ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-952/2021 от 15.11.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-952/2021 (33а-20252/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2021 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Куловой Г.Р.,

судей Ситник И.А. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Мухаметзянове Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Кигинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене п.2 акта проверки от 31 августа 2020 года № 2/3-200-20 ПВ/12-7758-и/42-3135 и п. 2 предписания об устранении выявленных нарушений №2/3-200-20 ПВ/12-7788-и/3135 об устранении выявленных нарушений

по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Кигинская центральная районная больница (далее по тексту - ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ, ЦРБ) обратилось в суд с указанным административным иском, обосновывая тем, что 10 сентября 2020 года в адрес административного истца поступил акт проверки за № 2/3-200-20-ПВ/12-7758-И/42-3135 от 31 августа 2020 года, предписание об устранении выявленных нарушений за №2/3-200-20-ПВ/12-7788-И/3135 от 31 августа 2020 года, уведомление о явке в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан №2/3-200-20-ПВ/3135/2 от 31 августа 2020 года для составления протоколов о привлечении должностного и юридического лица ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 и 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

С актом проверки и предписанием главного государственного инспектора труда Лукманова Ш.А., главный врач ЦРБ Аминова И.И. под роспись не ознакомлена. По вынесенному акту проверки и предписания больницей в адрес ответчика за №1502 от 11 сентября 2020 года направлено возражение.

В пункте 2 акта по результатам проверки условий оплаты труда медицинских работников ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ в нарушение статьей 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации признал незаконным не начисление и не выплату врачебному и среднему медицинскому персоналу ЦРБ стимулирующих выплат за выслугу лет, и пунктом 2 предписания обязал до 30 сентября 2020 года начислить и выплатить стимулирующую надбавку за выслугу лет медицинским работникам ЦРБ с января по июль месяцы 2020 года.

Считают, что пункт 2 представления вынесено должностным лицом необоснованно, является незаконным и подлежит отклонению, поскольку Положением о материальном стимулировании работников, Коллективным договором на 2019 - 2022 годы установлено, что решение о введении выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и при наличии финансовых средств учреждения на основании решения тарификационной комиссии по итогам работы в каждом месяце.

В 2020 году стимулирующие выплаты были приостановлены с учётом мнения профсоюзного органа в связи с образовавшейся задолженностью у административного истца и отсутствием свободных финансовых средств на основании решения тарификационной комиссии.

По состоянию на 1 января 2020 года кредиторская задолженность по ОМС составила - 7469077,06 руб., по хозрасчету - 985 745,15 руб.

По состоянию на 1 сентября 2020г. кредиторская задолженность по ОМС составила - 13 578 775,32 руб., по хозрасчету - 781 061,07 руб.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан №1010-Д от 21.01.2020 «Об утверждении нормативных показателей «Дорожной карты» подведомственных учреждений Минздрава Республики Башкортостан в части оплаты труда отдельных категорий работников на 2020 год» нормативные показатели в части оплаты труда врачам и среднему медицинскому персоналу по состоянию на 01.09.2020 выполнены ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 103,0%, по среднему медицинскому персоналу на 99,2%.

Таким образом, доведённый норматив среднемесячной заработной платы медицинским работникам за 8 месяцев 2020 года согласно утверждённой Минздравом Республики Башкортостан «Дорожной карты» учреждением выполнен в полном объёме.

Для начисления стимулирующих надбавок за выслугу лет медицинским работникам за январь - июль 2020 года по предписанию Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан потребуются дополнительные денежные средства - 1 миллион 260 тысяч рублей, которыми ЦРБ не располагает.

Исполнение предписания требует значительных затрат и соответствующего финансирования со стороны учредителя – Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

Во избежания просроченной кредиторской задолженности, в целях оздоровления финансовой ситуации учреждения и исполнения обязательств по оплате труда работников, установленных коллективным договором, в адрес министра здравоохранения Республики Башкортостан ФИО10 за исх. №1405 от 27.08.2020, за исх. №1485 от 09.09.2020 направлены письма об изыскании и выделении дополнительных финансовых средств по имеющимся статьям расходов и выплат стимулирующей надбавки за выслугу лет.

