Дело № 33-8721/2018
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Хабаровский краевой суд
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Жельнио Е.С.,
судей: Дорожкиной О.Б., Моргунова Ю.В.,
при секретаре Вигуль А.Д..
рассмотрев 12 декабря 2018 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании дело по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточник» о признании недействительными Постановления администрации муниципального района имени Лазо от 08.12.2017 № 2879-па и Разрешения от 26.12.2017 № 2 на вырубку лесных насаждений,
с апелляционным представлением Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 26 сентября 2018 года,
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя процессуального истца ФИО2, представителя администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО3, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточник» о признании недействительными Постановления администрации муниципального района имени Лазо от 08.12.2017 № 2879-па и Разрешения от 26.12.2017 № 2 на вырубку лесных насаждений
В обосновании иска указал о том, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в администрации муниципального района имени Лазо (далее – администрация района) по обращению жителей п. Переяславка и с. Екатеринославка относительно незаконной рубки леса, в ходе которой установлены нарушения требований природоохранного законодательства.
Проверкой установлено, что 17.11.2017, на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 02.11.2017 № 760-рп «О предоставлении ООО «Дальневосточник» права пользования участком недр местного значения в муниципальном районе имени Лазо», указанным обществом получена лицензия №, зарегистрирована в реестре за №, сроком действия до 30.09.2019. 29.11.2017 генеральный директор ФИО1 обратился в администрацию муниципального района имени Лазо за разрешением на вырубку деревьев и кустарников на вышеуказанном участке для проведения геологического изучения недр.
08.12.2017 Постановлением администрации района № 2879-па утвержден акт обследования зеленых насаждений, предназначенных к сносу на земельном участке, предоставленном ООО «Дальневосточник» в целях геологического изучения недр на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский».
11.12.2017 Постановлением администрации района № 2895-па указанному обществу выдано разрешение на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута, 26.12.2017 Обществу выдано разрешение № 2 на проведение работ по рубке и вывозке зеленых насаждений.
Полагает, что Постановление от 08.12.2017 № 2879-па «Об утверждении акта обследования зеленых насаждений, предназначенных к сносу на земельном участке, предоставленном ООО «Дальневосточник» в целях геологического изучения недр на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский», и выданное на его основании разрешение от 26.12.2017 № 2 на проведение работ по рубке и вывозке зеленых насаждений являются незаконными.
Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 21.08.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточник».
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 26.09.2018 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор просит решения суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В доводах жалобы ставит под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно установленных по делу фактических обстоятельствах и оценке, данной судом первой инстанции представленным сторонами доказательствам.
В письменных возражениях администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца ФИО2, представление поддержала по изложенным в ней доводам, просила решение суда отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО3 с доводами представления не согласилась, пояснила, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на нее, судебная коллегия судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела достоверно следует, что предметом иска является оспаривание решений органа местного самоуправления, осуществляющего публичные полномочия, однако, судом первой инстанции дело было рассмотрено в порядке гражданского, а не административного судопроизводства (статья 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции, при рассмотрении данного дела неправильно применил нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения.
Из материалов дела следует, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в администрации муниципального района имени Лазо по обращению жителей п. Переяславка и с. Екатеринославка относительно незаконной рубки леса.
Проверкой установлено, что 17.11.2017, на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 02.11.2017 № 760-рп «О предоставлении ООО «Дальневосточник» права пользования участком недр местного значения в муниципальном районе имени Лазо», указанным обществом получена лицензия №, зарегистрирована в реестре за № 512, на пользование недрами с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение недр на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский». Участок недр расположен в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края. Описание границ участка недр, координаты угловых точек приводятся в приложение № 3. Участок недр имеет статус геологического отвода. Дата окончания действия лицензии 30.09.2019.
Приложением № 1 к указанной лицензии является соглашение об условиях пользования недрами в целях геологического изучения недр на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский», заключенное между министерством природных ресурсов Хабаровского края и ООО Дальневосточник». В пункте 2 указанного соглашения указаны координаты угловых точек участка недр.
В Приложении № 3 к указанной лицензии приведена схема расположения участка недр местного значения «Северокиинский» для геологического изучения строительного камня в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края с указанием координат угловых точек участка.
Согласно положительного заключения экспертизы № от 30.11.2017, в соответствии с геологическим заданием, проектом предусмотрено бурение 6 скважин станком глубиной до 30 метров, с целью уточнения мощности рыхлых отложений планируется проходка 19 шурфов экскаватором, объем проходки 43,3 метра, средняя глубина шурфа 2,4 метра (л.д. 51-58).
29.11.2017 ООО «Дальневосточник», в связи с необходимостью обеспечения безопасности работников и создания условий для эксплуатации объектов (19 шурфов, бурение 6 скважин) обратилось в администрацию муниципального района имени Лазо за разрешением на вырубку деревьев и кустарников на вышеуказанном участке для проведения геологического изучения недр.
05.12.2017 составлен Акт обследования зеленных насаждений предназначенных к сносу на земельном участке, предоставленном ООО «Дальневосточник» в целях геологического изучения недр на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский». Согласно расчету стоимости указанной древесины, сумма составила 2 490 699 рублей. Расчет проводился в соответствии с постановлением администрации района от 01.08.2016 №521-па «Об исчислении вреда, причинённого лесам, расположенным на межселенной территории муниципального района имени Лазо, вследствие нарушения лесного законодательства», которым утверждены ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на межселенных землях муниципального района.
Платежным поручением от 8.12.2017 № ООО «Дальневосточник» перечислено в бюджет района 2 490 699 рублей.
08.12.2017 Постановлением администрации района № 2879-па утвержден акт обследования зеленых насаждений, предназначенных к сносу на земельном участке, предоставленном ООО «Дальневосточник» в целях геологического изучения недр на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский». Обществу поручено произвести оплату в бюджет района за вырубку зеленых насаждений в размере 2 490 699 рублей.
11.12.2017 Постановлением администрации района № 2895-па указанному обществу выдано разрешение на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута в целях геологического изучения недр местного значения «Северокиинский» сроком до 30.09.2019.
26.12.2017 Обществу выдано Разрешение № 2 на проведение работ по рубке и вывозке зеленых насаждений.
В соответствии с положительным заключением экспертизы № от 30.11.2017 года, проведенной ФБУ «Росгеолэкспертиза» по проекту поисковых и оценочных работ на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский» в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края в 2017-2018гг (объект «Северокиинский»), представленный на экспертизу вышеуказанный проект соответствует условиям лицензии на пользование недрами № и требованиям геологического задания. Принятая методика, техника, технология и комплекс проектируемых работ по геологическому изучению недр на участке «Северокиинский» в целом соответствует требованиям законодательства о недрах и документам, предусмотренным законодательством РФ о техническом регулировании и стандартизации, и обеспечивают рациональное комплексное использование и охрану недр. Площадь участка недр местного значения «Северокиинский» не входит в зоны охраняемых природных территорий и объектов, защитных лесов и особо защитных лесов, санитарно-защитных водоохранных зон и границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в том числе и в случае осуществления геологического изучения недр.
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе и в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии (статья 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для осуществления работ по геологическому изучению недр.
В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
На основании частей 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса (часть 1).
Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Для выполнения работ по геологическому изучению недр в отношении лесных участков может быть установлен сервитут (часть 2).
На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства (часть 3).
Согласно части 3.1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Рослесхоза от 27.12.2010 N 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр», для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.
На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений (пункт 3 Приказа № 515)
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (пункт 15 Приказа № 515).
Таким образом, анализ приведенных норм материального права в их совокупности позволяет судебной коллегии сделать вывод, что законодателем определены два различных порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр в зависимости от того, влекут ли такие работы проведение рубок лесных насаждений. Если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, то допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка на основании разрешений органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 3 ст. 43 ЛК РФ). В противном случае необходимо заключение договора аренды лесного участка в порядке, установленном главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в порядке исключения часть 3.1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации разрешает использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов.
Следовательно, поскольку закон дает право органам местного самоуправления, в пределах установленной законом компетенции давать разрешения на использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков (установления сервитута) в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, принимая во внимание, что ООО «Дальневосточник» для проведения геологического изучения недр объективно необходимо обеспечить безопасность работников и создать безопасные технологические условий для проходки 19 шурфов экскаватором и бурения 6 скважин, Постановление администрации района № 2895-па от 11.12.2017, которым ООО «Дальневосточник» выдано разрешение на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута, и на основании которого были приняты обжалуемые Постановление от 08.12.2017 № 2879-па и Разрешение от 26.12.2017 № 2, в установленном законом порядке не отменено, то оспариваемые Постановление от 08.12.2017 № 2879-па «Об утверждении акта обследования зеленых насаждений, предназначенных к сносу на земельном участке, предоставленном ООО «Дальневосточник» в целях геологического изучения недр на строительный камень на участке недр местного значения «Северокиинский», и Разрешение от 26.12.2017 № 2 на проведение работ по рубке и вывозке зеленых насаждений являются законными, принятыми соответствующим лицом в пределах предоставленных полномочий.
По вышеизложенным основаниям, доводы представления в части нарушения ответчиком положений части 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации судебная коллегия признает не состоятельными.
Доводы представления в части того, что земельный участок, на котором произведена рубка не сформирован о незаконности обжалуемых решений органа местного самоуправления не свидетельствует.
Пунктом 3 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации действительно установлено, что в разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Данное обозначение в оспариваемом Постановлении отсутствует, что само по себе не означает, что рубка зеленных насаждений будет осуществляться с нарушение требований закона и разрешения.
Кроме того, из материалов дела достоверно следует, что согласно Постановления администрации района № 2895-па от 11.12.2017 (пункты 1,2), приложения №3 к Лицензии ЛАЗ 00590 ТП спорный земельный участок сформирован, имеется его схема с указанием координат угловых точек (л.д. 18,45,49), в связи с чем, отсутствие соответствующих данных в обжалуемых Постановлении от 08.12.2017 № 2879-па, и выданному на его основании Разрешению от 26.12.2017 № 2 на проведение работ по рубке и вывозке зеленых само по себе об их незаконности не свидетельствует.
По вышеизложенным доводам иные доводы представления о незаконности решения суда не свидетельствуют, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным.
По вышеизложенным основаниям, решение суда первой инстанции, на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применил закон, подлежащий применению, суд неправильно применил нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения (пункт 1 части 2 ст., пункт 1 части 3. часть 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 26 сентября 2018 года по делу по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточник» о признании недействительными Постановления администрации муниципального района имени Лазо от 08.12.2017 № 2879-па и Разрешения от 26.12.2017 № 2 на вырубку лесных насаждений отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора отказать.
Председательствующий Жельнио Е.С.
Судьи Дорожкина О.Б.
Моргунов Ю.В.