ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-804/2022 от 20.07.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-804/2022; 33а-2408/2022

УИД 68RS0002-01-2022-000638-64

Судья: Воронцова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 20 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Корнеевой А.Е.,

судей: Курохтина Ю.А.. Яковлевой М.В.,

при секретаре Вотановской М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бессоновой Галины Леонидовны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области, начальнику отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Рябову Алексею Петровичу о признании незаконными действия по предоставлению сведений о состоянии индивидуального лицевого счета и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Бессоновой Галины Леонидовны на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е. судебная коллегия,

установила:

Бессонова Г.Л. обратилась с административным иском в суд к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области, начальнику отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Рябову А.П. о признании незаконными действия по предоставлению Карасевой И.В. сведений о состоянии индивидуального лицевого счета и компенсации морального вреда в размере 400 000 руб.

В обоснование указав, что в октябре 2021 года обнаружила у своей дочери Карасевой И.В. сведения о состоянии её индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Эти сведения выданы Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее - ОПФР по Тамбовской области) Карасевой И.В. по её личному заявлению в отношении Бессоновой Г.Л. Полагает, что административный ответчик распространил ее конфиденциальные персональные данные без её согласия.

Считает, что сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеет право получить само застрахованное лицо, а не его родственник. В этой связи, предоставив данные сведения Карасевой И.В. без согласия Бессоновой Г.Л. на обработку персональных данных, ОПФР по Тамбовской области нарушило положения Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», чем причинило Бессоновой Г.Л. моральный вред.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Бессоновой Г.Л. отказано.

Не согласившись с решением суда, Бессонова Г.Л. подала апелляционную жалобу о его отмене и принятии нового судебного акта.

Считает, что судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, в связи с чем, принятое по делу судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Бессоновой Галины Леонидовны, нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.

Судом не учтено, что она по православным религиозным убеждениям отказалась от СНИЛС. В 2013 году вопрос отказа от сквозного идентификатора СНИЛС широко обсуждался в Церковной и светской среде. И стал основанием для обращения за разъяснениями факта существования основания для отказа от СНИЛС Патриархом Русской Православной Церкви к главе государства. Путин В.В. признал возможность отказа от получения СНИЛС вне зависимости от причин приятия подобного решения. Такую возможность подтверждают положения ст. ст. 2, 5, 7, 18, 28, 29, 39 Конституции Российской Федерации. Это автоматически подтверждает возможность традиционного способа идентификации жителя государства по Фамилии, Имени, Отчеству и другим паспортным данным.

Также оставлено без внимания то, что сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеет право получить само застрахованное лицо по своим Фамилии, Имени, Отчеству и другим паспортным данным, а не по СНИЛС его родственник.

Выслушав представителя административного ответчика Пчелинцеву Ю.П., возражавшую против отмены судебного акта, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконным, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Законом, в том числе по их учетным данным.

При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны предоставлять бесплатно застрахованному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 ч. 2 ст. 16 указанного Закона).

Порядок и стандарт предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по информированию зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) определены утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 21.05.2020 № 292п Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования..

На основании п.п. 16, 18 Административного регламента указанная государственная услуга может быть предоставлена лицу, предоставляющего интересы зарегистрированного лица на основании доверенности.

В силу п. 24 Административного регламента в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказывается в случае неподтверждения полномочий представителя зарегистрированного лица.

Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 22.10.2021 начальником отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Рябовым А.П. в отношении Бессоновой Г.Л. выданы сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ее доверенному лицу Карасевой И.В. на основании нотариально удостоверенной доверенности от 16.09.2021 ***. Данной доверенностью Бессонова Г.Л. уполномочила Карасеву И.В. быть представителем в ОПФР по Тамбовской области по любым вопросам, в том числе по вопросу предоставления набора социальных услуг, (социальной услуги), по вопросу индексации и перевода пенсии, для чего предоставлено право подписывать и подавать от имени Бессоновой Г.Л. заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги), подавать другие заявления, ходатайства, объяснения, получать и предоставлять справки, другие документы, оплачивать сборы и пошлины. Срок доверенности двадцать пять лет с запретом на передоверие полномочий другим лицам.

Отказывая в удовлетворении административного иска Бессоновой Г.А., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности действий должностного лица ОПФР по Тамбовской области по выдаче сведений о состоянии индивидуального лицевого счета Бессоновой Г.Л. её доверенному лицу Карасевой И.В., поскольку основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствовали.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, имеющиеся в деле доказательства исследованы и оценены в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Учитывая, что совокупность оснований для признания незаконным действий административного ответчика, повлекшее за собой нарушение прав и законных интересов административного истца при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой проанализировал и дал оценку всем представленным в ходе рассмотрения дела доказательствам каждому в отдельности и в их совокупности, и не ограничивал стороны в выборе средств доказывания своей позиции. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бессоновой Галины Леонидовны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Тамбова.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 августа 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: