Судья Первушин Ю.Н.
Докладчик Разуваева А.Л.
№ 2а-761/2020
№ 33а-10414/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 29 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Разуваевой А.Л., Певиной Е.А.
при секретаре Сыроватко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе <данные изъяты> на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> к ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области о признании незаконными и необоснованными действий ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л.,изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
в Барабинский районный суд Новосибирской области обратился <данные изъяты> административным исковым заявлением к ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области.
В обоснование административного иска указал, что согласно поступившего ответа УПФР г. Барабинск Новосибирской области от 11 июня 2020 г., перечисление пенсий производится на счет ФКУ ИК-13, не позднее 15-го числа каждого месяца. При этом региональная социальная доплата в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" поступает на счет ФКУ ИК-13 после 20-го числа каждого месяца, о чем ответчик уведомляет осужденных вывешенными в учреждении объявлениями. То есть ответчик уведомляет осужденных, что с лицевых счетов каждого пенсионера, в том числе и его, удержания денежных средств производится по два раза в месяц. Тогда как законом в соответствии с частью 3 статьи 107 УИК РФ - удержание денежных средств производится единовременно с начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, где ни слова не сказано, что снятие денежных средств с личного счета осужденного может производится по два раза в месяц.
При этом РСД является социальной доплатой, в целях поддержания пенсионных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума.
В любом случае, социальная доплата, является льготой от государства, что означает — ни удержаниям, ни каким-либо иным фискальным операциям данная сумма не подлежит.
В результате пенсия административного истца, поступающая из УПФР до 15 числа каждого месяца, распределяется на его лицевой счет только после объединения с поступившим РСД и удержания с двух этих сумм 50%, не раньше 20-х чисел каждого месяца, то есть свою пенсию он получает в свое непосредственное распоряжение не раньше 22-24 числе каждого месяца (в лучшем случае), что уже незаконно.
В соответствии с частью 2 статьи 107 УИК РФ, возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Следовательно, какие-либо удержания с лицевого счета <данные изъяты> в первую очередь могли производиться только в счет погашения наложенного на него приговором суда штрафа в размере 200 000 рублей.
На многочисленные заявления административного истца о предоставлении информации в счет каких погашений производятся удержания из его пенсионных накоплений, он получил только два ответа написанных рукой главного бухгалтера, из которых усматривается, что погашения положенного по приговору суда судебного штрафа ответчик осуществляет нерегулярно.
При норме питания выделяемого на каждого осужденного из расчета 72 рубля в сутки, что в перерасчете по дням месяца не превышает сумму 2 160 рублей. Однако с его лицевого счета удерживается не менее 2 500 рублей, что значительно превышает норму питания выделяемого государством из расчета на одного человека в месяц.
Как следует из представленной справки из УПФР, начисление средств РСД не производилось за 2020 год ни разу, не смотря на его многочисленные заявления в бухгалтерию учреждения.
Он был трудоустроен на ставку ночного дневального отряда № 6 <данные изъяты> только с февраля по 9 марта 2020 г. На администрации ФКУ ИК-13 лежит обязанность уведомлять УПФР о том что, он является нетрудоустроенным пенсионером, и положенная ему от государства социальная доплата должна была быть восстановлена одновременно с его увольнением.
ФКУ ИК-13 игнорирует требования законодательства Российской Федерации, производит распределение денежных средств поступающих от УПФР на лицевой счет <данные изъяты> с существенными нарушениями закона и его конституционных прав.
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласился административный истец <данные изъяты> В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения районного суда по основаниям статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принятии нового законного решения.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции при проведении предварительного судебного разбирательства не направил административному истцу копию отзыва ответчика, в связи с чем он не имел возможности ознакомиться с представленными суду материалами, направить свои возражения и заявить ходатайство об истребовании необходимых документов для разрешения дела.
Ответчиком не предоставлены ведомости о начислении пенсий с ФСД и последующих вычетов за период с 07 декабря 2017 г. по настоящее время, в связи с чем, суд не мог установить вычеты с июля 2018 г. по ноябрь 2018 г. за содержание, а не погашения исполнительного листа.
Кроме этого, судом не приведен действующий закон, в котором указано, что социальная доплата к пенсии не является льготной, не указал ссылки на позицию Верховного суда Российской Федерации. Между тем, Конституционный суд Российской Федерации по жалобе гражданина Розенкова А.В. на нарушение его конституционных прав в Определении от 17 июня 2008 г. № 5 2-О-П разъяснил, что особым значением ежемесячной денежной выплаты в системе социального обеспечения обуславливается установление ее социального правового режима. А статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" запрещает обращение взыскания по исполнительным документам на ежемесячные денежные выплаты или ежегодные денежные выплаты, начисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретение лекарств и д.р.). Полагает, что допущенные судом нарушения являются существенными.
На апелляционную жалобу поданы письменные возражения ФКУ ИИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ рождения отбывает наказание в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области.
<данные изъяты> получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. и федеральную социальную доплату (ФСД) к пенсии.
Пенсия <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. составляла <данные изъяты> рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рубля, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рубля.
