ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-502 от 31.01.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

№33-502 судья Волкова Т.М. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,

судей Лепской К.И. и Лозиной С.П.,

с участием военного прокурора Мурзина Н.М.,

при секретаре судебного заседания Алиеве М.Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2017 года в городе Твери по докладу судьи Кондратьевой А.В.,

дело по апелляционному представлению военного прокурора Тверского гарнизона на решение Рамешковского районного суда Тверской области от 17 ноября 2016 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований военного прокурора Тверского гарнизона в интересах Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации к Комитету по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области, Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 62632», Полиховскому А.С. КФХ «Березка», СПК «Вперед», КФХ «Селютино», КФХ «Пески», Федеральному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», администрации Рамешковского района Тверской области, администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, Акционерному обществу «Роскартография», Нестеровой А.И., администрации сельского поселения Микшинское Лихославльского района Тверской области, администрации сельского поселения Первитинское Лихославльского района Тверской области, администрации Лихославльского района Тверской области о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером , проведенного Тверским территориальным геодезическим центром, недействительными; признании земельных участков с кадастровыми номерами несформированными, их границы несогласованными и неустановленными; исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами ; восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером (многоконтурный земельный участок, состоящий из двух контуров: ) и признании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами недействительными, снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами

Судебная коллегия

установила:

военный прокурор Тверского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области, Полиховскому А.С., войсковой части №62632, в котором просил признать земельные участки с кадастровыми номерами и несформированными, их границы несогласованными и неустановленными; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о названных земельных участках; восстановить на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером (многоконтурный земельный участок, состоящий из двух контуров: признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами недействительными и снять указанные земельные участки с государственного кадастрового учета.

В обоснование иска указано, что постановлением Главы администрации Рамешковского района от 14 декабря 1992 года № «О предоставлении земельного участка войсковой части №15487 под полигон «Кушалино» в бессрочное пользование войсковой части №15487 предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га, на который был оформлен кадастровый план и присвоен кадастровый номер (в последующем изменен на номер

18 марта 2003 года войсковая часть 15487 в лице командира Полиховского А.С. заключила с Тверским территориальным геодезическим центром договор /03 на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель указанного земельного участка.

По результатам выполнения межевых работ земельный участок с кадастровым номером разделен на земельные участки с кадастровыми номерами и установлены границы вновь образованных земельных участков. 27 июля 2009 года соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости площадь двух образованных земельных участков соответствует площади снятого с учета земельного участка.

Вместе с тем, как утверждает прокурор, проведенные работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером не соответствуют требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку при установлении границ не учитывалось фактическое землепользование, а также нарушена конфигурация земельного участка с кадастровым номером , вследствие чего, в границы вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами не вошла административно-хозяйственная территория войсковой части 62632-Я (правопреемник войсковой части 15487) с расположенными там объектами недвижимости, соответствующая на публичной кадастровой карте кадастровому кварталу площадью, <данные изъяты> кв.м.

Данный кадастровый квартал с трех сторон граничит с земельным участком с кадастровым номером , с четвертой стороны - с автодорогой «Рамешки - Тверь», в связи с чем, фактически образован в пределах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером

На территории кадастрового квартала расположены объекты недвижимости - здания, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации, внесенные в реестр федеральной собственности и используемые войсковой частью 62632-Я: столовая 1963 года постройки, гараж 1964 года постройки, 3 склада 1968 и 1978 годов постройки, котельная 1975 года постройки, 6 жилых домов 1976, 1969, 1990, 1982 и 1983 годов постройки, штаб 1977 года постройки, гараж 1978 года постройки, баня 1988 года постройки, контрольно-пропускной пункт 1983 года постройки.

Согласно распоряжению Министерства имущества России от 23 января 2004 года указанные объекты недвижимости на праве оперативного управления закреплены за Тверской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКЭУ «Тверская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации ликвидировано путем присоединения к Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, в связи с чем, к последнему в силу статей 58, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли все права и обязанности, касающиеся вышеуказанного имущества. Указанные объекты находятся на балансе данной организации.

