной жалобы Козлова Е.А., возражения представителя административного истца прокурора Юрченковой Л.Н. относительно доводов апелляционных жалоб, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области – Давыденкова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы УМВД России по Смоленской области и возражавшего против доводов апелляционной жалобы Козлова Е.А., судебная коллегия

установила:

Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области (далее – прокурор) обратился в суд с указанным административным иском, с учетом уточнений просил суд признать незаконными действия отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области по выдаче разрешения от 4 октября 2017 г. серии РОХа на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, № 709; обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, № 709 в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; обязать УМВД России по Смоленской области хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, № 709 до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе обращения Козлова Е.А., поступившего с личного приема прокурора Смоленской области, прокуратурой были выявлены грубые нарушения, допущенные должностными лицами отделения ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области (в настоящее время отделение лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области) (далее – Росгвардия), выразившиеся в незаконном предоставлении Козлову Е.А. разрешения от 4 октября 2017 года серии РОХа в связи с недостоверными данными о реализации оружия <данные изъяты> не осуществляющим деятельность на момент приобретения оружия, и не имеющим лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и патронов.

Кроме того, по факту обнаружения нарезов в нижнем стволе оружия и по факту возможного незаконного сбыта указанного ружья МО МВД России «Вяземский» проводились первоначальные и дополнительные проверочные мероприятия в рамках сообщения о преступлении, оружие было изъято у Козлова Е.А. и принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», где находится в настоящее время.

В возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствие события преступления.

Прокурор, предъявляя административный иск, полагал, что незаконное нахождение в легальном обороте огнестрельного гладкоствольного длинноствольного ружья, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку способствует совершению преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия, что в свою очередь создает угрозу безопасности граждан и общества и препятствует уполномоченным органам исполнительной власти надлежащим образом осуществлять контроль за оборотом оружия на территории Российской Федерации.

В рамках досудебного урегулирования спора межрайонной прокуратурой в адрес начальника управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области 24 ноября 2022 года через прокуратуру Смоленской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об оружии, по результатам рассмотрения которого Управлением Росгвардии по Смоленской области нарушений в действиях подчиненных сотрудников не установлено.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 17 мая 2023 г. по делу в качестве заинтересованного лица привлечено МО МВД России «Вяземский» Смоленской области.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель Вяземской межрайонной прокуратуры Ковалева С.И. уточненные административные исковые требования поддержала.

Заинтересованное лицо Козлов Е.А. оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив о том, что приобрел оружие на законных основаниях, предоставив сотрудникам отделения ЛЛР (Росгвардии) все необходимые документы, предусмотренные административным регламентом.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области, МО МВД России «Вяземский» Смоленской области, извещенных своевременно и надлежащим образом.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 14 августа 2023 г. уточненные требования прокурора удовлетворены. Признаны незаконными действия отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области по выдаче разрешения от 4 октября 2017 г. серии РОХа на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, . На Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области возложена обязанность разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, № 709 в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». На УМВД России по Смоленской области возложена обязанность хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

В апелляционной жалобе административный ответчик УМВД России по Смоленской области просит решение отменить в части возложения обязанности на УМВД России по Смоленской области хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылаясь на положения ст. 227 КАС РФ, п. 6 ст. 34 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226–ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», положения Устава ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», указывает, что обязанность по хранению оружия исполняется административным ответчиком в силу закона и повторное возложение вышеуказанной обязанности необоснованно. В материалах дела имеется приемный акт, согласно которому оружие было принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области». Каких-либо обстоятельств неисполнения обязанности по хранению изъятого оружия со стороны УМВД России по Смоленской области судом не исследовалось, нарушений в действиях УМВД России по Смоленской области не установлено.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Козлов Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на обстоятельства приобретения лицензии на ношение спорного оружия указывает, что является добросовестным приобретателем данного оружия. Лицензия и оружие с заявлением о постановке на учет, разрешение на хранение и ношение оружия представлены в отделение ОЛРР в УФСВНГ РФ по Смоленской области. Каких-либо нарушений должностными лицами выявлено не было, вынесено заключение о возможности выдаче разрешения на хранение и ношение оружия. На протяжении пяти лет на законных основаниях он хранил и пользовался данным оружием. В целях замены разрешения на хранение оружия, инспектор потребовала сдать оружие на экспертизу, не объяснив причину. После чего была проведена комплексная экспертиза, в которой установлено, что оружие изготовлено заводским способом и конструктивных изменений не вносилось. Указывает, что порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и срок изготовления решения в окончательной форме ему не разъяснялся.

В возражениях на апелляционные жалобы заместитель Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Вяземский» Смоленской области и заинтересованное лицо Козлов Е.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), положения которого, согласно его преамбуле, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Указанный федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия, в частности, предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации с тем, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также чтобы обеспечить строго целевое использование оружия и предусматривает ряд обстоятельств, наличие которых исключает возможность получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, а также влечет за собой аннулирование ранее выданных лицензий и разрешений органами, выдавшими эти лицензии или разрешения (статьи 9, 13 и пункт 3 части 1 статьи 26).

В силу п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого решения) войска национальной гвардии наделены полномочиями как по выдаче (предоставлении) гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, так и по выдаче разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия.

Гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия; продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (ч. 14 ст. 13).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере оборота оружия, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), которая организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему; разрабатывает и утверждает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности (п. 1, подпункты 19, 23 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510).

В силу ч. 4 ст. 9 Закона об оружии основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 сентября 2017 г. Козлову Е.А., <дата> года рождения, ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области, расположенному по адресу: <адрес>, выдан дубликат лицензии серии ЛГа на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, сроком действия до 19 марта 2018 года.

22 сентября 2017 г. от Козлова Е.А. в ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области поступило заявление о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, а именно «Sauer» калибра 16 , приобретенного 2 сентября 2017 г. в <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, по лицензии серии ЛГа , выданной 19 сентября 2017 г. ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области.

Из акта осмотра оружия от 22 сентября 2017 г., составленного инспектором ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области Савченковой О.В. в присутствии Козлова Е.А., следует, что проведен осмотр приобретенного оружия и патронов к нему, а также осуществлена сверка вида, модели, серии, номера и года выпуска оружия с учетными данными. В результате сверки «Sauer» калибра 16, расхождений не выявлено.

По результатам рассмотрения представленных документов 4 октября 2017 г. в ОЛРР УФСВНГ по Смоленской области на имя Козлова Е.А., проживающего по адресу: <адрес>, выдано разрешение серии РОХа на хранение и ношение охотничьего огнестрельного пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему – «Sauer» калибра 16, .

1 сентября 2021 г. старшим инспектором ОЛРР по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Росгвардии по Смоленской области Савченковой О.В. в адрес начальника МО МВД России «Вяземский» подан рапорт, в котором просит дать указание подчиненным сотрудникам организовать и провести проверку с целью проведения исследования охотничьего огнестрельного трехствольного оружия иностранного производства № 709, принадлежащего Козлову Е.А., в связи с визуальным обнаружением нарезов в нижнем стволе указанного оружия; данный материал занести в КСПУ для дальнейшей проверки и принятия решения.

1 сентября 2021 г. УУП МО МВД России «Вяземский» на основании вышеназванного рапорта старшего инспектора, КУСП 8907 от 1 сентября 2021 г., составлен протокол изъятия у Козлова Е.А. оружия - «Sauer» калибра 16, . При осмотре оружия установлено, что на нем присутствуют незначительные потертости, деревянные части оружия без видимых дефектов с ремнем черно-оранжевого цвета; оружие в чехле коричневого цвета марки «Хольстер». Оружие зарегистрировано ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области, разрешение РОХа № 18563564, действительно до 4 октября 2022 г.

