ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3337/2022 от 14.09.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Спиридонов А.Е. Апелляционное дело № 33-3337/2022

Судья Потемкин О.А. УИД 21RS0011-01-2022-000025-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Ярадаева А.В.,

судей Спиридонова А.Е., Степановой З.А.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании недействительным карты (плана) границ населенного пункта, снятии с государственного кадастрового учета границ населенных пунктов, поступившее по апелляционной жалобе администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в суд с иском к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - администрация Мариинско-Посадского городского поселения), после уточнения требований мотивировав их тем, что решением Верховного суда Чувашской Республики от 28 сентября 2021 года по делу № ... признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № ... «Об утверждении генерального плана и проекта о градостроительной деятельности на территории Мариинско-Посадского городского поселения» (в редакции решений Собрания депутатов Мариинско- Посадского городского поселения Чувашской Республики от 11 марта 2014 года № ... «О внесении изменений в генеральный план Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики», от 30 марта 2017 года № ... «О внесении изменений в генеральный план Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, утвержденный решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения от 4 декабря 2008 года № ...») в части включения в границы г.Мариинский Посад Чувашской Республики в квартале ... части выделов ..., ...; в квартале ... части выделов ..., ..., ...; в квартале ... части выдела ...; в квартале ... выдела ..., части выдела ...; в квартале ... части выдела ... Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики. Сведения о границах населенного пункта внесены в Единый государственный реестр недвижимости. На основании изложенного Федеральное агентство лесного хозяйства просило суд признать недействительным карта (план) границ населенного пункта г.Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с реестровым номером ..., снять с государственного кадастрового учета границу населенного пункта г.Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с реестровым номером ....

В суде первой инстанции участвующие в деле лица в судебном заседании не присутствовали.

Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 мая 2022 года постановлено:

«Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать недействительным карту (план) границ населенного пункта город Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (реестровый номер ...).

Снять с кадастрового учета границы населенного пункта город Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (реестровый номер ...).

Настоящее решение является основанием для органа регистрации прав в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в границы населенного пункта город Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики».

Решение обжаловано администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, которая в апелляционной жалобе поставила вопрос об отмене решения по мотивам незаконности и необоснованности.

В суде апелляционной инстанции участвующие в деле лица не присутствовали.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию судом первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, координаты границ населенного пункта г.Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 января 2011 года с реестровым номером ..., изменены 6 мая 2014 года с учетом карты (плана) территории город Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в формате ХМL-файла от 18 марта 2014 года N ....

В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 28 сентября 2021 года по делу № ... признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № ... «Об утверждении генерального плана и проекта о градостроительной деятельности на территории Мариинско-Посадского городского поселения» (в редакции решений Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 11 марта 2014 года № ... «О внесении изменений в генеральный план Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики», от 30 марта 2017 года № ... «О внесении изменений в генеральный план Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, утвержденный решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения от 4 декабря 2008 года № ...») в части включения в границы г.Мариинский Посад Чувашской Республики в квартале ... части выделов ..., ...; в квартале ... части выделов ..., ..., ...; в квартале ... части выдела ...; в квартале ... выдела ..., части выдела ...; в квартале ... части выдела ... Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики. Решением суда установлено, что оспариваемым решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № ... утвержден генеральный план Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, установивший границы населенного пункта г.Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в которые частично вошли лесные участки земель лесного фонда. Между тем, в нарушение действующего в тот момент законодательства при принятии решения Собранием депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № ... проект генерального плана не был согласован с Министерством, то есть была нарушена процедура принятия нормативного документа. В результате указанного нарушения фактически состоялся несанкционированный перевод части земель из земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, поскольку границы населенного пункта оказались наложенными на участки лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации. Установив указанные обстоятельства, суд признал решение Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № ... недействующим в вышеназванной части.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 7, ст.10, ст. ст. 14-15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), ст. 7, ст. 9, ст. 60, ст. 70, ст. ст. 83-84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст. ст. 6-8, ст. 6.1, ст. 67, ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), ст. 12, ст. 125, ст. 209, ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. ст. 24-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», и исходил из того, что решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 сентября 2021 года имеет преюдициальное значение.

Судебная коллегия находит приведенные выводы районного суда неправильными в силу следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений

Местоположение границ земельного участка в силу ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Сведения о границах земельного участка отнесены Законом № 218-ФЗ к его основным характеристикам.

Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа (п.5 ст. 18 ГрК РФ).

По мнению судебной коллегии, из анализа вышеприведенных норм следует, что исключение из ЕГРН существующих сведений о границах земельного участка без внесения других сведений о его границах не допускается даже при исправлении реестровой ошибки (в том числе в судебном порядке). Данное обстоятельство также усматривается из раздела X «Исправление ошибок в ЕГРН» Закона № 218- ФЗ.

Исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта без установления новых границ (определения новых точек координат) не соответствует закону и не отвечает целям ведения ЕГРН, поскольку в отсутствие основных характеристик земельного участка (описание местоположения границ земельного участка, в том числе, границ населенного пункта), земельный участок утрачивает признаки, определяющие его в качестве индивидуально определенной вещи.

Из положений ст. ст. 23, 24 ГрК РФ следует, что генеральный план городского округа, городского и сельского поселений занимает особое место в системе документов территориального планирования. Содержательная составляющая генерального плана включает в себя в обязательном порядке, как один из основных элементов, сведения о границах населенного пункта (п. 5.1 ст. 23 ГрК РФ). Генеральный план поселения утверждается представительным органом поселения. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания согласно ст.ст. 5.1, 28 ГрК РФ. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со ст.ст. 9, 23 и 25 ГрК РФ в том же порядке, в котором осуществляются разработка и утверждение проектов генеральных планов. Внесение изменений в сведения о границах населенного пункта возможно только в соответствии с требованиями ГрК РФ, то есть с соблюдением порядка внесения изменений в документы градостроительного планирования, включая проведение необходимых публичных процедур.

Таким образом, исключение из ЕГРН сведений о границах населенного пункта без определения новых его границ, учитывая при этом необходимость соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, является ненадлежащим способом защиты права.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

В п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Учитывая факт наложения границ лесных участков и границ населенного пункта, по существу правовой интерес истца направлен на восстановление права собственности Российской Федерации на лесные участки в той части, в которой их границы накладываются на указанные в иске земельные участки, в связи с чем для восстановления нарушенного права необходимо установление спорных границ между землями лесного фонда и населенным пунктом.

Однако, такое требование истцом не ставилось, ранее судебными инстанциями этот вопрос не решался. Вышеназванным решением, вступившим в законную силу, решение Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № ... признано недействующим в части в связи с несоблюдением предусмотренного порядка согласования, т.е. в связи с нарушением процедуры утверждения генерального плана. При этом вопрос о местоположении спорных границ судом не рассматривался.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа. В случаях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности, внесение в генеральный план изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта.

Как разъяснено в Письме Минэкономразвития РФ от 16 февраля 2018 года № ОГ-Д23-1409, поскольку частью 2 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, при внесении изменений в генеральный план в части установления или изменения границ отдельных населенных пунктов в качестве приложения к генеральному плану подготавливается описание местоположения изменяемых границ населенных пунктов.

В связи с изложенными обстоятельствами заинтересованное лицо вправе инициировать соответствующее обращение для установления или изменения границ отдельных населенных пунктов в составе генерального плана сельского поселения с целью восстановления нарушенных прав способом, предусмотренным законом.

При таких обстоятельствах исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства являются необоснованными.

Принимая во внимание неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, обжалуемое судебное постановление следует отменить.

Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

отменить решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 мая 2022 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании недействительным карты (плана) границ населенного пункта г.Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с реестровым номером ..., снятии с государственного кадастрового учета границу населенного пункта г.Мариинский Посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с реестровым номером ....

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.В. Ярадаев

Судьи А.Е. Спиридонов

З.А. Степанова

Определение23.09.2022