В 1991-1992 годах проводилась инвентаризация земель, находящихся в пользовании воинской части №15487, результаты которой утверждены 04 мая 1992 года. Согласно пояснительной записке к материалам указанной инвентаризации по учетным данным на 01 ноября 1991 года земли воинской части №15487 выделены на основании постановления Совнаркома от 17 июня 1938 года №6038. Из чертежа землепользования войсковой части №15487, составленного в ходе инвентаризации, усматривается, что земельный участок Минобороны России разделен автодорогой «Рамешки - Тверь», и его границы являются смежными с дорогой, а территория существующего в настоящее время кадастрового квартала полностью входит в земельный участок Министерства обороны Российской Федерации. Аналогичная схема землепользования войсковой части №15487 находится в кадастровом деле земельного участка с кадастровым номером

Распоряжением Совета Министров СССР от 10 ноября 1951 года №21404-рс Министерство лесного хозяйства СССР обязалось закрепить за Военным Министерством СССР леса, находящиеся, в частности, под полигонами, согласно приложению. В дальнейшем земельный участок Ворошиловского военного лесничества был определен на местности и на этот земельный участок были составлены топографические материалы с геодезическими данными по границам земельного участка (планшеты военного лесничества 1950-1951 годов, 1979 года, 1991 года и 2001 года).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 №135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» для обеспечения нужд обороны Ворошиловский лесхоз передал Ворошиловскому военному лесничеству леса, расположенные на землях обороны площадью <данные изъяты> га, что подтверждается актом от 12 октября 1998 года (принадлежность земельных участков землям обороны установлена распоряжением Совнаркома СССР от 30 июня 1954 года №12942). Из прилагаемой к акту схемы видно, что земельный участок Министерства обороны России разделен автодорогой «Рамешки - Тверь», и его границы являются смежными с дорогой, а территория существующего в настоящее время кадастрового квартала полностью входит в земельный участок Минобороны России.

Исходя из положений разделов 2 и 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года межевание земель включает, в том числе, подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих документов, геодезических, картографических и других исходных документов. В процессе подготовительных работ осуществляется сбор и анализ исходных материалов, в том числе, проект землеустройства, материалы инвентаризации земель, чертеж границ или кадастровые карты (планы) с границами земельного участка, топографические карты и планы.

Между тем, при осуществлении кадастровых работ инженером не были учтены вышеназванные документы.

Кроме того, командир войсковой части №15487 Полиховский А.С. не был уполномочен устанавливать и согласовывать границы земельных участков поскольку данными полномочиями в указанный период обладал исключительно правообладатель земельного участка - Тверская КЭЧ Московского военного округа.

В феврале 2009 года, после окончания кадастровых работ, Полиховский А.С., достоверно зная, что с 11 июня 2008 года право постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком принадлежит Тверской КЭЧ Московского военного округа, присвоив себе полномочия данного учреждения, подписал от своего имени акт согласования границ земельного участка , с неправомерно определенными границами.

Прокурор также утверждает, что выполнение кадастровых работ, передача заказчику результатов кадастровых работ и регистрация землеустроительного дела произошли с нарушением действующего законодательства, поскольку в акте согласования местоположения границ указанных выше земельных участков отсутствуют подписи всех заинтересованных лиц.

Согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером осуществлялось посредством проведения собрания заинтересованных лиц, которое было назначено на 13 февраля 2009 года на 10:00 часов в здании администрации сельского поселения Кушалино. При этом извещения об участии в установлении и согласовании в натуре границ указанного земельного участка получены Капацыновой В.Н., Караваевой А.В., Соколовым В.П. только 13 февраля 2009 года, что, по мнению прокурора, свидетельствует о нарушении пункта 10 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Извещение о проведении собрания в Тверскую КЭЧ района не направлялось.

По мнению военного прокурора, по результатам проведенного межевания из земельного участка, предоставленного Министерству обороны Российской Федерации, неправомерно исключен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, соответствующий на публичной кадастровой карте кадастровому кварталу – деревня Хохловка.

В последующем, в пределах данного кадастрового квартала решениями Комитета по управлению имуществом Рамешковского района и по результатам проведенного межевания образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами

Поскольку западная граница второго контура земельного участка должна быть смежной с автодорогой «Рамешки - Тверь», то результаты межевания и постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами являются незаконными и недействительными, поскольку они полностью налагаются на земельный участок Министерства обороны Российской Федерации и находятся в его границах.

В связи с изложенным, земельные участки с кадастровыми номерами подлежат снятию с кадастрового учета, а сведения о них исключению из государственного кадастра недвижимости.

Определениями суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, администрация Рамешковского района Тверской области, Федеральное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Тверской территориальный геодезический центр, СПК «Вперед», КФХ «Селютино», КФХ «Березка», КФК «Пески», Нестерова А.И., администрация сельского поселения Микшинское Лихославльского района Тверской области, администрация сельского поселения Первитинское Лихославльского района Тверской области, администрация Лихославльского района Тверской области.

В рамках рассмотрения заявленного спора произведена замена ненадлежащего ответчика Тверского регионального геодезического центра на надлежащего ответчика акционерное общество «Роскартография».

В судебное заседание представитель истца Министерства обороны Российской Федерации, ответчик Полиховский А.С., представители ответчиков Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, администрации Рамешковского района Тверской области, администрации сельского поселения Первитинское Лихославльского района Тверской области, администрации сельского поселения Микшинское Лихославльского района Тверской области, администрации Лихославльского района Тверской области Рамешковского района, не явились, письменно просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители ответчиков ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», КФК «Пески», СПК «Вперед», КФХ «Селютино», КФХ «Березка», ответчик Нестерова А.И., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика ФКУ «Войсковая часть 62632» и представитель администрации Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явились, представили письменные возражения, в которых просили в иске прокурору отказать.

В судебном заседании прокурор Маликов Д.С. заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что из состава земель Министерства обороны Российской Федерации выбыли земельные участки, входящие в состав населенного пункта деревни Хохловка. Площадь земельного участка не изменилась, поменялась его форма, а это существенное нарушение. Полагал, что срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен, поскольку исковая давность на заявленные требования не распространяется, к тому же, о нарушениях прокурору стало известно только при проведении проверки в отношении Полиховского А.С. в конце 2015 года.

Представители ответчика Полиховского А.С. – Алексеев М.В. и Курзов А.Н. в судебном заседании исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении, указав, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Ссылаясь на то, что о нарушенных правах в результате межевания истцу и прокурору стало известно в 2009 года, то к заявленным требованиям просил применить исковую давность.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области Кулаков С.А. исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что права Министерства обороны Российской Федерации не ущемлены, земли воинской части не изымались, они не находятся в распоряжении муниципалитета, а находятся в государственной собственности. Ничто не мешает Министерству обороны Российской Федерации оформить права на земельный участок, на котором сейчас находятся здания воинской части. На момент проведения межевых работ у Министерства обороны Российской Федерации имелось свидетельство, подтверждающее право собственности Российской Федерации на земли категории: земли промышленности, транспорта, обороны и иного специального назначения. Территория, на которой расположены здания воинской части, в то время находилась на территории населенного пункта и границы этих земель – деревня Хохловка были занесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый инженер не мог уточнить местоположение и границы земельного участка населенного пункта, изменив его категорию на «земли промышленности и обороны». Министерству обороны Российской Федерации необходимо провести межевые работы в отношении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости войсковой части, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать право, что можно сделать в любое время. Правовых оснований для аннулирования земельных участков, поставленных на кадастровый учет, не имеется.

Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Гаврилов Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика акционерного общества «Роскартография» Мустафин М.Ю. в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Обратил внимание на то, что кадастровый инженер – исполнитель, и, соответственно, действовал по указаниям правообладателя. В 2003 году был заключен договор на проведение межевых работ в отношении полигона и земельного участка военного городка, в 2008 году дополнительным соглашением межевание в отношении земельного участка военного городка было исключено. Кроме того, просил применить к заявленным требованиям исковую давность.

Судом постановлено вышеприведенное решение, которое военная прокуратура Тверского гарнизона в своем апелляционном представлении просит отменить и постановить по делу новое решение.

В представлении приводятся доводы аналогичные доводам искового заявления, критикуется оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда первой инстанции об избрании ненадлежащего способа защиты нарушенного права и пропуске срока исковой давности. По мнению прокурора, на спорные правоотношения исковая давность не распространяется.

Министерство обороны Российской Федерации в письменном ходатайстве поддержало доводы апелляционного представления и просило удовлетворить его.

ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в письменных объяснениях поддержало доводы апелляционного представления и просило удовлетворить его.

Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области в письменных возражениях на апелляционное представление просил оставить его без удовлетворения.

В возражениях указано, что образование кадастрового квартала (деревня Хохловка) не является результатом межевания земельного участка с кадастровым номером (военный полигон), а объекты Министерства обороны Российской Федерации, находящиеся в пределах кадастрового квартала , расположены на земельных участках государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем права на эти земельные участки могут быть сформированы исключительно Министерством обороны Российской Федерации.

На земельных участках с кадастровыми номерами отсутствуют какие-либо объекты Министерства обороны Российской Федерации, на них не осуществлялась и не осуществляется какая-либо деятельность войсковой частью. Права на названные участки зарегистрированы в соответствии с нормами действующего законодательства и ни кем не оспорены.

ФКУ «Войсковая часть 62632» в письменных возражениях на апелляционное представление полагало решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Акционерное общество «Роскартография» в письменном отзыве на апелляционное представление, критикуя его доводы, полагал решение законным и обоснованным.

Представитель ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в письменном ходатайстве определенного отношения к апелляционному представлению не высказал, оставив его разрешение на усмотрение судебной коллегии.

Представители Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», акционерного общества «Роскартография» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, письменно просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В заседание суда апелляционной инстанции ответчики Полиховский А.С. и Нестерова А.И., представители ответчиков ФКУ «Войсковая часть 62632», Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, администрации Рамешковского района Тверской области, администрации сельского поселения Первитинское Лихославльского района Тверской области, администрации сельского поселения Микшинское Лихославльского района Тверской области, администрации Лихославльского района Тверской области, КФК «Пески», СПК «Вперед», КФХ «Селютино», КФХ «Березка», ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», уведомленные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратились.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав судью-докладчика, прокурора Мурзина Н.М., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области Кулакова С.А., представителя ответчика Полиховского А.С. – Алексеева М.В., полагавших решение законным и обоснованным, изучив дело, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что на основании постановления администрации Рамешковского района Тверской области от 14 декабря 1992 года войсковой части №15487 (правопреемник ФКУ «Войсковая часть 62632») под полигон в бессрочное, постоянное пользование предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, в том числе, сельскохозяйственных угодий – 45,0 га, из них: пашни – 2,0 га, сенокос – 43,0 га, прочих угодий – <данные изъяты> га. В соответствии с кадастровым планом от 29 августа 2006 года указанному земельному участку присвоен кадастровый номер

Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером (в последующем номер ) от 29 августа 2006 года, местоположение данного земельного участка: Тверская область, Рамешковский район, сельское поселение Кушалино на территории округа, категории земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование: под размещение полигона, площадь <данные изъяты> кв.м., правообладателем указана войсковая часть 15487. В особых отметках данной выписки указано: площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

08 мая 2008 года на земельный участок площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , на котором расположен военный полигон, в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 11 июня 2008 года – право постоянного (бессрочного) пользования Тверской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа.

В июле 2009 года, во исполнение распоряжения начальника Тверской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, по заказу войсковой части 15487 (правопреемник ФКУ «Войсковая часть 62632») Геодезическим центром проведено межевание земельного участка с кадастровым номером

В результате выполненных работ по межеванию земельный участок с кадастровым номером разделен на земельные участки с кадастровыми номерами

27 июля 2009 года земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на кадастровый учет под полигон «Кушалино». Земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета.

При этом, как следует из материалов дела, по результатам проведенных землеустроительных работ, приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 декабря 2011 года №2641 «О разделе земельного участка с кадастровым номером » принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Рамешковский район, сельское поселение Кушалино на территории округа, относящегося к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и утверждены границы вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами

Этим же приказом на ФГУ «Центральное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в установленном порядке регистрацию права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки, в двухнедельный срок с момента осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки, обеспечить внесение изменений об объекте учета в реестр федерального имущества.

Из материалов дела следует, что в списках населенных пунктов Калининской области по состоянию на 01 сентября 1964 года, на 01 января 1966 года, на 01 января 1980 года значится деревня Хохловка. Указанная деревня включена в Государственный каталог географических названий.

Законом Тверской области от 28 февраля 2005 года №42 –ЗО «Об установлении границ муниципального образования Тверской области «Рамешковский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения» установлены границы муниципального образования поселок Рамешки, установлены границы муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Рамешковский район», и наделены статусом сельского поселения, помимо прочих, сельское поселение Кушалино. В перечне населенных пунктов по поселениям Рамешковского района (приложение №1) в числе населенных пунктов, входящих в территорию сельского поселения <адрес>. Перечень поселений и границы поселений согласованы в установленном законом порядке.

Данное обстоятельство в силу части 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Как следует из приказа Главнокомандующего Военно-воздушными силами от 23 ноября 2009 года , что при выделении в 1992 году земельного участка под полигон в его границы вошла деревня Хохловка, образованная в 1918 году, имеющая свой кадастровый квартал и находящаяся в реестре населенных пунктов Тверской области, что повлекло наложение границ между наземным авиационным полигоном «Кушалино» и деревней Хохловка.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что фактически земельный участок с населенным пунктом деревня Хохловка для размещения наземного авиационного полигона не передавался. При выделении земельного участка для размещения наземного авиационного полигона из земель сельскохозяйственного назначения и переводе его в категорию земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, произошло наложение границ земельных участков разной категории, что подлежало устранению путем проведения землеустроительных работ.

Из вышеуказанного приказа Главнокомандующего Военно-воздушными силами также следует, что в 2008 году проведено межевание наземного авиационного полигона и получено свидетельство о государственной регистрации права от 08 мая 2008 года. Площадь, выделенная под полигон, соответствует площади межевания, границы на местности установлены и согласованы со всеми граничащими землепользователями. В результате межевания определилось, что земельный участок под магазином входит в состав земельного участка деревни Хохловка.

При изложенном выше, судебная коллегия отклоняет доводы военного прокурора о том, что Министерству обороны Российской Федерации не было известно о результатах землеустроительных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером , а также о том, что при проведении землеустроительных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером в установленном законом порядке не были согласованы границы вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами

Министерство обороны Российской Федерации, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в установленном законом порядке утвердило границы вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

То обстоятельство, что на территории деревни Хохловка Кушалинского сельского поселения Рамешковского района Тверской области размещены объекты недвижимости Министерства обороны Российской Федерации, само по себе не свидетельствует о несогласованности границ вновь образованных земельных участков, недействительности результатов межевания и не может явиться основанием к снятию вновь образованных земельных участков с государственного кадастрового учета.

Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к территориальным зонам военных объектов в составе земель населенных пунктов.

В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органам государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Учитывая вышеприведенные положения законов, расположение на территории кадастрового квартала объектов недвижимости - зданий, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, внесенных в реестр федеральной собственности и используемых войсковой частью 62632-Я: столовая 1963 года постройки, гараж 1964 года постройки, 3 склада 1968 и 1978 годов постройки, котельная 1975 года постройки, 6 жилых домов 1976, 1969, 1990, 1982 и 1983 годов постройки, штаб 1977 года постройки, гараж 1978 года постройки, баня 1988 года постройки, контрольно-пропускной пункт 1983 года постройки, свидетельствует о том, что Министерство обороны Российской Федерации, как собственник названных объектов недвижимости, не лишено возможности в установленном законом порядке провести мероприятия по формированию границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, необходимых для эксплуатации и обслуживания вышеуказанных объектов недвижимости и зарегистрировать право федеральной собственности на сформированные земельные участки, независимо от формирования и постановки на государственный кадастровый учет двух земельных участков с кадастровыми номерами , выделенных из земельного участка с кадастровым номером предоставленного для размещения наземного авиационного полигона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения иска, поскольку военным прокурором, действующим в интересах Российской Федерации, не представлено доказательств того, что право, за защитой которого он обратился, нарушено действиями ответчиков.

Кроме того, суд правомерно применил последствия истечения срока исковой давности по заявленным требованиям, принимая во внимание, что военный прокурор обратился в суд 14 апреля 2016, то есть спустя более шести лет после выделения и образования земельных участков с кадастровыми номерами и постановки их на государственный кадастровый учет.

Судебная коллегия отклоняет доводы военного прокурора о том, что исковая давность на спорные правоотношения не распространяется, поскольку в рамках заявленного спора не заявлялись требования, к которым применяются положения статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сущность исковых требований военного прокурора сводится к оспариванию результатов землеустроительных работ по формированию земельных участков с кадастровыми номерами и оспариванию результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами в связи с чем на данные требования распространяется срок исковой давности.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рамешковского районного суда Тверской области от 17 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление военного прокурора Тверского гарнизона - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: