Судья Мернов Н.В. Дело № 33а-4505/2021
№ 2а-811/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 22 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.
судей областного суда Мухамбеталиевой Н.Х., Хаировой Д.Р.
при помощнике судьи Гут А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2021 года по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании предписания незаконными и его отмене,
установила:
администрация муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании предписания незаконными и его отмене, указав, что предписание не содержит информации о нарушениях со стороны администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет». Ссылка на пункт 1 части 4 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку предписание не содержит ссылок на нормы права, устанавливающие обязанность администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» осуществлять виды деятельности и вести документацию, о которой идет речь в предписании. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории сельского поселения данные вопросы решаются органами местного самоуправления муниципального района. Просила признать предписание от 11 декабря 2019 года заведующего сектором отдела градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района по доверенности ФИО1 поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска.
Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Приволжский район» участие в судебном разбирательстве не принимали.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2021 года административные исковые требования администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» о признании предписания незаконными и его отмене, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрацией муниципального образования «Яксатовский сельсовет» ставится вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку вопросы, связанные с утверждением генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждением подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, относятся к полномочиям муниципального района. Положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» не предоставлено право по разработке запрашиваемых документов, не установлено имелись ли они в наличии. Не дана оценка доводам администрации о неисполнимости выданного предписания.
На заседание судебной коллегии представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя административного истца администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» по доверенности ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по доверенности ФИО3, возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право: проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций; требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности (часть 2 статьи 8.1 Градостроительным кодексом Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 11 декабря 2019 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области проведена плановая выездная проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Яксатовский сельсовет» законодательства о градостроительной деятельности.
По результатам проверки составлен акт № 60 от 11 декабря 2019 года, из которого следует, что в нарушение пункта 1 и пункта 3 части 4 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не оказано содействие должностному лицу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, не представлены документы и материалы, необходимые для осуществления градостроительной деятельности.
Главе муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района выдано предписание № 33 от 11 декабря 2019 года об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Предписанием возложена обязанность по устранению нарушений, связанных с непредставлением: документов по соблюдению порядка подготовки генерального плана поселения, внесения изменений в генеральный план поселения (в случае внесения изменений за 2017-2018 годы); программ, утвержденных местной администрацией поселения, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, и (при наличии) инвестиционные программы организации коммунального комплекса); документов по соблюдению порядка подготовки правил землепользования и застройки, внесения изменений в правила землепользования и застройки (в случае внесения изменений за 2017-2018 годы); нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; документов по соблюдению процедуры подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения (проекты планировки, проекты межевания (за 2017-2018 годы)); документов по соблюдению процедуры подготовки нормативов градостроительного проектирования поселения (за 2017-2018 годы); документов по заключению договоров о развитии застроенной территории (в случае заключения таких договоров в период 2017-2018 годы); документов по соблюдению порядка предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального (за 2017-2018 годы); документов по соблюдению порядка предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказах в предоставлении таких разрешений (за 2017-2018 годы).
Согласно предписания главе муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области предложено: безотлагательно рассмотреть предписание и устранить выявленные нарушения законодательства о градостроительной деятельности; рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения; о выполнении предписания сообщить в управление архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в срок до 20 января 2020 года.
Требования предписания административного органа не выполнены.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» о признании незаконным предписания и его отмене, районный суд исходил из того, что проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности осуществлена уполномоченным органом в рамках предоставленных ему законом полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения, нарушений прав административного истца не установлено.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).
Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов (часть 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 7 Закона Астраханской области от 12 ноября 2007 года № 66/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области» состав, содержание и масштаб карт (схем), содержащихся в генеральном плане поселений, городских округов, а также дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку генерального плана поселения, генерального плана городского округа, утверждаемым соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Решение о подготовке проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 3).
Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки (часть 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит (часть 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса (часть 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3). Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 4). Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (пункт 19).
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны: предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы; направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке; оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе (часть 4 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требования вышеуказанных норм закона административным ответчиком не выполнены.
Из содержания вышеуказанных норм закона и установленных по делу фактических обстоятельств, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы, связанные с утверждением генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждением подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, относятся к помолномочиям муниципального района, являются несостоятельными, поскольку частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены полномочия административного ответчика в сфере градостроительной деятельности.
Указанные полномочия отнесены Градостроительным кодексом Российской Федерации ко всем видам поселений, включая сельские поселения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не выяснено, должен ли административный истец предоставить административному ответчику указанные в предписании документы, исходя из того, что положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» не предоставлено право по разработке запрашиваемых документов и имелись ли они у него в наличии, также несостоятельны, поскольку рассматриваемая сфера правоотношений регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскими поселения разрабатываются документы, нормативные правовые акты и программы, поименованные частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Такие документы, нормативные правовые акты и программы должны соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не дана оценка неисполнимости выданного предписания, подлежат отклонению, поскольку не являются основаниями для признания решения суда незаконным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Всем представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая правая оценка, при таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не являются основанием к отмене решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Стёпин А.Б.
Судьи областного суда: Мухамбеталиева Н.Х.
Хаирова Д.Р.