Выводы о том, что выплата за непрерывный стаж работы, выслугу лет носит обязательный характер являются ошибочными. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2007 № 818 которым руководствовался инспектор ГИТ при принятии решения не входит в систему локальных актов учреждения, считают что оспариваемый пункт предписания вынесен должностным лицом в пределах не предоставленных ему полномочий.

Трудовые споры, в том числе не урегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам оплаты труда вправе разрешать комиссия по трудовым спорам или суд, инспектор не вправе подменять указанные органы, уполномочен лишь осуществлять надзор и контроль.

На основании изложенного ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ просило суд признать незаконным и отмене пункта 2 акта проверки от 31 августа 2020 года № 2/3-200-20 ПВ/12-7758-и/42-3135 и пункта 2 предписания об устранении выявленных нарушений №2/3-200-20 ПВ/12-7788-и/3135.

Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года административное исковое заявление ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2021 года решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в республике Башкортостан Лукманова Ш.А. – без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 июля 2021 года решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2021 года отменено. Направлено дело на новое рассмотрение в Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в ином составе судей.

Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2021 года постановлено:

административное исковое заявление ГБУЗ РБ Кигинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене п.2 акта проверки от 31.08.2020года №2/3-200-20ПВ/12-7758-и/42-3135 и п.2 предписания №2/3-200-20-ПВ/12-7788-И/3135 об устранении выявленных нарушений - удовлетворить.

Признать незаконным п. 2 акта проверки №2/3-200-20ПВ/12-7758-И/42-3135 Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан и п. 2 предписания об устранении выявленных нарушений №2/3-200-20 ПВ/12-7788-И/3135 от 31 августа 2020г., выданным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Лукмановым Ш.А. о произведении начисления и выплаты стимулирующей надбавки за выслугу лет работникам ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ за период с января 2020 по июль месяцы 2020 года и предоставление в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан информации о выполнении до 30 сентября 2020 года данного предписания.

В апелляционной жалобе Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая в обосновании доводов о том, что в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом в силу части 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются, в том числе, с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Разделом 2 (п.4 пп.в) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предусмотрено, в частности, установление в государственных учреждениях систем оплаты труда коллективными договорами и локальными нормативными актами, включающих фиксированные размеры окладов, размеры доплат и надбавок компенсационного характера, размеры выплат стимулирующего характера.

Разделом 3 указанных рекомендаций в качестве обязательных для применения норм и условий оплаты труда также предусмотрено указание размеров и условий выплат стимулирующего характера.

Разделом 5 рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются, в том числе, с учетом Перечня видов выплат стимулирующего характера, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях".

В указанный Перечень включена выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Обязанность работодателя по соблюдению положений рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а равно и по выплате стимулирующей надбавки за стаж предусмотрена также следующими нормативными правовыми актами:

- Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан (раздел 3, п.3.9);

- Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.08.2015 № 311 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан".

В Учреждении действует Коллективный договор, заключенный на период 2019-2022 гг.

Из раздела 7 (п.7.1) следует, что работодатель обязуется производить оплату труда работников Учреждения, в том числе, с учетом:

-Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

-Постановления Правительства Республики Башкортостан от 13.08.2015 № 311 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан»;

- Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан.

Таким образом, на основании приведенных выше нормативных документов и положений Коллективного договора выплата стимулирующей надбавки в государственном учреждении здравоохранения является обязательной выплатой и зависит исключительно от продолжительности непрерывного стажа работника в определенной отрасли.

Действующие положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не позволяют устанавливать размер заработной платы в зависимости от финансовой деятельности предприятия как и не предусмотрены иные условия, к примеру, в связи с образованием в учреждении кредиторской задолженности по поставщикам и отсутствием свободных денежных средств.

Соответственно, предусмотрев данные надбавки в системе оплаты труда, работодатель не вправе устанавливать дополнительные условия для их выплаты.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров

Однако основанием для отмены предписания Инспекции суд первой инстанции указал конкретно на сложное финансовое состояние Учреждения.

Кроме того, судом не учтены следующие обстоятельства.

Кигинская ЦРБ является государственным бюджетным учреждением, находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

Согласно Уставу штатное расписание Кигинской ЦРБ согласовывает Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Штатное расписание Кигинской ЦРБ на 2020 год утверждено и согласовано Минздравом в количестве 348 ставок с фондом оплаты труда на сумму 7,7 млн. руб., в том числе предусмотрены стимулирующие выплаты за стаж работы в общей сумме 183,3 тыс. руб.

Таким образом, работодатель утвердил фонд оплаты труда с учетом доплаты работникам за стаж, согласовал его с учредителем, однако в дальнейшем в связи с ненадлежащей финансово-хозяйственной деятельностью, выразившейся в возникновении кредиторской задолженностью по поставщикам, а также в переплатах работникам в рамках исполнения требований по «дорожной карте», решил финансовые трудности за счет неисполнения предусмотренных как законом, так и системой оплаты труда обязанностей перед работниками по выплате надбавок за стаж.

ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ представлены возражения на апелляционную жалобу.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Государственного инспекции труда по Республике Башкортостан Ванскову О.В., главного врача ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ Аминову И.И., представителя ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ Закимова И.Г., заинтересованных лиц Исмагилова Ж.М., Тамендарову Р.Е., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2454-О).

В Определении от 19.12.2016 N 75-КГ16-14 указывается, что, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж).

Согласно части 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения о проведении проверки от 13 августа 2020 года №2/3-200-20-ПВ/12-7199-И/42-3135 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ с целью защиты прав работников во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО10 от 03.08.2020 № ТГ-П12-8767 кв, приказа Роструда № 157 от 06.08.2020.

По результатам проведённой проверки составлен акт проверки от 31 августа 2020 года № 2/3-200-20-ПВ/12-7758-И/42-3135. В пункте 2 акта проверки от 31 августа 2020 года № 2/3-200-20 ПВ/12-7758-и/42-3135 признано незаконным не начисление и не выплата медицинским работникам ЦРБ стимулирующих выплат за выслугу лет за период с января 2020 г. по июль 2020 г.

31 августа 2020 года вынесено предписание об устранении выявленных нарушений №2/3-200-20 пв/12-7788-и/3135 и пунктом 2 предписания на ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ, возложена обязанность устранить выявленное нарушение начислить и выплатить медицинским работникам ЦРБ стимулирующую надбавку за выслугу лет за период с января 2020 года по июль 2020 года в срок до 30 сентября 2020 года.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации раскрыто содержание понятия заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат.

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (статья 132 названного кодекса).

Исходя из положений статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы регулирования оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан урегулированы Законом Республики Башкортостан от 25 февраля 2009 года № 97-з «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан».

Так, системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан включают минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера, а также размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера (статья 2 вышеназванного закона).

Из содержания приведенных норм следует, что стимулирующие выплаты, предусмотренные коллективными договорами, включены в систему оплаты труда.

Стимулирующие надбавки не являются основной составляющей заработной платы, они относятся к переменной составляющей оплаты труда сотрудников и носят разовый характер, в отличии от оклада.

Стимулирующие надбавки к фиксированному размеру заработной платы не относятся и являются необязательной выплатой, так как устанавливается работодателем при наличии денежных средств в организации.

Прямой обязанности платить стимулирующую надбавку у работодателя нет, поскольку в Трудовом кодексе Российской Федерации это не прописано.

В Трудовом Кодексе Российской Федерации (ст. 129 ч.1, 135 ч. 2, 144) обозначено право работодателя назначать выплаты стимулирующего характера, устанавливать, снижать и лишать их размер и периодичность. Данное право также отражено в Коллективном договоре между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы от 20.05.2019.

В соответствии с данным Коллективным договором, стимулирующие выплаты за выслугу лет в ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ предусмотрены Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан Кигинская центральная районная больница от 03.02.2020, Положением о материальном стимулировании работников ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ (приложение № 12 Коллективного договора между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы) от 20.05.2019.

Согласно пункту 4.2 Раздела 4 «Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера» Положения об оплате труда работников ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ, Раздела 2 «Источники выплат стимулирующего характера» Положения о материальном стимулировании работников (приложение № 12) установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019 - 2022 годы от 20.05.2019 решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и при наличии финансовых средств учреждения на основании решения тарификационной комиссии по итогам работы в каждом месяце. Выплаты стимулирующего характера производятся за счет средств, выделенных по соответствующей статье расходов, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств из средств бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования, от приносящей доход деятельности.

Указано, что выплата за выслугу лет в медицинских организациях носит рекомендательный характер (раздел 1 Положения о материальном стимулировании работников (приложение № 12) установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы от 20.05.2019).

В 2020 году выплата стимулирующих выплат за выслугу лет была приостановлена на основании приказов по ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ за №244/1 от 28 февраля 2020 года, №277/1 от 31 марта 2020 года, № 310 от 30 апреля 2020 года, № 354/1 от 29 мая 2020 года, №379/1 от 30 июня 2020 года, № 408 от 30 июля 2020 года с учетом мнения выборного профсоюзного органа до оздоровления финансовой ситуации учреждения, в связи с образованием в учреждении кредиторской задолженности по поставщикам и отсутствием свободных денежных средств на основании решений тарификационной комиссии, в соответствии с условиями Положения об оплате труда, Положения о материальном стимулировании работников установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019-2022 годы.

В целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года № 311 утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» (далее – Положение).

Пунктом 2 названного постановления установлено, что выплата заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предусматриваемых Министерству здравоохранения Республики Башкортостан согласно ведомственной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан на соответствующий год, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и средств от приносящей доход деятельности.

Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается учреждениями самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда (пункт 4.2 Положения).

Согласно пункту 1.12 Положения фонд оплаты труда работников государственных автономных и бюджетных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке государственным автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и средств от приносящей доход деятельности.

Решения о снятии стимулирующих надбавок к окладу за выслугу лет было принято ввиду нехватки средств в части ОМС в ГБУЗ Кигинская ЦРБ по утвержденной смете расходов за месяца с января 2020 г. по июль 2020 г., выполнение целевых показателей по «Дорожной карте».

Так, объем поступления финансирования от медицинских страховых организаций - заработанные средства ОМС, текущие расходы по ОМС в месяц, объем кредиторской задолженности перед поставщиками и выполнение нормативных показателей «дорожной карты» в части оплаты труда сотрудников учреждения, утвержденных Министерством Здравоохранения, составил за январь 2020 г.: поступило из средств ОМС -9111356,51 руб., всего расходы в части ОМС – 7703349,07 руб., начисленная заработная плата - 6934221,77 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда - 426342,46 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 7469077,06 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца - 6690440,75 руб.; за февраль 2020г. поступило из средств ОМС -9438070,51 руб., всего расходы в части ОМС – 9235190,57 руб., начисленная заработная плата - 677 6052,99 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -1805504,19 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 9857094,99 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца - 9654215,05 руб.; за март 2020 г. поступило из средств ОМС - 8702791,26 руб., всего расходы в части ОМС – 8889157,65 руб., начисленная заработная плата -8068347,61 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -251476,09 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 11193260,89 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца - 11379627,28 руб.; за апрель 2020 г. поступило из средств ОМС -9670203,00 руб., всего расходы в части ОМС – 8612577,54 руб., начисленная заработная плата - 6944590,24 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда - 268204,52 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 12085719,98 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -11028094,52 руб.; за май 2020г. поступило из средств ОМС - 9543687,61 руб., всего расходы в части ОМС – 10221102,92 руб., начисленная заработная плата - 6512815,39 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда - 2700923,69 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 12244465,24 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -12921880,55 руб.; за июнь 2020 г. поступило из средств ОМС - 10051459,00 руб., всего расходы в части ОМС – 10416265,01 руб., начисленная заработная плата - 7321647,40 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -2489000,12 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 12927977,93 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца - 13292783,94 руб.; за июль 2020 г. поступило из средств ОМС -7934881,83 руб., всего расходы в части ОМС – 9878889,81 руб., начисленная заработная плата -7321830,72 руб., отчисления взносов от фонда оплаты труда -1755163,06 руб., кредиторская задолженность по ОМС на конец месяца 13578775,32 руб., дефицит средств ОМС на конец месяца -15522783,30 руб.

Таким образом, из приведенных сумм видно, что на заработанную плату с отчислениями от фонда оплаты труда направлено 59,6 (49,9+ 9,7) млн. руб. (91,7%) от общей суммы 64,4 млн. руб. поступивших средств фонда обязательного медицинского страхования. План по заработанным средствам за 7 месяцев 2020 года – 68,8 млн. руб., сумма невыполненных объемов медицинской помощи составила 4,3 млн. руб. Основной причиной невыполнения объемов медицинской помощи является введение Правительством Российской Федерации противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения COVID-19. Кредиторская задолженность перед поставщиками по обязательному медицинскому страхованию с января по июль 2020г. увеличилась на 6,1 млн. руб. Общий дефицит средств ОМС на 01.08.2021 составил 15,5 млн. руб.

По доходам от иной приносящей доход деятельности на выплату заработной платы за январь - август 2020 г. направлены денежные средства в размере 1,3 млн. руб. Так, по состоянию на 01.01.2020 кредиторская задолженность по хозрасчету составила 985 745, 15 руб., на 01.09.2020 - 781061,07 руб.

За период с января по июль 2020 года кредиторская задолженность от иной приносящей доход деятельности снизилась на 0,2 млн. руб.

За январь - июль 2020 г. кроме основного финансирования за счет бюджета Республики Башкортостан на выполнение государственного задания и средств обязательного медицинского страхования поступила субсидия в размере 5863473,53 руб. на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция СОVID-19 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. №415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой короновирусной инфекцией», Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020г. №484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме.

Расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплати стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинскими и иными работниками, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция СОVID-19», Указом Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020г. №УГ-122 «Об установлении стимулирующей выплаты медицинским работникам и о некоторых мерах по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Башкортостан».

Также была получена субсидия в размере 74865 руб. на выплату единовременной денежной выплаты за каждый впервые выявленный и подтвержденный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях (1 и 2 стадиях) у жителей республики в соответствии с законодательством, данная выплата установлена в целях повышения уровня раннего выявления онкологических заболеваний и осуществления своевременных мер по борьбе с ними отдельным категориям медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан. Дополнительного финансирования на выплату заработной платы не производилось.

На 01.01.2020 фонд оплаты труда утвержден в размере 138 335,8 тыс. руб., в том числе: субсидии на государственное задание - 40 494,5 тыс. руб., средства ОМС – 92 382,4 тыс. руб., приносящая доход деятельность – 5084,6 тыс. руб., субсидии на иные цели – 374,3 тыс. руб.

Что касается выполнения показателей дорожной карты ГБУЗ Кигинская ЦРБ за 2020 год, следует, что среднемесячная заработная плата по ЛПУ за 2020 год врачам и работникам, имеющим высшее фармацевтическое или иное образование, предоставляющие медицинские услуги фактически составила 64 745,37 руб.; среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала составила 29 894,55 руб.; среднемесячная заработная плата младшего медицинского персонала составила 29 779,41 руб. (тогда как среднемесячная заработная плата, согласно приказу Минздрава РБ №101-Д от 21.01.2020г. составила врачам - 63000 руб., среднему медицинскому персоналу – 30000 руб.), что подтверждает о том, что административным истцом нормативные показатели «дорожной карты» в части оплаты труда сотрудников учреждения, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, выполнены в полном объеме.

ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ предоставила сведения по лицевому счету обязательного медицинского страхования №22112040290.

Согласно выписок из лицевого счета бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС остатки денежных средств на конец месяца составили на 01.01.2020 – 1747916,80 руб., на 31.01.2020 – 1105410,35 руб., на 28.02.2020 - 663494,21 руб., 31.03.2020 – 1170719,70 руб., 30.04.2020 – 3848235,22 руб., 29.05.2020 - 2638422,49 руб., 30.06.2020 - 1929015,13 руб., 30.07.2020 - 1675403,86 руб.

Согласно п.7.1.26 Коллективного договора между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019 - 2022 г. выплата заработной платы производится не реже, чем каждые полмесяца: аванс по заработной плате 29 числа текущего месяца, расчет по заработной плате 14 числа следующего месяца. Вышеуказанные остатки денежных средств на конец месяца – это зарезервированные средства на выплату расчета по заработной плате.

Таким образом, в целях недопущения дальнейшего ухудшения финансово – экономического положения, банкротства ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ в связи с образованием в учреждении кредиторской задолженности перед поставщиками и отсутствием свободных денежных средств в спорный период, на основании решений тарификационной комиссии в соответствии с условиями Положения об оплате труда, положения о материальном стимулировании работников, установленных Коллективным договором между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на 2019 -2022г., с учетом мнения выборного профсоюзного органа до оздоровления финансовой ситуации учреждения принято временное решение о прекращении начислении стимулирующих выплат за выслугу лет.

Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что требования пункта 2 предписания об устранении выявленных нарушений №2/3-200-20 ПВ/12-7788-и/3135, и пункта 2 акта проверки от 31 августа 2020 года №2/3-200-20 ПВ/12-7758-и/42-3135 являются незаконными и подлежат отмене, поскольку у административного истца не было реальной финансовой возможности для оплаты стимулирующих выплат за выслугу лет в период с января 2020 года по июль 2020 года.

Кроме того, суд отметил, что данные выплаты не носят обязательный характер, а зависят от наличия финансовых средств организации, что также прописано также в трудовых договорах работника государственного учреждения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата стимулирующей надбавки в государственном учреждении здравоохранения является обязательной выплатой и зависит исключительно от продолжительности непрерывного стажа работника в определенной отрасли, действующие положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не позволяют устанавливать размер заработной платы в зависимости от финансовой деятельности предприятия как и не предусмотрены иные условия, к примеру, в связи с образованием в учреждении кредиторской задолженности по поставщикам и отсутствием свободных денежных средств, несостоятельны, поскольку спорные стимулирующие выплаты имеют характер дополнительного материального стимулирования и не являются гарантированными выплатами обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда данного работодателя.

Работодатель должен гарантировать работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, а также обеспечить выполнение требований статей 2, 22, 130, 132, 135 и 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая при этом, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О), а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 868-О и N 869-О).

Таким образом, действующее правовое регулирование направлено на обеспечение каждому работнику справедливой оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда и не может расцениваться как нарушающее права граждан.

При этом указанные доводы получили надлежащую оценку в решении суда первой инстанции, с которой соглашается и судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Кигинская ЦРБ является государственным бюджетным учреждением, находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, работодатель утвердив фонд оплаты труда с учетом доплаты работникам за стаж, согласовал его с учредителем, однако в дальнейшем в связи с ненадлежащей финансово-хозяйственной деятельностью, выразившейся в возникновении кредиторской задолженностью по поставщикам, а также в переплатах работникам в рамках исполнения требований по «дорожной карте», решил финансовые трудности за счет неисполнения предусмотренных как законом, так и системой оплаты труда обязанностей перед работниками по выплате надбавок за стаж, не является основанием для отмены решения суда.

В данном случае решение о введении выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимается учреждениями самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда (пункт 4.2 вышеуказанного Положения).

Из материалов дела следует, что у административного истца отсутствовали средства для выплат стимулирующего характера. Данному обстоятельству судом первой инстанции дана надлежащая оценка с которой судебная коллегия соглашается.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным, постановленным в соответствии с установленными обстоятельствами дела и требованиями закона.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны доводам истца, изложенным в суде первой инстанции при рассмотрении дела по существу, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Г.Р. Кулова

Судьи И.А. Ситник

А.Н. Субхангулов

Справка: судья Гузаирова Э.И.