ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-777/20 от 22.12.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 2а-777/2020 (№ 33а-3695/2020) судья Макарова В.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Юрковой Т.А., Голомидовой И.В.,

при секретаре Звонове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Бокатуева Н.И. на решение Кимовского городского суда Тульской области от 14 октября 2020 г. по делу по административному иску Бокатуева Н.И. к Собранию депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании решения недействительным.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Бокатуев Н.И. обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>.» незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец Бокатуев Н.И. указал на то, что он ДД.ММ.ГГГГ является депутатом Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты>

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>.» ему выражено порицание за некорректное поведение и возложена обязанность извиниться перед сотрудниками полиции, извинения произвести с помощью видеозаписи.

Считает, что данным решением нарушены его права, поскольку ему отказано в допуске к участию в заседании Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва его представителя, а у Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва отсутствовали полномочия о привлечении его к ответственности в виде порицания за некорректное поведение, поскольку действующим законодательством не определено понятие некорректного поведения и не установлена за него ответственность, а возложение обязанности о принесении извинений сотрудникам полиции не входит в компетенцию Собрания депутатов, прямо противоречит Конституции РФ и другим положениям действующего законодательства.

Считает, что сведения, содержащиеся в оспариваемом решении, порочат его честь и доброе имя.

В судебном заседании административный истец Бокатуев Н.И. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва, он же заинтересованное лицо глава муниципального образования г. Кимовск Кимовского района Чернов С.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Решением Кимовского городского суда Тульской области от 14 октября 2020 г. постановлено:

Бокатуеву Н.И. в удовлетворении административных исковых требований к Собранию депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании недействительным решения о поведении депутата – отказать.

В апелляционной жалобе административный истец Бокатуев Н.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом путем направления судебного извещения по указанным данными лицами адресам в порядке ст. 96 КАС РФ.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.

Лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Таким образом, в силу действующего процессуального законодательства обязанность сообщить суду о причинах неявки и представить доказательства их уважительности лежит на лицах, участвующих в деле.

Поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства уважительности причин неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, представленные до начала судебного разбирательства дела, судебная коллегия рассматривает административное дело на основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ст. 150 КАС в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва» депутатами Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва зарегистрированы 20 кандидатов, в том числе Бокатуев Н.И.

ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования г. Кимовск Кимовского района поступило письмо руководителя следственного отдела по г. Донской от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ следственным отделом по г. Донской следственного управления Следственного комитета Российской Федерации в МОМВД России «<данные изъяты>» возвращен без регистрации и рассмотрения по существу материал проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ по рапорту начальника ОУУП и ПДН МОМВД России «<данные изъяты>» об обнаружении признаков преступления в действиях Бокатуева Н.И., оскорбившего сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей. Указанный материал возвращен в связи с отсутствием в нем сведений о совершении преступления, подследственного следователям Следственного комитета Российской Федерации. Вместе с тем, в материале проверки имеются сведения о некорректном, неэтичном поведении депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района Бокатуева Н.И., допущенном при общении с представителями власти – сотрудниками полиции МОМВД России «<данные изъяты>», в связи с чем руководитель следственного отдела просил рассмотреть вопрос о некорректном, неэтичном поведении депутата Бокатуева Н.И. на комиссии по мандатным вопросам.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось очередное заседание постоянной комиссии Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района по мандатным вопросам, регламенту, депутатской этике и правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

В ходе заседания единогласно утверждена повестка дня «О <данные изъяты>.», оглашено вышеуказанное письмо руководителя следственного отдела по г. Донской от ДД.ММ.ГГГГ, просмотрена запись программы «<данные изъяты>».

По результатам состоявшегося заседания большинством голосов принято решение о вынесении вопроса о поведении Бокатуева Н.И. на очередное заседание Собрания депутатов.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» постановлено:

1. Выразить депутату Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района Бокатуеву Н.И. порицание за его некорректное поведение.

2. Обязать извиниться перед сотрудниками полиции. Извинения произвести с помощью видеозаписи.

3. Решение вступает в силу со дня его принятия.

