ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-67/20 от 01.10.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Тугур-оол Ч.Б. Дело № 2а-67/2020 (33а-960/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 1 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Кочергиной Е.Ю., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности внести на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона «Тоора-Хемский» Тоджинского кожууна проект генерального плана по апелляционному представлению административного истца на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 9 июля 2020 года,

заслушав доклад судьи Ховалыга Ш.А.,

УСТАНОВИЛА:

согласно данному административному иску, прокуратурой Тоджинского района проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства, в результате чего установлено, что проект генерального плана с. Тоора-Хем администрацией района разработан. Проектом генерального плана предусматривается включение в границы данного населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда. Между тем данный проект не направлен в представительный орган местного самоуправления на утверждение в связи с тем, что не осуществлен перевод земель лесного фонда, которые в соответствии с проектом генерального плана включены в состав земель поселения; проект генерального плана с. Тоора-Хем не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. В отсутствие утвержденного генерального плана невозможно предоставление земельных участков, расположенных на территории поселения, гражданам, юридическим лицам. В частности, в рамках национального проекта «Демография» в 2022-2023 г.г. на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района предусмотрено строительство детского сада на 280 мест. В отсутствие утвержденного генерального плана невозможно выделение в установленном законом порядке земельного участка под строительство данного объекта, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на получение бесплатного дошкольного образования. Просил признать незаконным бездействие административного ответчика по не внесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона «Тоора-Хемский» Тоджинского кожууна согласованный в установленном порядке проект генерального плана с. Тоора-Хем, возложить на него обязанность в срок до 1 августа 2020 года внести на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона «Тоора-Хемский» Тоджинского кожууна согласованный в установленном порядке проект генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского района.

Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 9 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционном представлении административный истец просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование представления указано на то, что вывод суда о принятии администрацией района мер по согласованию проекта генерального плана с. Тоора-Хем не соответствует фактически установленным обстоятельствам. Перечисленные в решении суда действия административного ответчика не подтверждают то, что проект генерального плана согласован, а согласованный генеральный план направлен на утверждение в Хурал представителей сельского поселения «Тоора-Хемский». Несмотря на то, что с момента передачи полномочий по решению вопросов местного значения прошло 8 лет, административным ответчиком требование закона не исполнено. Ведение административным ответчиком переписки не свидетельствует об исполнении им обязанности, установленной п. 2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ.

В возражениях относительно апелляционного представления административный ответчик просит решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемое бездействие не соответствует нормативному правовому акту, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Тоджинского кожууна приняты все необходимые меры, направленные на внесение на утверждение в Хурал представителей сельского поселения с. «Тоора-Хем» Тоджинского района согласованного в установленном порядке проекта генерального плана; оснований считать, что администрация допустила неправомерное бездействие, не имеется; длительный срок выполнения работ по разработке, согласованию и утверждению проекта генерального плана не является безусловным основанием признания бездействия административного ответчика незаконным.

Судебная коллегия с такими выводами суда не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение генерального плана поселения.

Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

В силу пункта 2 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.

Частями 2, 8, 11 и 12 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа; проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса; протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения поселения, городского округа, при размещении объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований. Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в следующих случаях: 1) в соответствии с документами территориального планирования муниципального района планируется размещение объектов местного значения муниципального района на территории поселения; 2) на территории поселения находятся особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района.

Согласно представленной в суд апелляционной инстанции копии решения внеочередной сессии Хурала представителей сельского поселения сумона Тоора-Хемский от 02 ноября 2011 года № 9, полномочия администрации сельского поселения сумона Тоора-Хемский с 30 ноября 2012 года переданы администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва».

Из вышеизложенного следует, что с этого момента, то есть с 30 ноября 2012 года у администрации Тоджинского кожууна возникла обязанность разработать, согласовать в установленном порядке и для утверждения внести в Хурал представителей сельского поселения сумона Тоора-Хемский проект генерального плана данного сумона.

Однако по истечении почти 8 лет, по состоянию на сегодняшний день административным ответчиком этого не сделано – приведенные выше требования закона не исполнены.

Административным ответчиком в подтверждение проделанной работы по разработке, согласованию и утверждению проекта генерального плана с. Тоора-Хем представлены: распоряжение председателя администрации Тоджинского кожууна от 21 декабря 2018 года № 386 о создании комиссии по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна; заключение Федерального агентства по недропользованию от 14 января 2019 года об отсутствии в границах с. Тоора-Хем полезных ископаемых; составленный и утвержденный 22 марта 2019 года Акт выбора участка лесного фонда, расположенного на территории Тоджинского административного района на землях государственного лесного фонда ГКУ Республики Тыва «Тоджинское лесничество» Тоора-Хемского участкового лесничества на площади га, предназначенного для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий; распоряжение Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2019 года № 579-р, которым утверждено предложение Комиссии по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов с. Тоора-Хем Тоджинского района; письмо администрации Тоджинского района министру земельных и имущественных отношений Республики Тыва и заместителю Председателя Правительства Республики Тыва о внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2019 года № 579-р по площади переводимых участков лесничества; заключенный между «Центром кадастровых инженеров» и администрацией Тоджинского кожууна договор от 19 марта 2020 года № 35 о выполнении кадастровых работ по выделу границ населенного пункта с. Тоора-Хем; распоряжение Правительства Республики Тыва от 8 июня 2020 года № 247-р, которым утверждено предложение Комиссии по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов с. Тоора-Хем Тоджинского района площадью га; письмо администрации Тоджинского кожууна заместителю министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 07 июля 2020 года, согласно которому по утверждению генерального плана с. Тоора-Хем в настоящее время выполнен пересчет координат угловых точек (был заключен договор подряда между администрацией района и ООО «Азимут»); получено заключение об отсутствии полезных ископаемых от Центрсибнедра отдела геологии и лицензирования по Республике Тыва; выполнен акт выбора лесного фонда; выполнен расчет потерь лесного фонда по выделам лесных кварталов в с. Тоора-Хем; уточнены планируемые целевые использования переводимых участков земель лесного фонда с разбивкой по функциональным зонам; сформирован перечень земельных участков, которые включаются в границы населенного пункта в с. Тоора-Хем; уточнены местоположения лесных участков в части лесничеств участковых лесничеств, категории защитных лесов.

Как следует из вышеприведенных материалов дела, работы по проекту генерального плана с. Тоора-Хем административным ответчиком начаты лишь в 2018 году, весь необходимый комплекс мероприятий не проведен, для утверждения в представительный орган муниципального образования проект генерального плана не внесен.

Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока административным ответчиком предусмотренных законом мер для разработки, согласования и внесения на утверждение проекта генерального плана указанного сумона – незаконном бездействии.

Администрацией Тоджинского кожууна не представлено доказательств того, что ею своевременно приняты все необходимые меры для внесения на утверждение проекта генерального плана с. Тоора-Хем, таковыми не могут являться приведенные выше документы о проведении лишь части работы по истечении длительного времени.

Отсутствие утвержденного генерального плана данного населенного пункта, который должен содержать положение о территориальном планировании сумона, карты планируемого размещения объектов местного значения, границ населенного пункта, функциональных зон, исходя из его важности, безусловно, негативным образом влияет на соблюдение прав, законных интересов граждан и организаций.

При изложенных выше обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а административный иск – удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела и предусмотренных законом комплекса мер, необходимых для составления окончательного проекта генерального плана с. Тоора-Хем, судебная коллегия полагает возможным установить годичный срок, в течение которого административный ответчик должен внести в Хурал представителей сельского поселения сумона «Тоора-Хемский» Тоджинского кожууна проект генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 9 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:

«Административный иск заместителя прокурора Тоджинского района Республики Тыва удовлетворить.

Бездействие администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по не внесению на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона «Тоора-Хемский» Тоджинского кожууна проекта генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна признать незаконным.

На администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва возложить обязанность в срок до 1 октября 2021 года внести на утверждение в Хурал представителей сельского поселения сумона «Тоора-Хемский» Тоджинского кожууна проект генерального плана с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тоджинский районный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 октября 2020 года.

Председательствующий

Судьи