Согласно справке № 399588 от 10 июня 2020 г., выданной УПФР в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное), установлена социальная доплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно справке №101-2347-10 от 11 июня 2020 г. выданной <данные изъяты> УПФР в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное), перечисление его пенсии на счет исправительного учреждения происходит в срок не позднее 15 числа каждого месяца.
Из списка № 3062 СБ следует, что пенсия <данные изъяты> поступает в ИУ с декабря 2017 г. с зачетом с 30 октября 2017 г., на лицевые счета в УФК ПО Новосибирской области (ФБУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области №). За декабрь 2017 г. от УПФР в Убинском районе Новосибирской области от 07 декабря 2017 г. за п/н 16 пенсия <данные изъяты> начислена в размере 6 288,23 (доплата за прошлое время (новое назначение) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – итого <данные изъяты> рублей.
ФСД на <данные изъяты>. поступает в учреждение с марта 2018 г. За март ФСД - 2 <данные изъяты> рублей. Доплата ФСД за прошлое время (с 01 ноября 2017 г. по 28 февраля 2018 г.) <данные изъяты> рублей.
С 01 ноября 2017 г. <данные изъяты> начислили ФСД, согласно списку № 806 СБ на суммы перечисляемые на лицевые счета в УФК ПО Новосибирской области (ФБУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области л/с №) за март 2018 г. от УПФР в Убинском районе Новосибирской области от 12 марта 2018 г.
<данные изъяты> трудоустроен в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области на должность дневального общежития хозяйственной обслуги с 29 января 2020 г. по 11 марта 2020 г. С января по март 2020 г. ФСД <данные изъяты> не выплачивалось, так как ФСД устанавливается только неработающим пенсионерам.
В ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по НСО с <данные изъяты> производятся удержания по исполнительному листу в счет погашения наложенного на него судебного штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из того, что из пенсии осужденного <данные изъяты> производятся удержания только в отношении исполнительных документов, удержаний денежных средств в счет погашения задолженностей по его содержанию не производится. Пенсия и ФСД поступают в учреждение одновременно, поэтому задержки пенсии и социальной доплаты со стороны административного ответчика не допускается. В соответствии с действующим законодательством социальная доплата к пенсии не является льготой как мера социальной поддержки, поскольку представляет собой денежную сумму доплаты к пенсии с целью достижения ее размера до величины прожиточного минимума пенсионера. ФСД не является компенсацией натуральных льгот, удержания из которых производить нельзя, следовательно, проводимые удержания из ФСД обоснованы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (часть 3).
Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса (часть 5).
В соответствии со статьей 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Статья 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и допускает обращение взыскания на пенсии.
Возможность удержания из пенсии на основании исполнительных документов предусмотрена также пенсионным законодательством (статья Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, <данные изъяты> отбывает наказание в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области, является получателем пенсии. Ввиду того, что общая сумма его материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума как пенсионера, ему в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ежемесячно производится начисление федеральной социальной доплаты к пенсии. Указанная доплата ежемесячно перечисляется пенсионным органом на счет истца в учреждение, где он отбывает наказание в виде лишения свободы.
Федеральная социальная доплата к пенсии по своей правовой природе фактически является частью пенсии и на нее распространяются положения части 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Из статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что социальная доплата к пенсии не является льготой или мерой социальной поддержки, поскольку представляет собой денежную сумму доплаты к пенсии с целью достижения ее размера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Социальная доплата к пенсии по своей правовой природе является иным доходом, из которого могут производиться удержания для взыскания с <данные изъяты> штрафа, так как действующее законодательство не содержит запрета на это.
В суд апелляционной инстанции административным ответчиком представлена справка об удержаниях с декабря 2017г. по сентябрь 2020г., из которой следует, что за вышеуказанный период учреждением производились ежемесячно удержания в размере 50% по исполнительному листу. Таким образом, удержания в счет погашения штрафа производятся административным ответчиком регулярно. Удержания в счет возмещения стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены не производились, поэтому доводы <данные изъяты> в указанной части подлежат отклонению.
Суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие незаконности действий административного ответчика по начислению и выплате пенсии и ФСД, поскольку вышеуказанные платежи поступают в исправительное учреждение из пенсионного органа, и по мере их поступления зачисляются на лицевой счет <данные изъяты>. за вычетом удержаний по исполнительному документу.
Довод апелляционной жалобы о не направлении административному истцу копии отзыва ответчика, в связи с чем он не имел возможности ознакомиться с представленными суду материалами, направить свои возражения и заявить ходатайство об истребовании необходимых документов для разрешения дела, на законность принятого судом решения не влияет. Кроме того, административный ответчик не предоставил в суд первой инстанции письменные возражения (отзыв) ( в материалах дела такие документы отсутствуют).
Поскольку при рассмотрении настоящего дел не установлено нарушение прав административного истца, на которые он ссылался в обоснование заявленных требований, судом законно и обоснованно было отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев с момента вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.П. Кошелева
Судьи А.Л. Разуваева
Е.А. Певина