Не согласившись с данным решением, Бокатуев Н.И. обратилась в суд за признанием его незаконным.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Устава муниципального образования город Кимовск Кимовского района (с изменениями и дополнениями), Положения «О депутатской этике», Положения о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, временного регламента Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ), пришел к выводу о том, что оспариваемое решение полностью соответствует действующему законодательству, принято в пределах компетенции органа, наделенного полномочиями на принятие оспариваемого решения, и не нарушает прав и законных интересов административного истца и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Помимо устава муниципального образования в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом (ч. 9 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав муниципального образования город Кимовск Кимовского района (далее – Устав).

Согласно ч. 1.1 ст. 25 Устава к органам местного самоуправления муниципального образования город Кимовск Кимовского района относятся Собрание депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района (далее по тексту - собрание депутатов муниципального образования), глава муниципального образования город Кимовск Кимовского района (далее по тексту - глава муниципального образования), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом администрация муниципального образования город Кимовск Кимовского района не формируется.

Собрание депутатов муниципального образования состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Срок полномочий Собрания депутатов муниципального образования составляет 5 лет.

Собрание депутатов муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания в его состав не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч.ч. 1, 3 Устава).

В соответствии с ч. 3 ст. 27 Устава Собрание депутатов муниципального образования принимает регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Собрания депутатов муниципального образования, а также порядок принятия решений Собранием депутатов муниципального образования.

В силу ч. 2 ст. 30 Устава депутаты Собрания депутатов муниципального образования избираются на срок полномочий Собрания депутатов муниципального образования. Полномочия депутата Собрания депутатов муниципального образования начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Собрания депутатов муниципального образования нового созыва.

Частью 7 ст. 30 Устава предусмотрено, что депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Собрание депутатов муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования г. Кимовск, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом. Решения Собрания депутатов муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования г. Кимовск, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ №Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 45 Устава).

Частью 6 ст. 46 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 3-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района (далее – Положение о статусе депутата).

Депутат Собрания депутатов является представителем населения муниципального образования город Кимовск Кимовского района, избранным в Собрание депутатов в соответствии с законодательством о муниципальных выборах, наделенным полномочиями, предусмотренными федеральным, областным законодательством, Уставом муниципального образования город Кимовск Кимовского района.

В своей деятельности депутат Собрания депутатов руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Тульской области, Уставом муниципального образования город Кимовск, регламентом Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, правовыми нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования город Кимовск Кимовского района и настоящим Положением (п.п. 1.3, 1.6 Положения о статусе депутата).

Из п. 11.1 Положения о статусе депутата следует, что нарушение настоящего положения, регулирующего деятельность депутата Собрания депутатов, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от 21.09.2018 № 1-1 утвержден временный Регламент Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района (далее – временный Регламент Собрания депутатов).

Впоследствии, в решение от ДД.ММ.ГГГГ Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, временный Регламент Собрания депутатов дополнен главой Х «Ответственность за нарушение Положения о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, депутатской этике, депутатских обязанностей и норм Регламента».

Согласно ст. 10 главы Х временного Регламента Собрания депутатов за нарушение Положения о депутатской этике, депутатских обязанностей и норм Регламента, к депутату могут быть применены следующие меры воздействия: обязать депутата принести публичные извинения; объявление депутату публичного порицания; оглашение на заседании Собрания фактов, связанных с нарушением депутатом Положения о депутатской этике, депутатских обязанностей и норм Регламента.

Решение о применении к депутату мер воздействия принимает Собрание большинством голосов от числа избранных в Собрание депутатов (ст. 11 главы Х временного Регламента Собрания депутатов).

Приложением к решению Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ является Положение «О депутатской этике».

Депутатская этика – обязательные для каждого депутата Собрания правила поведения при осуществлении депутатской деятельности, основанные на нравственных критериях, открытости, честности, верности слову, соблюдении законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 1 Положения «О депутатской этике»).

Деятельность депутатов Собрания основывается на сочетании интересов государства и интересов жителей города Кимовска Кимовского района, соблюдении законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, следовании моральным принципам, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.

Депутат должен в равной мере заботиться как о собственном достоинстве, так и уважать достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан.

В личном поведении и в быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали, а также поддерживать авторитет депутата.

Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать Собрание, его самого, избирателей и иных лиц (ст. 2 Положения «О депутатской этике»).

Главой 4 Положения «О депутатской этике» предусмотрена ответственность за нарушение его положений.

Так, статья 8 предусматривает, что за нарушение правил депутатской этики, установленных настоящим Положением, к депутату могут быть применены следующие меры воздействия: обязать депутата принести публичные извинения; объявление депутату публичного порицания; оглашение на заседании Собрания фактов, связанных с нарушением депутатом правил депутатской этики, установленных настоящим Положением.

При рассмотрении обращения руководителя следственного отдела по г. Донской СУ СК России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ присутствующие на Собрании депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва депутаты выразили депутату Бокатуеву Н.И. порицание за его, как они посчитали, некорректное, неэтичное поведение в отношении сотрудников полиции МОМВД России «<данные изъяты>».

Суд первой инстанции, отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, руководствовался, в том числе положениями временного Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, с учетом изменений, внесенных Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ, и Положением «О депутатской этике», являющимся приложением к указанному решению и утвержденным им, где предусмотрена ответственность за нарушение Положения о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района.

Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что действия, за совершение которых к Бокатуеву Н.И. применена мера воздействия в виде порицания за его некорректное поведение, совершены до ДД.ММ.ГГГГ, то есть даты принятия изменений и дополнений во временный Регламент Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ, который не содержал главы Х «Ответственность за нарушение Положения о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, депутатской этике, депутатских обязанностей и норм Регламента», Положение «О депутатской этике» не было утверждено, и, как следствие, не были определены меры воздействия за нарушение правил депутатской этики, установленные Положением «О депутатской этике».

Статьей 15 КАС РФ предусмотрено, что суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов (ч. 1).

Действие нормативных правовых актов во времени начинается с момента вступления их в силу. Установление момента вступления юридических норм в силу - важный элемент для процесса реализации права, поскольку вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому адресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими нормами, так как они становятся обязательными для исполнения всеми участниками правоотношений.

Пределы действия нормативно-правового акта во времени по общему правилу определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения его действия.

В гражданском, семейном законодательстве и других отраслях права, регулирующих длящиеся отношения, по общему правилу закон применяется к тем отношениям или отдельным правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в силу (ст. 4 Гражданского кодекса РФ, ст. 169 Семейного кодекса РФ). А обратную силу для этих отраслей законодательства приобретают лишь те нормы, на которые есть прямое указание в специальном законе. Например, часть 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

При этом, ст. 54 Конституции Российской Федерации гарантирует, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и дополнения в решение Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении временного Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района», утверждено Положение «О депутатской этике». Данное решение вступило в силу со дня его принятия (п. 4 решения), то есть ДД.ММ.ГГГГ, и, как следствие, не могло быть распространено на правоотношения, возникшие до этой даты.

Тем самым, учитывая действие временного Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района и Положения «О депутатской этике» во времени, суд первой инстанции неправомерно в решении от ДД.ММ.ГГГГ сослался на обоснованное применение ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов в отношении Бокатуева Н.И. решения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении временного Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района» и Положение «О депутатской этике».

Между тем приведенные ошибочные выводы суда первой инстанции не влекут отмену решения суда в данной части.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушают права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действий) органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Исходя из положений ст.ст. 3, 4 КАС РФ, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Депутат, как представитель народа, обязан быть примером для населения, общественности, соблюдать нравственно-этические нормы. Некорректное поведение депутата приводит к умалению авторитета публичной власти, появлению сомнений в его профессионализме. Выборному лицу следует в равной мере охранять собственное достоинство, уважая достоинство должностных лиц и граждан, оно не вправе нарушать правила депутатской этики, употреблять в своей речи грубые и оскорбительные выражения.

Нравственность - это такой же регулятор общественных отношений, как и право, однако, в отличие от права, нравственные нормы выступают в обществе в виде идеалов добра (зла), справедливости, чести и долга, наказанием же за их нарушение может быть порицание.

Из Толкового словаря русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. следует, что под порицанием понимается осуждение, выговор, неодобрение.

Бокатуев Н.И. является депутатом Собрания депутатов муниципального образования, состоящего из 20 депутатов.

Следовательно, Собрание депутатов муниципального образования, к компетенции которого относятся, в том числе, решение вопросов организации и деятельности Собрания депутатов муниципального образования (п. 3 ст. 27 Устава муниципального образования город Кимовск Кимовского района), вопреки доводам апелляционной жалобы, вправе рассматривать вопросы нравственно-этических правил профессионального поведения состоящих в нем депутатов, даже не смотря на отсутствие нормативного закрепления порядка такого рассмотрения.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что временный Регламент Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района на дату совершения Бокатуевым Н.И. действий, не предусматривал конкретных мер воздействия за нарушение депутатом депутатской этики, депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района вправе были оценить поведение депутата Бокатуева Н.И. и выразить свое отношение (неодобрение, порицание) его поведением, как коллектив, что не влечет для Бокатуева Н.И. правовых последствий, его права и законные интересы не затрагивает.

Сведения о наступлении для административного истца последствий, перечисленных в ст. 218 КАС РФ, отсутствуют. Не приведены такие последствия ни в административном исковом заявлении, ни в апелляционной жалобе.

Административным истцом факт нарушения прав и законных интересов выраженным порицанием не подтвержден, в то время, как именно на него законом (п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ) возложена обязанность доказывания данных обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы Бокатуева Н.И. о том, что выражение порицания нарушает его права, умоляет честь и достоинство, поскольку слово «порицание» несет в себе негативную оценку его личности, судебная коллегия находит несостоятельными, являющимися субъективным выражением его отношения к сложившейся ситуации.

Ссылки в жалобе на то, что порицание является мягкой мерой уголовного наказания, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.

Доводы Бокатуева Н.И. об отказе в допуске его представителя по доверенности С. на заседание Собрания депутатов муниципального образования сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истцом в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования, нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда, оснований для ее пересмотра у судебной коллегии не имеется.

Поскольку в настоящем деле не установлено одновременного наличия двух условий, необходимых для признания решения Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>.» в части выражения Бокатуеву Н.И. порицания за его некорректное поведение, то судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе Бокатуеву Н.И. в удовлетворении заявленных требований об отмене решения Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> в части выражения Бокатуеву Н.И. порицания за его некорректное поведение.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительного того, что оспариваемое решение в части возложения на Бокатуева Н.И. обязанности извиниться перед сотрудниками полиции, принесения извинений с помощью видеозаписи, является законным и обоснованным и не нарушает его права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

Постановленное по делу решение Кимовского городского суда Тульской области от 14 октября 2020 г. в части отказа Бокатуеву Н.Н. в удовлетворении требований к Собранию депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ г. «<данные изъяты>» в части возложения обязанности извиниться перед сотрудниками полиции указанным требованиям не отвечает.

Статьей 152 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.

Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации (ч.ч. 1, 2).

В пунктах 6, 18 постановления от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства… Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации ст. 152 Гражданского кодекса РФ и другими нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков по данной категории дел принести истцам извинения в той или иной форме.

Как указывалось ранее, действующий на момент совершения Бокатуевым Н.И. действий, за которые ему Собранием депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ объявлено порицание, временный регламент не предусматривал возможности применения к депутату за нарушение правил депутатской этики обязанности принести публичные извинения.

Возлагая на Бокатуева Н.И. обязанность извиниться перед сотрудниками полиции, извинения произвести с помощью видеозаписи, Собрание депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района вышло за пределы предоставленных ему полномочий и незаконно возложила на Бокатуева Н.И. данную обязанность, что, безусловно, нарушает права, свободы и законные интересы последнего и является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Вопросы об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство, как сотрудников полиции, так и Бокатуева Н.И. как депутата, гражданина, подлежат рассмотрению в порядке иного судопроизводства.

Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда в части отказа Бокатуеву Н.Н. в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ г. «<данные изъяты>» в части возложения обязанности извиниться перед сотрудниками полиции, не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены в указанной части постановленного по делу судебного акта, то решение Кимовского городского суда Тульской области от 14.10.2020 в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Бокатуевым Н.И. требований о признании решения Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ г. «<данные изъяты> в части обязания Бокатуева Н.И. извиниться перед сотрудниками полиции, извинения произвести с помощью видеозаписи незаконным. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кимовского городского суда Тульской области от 14 октября 2020 г. в части отказа Бокатуеву Н.И. в удовлетворении административных исковых требований к Собранию депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>.» в части возложения обязанности извиниться перед сотрудниками полиции отменить.

Постановить по делу в указанной части новое решение, которым административные исковые требования Бокатуева Н.И. к Собранию депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ г. «<данные изъяты>.» в части возложения обязанности извиниться перед сотрудниками полиции удовлетворить.

Признать решение Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>.» в части обязания Бокатуева Н.И. извиниться перед сотрудниками полиции, извинения произвести с помощью видеозаписи незаконным.

В остальной части решение Кимовского городского суда Тульской области от 14 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бокатуева Н.Н. - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий