КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-8856/2022
№ 2а-8893/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 марта 2022 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.,
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.,
при секретаре Пархоменко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должностным лицам ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании действий,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 ноября 2021 года, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должностным лицам ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления на ознакомление решения собственников помещения в многоквартирном доме № <...>, расположенном в городе <...> и приложений к протоколу общего собрания собственников помещений от 11 марта 2019 года № 1/2019, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения ее ознакомления с указанными документами.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что являясь собственником квартиры № 95 в многоквартирном жилом доме, расположенном в городе <...>, обратилась в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о предоставлении права на ознакомление с протоколом общего собрания собственников помещения от 11 марта 2019 года № 1/2019, а также решениями, являющимися приложением к данному протоколу, однако получила отказ по тому основанию, что листы голосования, список присутствующих лиц и другие документы содержат в себе информацию, относящуюся к персональным данным, при том, что согласие собственников помещения на обработку их персональных данных не предоставлялось и у Инспекции отсутствуют правовые основания для предоставления таких сведений третьим лицам.
Полагает, что поскольку ее намерение ознакомиться с решениями собственников направлено на реализацию прав, предусмотренных жилищным законодательством, то обстоятельство, что эти приложения содержат персональные данные других собственников, не может являться препятствием для ознакомления с данными документами на основании части 1 статьи 3 и статьи 7 Федерального закона «О персональных данных».
Выражая несогласие с позицией административного истца, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края по доводам иска представила возражение, указав на необоснованность и незаконность заявленных требований, поскольку заявителю сообщено о размещении протокола общего собрания в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и разъяснено право на ознакомление с резолютивной частью протокола и письменным решением собственника, непосредственно, в Государственную жилищную инспекцию края, о чем составлен письменный ответ от 29 сентября 2021 года № 75-20055-ОП/21 и направлен в адрес заявителя.
Кроме того, в представленном возражении административный ответчик отметил, что обязанность по ознакомлению с решениями иных собственников помещений в многоквартирном доме действующим жилищным законодательством на органы государственного жилищного надзора не возложена, а доступ к данным, содержащим персональные данные иных лиц, может быть ограничен.
Решением Первомайского районного суд города Краснодара 29 ноября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на его незаконность и необоснованность, принятие с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку полагает, что собственник помещений в многоквартирном доме вправе знакомиться не только с самим протоколом общего собрания, но и документами, подтверждающими итоги голосования, также и потому, что данное право корреспондируется с такими правами собственника жилого помещения, как участие в общем собрании, оспаривание результатов общих собраний и других прав, предусмотренных жилищным законодательством.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства гражданин вправе оспорить в том числе решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
На основании части 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Согласно пунктов 20, 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр., обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: реестр собственников помещений в многоквартирном доме; копия текста сообщения о проведении общего собрания; документы (копии документов), подтверждающие уведомление собственников помещений в многоквартирном доме о проведении общего собрания; списки присутствующих и приглашенных лиц; документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания; письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании. Все приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.
На основании пункта 7 части 3 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь собственником квартиры № 95 в многоквартирном жилом доме №32, расположенном в <...> 2 сентября 2021 года обратилась в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о предоставлении для ознакомления протокола общего собрания собственников нежилых помещений от 11 марта 2019 года № <...> по итогам очно-заочного голосования собственников, проведенного с 14 июня 2018 года по 13 марта 2019 года.
В письме начальника отдела правового обеспечения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 29 сентября 2021 года ФИО1 разъяснен порядок ознакомления с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 11 марта 2019 года, путем ознакомления с его резолютивной частью, и бюллетенем заявителя, назначены день и время ознакомления.
Заявитель ФИО1 также проинформирована о том, что копия испрашиваемого к ознакомлению протокола общего собрания размещена в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем собственники помещений многоквартирного жилого дома вправе ознакомиться с указанными документами в «ГИС ЖКХ», предварительно зарегистрировавшись на портале «Госуслуги» и получив подтвержденную учетную запись.Кроме того, в указанном письме заявителю сообщалось, что обязанность по обеспечению видео и фотофиксации протоколов общих собраний собственников жилья в многоквартирном доме, предоставление их копий действующим законодательством на госжилинспекцию не возложены.
Таким образом, разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку действия Инспекции согласуются с требованиями закона, права ФИО1 действиями административного ответчика не нарушены, ответ на обращение дан уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки, право административного истца на ознакомление с запрашиваемыми документами не ограничено.
Судебная коллегия с доводами суда первой инстанции соглашается и находит их правильными, соответствующими положениям действующего законодательства, в связи, с чем полагает необходимым указать следующее.
В силу пунктов 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Жилищным законодательством предусмотрено несколько способов ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с документами, связанными с проведением общих собраний: в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации); в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания (часть 4 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации); в управляющей организации до направления подлинников решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения (часть 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации); в ГИС ЖКХ (часть 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Между тем, судебная коллегия признает справедливой позицию суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика обязанности по раскрытию информации, содержащей персональные данные иных лиц.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) подпадает под понятие «персональных данных».
Операторы (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными) и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статьи 3, 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Из материалов дела достоверно установлено, что в листах голосования и решений собственников помещений, принявших участие в общем собрании собственников, содержатся персональные данные иных собственников имущества в многоквартирном жилом доме (т.е. информация, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу).
Предоставление запрашиваемых документов в полном объеме и ознакомление с содержащейся в них информацией приведет к нарушению законных прав и интересов лиц, чьи персональные данные будут указаны в перечисленных выше документах.
Между тем, объем и перечень документов, в пределах которых они могут быть представлены для ознакомления, должен быть определен в пределах взаимокорреспондированных прав истца и обязанностей ответчика.
Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края заявителю ФИО1 разъяснены порядок и пределы ознакомления с запрашиваемыми документами, назначены дата и время ознакомления с ними, то есть соблюдены все установленные законом предписания действующего законодательства с учетом взаимокорреспондирующих прав сторон.
Несогласие с объемом предоставленной по запросу информации также было предметом рассмотрения в районном суде, который мотивированно указал, в связи с чем такие документы не могут быть предоставлены истцу в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции, а также государственного жилищного органа о наличии у собственника жилого помещения в многоквартирном доме права на ознакомление с протоколом общего собрания как в сети Интернет на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, так и в самой Инспекции по месту ее нахождения, а также в управляющей компании, которая в силу норм жилищного законодательства Российской Федерации обязана доводить всю информацию до собственников в многоквартирном доме.
Однако реализация такого права допустима ровным счетом в пределах тех разъяснений, которые были предоставлены заявителю ФИО1 Государственной жилищной инспекции, исключая допущение нарушения таких прав иных участников жилищных отношений.
Согласно статьям 176 и 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из содержания частей 1, 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, признает принятое решение законным и обоснованным.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, поскольку они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно; нарушений норм процессуального и материального права не допущено, утверждения заявителя жалобы об обратном основаны на неправильном толковании законодательства.
Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение нижестоящего суда является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения, через суд первой инстанции.
Председательствующий Ю.В. Онохов
Судьи: Н.А. Морозова
К.К. Суслов