А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Подлесная И.А.,
ФИО2,
при секретаре Андрейченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица: Администрация города Феодосии Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 декабря 2021 года,
у с т а н о в и л а:
в июне 2021 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что ФИО5, действуя в ее интересах на основании нотариальной доверенности, обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением о предоставлении социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа. Письмом МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» от 01 марта 2021 года № 739 ей отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что ФИО5 не представлен для обозрения ее (ФИО1) оригинал паспорта. При повторном обращении в августе 2021 года ей назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа. Просила признать незаконным ответ ответчика от 01 марта 2021 года № 739; обязать ответчика назначить ей меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа за период с февраля по август 2021 года.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 декабря 2021 года признано незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», оформленное письмом от 01 марта 2021 года № 739. Муниципальное казенное учреждение Республики Крым «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» обязано назначить ФИО1 меру социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа на основании поданного заявления от 11 февраля 2021 года.
В обоснование апелляционной жалобы Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что оспариваемое решение МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», оформленное письмом от 01 марта 2021 года № 739, является законным, поскольку представителем ФИО5 при подаче заявления о назначении меры социальной поддержки не предоставлен оригинал паспорта ФИО1, что предусмотрено пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 578.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом третьей группы и имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
ФИО1 установлена инвалидность повторно с 04 февраля 2021 года по 04 августа 2021 года (справка серии МСЭ-2019 №, выданная ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России Экспертный состав №), с 04 августа 2021 года по 04 февраля 2022 года (справка серии МСЭ-2019 №, выданная 22 июля 2021 года ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Экспертный состав №).
11 февраля 2021 года ФИО1, через своего представителя ФИО5, действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
К указанному заявлению приложены документы для назначения меры социальной поддержки, в том числе копии паспортов ФИО1, ФИО5, а также доверенность серии <адрес>9, выданная ФИО1 на имя ФИО1, ФИО5, удостоверенная 06 февраля 2021 года нотариусом города Севастополя ФИО6 Доверенность выдана сроком на три года с правом передоверия полномочий по настоящей доверенности другим лицам.
Решением МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», оформленным письмом от 01 марта 2021 года № 739, направленным в адрес ФИО9., отказано в принятии заявления о назначении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на пункт 3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 578, поскольку оригинал паспорта ФИО1 не предоставлен для обозрения, копия данного документа не может быть принята в работу для назначения мер социальной поддержки; таким образом, для назначения меры социальной поддержки необходимо предоставить оригинал паспорта ФИО1
18 августа 2021 года ФИО1, через своего представителя ФИО5, действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности, повторно обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Решением МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 на период с 04 августа 2021 года по 03 февраля 2022 года была назначена мера социальной поддержки «Ежемесячная компенсация на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг».
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно подпункту «з» пункту 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 34-3PK/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым», органы местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах наделяются государственными полномочиями в сфере социальной поддержки по приему документов, назначению (отказу в назначении), перерасчету, в том числе, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым установлены Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 578 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания. К заявлению прилагаются:
1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и место его жительства или место пребывания;
2) документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки;
3) лицевые счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
5) согласие заявителя на обработку персональных данных по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Документы, указанные в подпунктах 1 и 2 данного пункта, предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов для обозрения.
В силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Таким образом, гражданским законодательством предусмотрено, что доверенностью является письменный документ, оформленный надлежащим образом и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода документам, содержащий указание на наделение полномочиями по представлению одним лицом интересов другого лица или группы лиц.
Согласно пункту 1.3 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 июля 2016 года (протокол № 07/16) при совершении нотариального действия по удостоверению доверенности нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные гл. IX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате:
- установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), а также иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика);
- проверить дееспособность гражданина, правоспособность юридического лица, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также, если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Таким образом, при удостоверении доверенности от имени представляемого, нотариус устанавливает личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяет его дееспособность и удостоверяет волю и волеизъявление лица, совершающего сделку.
Согласно положениям пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Пунктом 22 указанного Положения установлен запрет на изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что ФИО5, действуя на основании доверенности серии <адрес>9 с указанием паспортных данных доверителя и представителя, удостоверенной 06 февраля 2021 года нотариусом города Севастополя ФИО6, в установленном законом порядке подала в МКУ «Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» заявление ФИО1 о назначении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с приложенными документами, предусмотренными пунктом 3 Порядка. При подаче заявления ФИО5 предоставлен оригинал доверенности, паспорт гражданина Российской Федерации, следовательно, полномочия представителя были подтверждены в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» отсутствовали основания для отказа в принятии заявления ФИО1 о назначении меры социальной поддержки, поданного ее представителем ФИО5, в связи с чем решение ответчика, оформленное письмом от 01 марта 2021 года № 739, является незаконным, при этом, указание в решении на необходимость представить доверенному лицу оригинал паспорта доверителя не предусмотрено действующим законодательством, более того законодателем установлен запрет на изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, то они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение (статья 39, часть 1).
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 марта 2021 года
Судьи: