Судья: Ильченко В.М. № 33А-2749/2022
Докладчик: Пронченко И.Е. (№2а-671/2021)
(42RS0029-01-2021-000075-83)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17» марта 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Бегунович В.Н., Тройниной С.С.,
при секретаре: Косик Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе Курмангалеева Р.З. на решение Яйского районного суда Кемеровской области от 08 октября 2021 года по административному исковому заявлению Курмангалеева Руслана Закирьяновича к администрации ФКУ «Исправительная колония № 37 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу», ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о нарушении его прав на трехразовое горячее питание в соответствие с установленными нормами,
УСТАНОВИЛА:
Курмангалеев Р.З. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-37 России по Кемеровской области, которые нарушают его права на трехразовое горячее питание в соответствие с установленными нормами; обязать выплатить денежную компенсацию в размере 300 000 рублей.
Требования мотивирует тем, что со 02.04.2018 по день подачи искового заявления в суд администрация учреждения нарушала право административного истца, а именно выдавали питание в холодном виде и ниже установленных норм.
25.09.2020 Курмангалеев Р.З. прибыл из ФКУ ЛИУ-21 ГУФСИН России по Кемеровской области, где находился 6 месяцев и 15 суток, отмечает, что в данном учреждении его кормили намного лучше.
Он сообщал сотрудникам ИК-37 о том, что пища либо теплая, либо холодная, однако его замечания остались неучтенными, пока административный истец не обратился к заместителю начальника ГУФСИН России по Кемеровской области во время его посещения данного учреждения 31.12.2020. После этого питание стало намного лучше и в горячем виде.
Однако, выдача питания осуществляется ниже норм, установленных постановлением Правительства «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы на мирное время», согласно которому куриные яйца должны выдавать 2 раза в неделю, а в периоды с 11.01.2021 по 17.01.2021, с 28.12.2020 по 03.01.2021, с 19.10.2020 по 25.10.2020, с 12.10.2020 по 18.10.2020, с 28.09.2020 по 04.10.2020 выдавали только 1 яйцо в неделю. В период с 05.10.2020 по 11.10.2020 яйца не выдавали. Замены яиц никакими продуктами не было. Выдача питания происходит на подносе в каждую камеру, поэтому она поступает уже остывшей.
Решением Яйского районного суда Кемеровской области от 08 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Курмангалеева Р.З. отказано.
Не согласившись с решением суда, Курмангалеевым Р.З. подана апелляционная жалоба, в которой, с учетом дополнений, просит решение отменить, принять по делу новое решение. Доводы мотивирует тем, что административный истец не оспаривает документы и нормативные акты, а жалуется на то, что, содержась в ШИЗО/ПКТ, Курмангалеева Р.З. кормили маленькими порциями и давали еду в тарелке теплую, а иногда холодную. Указывает, что 16.02.2021 Курмангалеев Р.З. просил суд истребовать видеоматериалы и фотографии процесса раздачи пищи, однако, суд отказал. Отмечает, что осужденные ФИО10 и ФИО11 подтвердили, что жалобы от осужденных идут не первый год, что еду перед камерой из термосов никто не накладывает, а еду приносят просто в тарелках, еда холодная и маленькими порциями. Также указывает, что суд уклонился от оценки доказательства, которое было предоставлено по ходатайству истца, а именно видеоматериал из административного дела, в котором совершенно четко видно, что 12.11.2020 в обеденное время идет сотрудник по коридору, подходит к камере №8 ШИЗО и раздатчик пищи подает еду. Никаких термосов, установленных на тележке, нет. Также суд указывает, что в медицинской карте медицинский работник вес административного истца не указывал. В протоколе от 0810.2021 указывается, что обозревается медицинская карта истца и указаны только даты без параметров веса, однако в суде их озвучивали, но суд это скрыл. Считает, что суд дал ненадлежащую оценку показаниями свидетелей со стороны ответчиков. Обращает внимание, что представитель ответчиков по мимо того, что не предоставила исчерпывающие доказательства, так еще и была категорически против многочисленных ходатайств Курмангалеева Р.З. об истребовании доказательств.
Представителем ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России Спириной К.О. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Курмангалеева Р.З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России Валуеву К.А., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утверждена минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, которой предусмотрено, в том числе, обеспечение осужденных 2 штуками куриных яиц в неделю.
Приказом ФСИН РФ от 02.09.2016 № 696 утвержден порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в котором изложены основные принципы планирования, обеспечения продовольствием исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС, а также приведена организация питания осужденных.
Как следует из п. 41, 42 Порядка, режим питания осужденных лиц определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время.
Разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения.
Как правило, в учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более семи часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.
Пунктом 48 Порядка установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.
Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой.
Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС (пункт 49 Порядка).
Согласно п. 62 приказа № 696 яйцо куриное распределяется в зависимости от запланированных блюд, как вариант, два раза в неделю по одному яйцу на завтрак в вареном виде или четыре раза в неделю (по 0,5 яйца) - для приготовления крупяных и овощных запеканок. Не допускается выдавать на приемы пищи яйца в очищенном виде, а также по 0,5 яйца в вареном виде.
В п. 90 указанного приказа установлено, что готовая пища выдается только в горячем виде при следующей температуре: для первых блюд - 75 °C; для вторых блюд - 65 °C; для чая - 80 °C, киселя, компота - 7 - 14 °C.
Согласно пп. 93, 94 приказа № 696 в камеры следственных изоляторов и тюрем, одиночные камеры, единые помещения камерного типа, штрафные изоляторы, помещения отрядов со строгими условиями содержания учреждений УИС пища доставляется в термосах или другой герметически закрывающейся посуде. Доставка и раздача пищи производятся под наблюдением младшего инспектора отдела режима (надзора) лицами из числа осужденных, подозреваемых и обвиняемых, назначенными для хозяйственного обслуживания и прошедшими медицинский осмотр. Контроль за полнотой доведения горячей пищи возлагается на сотрудников, несущих службу в помещениях, указанных в пункте 93 настоящего Порядка.
Согласно пункту 95 Порядка руководство учреждений УИС организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания.
Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС (пункт 96 Порядка).
В силу пункта 97 Порядка контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия должностных лиц ФКУ ИК-37 России по Кемеровской области в части обеспечения Курмангалеева Р.З. трехразовым горячим питанием в соответствие с установленными нормами не нарушают прав истца, регламентированы и соответствуют действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Курмангалеев Р.З. отбывает наказание в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ (приговор от 12.12.2014).
Их представленной в материалы дела раскладки продуктов за периоды, указанные административным истцом в исковом заявлении, усматривается, что за период с 11.01.2021 по 17.01.2021 яйцо куриное отварное выдавалось 2 раза в неделю - 12.01.2021 и 16.01.2021;
-с 28.12.2020 по 03.01.2021 – 1 яйцо отварное 02.01.2021; 0,25 яйца в составе второго блюда 31.12.2020; 0,25 яйца в составе второго блюда 01.01.2021; 0,5 яйца в составе первого блюда 03.01.2021;
-с 19.10.2020 по 25.10.2020 - 0,5 яйца в составе первого блюда и 0,25 яйца в составе второго блюда 21.10.2020; 1 яйцо отварное и 0,25 яйца в составе второго блюда 25.10.2020;
-с 12.10.2020 по 18.10.2020 - 0,5 яйца в составе первого блюда и 0,25 яйца в составе второго блюда 14.10.2020; 1 яйцо отварное и 0,25 яйца в составе второго блюда 18.10.2020;
-с 05.10.2020 по 11.10.2020 - 0,5 яйца в составе первого блюда и 0,25 яйца в составе второго блюда 07.10.2020; 1 яйцо отварное и 0,25 яйца в составе второго блюда 11.10.2020;
-с 28.09.2020 по 04.10.2020 - 0,5 яйца в составе первого блюда и 0,25 яйца в составе второго блюда 30.09.2020; 1 яйцо отварное и 0,25 яйца в составе второго блюда 04.10.2020.
Кроме того, согласно технологическим картам, приобщенных к материалам дела стороной административного ответчика, в состав рецептуры приготавливаемых блюд входит яйцо куриное.
Таким образом, раскладка продуктов в ФКУ ИК-37 составляется с учетом полноценности и разнообразия питания.
Из представленной копии журнала учета контроля за качеством приготовления пищи и разрешения на её выдачу (регистрационный номер 1493) усматривается, что ежедневно перед приемом пищи ДПНК проверяет соответствие приготовленных блюд меню-раскладкам, а также полновесность блюд, мясных и рыбных порций. Качество приготовленной пищи перед выдачей проверяет медицинский работник. Результаты проверки пищи отражаются в данном журнале ДПНК, медицинским работником и сотрудником из числа руководящего состава учреждения. Продукты суточных норм доводятся до осужденных в виде готовой пищи. По всем нормам довольствия пища готовится три раза в сутки на завтрак, обед и ужин по утвержденным раскладкам продуктов.
Таким образом, качество приготовления пищи соответствовало установленным стандартам и контролировалось руководителем подразделения и медицинским работником ежедневно, с отбором суточных проб приготовленных блюд на каждый прием пищи.
Из представленных материалов дела следует, что доставка горячей пищи до здания ШИЗО/ПКТ осуществляется в соответствии с п. 93 приказа № 696, в термосах с герметичными крышками, сохраняя температурные свойства.
Исследованная судом первой инстанции видеозапись раздачи пищи от 12.11.2020 года не свидетельствует о нарушении административным ответчиком положений п. 93 Приказа ФСИН России от 02.09.2016 года №696 «Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, согласно приложению».
Проанализировав представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия полагает, что доводы истца не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, поскольку ссылки истца на предоставление ему холодной, не разогретой пищи в период нахождения в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбасс не являются основанием к удовлетворению исковых требований.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доказательствам по делу, правильно установлены значимые обстоятельства, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, приведенную в административном иске, апелляционной жалобе, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Безусловные основания для отмены или изменения судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Яйского районного суда Кемеровской области от 08 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: