ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-612/2021 от 20.07.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Осипов А.А. № 33а-2153/20121

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2021 года город Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Тимофееве А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.Смоленска о признании незаконным бездействия по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 14 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Туникене М.В.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым к Администрации г.Смоленска о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении в установленный законом срок в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Смоленска мероприятий по пос. Подснежники для обеспечения подвода к границе принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером инженерных сетей электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения и о понуждении Администрации г. Смоленска к совершению в течение трехмесячного срока со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу действий по планированию, согласованию и организации строительства инженерных сетей коммунального хозяйства, по организации электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения указанного земельного участка.

В обоснование указал, что является собственником земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного в п.Подснежники г. Смоленска, однако отсутствие соответствующих коммуникаций не позволяет ему своевременно приступить к строительству дома. Проект планировки данной территории под малоэтажную застройку утвержден в 2015 г. Однако административный ответчик не исполняет предусмотренные действующим законодательством полномочия в сфере организации электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, создания условий для жилищного строительства, разработки, утверждения и реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Уточнив требования, просит о понуждении Администрации г. Смоленска к совершению в течение трехмесячного срока со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу действий по внесению изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Смоленска с включением в нее мероприятий по п. Подснежники, предусматривающих строительство к границе принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером инженерных сетей электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения (л.д. 37 т. 1).

В суде первой инстанции административный истец ФИО1 поддержал административный иск.

Представитель административного ответчика Администрации г. Смоленска – ФИО2 административный иск не признала.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 14 апреля 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым требования административного иска удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на его необоснованность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще по правилам ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 1, п. 2 ст. 5 Устава города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28 октября 2005 г. № 164, муниципальное образование «город Смоленск» является городским округом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов.

Согласно п. 5.4. ст. 26 ГрК РФ в случае, если в генеральные планы поселений, городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20марта 2014 г. на основании приказа начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области ФИО1 предоставлен безвозмездно в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: г. Смоленск, п. Подснежники.

Государственная регистрация права собственности произведена 3 августа 2016г.

Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 – застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

На данную территорию постановлением Администрации г. Смоленска от 6ноября 2015 г. №2557-адм утвержден проект планировки территории под комплексную застройку в районе п. Подснежники г. Смоленска.

Указанным проектом планировки территории предусмотрены мероприятия по обеспечению транспортной и инженерной инфраструктуры, которые планируется выполнить в целях развития территории проектирования за счет бюджетного финансирования.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 25 декабря 2017 г. №4067?адм утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования г. Смоленск на 2013-2015 годы с перспективой до 2020 года, предусматривающая строительство и модернизацию систем и объектов коммунальной инфраструктуры города.

Данная программа предусматривала строительство объектов коммунальной инфраструктуры в пос. Подснежники, включая двухтрансформаторную подстанцию, линии электропередачи, артезианскую скважину, канализационную насосную станцию.

11 января 2021 г. ФИО1 обратился к Главе города Смоленска с заявлением о проведении действий по обеспечению строительства сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения в пос.Подснежники и решения вопроса подключения объекта строительства на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером , к инженерным сетям; а также организации поверхностного стока дождевых и талых вод, отвода сточных вод от принадлежащего ему земельному участку и прилегающей территории и исполнению решения суда по обеспечению подъезда к земельному участку с кадастровым номером .

Ответом заместителя Главы города Смоленска - начальника Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации города Смоленска - Главного Архитектора ФИО3 от 9 февраля 2021 г. ФИО1 сообщено, что Проектом планировки и межевания территории, утвержденным постановлением Администрации г. Смоленска от 6 ноября 2015 г. № 2557-адм, разработанным на территорию, в границах которой расположен земельный участок административного истца предусмотрено формирование 29 земельных участков под дороги и объекты социальной инфраструктуры. В 2019 г. на кадастровый учет поставлено 29 земельных участков, решается вопрос об их закреплении за подведомственными муниципальными учреждениями Администрации г. Смоленска для их дальнейшего обслуживания. Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство новых дорого в пос. Подснежники возможно после закрепления земельных участков, сформированных под проезд и выделении финансирования. Администрацией города Смоленска разработан проект Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Смоленска с перспективой до 2030г., которая представляет указанный по целям и задачам комплекс (л.д.10 т. 1).

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 1 июня 2018г., вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие Администрации г.Смоленска по не обеспечению подъезда к принадлежащему ФИО1 земельному участку с кадастровым номером , в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении объектами инженерной инфраструктуры указанного земельного участка, отказано.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что мероприятия, предусматривающие строительство в пос.Подснежники водоснабжения (водоотведения), электроснабжение объектов коммунальной инфраструктуры были включены в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «город Смоленск», а соответствующая Программа на последующий период в настоящее время не утверждена, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца о признании бездействия административного ответчика незаконным.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении трехмесячного срока включения мероприятий проекта планировки территории пос. Подснежники в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Смоленска отмену принятого решения не влекут, поскольку как следует из дела, указанные обстоятельства вызваны дефицитом расходной части бюджета города Смоленска.

Доводы жалобы о неисполнении административным ответчиком решения суда от 1 июня 2018 г. о понуждении Администрации г. Смоленска обеспечить организацию проезда к земельному участку ФИО1 с кадастровым номером правового значения по данному спору не имеют, поскольку должны проверяться в рамках иного дела, связанного с неисполнением решения суда.

Иные доводы жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на не правильном толковании норм материального права и на законность обжалуемого судебного постановления не влияют.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы действующего законодательства применил верно. При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 14 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: