Судья Рачковская Ю.В. дело № 33а-7001/2019 (№ 2а-853/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 декабря 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Юдина А.В. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15 октября 2019 года, по которому административное исковое заявление Юдина А.В. к ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК, заместителю начальника - начальнику отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Безносикову Е.С., инспектору отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Шишкиной Н.В. о признании решений о необходимости дополнительных явок <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> в уголовно-исполнительную инспекцию незаконными оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми Филиппова Э.Э., судебная коллегия
установила:
Юдин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Безносикову Е.С., инспектору отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Шишкиной Н.В. о признании решений о дополнительной явке <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> незаконными. В обоснование заявленных требований указал, что приговором мирового судьи ... судебного участка ... от 02.04.2018 Юдин А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением ему наказания в виде ограничения свободы на .... В период отбывания ограничения свободы ему установлены ограничения. Во время очередных явок для регистрации в отдел исполнения наказаний ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми" ему вручены уведомления о дополнительных явках <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена>, подписанные начальником отдела Безносиковым Е.С. и инспектором Шишкиной Н.В. Полагает, что указанные действия ограничивают его права, дополнительные вызовы для дачи объяснений по вопросам исполнения приговора считает необоснованными и незаконными.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми.
Административный истец Юдин А. В., будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Административные ответчики Безносиков Е.С. и Шишкина Н.В., будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель административных соответчиков ФКУ УИИ УФСИН России по РК и УФСИН России по РК Филиппов Э.Э. с административным иском не согласился, указав, что действия должностных лиц обусловлены и осуществляются исключительно в рамках полномочий, предоставленных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Положением об УИИ и Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Суд постановил решение, резолютивная часть решения которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Юдиным А.В. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми Филиппов Э.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, судебная коллегия полагает возможным, в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение представителя ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного выше положения закона следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом, в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия совокупности указанных условий.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, приговором мирового судья ... судебного участка ... от <Дата обезличена> Юдин А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде ограничения свободы на срок ..., в период отбывания которого Юдину А.В. установлены следующие ограничения: не уходить из места постоянного проживания в ночное время суток, то есть с 22 часов до 6 часов, за исключением времени нахождения на работе, не менять постоянного места работы и места жительства, не выезжать за пределы муниципального образования ... и муниципального образования ... без согласия специального государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, ... раза в месяц являться на регистрацию в указанный орган.
Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы на территории Республики Коми, является ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми".
Из материалов дела следует, что в целях исполнения приговора Юдин А.В. поставлен на учет в ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми. С Юдиным А.В. проведена беседа, в ходе которой инспектором уголовно-исполнительной инспекции Юдину А.В. разъяснены его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий наказания. Административным истцом дана подписка о том, что он ознакомлен с требованиями законодательства и обязуется явиться по вызову в УИИ для дачи устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с отбытием им наказания, явиться в УИ для регистрации два раза в месяц, не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учёбы уведомить об этом УИИ (в случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия УИИ), соблюдать установленные судом ограничения.
Из материалов личного дела следует, что Юдину А.В. установлены дни явки на регистрацию (второй и четвертый рабочий четверг месяца), а также дана на руки Памятка осужденному к ограничению свободы, которая также содержит требования об обязательности явки осужденного по вызову УИИ для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием наказания.
Как следует из материалов дела, установление дополнительных явок <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> осуществлялось должностными лицами УИИ для получения объяснений от осужденного по вопросам, связанным с отбываем наказания, предупреждения преступлений и обеспечения надзора. Результаты данных бесед отражены в соответствующих справках о проведении воспитательных бесед.
В соответствии с частью 1 статьи 47.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.
Статьёй 54 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что уголовно-исполнительная инспекция ведет учёт осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания (часть 1).
Согласно статье 60 названного Кодекса надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания (часть 2).
Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3).
Организация исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказания в виде ограничения свободы определена Приказом Минюста РФ от 11 октября 2010 года № 258, которым утверждена соответствующая Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы (далее - Инструкция).
Пунктом 26 Инструкции предусмотрено, что Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
В соответствии с пунктом 27 Инструкции, для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция, в том числе вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность осужденных являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут ответственность, установленную законом (части пятая и шестая статьи 11, статья 115).
Соответственно, осужденный в силу части пятой статьи 11 УИК Российской Федерации обязан представлять объяснения по вопросам, связанным с исполнением приговора, то есть с такими обстоятельствами, которые непосредственно касаются соблюдения порядка и условий отбывания назначенного ему наказания (требований режима), реализации возложенных на осужденного обязанностей и соблюдения им правоограничений.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 10 октября 2013 года № 1555-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бунтова Виталия Маратовича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указал, что часть пятая статьи 11 УИК Российской Федерации - во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса и с учетом непосредственно действующих положений Конституции Российской Федерации и общепризнанных норм международно-правовых актов - по своему смыслу направлена лишь на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания, назначаемого по приговору суда.
С учетом вышеприведённых требований закона суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконными решений должностных лиц ФКУ УИИ УФСИН России по РК по дополнительным явкам Юдина А. В. в инспекцию <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> для дачи объяснений по вопросам, связанным с исполнением приговора, поскольку оспариваемые действия совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в целях обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания, назначенного по приговору суда, и нарушений прав и законных интересов Юдина А.В. не повлекли.
Вопреки доводам апелляционной жалобы обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно, оценка доказательствам по делу дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылки в апелляционной жалобе, на то, что федеральный закон о создании Сыктывдинского районного суда Республики Коми, принятый Государственной думой Российской Федерации, одобренный Советом Федерации Российской Федерации, подписанный Президентом Российской Федерации и опубликованный отсутствует, отклоняются судебной коллегией в качестве основания к отмене оспариваемого решения как не состоятельные в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности районного суда, входящего в систему федеральных судов общей юрисдикции, устанавливаются федеральным конституционным законом. В настоящее время такой закон не принят.
Законом РСФСР от 08 июля 1981 года "О судоустройстве в РСФСР", действующим в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", в главе второй предусмотрена деятельность районных (городских) судов.
Часть 1 статьи 36 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" регулирует вопросы, связанные со статусом и особенностями судопроизводства в районных (городских) судах. Содержащаяся в ней норма о том, что образованные до введения в действие указанного закона районные (городские) суды считаются районными, закрепляют единое процессуальное положение этих судов.
В силу части 3 статьи 17 этого же закона никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Положения статьи 36 указанного Федерального закона неоднократно разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации. При этом указывалось, что все ранее созданные городские и районные суды продолжают функционировать под теми же наименованиями, которые им были присвоены при их образовании.
Сыктывдинский районный суд Республики Коми осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" как учреждённый до введения в действие законов Российской Федерации.
Таким образом, принятие федерального закона о создании Сыктывдинского районного суда не требовалось. Судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми наделены полномочиями в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Информация о соответствующих Указах Президента России размещена на официальном сайте Сыктывдинского районного суда Республики Коми - skdsud.komi@sudrf.ru.
Поскольку доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юдина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-