ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-986/2021 от 27.09.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Мишарина И.С. дело № 33а-5475/2021 (дело № 2а-986/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу административного истца Игушева Евгения Владимировича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2021 года по административному исковому заявлению Игушева Е.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 19.02.2010 по 20.11.2020, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Попова В.В., объяснения представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по Республике Коми Мартыновой Л.М., судебная коллегия

установила:

Игушев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 19.02.2010 по 20.11.2020, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в обоснование которого указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с 19.02.2010 по настоящее время в отрядах №8, №6, №4, №1, а также в камерах ШИЗО, при этом условия содержания являются ненадлежащими, что выразилось в том, что отряды не оборудованы молитвенной комнатой, бытовой комнатой, комнатой психологической разгрузки, комнатой для хранения продуктов, горячим водоснабжением, системой приточно-вытяжной вентиляцией. Переполненность отрядов создает очереди в туалет, проблемы в пользовании комнатой для хранения продуктов. В отрядах присутствует антисанитария, дезинфекция не проводится, плохое освещение. При нахождении в отряде СУОН нарушалась норма площади на одного человека, сушилка для вещей маленькая, из-за большого количества вещей, они плохо сохнут, раздевала для верней одежды по площади не хватает на всех человек, холодильников, которых 2 в комнате для приема пищи не хватает, помывочное помещение в антисанитарных условиях, умывальников в умывальной комнате не хватает, их всего 7 штук, в туалете 6 кабинок с чашами генуя, из которых работает 4, одна кабинка с унитазом, туалетов на всех не хватает. Отряд СУОН огорожен решеткой, в нем ведется круглосуточное видеонаблюдение, которое осуществляют в том числе лица женского пола, что нарушает право на частную жизнь. Комната для приема пищи не оборудована в полной мере по количеству осужденных приборами. Также указывает о ненадлежащих условиях содержания в камерах ШИЗО № 1, 2, 3, 4, 10, в которые периодически водворялся для отбывания дисциплинарных взысканий, спальные места не имели до 2020 года деревянного настила, в камерах ведется видеонаблюдение, вместо унитаза установлены чаша генуя, отопление плохое, отсутствует система приточно-вытяжной вентиляции, свет тусклый, полы покрыты листами фанеры без утеплителя, отсутствует бак для питьевой воды, вода из под крана имеет неприятный запах, имеются насекомые, площади прогулочного дворика не хватает, питание плохого качества.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильева В.В., начальник УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России.

В судебном заседании административный истец Игушев Е.В. требования административного искового заявления поддержал.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Шомысова Л.Н. возражала против удовлетворения требований.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

По итогам рассмотрения административного дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Игушева Е.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 19.02.2010 по 20.11.2020, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В апелляционной жалобе Игушев Е.В. просит об отмене вынесенного решения как незаконного и необоснованного по доводам, изложенным в обоснование административного искового заявления, указывая о том, что судом допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, неправильно применены нормы материального права, поскольку судом не учтены изложенные им в административном исковом заявлении факты и обстоятельства.

Административный истец Игушев Е.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимал.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России, заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по Республике Коми Мартынова Л.М. просила решение суда оставить без изменения.

Иные административные ответчики и заинтересованные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти и взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных оснований.

Согласно статьям 17, 18 и 21 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

В силу положений статей 1, 3 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

Положениями статей 8 и 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством.

В соответствии со статьёй 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Приведенные права осужденного корреспондируют положениям статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, осужденный Игушев Е.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с 19 февраля 2010 года по настоящее время.

Согласно статье 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которым в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учётом особенностей работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и иных обстоятельств (пункт 20 Правил). Распорядок дня включает в себя время подъёма, туалета, физической зарядки, приёма пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учёбе, участие в воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, время отбоя (пункт 21 Правил).

С 26.02.2010 по 18.01.2012 осужденный Игушев Е.В. содержался в отряде № 8; с 19.01.2012 по 07.12.2015 в отряде № 6; с 08.12.2015 по 22.03.2017 в отряде № 4, с 23.03.2017 по 11.02.2020 в отряде № 1.

С 12.02.2020 по настоящее время осужденный Игушев Е.В. отбывает наказание в отряде № 9 СУОН.

Также осужденный Игушев Е.В. водворялся в ШИЗО 17.12.2015 на 3 суток, содержался в камере № 2; 10.10.2019 на 3 суток, содержался в камере № 10; с 18.10.2019 на 5 суток, содержался в камере № 6; с 02.12.2019 на 8 суток, содержался в камере № 4; с 19.12.2019 на 13 суток, содержался в камере № 10; с 10.01.2020 на 14 суток, содержался в камере № 2; с 12.02.2020 на 14 суток, содержался в камере № 3.

Как следует из материалов административного дела, отряд № 8 расположен в здании общежития № 1 на 2 этаже, состоящий из трех спальных помещений площадью 69,2 кв.м., 70,4 кв.м. и 53,2 кв.м., всего общей площадью 192,8 кв.м; комната воспитательной работы - 49,5 кв.м. Исходя из максимального количества осужденных, содержащихся в отряде, и общей площади жилых помещений, в которую включаются спальные помещения и комната воспитательной работы, на одного осужденного приходится 2,1 кв.м. жилой площади, что соответствует требованиям статьи 99 УИК Российской Федерации, но не соответствует практике Европейского Суда по правам человека, согласно которой, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее трех квадратных метров установленного размера жилой площади, то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Также в пользовании осужденных находятся комната для приема и разогрева пищи - 36.2 кв.м., бытовая комната - 10,8 кв.м.; вспомогательные помещения, кладовая - 22,9 кв.м., раздевалка для верхней одежды - 18,6 кв.м., умывальная комната - 12,2 кв.м., туалет - 17,4 кв.м., коридоры - 9,2 кв.м. и 14,18 кв.м., с общей площадью вспомогательных помещений - 94,48 кв.м.; кабинет начальника отряда - 10,1 кв.м.

Отряд № 6 расположен в здании общежития № 2 на 2 этаже, состоящий из трех спальных помещений площадью 59,6 кв.м., 59 кв.м. и 67,6 кв.м., всего общей площадью 186,2 кв.м; комната воспитательной работы - 29,8 кв.м. Исходя из максимального количества осужденных, содержащихся в отряде, и общей площади жилых помещений, в которую включаются спальные помещения и комната воспитательной работы, на одного осужденного приходится 2,03 кв.м. жилой площади, что соответствует требованиям статьи 99 УИК Российской Федерации, но не соответствует практике Европейского Суда по правам человека, согласно которой, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее трех квадратных метров установленного размера жилой площади, то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Также в распоряжении осужденных находятся комната для хранения продуктов питания и приема пищи - 10,9 кв.м.; бытовая комната - 6,7 кв.м., вспомогательные помещения гардеробная - 7,5 кв.м., комната для сушки вещей - 9,2 кв.м., комната быта - 6,7 кв.м., умывальная комната - 12,68 кв.м., туалет - 13,13 кв.м., коридор - 5,3 кв.м., кабинет начальника отряда - 7,0 кв.м.

Отряд № 1 расположен на 3 этаже здания общежития №3, состоящий из трех спальных помещений площадью 72,6 кв.м., 69,6 кв.м., 53,4 кв.м., общей площадью 195,6 кв.м., комнаты воспитательной работы - 51,9 кв.м. Исходя из максимального количества осужденных, содержащихся в отряде, и общей площади жилых помещений, в которую включаются спальные помещения и комната воспитательной работы, на одного осужденного приходится 2,02 кв.м. жилой площади, что соответствует требованиям статьи 99 УИК Российской Федерации, но не соответствует практике Европейского Суда по правам человека, согласно которой, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее трех квадратных метров установленного размера жилой площади, то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Также в распоряжении осужденных находятся комната для хранения продуктов питания и приема пищи - 33,1 кв.м., комната для хранения личных вещей - 14.3 кв.м., гардеробная - 8,9 кв.м., комната для сушки вещей - 10,3 кв.м., бытовая комната - 10,9 кв.м., умывальная комната - 16,3 кв.м., туалет - 17,3 кв.м., коридоры - 11 кв.м., 20,1 кв.м., 6,1 кв.м., кабинет начальника отряда - 8.1 кв.м.

Отряд № 4 расположен на 2 этаже общежития № 1, состоящий из трех спальных помещений площадью 53,8 кв.м., 71 кв.м., 68,8 кв.м., общей площадью 193,6 кв.м., комнаты воспитательной работы - 53,7 кв.м. Исходя из максимального количества осужденных, содержащихся в отряде, и общей площади жилых помещений, в которую включаются спальные помещения и комната воспитательной работы, на одного осужденного приходится 2,5 кв.м. жилой площади, что соответствует требованиям статьи 99 УИК Российской Федерации, но не соответствует практике Европейского Суда по правам человека, согласно которой, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее трех квадратных метров установленного размера жилой площади, то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Также в распоряжении осужденных находятся комната для хранения продуктов питания и приема пищи - 34,1 кв.м., комната для хранения личных вещей - 12,1 кв.м., гардеробная - 8,6 кв.м., комната для сушки вещей - 10.3 кв.м., бытовая комната - 10.4 кв.м., умывальная комната - 17,6 кв.м., туалет - 18,2 кв.м., коридоры - 8,4 кв.м., 7,2 кв.м., 19,5 кв.м., кабинет начальника отряда - 11,0 кв.м.

Отряд № 9 СУОН является запираемым помещением, оборудованным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осуждённых, отбывающих наказание в других условиях. Осуждённые переводятся в строгие условия содержания в целях обеспечения безопасности других осуждённых, пресечения отрицательного влияния других осуждённых, придания большей динамичности дифференцированному воспитательному воздействию. За состоянием отряда № 9 ежедневно следит принятый на работу дневальный отряда, который закреплён из числа осуждённых.

Отряд № 9 СУОН расположен на 2-этаже здания "Столовая и ПТУ" общей площадью жилых помещений в отряде согласно техническому паспорту здания и иных приложенных документов 315 кв.м., в которых расположены секция №4 - 47 кв.м., секция №2 - 46,5 кв.м., секция №3 - 47 кв.м., секция №4 - 44,5 кв.м. общей площадью спальных помещений 188,03 кв.м. и комнатой воспитательной работы 43,4 кв.м., всего общей площадью 231,7 кв.м. Лимит содержания в СУОН составляет 94 осужденных, однако, согласно журналу учета пофамильной проверки осужденных по списку максимальное число осужденных в нем было 104 человека. Исходя из максимального количества осужденных, содержащихся в отряде, и общей площади жилых помещений, в которую включаются спальные помещения и комната воспитательной работы, на одного осужденного приходится 2,2 кв.м. жилой площади, что соответствует требованиям статьи 99 УИК Российской Федерации, но не соответствует практике Европейского Суда по правам человека, согласно которой, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее трех квадратных метров установленного размера жилой площади, то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Также в распоряжении осужденных находятся комната для разогрева и приема пищи - 47,3 кв.м., комната воспитательной работы - 43,4 кв.м., кладовая и гардеробная - 36,6 кв.м.; кабинет - 12,3 кв.м., раздевалка - 4 кв.м., душевая - 9,9 кв.м., коридор - 3,6 кв.м., подсобное помещение - 11,4 кв.м., умывальная - 10,4 кв.м., туалет - 10,9 кв.м., коридор - 11 кв.м.

Таким образом, в указанной части требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, поскольку ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в этой части допущено незаконное бездействие исправительного учреждения по соблюдению требований законодательства.

Приведенные фактические обстоятельства соответствуют требованиям Номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утв. Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512, согласно которым в состав общежития включаются, кроме спального помещения, комната отдыха, кухня, комната для хранения продуктов питания и приема пищи, камера хранения личных вещей повседневного пользования, кладовая для хранений обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, комната для умывания, сушилка, находящиеся в отдельном помещении санитарный узел, а так же соединяющие указанные помещения коридоры. К общежитию примыкает прогулочный дворик. По территории общежития и прогулочного дворика осужденные могут свободно передвигаться в течение дня.

В период отбывания наказания Игушев Е.В. неоднократно водворялся в ШИЗО, в котором 17.12.2015 содержался в камере № 2 площадью 14,1 кв.м., на двоих осужденных площадь на одного осужденного составляла 7,05 кв.м.; 10.10.2019 содержался в камере № 10 площадью 14,7 кв.м., на шестерых осужденных площадь на одного осужденного составляла 2,45 кв.м.; 18.10.2019 содержался в камере № 6 площадью 7,7 кв.м., на трех осужденных площадь на одного осужденного составляла 2,56 кв.м.; 02.12.2019 содержался в камере № 4 площадью 14,7 кв.м., на четверых осужденных площадь на одного осужденного составляла 4,9 кв.м.; 19.12.2019 содержался в камере № 10 площадью 14,7 кв.м., на шестерых осужденных площадь на одного осужденного составляла 2,45 кв.м.; 10.01.2020 содержался в камере № 2 площадью 14,1 кв.м., на двоих осужденных площадь на одного осужденного составляла 7,05 кв.м.; с 12.02.2020 содержался в камере № 3 площадью 14,8 кв.м., на двоих осужденных площадь на одного осужденного составляла 3,7 кв.м., что в части обеспечения норм жилой площади помещений соответствует требованиям, предусмотренным статьей 99 УИК Российской Федерации.

Судом установлено, что помещения отрядов, расположенные в зданиях общежитий для осужденных были обеспечены отоплением, холодным водоснабжением и горячим водоснабжением от собственной котельной учреждения для осуществления помывки. Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры. Холодное водоснабжение на жилые и производственные нужды осуществляется централизовано ОАО "Сыктывкарский водоканал" на основании заключенных договоров. Качество холодного водоснабжения, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода..." и Государственный норматив 2.1.5.1315-03 "ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", в соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимыми химической-бактериологической лабораторией указанного общества. ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели, результаты которых соответствуют всем необходимым требованиям.

Вентиляция в зданиях общежитий, где проживают осужденные в отрядах, осуществляется посредством внутристенных вытяжных каналов, а также естественным путем через оконные и дверные проемы, при этом, в зданиях общежитий наличие принудительной механической вытяжной вентиляции не предусмотрено.

Санитарно-гигиенические требования в помещениях отрядах обеспечено надлежащим образом, проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений в соответствии с приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы". Ежегодно на основании заключенных со специализированной организацией договоров проводятся дератизации на объектах учреждения (договор дератизация от 12.01.2015 №191/50, договор дератизация от 14.09.2016 №191/154, договор дератизация от 26.05.2017 №56, договор дератизация от 16.10.2017 №120, договор дезинсекция от 12.09.2018 №164-Д, договор дератизация от 18.04.2018 №24, договор дератизация и дезинфекция №96 от 19.06.2019, договор дератизация от 13.04.2020 №51). Указанные мероприятия проводятся в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, в том числе, в столовой, общежитиях для осужденных, зданиях ШИЗО, ПКТ, медицинской части, овощехранилище, продовольственном и вещевом складе, пекарне и других.

Судом на основании представленных документов установлено, что туалеты в общежитиях оборудованы в виде запираемых кабинок, в которых установлены унитазы в необходимом количестве, в умывальной комнате установлены в необходимом количестве умывальники и раковины для мытья ног. Для помывки и стирки белья в учреждении имеется баня-прачечная площадью 68,9 кв.м., в которой установлено 8 душевых леек и 5 смесителей для набора воды в тазы. Помывка осуществляется 2 раза в неделю группами до 20 осужденных в соответствии с графиком, утвержденным начальников учреждения. Стирка вещей осужденных производится согласно графику, утвержденному начальником учреждения, после стирки вещи сушатся, гладятся и выдаются обратно.

В отряде № 9 СУОН обеспечивается изоляция содержащихся в ней лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях, в котором оборудован отдельный комплекс коммунально-бытовых объектов, оборудованы необходимые спальные секции, комнаты для воспитательной работы и психологической разгрузки и другие необходимые для проживания помещения.

Спальные места в соответствии с действующим законодательством доступны осужденным только в ночное время, а в дневное время они закрыты, осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений. Невозможность пользоваться спальными секциями в дневное время обусловлено наличием установленных требований к порядку отбытия наказания и не противоречит нормативным положениям. Металлические кровати в отряде установлены в два яруса с соблюдением строго равнения. Каждому осуждённому предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются так чтобы, между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осуждённый обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек. Выданные осужденному спальные принадлежности также соответствовали установленным требованиям. Сведений о нарушении положений об обеспечении осужденному непрерывного восьмичасового сна не имеется.

В помещениях СУОН в 2012 году была произведена реконструкция, помещения соответствуют требованиям действующего законодательства, контроль над его санитарным состоянием осуществляется ежедневно. Отряд СУОН оборудован помещением для сушки одежды и обуви. В помещении имеются вешалки и стеллажи для обуви. В соответствии с требованиями СП 308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы", утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр в отряде СУОН не предусмотрена раздевалка, а для хранения верхней одежды и обуви оборудовано помещение, в котором установлены вешалки для одежды и полки для обуви.

В силу пункта 17.11 Свода Правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр (далее - Свод Правил 308.1325800.2017) наружные и внутренние стены прогулочных дворов следует выполнять из селикатного, керамического кирпича, керамических камней, бетонных блоков либо железобетона.

Отряд № 9 СУОН имеет свой прогулочный дворик, соответствующий действующим нормативным требованиям. Курение в отрядах, в том числе СУОН, запрещено, и для курения организованы специальные места вне жилых помещений и камер здания.

Нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512, в отряде № 9 (СУОН) и камерах ШИЗО по обстоятельствам рассматриваемого дела исправительным учреждением соблюдены, при этом, в камерах ШИЗО не предусмотрено наличие вешалки для одежды и бака с питьевой водой, а кипячёная вода осуждённым в ШИЗО выдаётся по их требованию.

Оборудование отряда № 9 СУОН осуществляется также в соответствии с Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России)".

Санитарно-гигиенические требования в отряде № 9 СУОН также соблюдены в соответствии Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 дата N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" и иных правил, согласно которым обеспечена не менее двух раз в семь дней помывка осуждённых с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утв. приказом Минюста Российской Федерации от 08.11.2001 N 18/29-395, предназначенной для осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора за банно - прачечным обеспечением осужденных, установлено, что помывка в бане осужденных производится в установленной периодичностью с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья, санитарная обработка включает в себя помывку осужденных в бане с мылом и мочалкой с обязательной сменой постельного и нательного белья (при педикулезе - обработку волосистых покровов), дезинфекцию, дезинсекцию личной одежды и постельных принадлежностей (подушек, матрасов, одеял) в дезинфекционной камере.

Душевая для помывки осужденных отряда СУОН оборудована 6 душевыми смесителями, которые находятся в исправном состоянии. Наличие перегородок между помывочными местами указанным сводом правил и иными нормативными документами не предусмотрено. Душевая оборудована раздевалкой в соответствии с требованиями СП 308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы", укомплектована вешалкой для одежды, скамейкой, в виде отдельного помещения расположенного перед входом в душевую. Смена постельного белья осуществляется один раз в неделю, постельное бельё находится в удовлетворительном состоянии. Санитарное состояние в душевой поддерживается в удовлетворительном состоянии.

Помывка осуждённого в ШИЗО производилась в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах. При приёме в ШИЗО осуждённые проходят обыск, санитарную обработку, которая включает в себя также помывку, после чего осуждённые переодеваются в одежду, закреплённую за помещениями ШИЗО. Указанная помывка осуждённых, находящихся в камерах ШИЗО, осуществляется по графику, утверждённому начальником ФКУ ИК-25, а именно для осужденных ШИЗО в понедельник и четверг, обеспечение горячей водой в душевой ШИЗО осуществляется из котельной ФКУ ИК-25.

Для стирки белья в учреждении имеется прачечная, в которой осуществляется стирка вещей осуждённых согласно графику, утверждённому приказом начальника учреждения. Грязное бельё отдаётся в прачечную, где стирается, сушится, гладится и выдаётся обратно. Каждую пятницу в ШИЗО производится стирка вещевого имущества, при этом, должностными лицами учреждения осуществляется контроль за состоянием постельных принадлежностей для осуждённых, находящихся в камерах ШИЗО в соответствии с правилами внутреннего распорядка.

Камеры ШИЗО оборудованы в соответствии нормами обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденные приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 откидными металлическими кроватями, которые оборудованы деревянным настилом, в камерах ШИЗО не предусмотрено наличие вешалки для одежды и бака с питьевой водой, а кипячёная вода осуждённым в ШИЗО выдаётся по их требованию. Постельные принадлежности осужденным, водворенным в ШИЗО, в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка осуждённым, выдаются только на период сна.

Как следует из материалов дела, санитарно-гигиеническое состояние всех помещений и камер ШИЗО обследуется и контролируется медицинскими работниками филиала "Медицинская часть № 3" ФКУ МСЧ-11 ФСИН России ежедневно с составлением актов обследования, результаты которых фиксируются в Журнале санитарного состояния ШИЗО. Санитарно-гигиеническое состояние камер и других помещений ШИЗО удовлетворительное. При этом, в 2017 году в здании ШИЗО проведены работы по замене магистральной системы отопления, проведены работы по утеплению перекрытия здания, в 2018 году закончены работы по капитальному ремонту помещения душевой и помещения раздевалки, проведены отделочные работы по потолкам, стенам и полам в полном объёме.

В помещениях и камерах ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми установлена и функционирует вытяжная вентиляция без механического побуждения с выводом канала на крышу здания, что соответствовало требованиям пункта 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (утративших силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631, но действовавших на период рассматриваемых правоотношений). Условия для надлежащего проветривания в камерах и помещениях ШИЗО имеются, дополнительно для естественной вентиляции из камеры в коридор над входной дверью оборудовано окно с решёткой.

В исправительном учреждении оборудовано централизованное отопление посредством своей котельной, температурный режим отражается в журнале учёта температурного режима отряда № 9 (СОУН), ПКТ, ШИЗО, которые заполняются уполномоченными должностными лицами учреждения. Температурный режим поддерживается с учётом приложения N 2 "Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий" к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утративших силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631, но действовавших на период рассматриваемых правоотношений). В помещениях и камерах в целом в исправительном учреждении и в камерах ШИЗО и ПКТ в частности поддерживается надлежащая температура воздуха, что контролируется медицинской службой ФКУ МСЧ-11 ФСИН России, каких-либо нарушений действующего законодательства не установлено.

Согласно пункту 11 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны быть достаточно велики для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции.

Пунктом 20.33 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", утв. Приказом Минюста России N 130-ДСП от 02.06.2003 освещенность жилых комнат (помещений), камер, палат, должна составлять не менее 50 лк для ламп накаливания, и не менее 100 лк для люминесцентных ламп.

Уровень искусственной освещенности в отрядах, отряде № 9 СУОН, в камерах ШИЗО и ПКТ соответствовали требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (утратившим силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, но действовавшим на момент рассматриваемых правоотношений). Естественное освещение спальных помещений обеспечивается окнами.

В соответствии с пунктами 20.10 и 32.8 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер; окна в камерах ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу. Согласно пункту 34.2 СП 308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы" "Требования к заполнению оконных проемов" с внутренней стороны на оконных проемах камер устанавливаются отсекающие оконные решетки.

Металлические конструкции на окнах камеры установлены таким образом, чтобы преграждать доступ к окнам со стороны камер, и с учетом особенностей содержания осужденных в камере сконструированы так, чтобы препятствовать перебросам из камеры в камеру. Металлические конструкции обеспечивают поступление свежего воздуха и естественного (дневного) света, достаточного для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, в связи с чем, приведенные обстоятельства не указывают о нарушениях названных выше нормативных положений.

В соответствии с требованиями СП 308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы" полы в камерах ШИЗО соответствуют установленным требованиям, выполнены из фанеры, которая крепится к деревянным лагам, пространство между лагами в уровень лаг заполнено цементным раствором.

В помещениях туалетов организованы запираемые кабинки, в которых установлены унитазы, в умывальной комнате установлены умывальники и раковины для мытья ног.

Перечень и количество вещей и предметов, продуктов питания, которые могут иметь при себе осуждённые, содержащиеся в отряде СУОН ФКУ ИК-25, определен приказом начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 08.02.2018 № 75.

Для осуществления религиозных обрядов в отряде СУОН ФКУ ИК-25 предусмотрена комната воспитательной работы и групповой психологической работы, которая используется, в том числе, для проведения индивидуальной психологической работы с осуждёнными.

Согласно пункту 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 осужденные имеют право пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией исправительного учреждения, в определенное распорядком дня время.

Приказом начальника ФКУ ИК-25 от 08.02.2018 № 75 "Об утверждении распорядка дня осуждённых учреждения, отряда строгих условий отбывания наказания, содержащихся в ШИЗО, в помещениях ПКТ, в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми" осуществление религиозных обрядов предусмотрено с 09:30 часов до 09:45 часов и с 20:00 часов до 20:15 часов, а также в личное время с 16:30 часов до 17:30 часов и с 20:45 часов до 21:45 часов. Осуществление религиозных обрядов проводится в комнате воспитательной работы и групповой психологической работы.

Дератизационные и дезинсекционные работы осуществляются ежегодно на основании государственных контрактов, заключаемых со специализированными организациями, не реже одного раза в год специалисты филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России проводятся проверки санитарного состояния камер учреждения, что подтверждается соответствующими актами. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях (столовая, общежития для осуждённых, здание ШИЗО/ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и др.).

Питание осуждённых в ФКУ ИК-25 организовано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы" и Приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими применяемых при организации осуждённых к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН на мирное время".

Приём пищи производится по утверждённому начальником учреждения распорядку дня, осужденные обеспечиваются трехразовым горячим питанием. Пища готовится отдельно три раза в сутки по утверждённым раскладкам продуктов, в которых согласно меню-раскладкам и меню-требованиям присутствуют блюда из мяса и рыбы. Меню-раскладки осуществляется с учётом разнообразия приготовляемых блюд и калорийности. При отсутствии одних видов продовольствия производится замена другими. Исследованные судом материалы дела стали основанием для вывода о том, что качество приготовления пищи удовлетворительное, калорийность пищи соответствует установленным нормам, разнообразие блюд поддерживается. Ежедневно медицинский работник и оперативный дежурный учреждения снимают пробу пищи, о чем делают соответствующую запись в журнале "контроль за качеством пищи". Осужденные принимают пищу в помещении отряда. Пища доставляется из столовой учреждения в герметично опечатанных термосах. Ведётся журнал замеров температуры готовых блюд. При этом, осуждённым запрещено иметь при себе продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая, кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи.

Согласно СП 308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы" в общежитиях число посадочных мест в комнате для хранения продуктов питания и приёма пищи следует предусматривать исходя из режима приёма пищи в две посадки. В отрядах столы и стулья в комнате для хранения продуктов питания и приёма пищи имеются в достаточном количестве для приёма пищи всеми осуждёнными в две посадки.

В соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 и Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, утв. Приказом Минздравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190 (утратившим силу в связи с изданием Приказа Минздрава России N 14н, Минюста России N 4 от 17.01.2018, но действовавшим в период рассматриваемых правоотношений до 09.02.2018) медико-санитарное обслуживание осуждённых к лишению свободы осуществлялось медицинскими работниками, которыми осуществляется ежедневный обход осуждённых, отбывающих наказание в отряде СУОН, ШИЗО. Сведений о несвоевременном и некачественном оказании медицинской помощи не имеется. За период нахождения осужденного в ФКУ ИК-25 жалоб, заявлений, обращений от осужденного в УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ ИК-25, в том числе на ненадлежащие условия содержания, не поступало.

Вместе с тем, решением Сыктывкарского городского суда от 01 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 29 апреля 2019 года, было установлено, что по результатам проверки Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях помещения всех общежитий для проживания осужденных, все камеры ШИЗО, ПКТ ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины мойки, ванны, душевые сетки и т.п.), не оборудованы горячим водоснабжением. В связи с этим, на ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства в помещениях ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в частности: - обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, всех камер ШИЗО, ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.), горячим водоснабжением в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, и в соответствии с требованиями СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также требованиями действующих нормативных документов, в том числе пункта 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64.

Несмотря на то, что горячее водоснабжение было обеспечено с котельной учреждения для помывки осужденных, горячее водоснабжение помещений общежитий для проживания осужденных, камер ШИЗО, ПКТ исправительного учреждения не было обеспечено. Таким образом, в указанной части требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, поскольку ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в этой части допущено незаконное бездействие исправительного учреждения по соблюдению требований действующего законодательства.

Согласно статье 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора установлены Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279 (далее - Наставление), в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Положения настоящего Наставления распространяются, в том числе на исправительные колонии. Инженерно-технические средства охраны и надзора применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС.

Согласно пункту 18 Наставления АРМ операторов СОТ изолированных помещений СУОН, а также у камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ обеспечивает видеонаблюдение за обстановкой в подконтрольных режимных зданиях и помещениях, где содержатся осужденные и лица, содержащиеся под стражей.

Непосредственная деятельность оператора поста видеоконтроля при несении службы определена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 252-ДСП "Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях".

В пункте 96 и 97 указанного Постановления Европейского суда по правам человека от 02 июля 2019 года по делу "Горлов и другие против Российской Федерации" приведены обстоятельства конкретного дела, когда помещение заявителей под постоянное видеонаблюдение не было основано на индивидуальном и обоснованном решении с указанием причин, которые оправдывали бы рассматриваемую меру с учетом преследуемых законных целей. Оспариваемая мера не была ограничена во времени, и администрация пенитенциарных учреждений не была обязана регулярно (или вообще) проверять обоснованность этой меры. В законодательстве Российской Федерации не существует каких-либо оснований для принятия таких индивидуализированных решений, что было отмечено в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2014 года, согласно которому существующая правовая база "не предусматривает принятия какого-либо индивидуализированного решения, разрешающего использование технических средств контроля и надзора".

Европейский Суд указал, что готов признать, что оспариваемая мера имела определенную правовую основу в законодательстве Российской Федерации, но не убежден в том, что она была совместима с требованием "качества права". Наделяя администрации пенитенциарных учреждений правом использовать видеонаблюдение, она не дает достаточно четкого определения объема этих полномочий и порядка их осуществления для того, чтобы обеспечить человеку адекватную защиту от произвола.

В пунктах 98, 99 и 100 приведенного Постановления Европейского суда по правам человека от 02 июля 2019 года указано, что Европейский Суд был готов признать, что с учетом обычных и разумных требований содержания под стражей может возникнуть необходимость в постоянном мониторинге определенных секторов пенитенциарных учреждений, в том числе с помощью системы видеонаблюдения, но считает, что существующее в Российской Федерации законодательство нельзя рассматривать как достаточно ясное, точное и конкретизированное, чтобы обеспечить надлежащую защиту от произвольного вмешательства властей в осуществление права заявителей на уважение их частной жизни, придя к выводу о том, что по данному конкретному делу имело место нарушение статьи 8 Конвенции. При этом, Европейский Суд оставил открытым вопрос о том, соответствует ли тот факт, что постоянное видеонаблюдение осуществлялось женщинами - операторами камер видеонаблюдения, требованиям пункта 2 статьи 8 Конвенции, поскольку, по его мнению, данный аспект являлся элементом пропорциональности предполагаемого вмешательства.

В пунктах 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" разъяснено, что как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы осужденного, оспаривающего положения части 1 статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на том основании, что эти законоположения могут быть поняты как наделение неограниченной властью администраций исправительных учреждений подвергать содержащихся под стражей лиц постоянному видеонаблюдению, что противоречит статье 21 Конституции Российской Федерации, в Определении от 19 октября 2010 года №1393-О-О высказал позицию о том, то применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (определения от 16 февраля 2006 года №63-О, от 20 марта 2008 года №162-О-О и от 23 марта 2010 года №369-О-О). Право администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (часть 1 статьи 83 УИК РФ), а потому закрепление указанного права оспариваемыми нормами преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права.

Такие же выводы в части права администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора, закрепленные в части 1 статьи 83 УИК Российской Федерации, что является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных, режим их содержания, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, и не противоречит федеральному законодательству Российской Федерации, сделаны в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2014 года № АПЛ14-240.

Доводы административного иска о ведении видеонаблюдения сотрудниками исправительного учреждения женского пола не свидетельствуют о нарушении прав истца, поскольку действия администрации исправительного учреждения по использованию технических средств контроля и надзора в помещениях отряда СУОН и ШИЗО направлены на обеспечение личной безопасности осужденных и персонала исправительного учреждения, позволяют в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных, повысить эффективность постоянного надзора за ними.

Доводов о том, что видеонаблюдение имело место при отправлении осужденным естественных надобностей в туалете и при несоблюдении правил приватности, в административном исковом заявлении не приведено, и судом таких обстоятельств установлено не было, судебное решение таких сведений не содержит.

Предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении в рассматриваемом деле не пропущен. Судом установлено, что административный истец в Европейский суд по правам человека с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-25 не обращался, между тем, поскольку осужденный содержится в указанном исправительном учреждении с момента поступления по настоящее время непрерывно, то условия его содержания в нем являются длящимися.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления о признании нарушений условий содержания в исправительном учреждении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Вместе с тем, с приведенными выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Игушева Евгения Владимировича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, выразившимися в не обеспечении жилой площади помещения и горячим водоснабжением, согласиться нельзя, поскольку такие нарушения действующего законодательства были установлены, что указывает на нарушение прав и законных интересов административного истца. Учитывая, что в рассматриваемом случае имелась совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых истцом действий (бездействия) административного ответчика требованиям закона и нарушение этими действиями, решениями прав и свобод административного истца, имелись все правовые основания для удовлетворения заявленных требований административного иска в указанной выше части.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции в приведенной части неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение суда в приведенной части подлежит отмене, с вынесением нового решения о признании незаконным бездействия в части обеспечения жилой площади помещения и обеспечения горячим водоснабжением. Поскольку в оставшейся части требований административного иска судом первой инстанции обоснованно не установлено нарушения административными ответчиками норм действующего законодательства, как и нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, совокупности оснований для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в оставшейся части не имеется, в связи с чем, в остальной части решение суда следует оставить без изменения.

При определении размера компенсации за нарушение условий содержания, судебной коллегий учитываются характер и продолжительность нарушения, требования разумности и справедливости, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в сумме 150000 рублей. Судебная коллегия полагает, что денежная компенсация в такой сумме отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца.

При этом, с учетом положений части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, указанная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда в остальной части судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку являются субъективной оценкой административного истца и по существу направлены на иную оценку установленным по делу обстоятельствам. Кроме того, приведенные доводы жалобы опровергаются совокупностью исследованных судом допустимых, относимых и достоверных доказательств. В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, на которые истец ссылался в обоснование требований, при этом доводам административного истца в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с подробной мотивировкой и обоснованием причин их отклонения, они не опровергают выводов суда, а поэтому не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции постановлено в целом законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено, однако, в части обеспечения жилой площади помещения и обеспечения горячим водоснабжением судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и нарушены нормы материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части с принятием по административному делу в этой части нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2021 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Игушева Е.В. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, выразившимися в не обеспечении жилой площади помещения и горячим водоснабжением, отменить, вынести в этой части новое решение, которым признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми, выразившиеся в не обеспечении Игушева Е.В. надлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в части не обеспечения жилой площади помещения и горячим водоснабжением.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Игушева Е.В. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игушева Е.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Председательствующий -

Судьи -

Мотивированное апелляционное определение составлено 06 октября 2021 года.