23 сентября 2021 г. Центром лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Москве сообщено в адрес ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области о том, что Главное управление Росгвардии по г. Москве не располагает сведениями о получении <данные изъяты> зарегистрированном по адресу: <адрес> (), лицензий на осуществление частной охранной деятельности, лицензий на хранение, торговлю, коллекционирование, экспонирование оружия и его основных частей и патронов, разрешений на ввоз их в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, разрешений на перевозку, транспортирование и использование оружия на стрелковых объектах, иных лицензий и разрешений на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и патронов, а также сведениями о наличии у указанного юридического лица гражданского оружия и патронов к нему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты> (), расположенное по адресу: <адрес>, 4 июня 2007 г. прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме слияния; правопреемник <данные изъяты> ().

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенной в свободном доступе в сети интернет в отношении <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, следует, что данное юридическое лицо, основным видом деятельности которого являлась «деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров», прекратило свою деятельность 11 июля 2016 г.

На основании постановления о назначении экспертизы от 1 октября 2021 г., вынесенного и.о. дознавателем МО МВД России «Вяземский» по материалам проверки КУСП 10323 от 11 октября 2021 г., экспертно-криминалистическим центром УМВД России по Смоленской области проведена баллистическая экспертиза в отношении охотничьего огнестрельного оружия «Sauer» калибра 16, , и составлено заключение р, 1262р, согласно выводам которого:

1. Предмет, представленный на экспертизу, является гладкоствольным трехствольным комбинированным охотничьим ружьем модели «Sauer», верхние стволы 16 калибра, нижний ствол калибра 9,3х72R. Данное ружье относится к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию.

2. Данное ружье производства Германия, изготовлено заводским способом.

3. Конструктивных изменений в данном ружье не обнаружено.

4 Данное ружье пригодно для производства выстрелов из верхних стволов 16 калибра. Решить вопрос пригодно ли ружье для стрельбы из нижнего ствола не представляется возможным, ввиду отсутствия в ЭКЦ УМВД России по Смоленской области патронов данного калибра.

5. Данное ружье является гладкоствольным трехствольным комбинированным охотничьим ружьем модели «Sauer».

6. Ружье имеет два верхних ствола 16 калибра, один нижний ствол калибра 9,3х72R, в районе дульного среза имеет участок со сверловкой типа «парадокс» изготовленной промышленным способом.

7. Заводской номер ружья, расположенный на левой щечке колодки состоит из трех цифр, первая цифра (7), вторая цифра не пропечатана и читается частично, третья цифра (9). Маркировочные обозначения заводского номера на колодке ружья уничтожению не подвергались. Каких-либо еще маркировочных обозначений заводского номера обнаружено не было.

27 января 2022 г. оружие - «Sauer» калибра 16, , иностранного производства, от МО МВД России «Вяземский» на основании приемного акта № 7 было принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области».

Из ответа Управления Росгвардии по Смоленской области от 16 ноября 2022 г. на запрос МО МВД России «Вяземский» следует, что при проверке по базе данных сервиса централизованного учета оружия Росгвардии охотничьего огнестрельного оружия «Sauer», кл. 16/8,7х72, , принадлежащего Козлову Е.А., установлено совпадение по модели и номеру с оружием, ранее состоявшим на учете в подразделении лицензионно-разрешительной работы г. Новосибирска. Разрешений на ввоз указанного оружия на территорию Российской Федерации и вывоз за пределы Российской Федерации Управлением Росгвардии по Смоленской области не выдавалось. Одновременно сообщено, что согласно данных центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Москве <данные изъяты> где Козловым Е.А. приобретено указанное оружие, лицензия на торговлю оружием и патронами не выдавалась.

Из ответа Смоленской таможни от 8 декабря 2022 г. на запрос МО МВД России «Вяземский» следует, что Смоленская таможня не располагает сведениями о декларировании огнестрельного оружия модели «Sauer» по установленным параметрам.

Из объяснений, данных 24 ноября 2022 г. старшим инспектором ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области в г. Вязьма Савченковой О.В. заместителю Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, следует, в числе прочего, что работает в должности старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области в г. Вязьма. В должностные обязанности входит: прием и рассмотрение заявлений, поданных гражданами и юридическими лицами на получение лицензий на приобретение и разрешений на хранение и ношений оружия. В 2017 году занимала должность инспектора ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области, и на тот момент также относилась к Росгвардии, осуществляла аналогичные обязанности, но руководствовалась в своей деятельности приказами МВД, которые действовали в то время. Кто именно в 2017 году принимал заявление с документами от Козлова Е.А. и осуществлял осмотр его оружия ей (Савченковой О.В.) не известно. Однако в заявлении о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия – ружье марки «Sauer» калибра 16 , поданное Козловым Е.А. 22 сентября 2017 г., имеется заключение о возможности выдать разрешение Козлову Е.А., где указана ее должность, фамилия и инициалы, а также проставлена подпись. Пояснила, что данная подпись ей не принадлежит, она ее не проставляла, кто именно расписался от ее имени ей неизвестно. Также в регистрационном деле о выдаче Козлову Е.А. разрешения на оружие – ружья марки «Sauer» калибра 16, имеется акт осмотра оружия, который составлен от ее (Савченковой О.В.) имени, однако она указанное оружие не осматривала, акт не составляла, подписи в указанном акте ей не принадлежат. Кто мог составить от ее имени данный акт, ей неизвестно. Согласно данному акту каких-либо недостатков в ходе осмотра не выявлено.

24 ноября 2022 г. заместителем Вяземского межрайонного прокурора в связи с рассмотрением обращения Козлова Е.А., поступившего с личного приема прокурора Смоленской области, составлен акт проведения проверки соблюдения должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области требований федерального законодательства об оружии. В ходе проведения проверки выявлены нарушения в действиях должностных лиц Росгвардии требований действующего ранее пунктов 25.1 и 26 Административного регламента (Приложение к приказу МВД России от 27 апреля 2012 г. № 373), требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Так в ходе указанной проверки установлено, что в заявлении от 22 сентября 2017 г. на получение разрешения на оружие Козловым Е.А. отражено, что поставщиком является <данные изъяты> При этом в приложении к заявлению дубликате лицензии серии ЛГа от 19 сентября 2017 г. имеется печать Общества и подпись его представителя о продаже охотничьего ружья «Sauer». Вместе с тем, установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическое лицо – <данные изъяты> прекратило свою деятельность 4 июня 2007 г., в связи с чем на момент приобретения в 2017 году Козловым Е.А. указанного оружия данное Общество деятельность не осуществляло, при этом указанной организации лицензия на торговлю оружием и патронами не выдавалась.

Таким образом, разрешение на оружие от 4 октября 2017 г. серии РОХа номер 18563564 предоставлено Козлову Е.А. на основании недостоверных данных о реализации ружья несуществующим и не имеющим лицензии на предоставление разрешения и дубликате лицензии, с нарушением п. 25.1 и п. 26 Административного регламента без надлежащей проверки указанных в них сведений со стороны ответственного сотрудника разрешительной системы. В связи с изложенным, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, незаконно введено в легальный оборот оружия на территории Российской Федерации.

24 ноября 2022 г. начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области внесено представление и.о. Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области об устранении нарушений федерального законодательства об оружии по факту предоставления Козлову Е.А. разрешения на оружие от 4 октября 2017 г. серии РОХа на основании недостоверных данных о реализации ружья несуществующим и не имеющим лицензии <данные изъяты> отраженным в заявлении на предоставление разрешения и дубликате лицензии, с нарушением п. 25.1 и п. 26 Административного регламента без надлежащей проверки указанных в них сведений со стороны ответственного сотрудника разрешительного органа; предписано безотлагательно рассмотреть настоящее представление, приняв меры к незамедлительному устранению выявленных нарушений и недопущению подобных нарушений впредь, а также устранению причин и условий, им способствующих; принять меры к аннулированию лицензии серии ЛГа от 19 сентября 2017 г. и разрешения серии РОХа от 4 октября 2017 г.; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушения уголовно-процессуального законодательства.

12 января 2023 г. Управлением Росгвардии по Смоленской области исполняющему обязанности Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области направлен ответ о результатах рассмотрения представления, согласно которому по фактам, изложенным в представлении, Управлением Росгвардии по Смоленской области проведена проверка, по результатам которой нарушений сотрудниками Управления Росгвардии по Смоленской области требований пункта 25.1 и 26 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, утвержденного приказом МВД России от 27 апреля 2012 г. № 373, не установлено.

Аннулировать лицензию серии ЛГа от 19 сентября 2017 г. и разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа от 4 октября 2017 г. не представляется возможным, так как лицензия серии ЛГа от 19 сентября 2017 г. считается использованной, а срок действия разрешения на хранение и ношение оружия серии РОХа от 4 октября 2017 г. истек 4 октября 2022 г.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Приказ МВД России от 27 апреля 2012 г. № 373 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему» (далее – Административный регламент), согласно пункту 25.1 которого сотрудник при получении заявления устанавливает личность заявителя по предъявляемому им паспорту, после чего, кроме прочего, сверяет сведения о марке, модели, калибре, номере и годе выпуска оружия и сведения о юридическом лице - поставщике, УЛРР МВД России или территориальном органе МВД России (в случае получения оружия непосредственно от предыдущего владельца), указанные в дубликате лицензии, со сведениями, указанными в заявлении и документа.

При этом для вынесения заключения о возможности выдачи разрешения сотрудником проводится проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, в том числе путем сопоставления со сведениями, содержащимися в АИПС «Оружие-МВД» (пункт 26 Административного регламента).

Оружие - «Sauer» калибра 16, от МО МВД России «Вяземский» на основании приемного акта № 7 было принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», в связи с чем оно обязано храниться в указанном учреждении до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции произвел системный анализ нормативных актов и пришел к выводу, что должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы в нарушение требований Административного регламента, а также федерального законодательства, надлежащая проверка сведений, отраженных в представленных Козловым Е.А. документами с заявлением на получение разрешения на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16 , не проведена, в связи с чем подлежат признанию незаконными действия отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области по выдаче разрешения от 4 октября 2017 г. серии РОХа на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, .

Разрешая требования в части возложения на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области обязанности разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области обязано разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, .

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и не усматривает наличие правовых оснований для отмены судебного акта в указанной части в силу правильного применения судом приведенных выше норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы Козлова Е.А. о допущенных процессуальных нарушениях своего подтверждения не нашли: дата изготовления мотивированного решения указывалась судом после оглашения резолютивной части решения суда, замечаний на протокол судебного заседания Козлов Е.А. не подавал.

Удовлетворяя требования административного истца в части возложения на УМВД России по Смоленской области обязанности хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, суд исходил из того, что оружие на основании приемного акта было принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», в связи с чем оно обязано храниться в указанном учреждении до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями п. 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Судебная коллегия признает данные выводы не соответствующими обстоятельствам административного дела, сделанными при неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно пункту 83 указанного постановления, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом, для признания действий органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими закону административный истец в силу п.п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что оружие было принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», о чем свидетельствует приемный акт № 7 <данные изъяты>

Вопреки выводам суда первой инстанции административным ответчиком УМВД России по Смоленской области выполняется обязанность по хранению огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «Sauer» калибра 16, № 709 до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения требований административного истца в части возложения на УМВД России по Смоленской области обязанности хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения обязанности на УМВД России по Смоленской области хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», с принятием в указанной части нового решения - об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вяземского районного суда Смоленской области от 14 августа 2023 г.отменить в части возложения на УМВД России по Смоленской области обязанности хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «Sauer» калибра 16, до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Принять по административному делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Козлова Евгения Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи