ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8893/2021 от 24.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-8856/2022

№ 2а-8893/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2022 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Онохова Ю.В.,

судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.,

при секретаре Пархоменко В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жемчужниковой Виталины Петровны к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должностным лицам Сенченко Александру Валерьевичу, Телюк Анне Владимировне, Паковой Виктории Александровне об оспаривании действий,

по апелляционной жалобе Жемчужниковой Виталины Петровны на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 ноября 2021 года, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,

установила:

Жемчужникова В.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должностным лицам Сенченко А.В., Телюк А.В., Паковой В.А. о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления на ознакомление решения собственников помещения в многоквартирном доме № <...>, расположенном в городе <...> и приложений к протоколу общего собрания собственников помещений от 11 марта 2019 года № 1/2019, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения ее ознакомления с указанными документами.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что являясь собственником квартиры № 95 в многоквартирном жилом доме, расположенном в городе <...>, обратилась в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о предоставлении права на ознакомление с протоколом общего собрания собственников помещения от 11 марта 2019 года № 1/2019, а также решениями, являющимися приложением к данному протоколу, однако получила отказ по тому основанию, что листы голосования, список присутствующих лиц и другие документы содержат в себе информацию, относящуюся к персональным данным, при том, что согласие собственников помещения на обработку их персональных данных не предоставлялось и у Инспекции отсутствуют правовые основания для предоставления таких сведений третьим лицам.

Полагает, что поскольку ее намерение ознакомиться с решениями собственников направлено на реализацию прав, предусмотренных жилищным законодательством, то обстоятельство, что эти приложения содержат персональные данные других собственников, не может являться препятствием для ознакомления с данными документами на основании части 1 статьи 3 и статьи 7 Федерального закона «О персональных данных».

Выражая несогласие с позицией административного истца, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края по доводам иска представила возражение, указав на необоснованность и незаконность заявленных требований, поскольку заявителю сообщено о размещении протокола общего собрания в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и разъяснено право на ознакомление с резолютивной частью протокола и письменным решением собственника, непосредственно, в Государственную жилищную инспекцию края, о чем составлен письменный ответ от 29 сентября 2021 года № 75-20055-ОП/21 и направлен в адрес заявителя.

Кроме того, в представленном возражении административный ответчик отметил, что обязанность по ознакомлению с решениями иных собственников помещений в многоквартирном доме действующим жилищным законодательством на органы государственного жилищного надзора не возложена, а доступ к данным, содержащим персональные данные иных лиц, может быть ограничен.

Решением Первомайского районного суд города Краснодара 29 ноября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с принятым по делу решением суда, Жемчужникова В.П. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на его незаконность и необоснованность, принятие с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку полагает, что собственник помещений в многоквартирном доме вправе знакомиться не только с самим протоколом общего собрания, но и документами, подтверждающими итоги голосования, также и потому, что данное право корреспондируется с такими правами собственника жилого помещения, как участие в общем собрании, оспаривание результатов общих собраний и других прав, предусмотренных жилищным законодательством.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства гражданин вправе оспорить в том числе решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

На основании части 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.

Согласно пунктов 20, 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр., обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: реестр собственников помещений в многоквартирном доме; копия текста сообщения о проведении общего собрания; документы (копии документов), подтверждающие уведомление собственников помещений в многоквартирном доме о проведении общего собрания; списки присутствующих и приглашенных лиц; документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания; письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании. Все приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

На основании пункта 7 части 3 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.

Как следует из материалов дела, Жемчужникова В.П., являясь собственником квартиры № 95 в многоквартирном жилом доме №32, расположенном в городе Краснодаре по улице Восточно-Кругликовская, 2 сентября 2021 года обратилась в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о предоставлении для ознакомления протокола общего собрания собственников нежилых помещений от 11 марта 2019 года № <...> по итогам очно-заочного голосования собственников, проведенного с 14 июня 2018 года по 13 марта 2019 года.

В письме начальника отдела правового обеспечения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 29 сентября 2021 года Жемчужниковой В.П. разъяснен порядок ознакомления с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 11 марта 2019 года, путем ознакомления с его резолютивной частью, и бюллетенем заявителя, назначены день и время ознакомления.

Заявитель Жемчужникова В.П. также проинформирована о том, что копия испрашиваемого к ознакомлению протокола общего собрания размещена в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем собственники помещений многоквартирного жилого дома вправе ознакомиться с указанными документами в «ГИС ЖКХ», предварительно зарегистрировавшись на портале «Госуслуги» и получив подтвержденную учетную запись.Кроме того, в указанном письме заявителю сообщалось, что обязанность по обеспечению видео и фотофиксации протоколов общих собраний собственников жилья в многоквартирном доме, предоставление их копий действующим законодательством на госжилинспекцию не возложены.

Таким образом, разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку действия Инспекции согласуются с требованиями закона, права Жемчужниковой В.П. действиями административного ответчика не нарушены, ответ на обращение дан уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки, право административного истца на ознакомление с запрашиваемыми документами не ограничено.

Судебная коллегия с доводами суда первой инстанции соглашается и находит их правильными, соответствующими положениям действующего законодательства, в связи, с чем полагает необходимым указать следующее.

В силу пунктов 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Жилищным законодательством предусмотрено несколько способов ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с документами, связанными с проведением общих собраний: в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации); в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания (часть 4 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации); в управляющей организации до направления подлинников решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения (часть 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации); в ГИС ЖКХ (часть 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Между тем, судебная коллегия признает справедливой позицию суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика обязанности по раскрытию информации, содержащей персональные данные иных лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) подпадает под понятие «персональных данных».

Операторы (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными) и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статьи 3, 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Из материалов дела достоверно установлено, что в листах голосования и решений собственников помещений, принявших участие в общем собрании собственников, содержатся персональные данные иных собственников имущества в многоквартирном жилом доме (т.е. информация, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу).

Предоставление запрашиваемых документов в полном объеме и ознакомление с содержащейся в них информацией приведет к нарушению законных прав и интересов лиц, чьи персональные данные будут указаны в перечисленных выше документах.

Между тем, объем и перечень документов, в пределах которых они могут быть представлены для ознакомления, должен быть определен в пределах взаимокорреспондированных прав истца и обязанностей ответчика.

Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края заявителю Жемчужниковой В.П. разъяснены порядок и пределы ознакомления с запрашиваемыми документами, назначены дата и время ознакомления с ними, то есть соблюдены все установленные законом предписания действующего законодательства с учетом взаимокорреспондирующих прав сторон.

Несогласие с объемом предоставленной по запросу информации также было предметом рассмотрения в районном суде, который мотивированно указал, в связи с чем такие документы не могут быть предоставлены истцу в полном объеме.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции, а также государственного жилищного органа о наличии у собственника жилого помещения в многоквартирном доме права на ознакомление с протоколом общего собрания как в сети Интернет на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, так и в самой Инспекции по месту ее нахождения, а также в управляющей компании, которая в силу норм жилищного законодательства Российской Федерации обязана доводить всю информацию до собственников в многоквартирном доме.

Однако реализация такого права допустима ровным счетом в пределах тех разъяснений, которые были предоставлены заявителю Жемчужниковой В.П. Государственной жилищной инспекции, исключая допущение нарушения таких прав иных участников жилищных отношений.

Согласно статьям 176 и 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из содержания частей 1, 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, признает принятое решение законным и обоснованным.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, поскольку они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно; нарушений норм процессуального и материального права не допущено, утверждения заявителя жалобы об обратном основаны на неправильном толковании законодательства.

Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение нижестоящего суда является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 308 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жемчужниковой В.П. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения, через суд первой инстанции.

Председательствующий Ю.В. Онохов

Судьи: Н.А. Морозова

К.К. Суслов