Судья <.>
Дело № 33-969/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2013г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.
судей Шапиева М.Р. и Гаджиева Б.Г.,
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и.о. министра финансов РД ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 10 августа 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора города Каспийска Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан в пользу муниципального образования городского округа «Город Каспийск» 19 123 240 (девятнадцать миллионов сто двадцать три тысячи двести сорок) рублей на финансирование расходов, необходимых для обеспечения лиц, имеющих право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2011г.».
Заслушав доклад судьи Шапиева М.Р., объяснения представителя Министерства финансов РД по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы и просившего отменит решение суда, объяснения представителя администрации городской округ «город Каспийск» по доверенности ФИО3(доверенность №13 от 11.01.2013г.) и представителя муниципального автономного учреждения «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа «город Каспийск» по доверенности ФИО4(доверенность №1/2013 от 09.01.2013г.), просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Каспийска обратился в суд с иском в интересах нуждающихся в получении субсидий граждан г.Каспийска к Министерству финансов Республики Дагестан о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2011г. в сумме 58 153 024 руб.
В обоснование иска указал на то, что в ходе проверки обращений граждан в прокуратуры г.Каспийска о не предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг установлено, что на 01.01.2012г. Министерством финансов РД из республиканского бюджета в администрация г.Каспийска для последующего перечисления в муниципальное автономное учреждение «многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ГО «город Каспийск» в целях последующего распределения на счета гражданам - получателям субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следовало перечислить 122 639, 24 тысяч рублей. Фактически перечислено 64 486 тыс. руб.Указанная сумма покрыла лишь часть долга 2011 года. По состоянию на 22.06.2012 г.оставшаяся за 2011 г. задолженность перед получателями субсидий гор. Каспийск в размере 58 153,24 тысяч рублей не была перечислена (122 639, 24 - 46 000,00 - 9 093,00 - 9 393,00 = 58 153,24 тысяч рублей).
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в пункта 71 которых установлено, что порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительной органом государственной власти субъекта Федерации.
Постановлением Правительства РД от 26.08.2011 г. утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан в соответствии с п. 6 которого средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета РД, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций.
В соответствии с п. 10 указанного Порядка Министерство финансов РД должно перечислять бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ «РЦС» предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
Органом, уполномоченным на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ГО «город Каспийск», который принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 дней с даты получения всех необходимых документов.
В соответствии с п.8 ст. 159 ЖК РФ п. 66 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №761 финансирования расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов РФ.
Статей 5 Закона РД от 24.12.2007 г. №68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что финансовое обеспечение по субсидиям должно осуществляться за счет предоставляемых местным бюджетам субсидий из республиканского фонда компенсаций.
Фактическим получателем указанных субвенций в ГО «город Каспийск» является администрация ГО «город Каспийск». При получении Администрация ГО «город Каспийск» перечисляет указанные средства в уполномоченный орган местного самоуправления по предоставлению субсидий - МАУ «МФЦ ГО «город Каспийск». МАУ МФЦ в соответствии с п. 4 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату ЖКУ в РД, утвержденного Постановлением Правительства РД от 26.08.2011 г. №294 в день перечисления субсидий представляет в соответствующие кредитные организации списки получателей субсидий с указанием сумм, подлежащих выплате гражданам.
Пунктом 4.4 ст. 159 ЖК предусмотрено, что субсидии должны перечисляться гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определяется в соответствии с общим правилом, установленным ч.1 ст. 155 ЖК в соответствии с которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Приказом Минрегиона №58 и Минздравсоцразвития №404 от 26.05.2006 г. утверждены методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с п. 111 которых предусмотрено, что финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Пункт 112 совместного Приказа предусматривает, что в целях недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
Предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц прокурором мотивировано ссылкой на ст. 45 ГПК РФ о праве прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.
Входе судебного заседания с учетом того, что ко дню рассмотрения дела в суде ответчиком перечислено задолженность за 2011 год в сумме 39 029 784 руб. прокурор изменил свои исковые требования и просил взыскать с ответчика в пользу получателей субсидий 19 123 240 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. министра финансов РД ФИО1. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора. В частности, ссылаясь на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 г. №23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации», указывает на то, Министерство финансов РД является органом исполнительной власти РД, а не публично-правовым образованием, каковым в данном случае является Республика Дагестан, в связи с чем формулировка «взыскать с Министерства финансов Республики Дагестан» не соответствует законодательству, а к публично-правовому образованию - Республике Дагестан требования в суд не заявлены. В нарушение пунктов 5 и 6 ст.131 ГПК РФ прокурором не предоставлен расчет взыскиваемой суммы с учетом проверки персональных данных дел каждого заявителя о предоставлении субсидий. К взысканию в суд предоставлена сумма, начисленная (но не выплаченная якобы из-за отсутствие средств из республиканского бюджета РД), правильность которого прокурором не проверено. Полагает, что присужденная судом первой инстанции сумма в размере 19 123 240 руб., не является фактической задолженностью перед получателем субсидий, которая подсчитана прокурором исходя из первичных расходных документов и соответственно требования заявленные в интересах неопределенного круга лиц, при отсутствии доказательств о наличии такой задолженности перед каждым из них, являются необоснованными. Доказательства обращения граждан в отдел субсидий г. Каспийска за получением средств субсидий в установленном порядке, или доказательств выражения ему незаконного отказа в этом, суду истцом также не представлены. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что министерство финансов РД не несет обязательств по выплате средств непосредственно гражданам, а осуществляет финансирования расходов на указанные цели за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете РД на соответствующий финансовый год.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 71 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №761 порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительной органом государственной власти субъекта Федерации.
Постановлением Правительства РД от 26.08.2011 г. утвержден «Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан» в соответствии с п. 6 которого, средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета РД, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций.
В соответствии с п. 10 указанного Порядка Министерство финансов РД должно перечислять бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ «РЦС» предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
Как следует из материалов дела и установлено судом, органом, уполномоченным на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в г.Каспийске является Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ГО «город Каспийск», который принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 дней с даты получения всех необходимых документов.
В соответствии с п.8 ст. 159 ЖК РФ п. 66 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №761 финансирования расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов РФ.
Статей 5 Закона РД от 24.12.2007 г. №68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что финансовое обеспечение по субсидиям должно осуществляться за счет предоставляемых местным бюджетам субсидий из республиканского фонда компенсаций.
Пунктом 4 ст. 159 ЖК предусмотрено, что субсидии должны перечисляться гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определяется в соответствии с общим правилом, установленным ч.1 ст. 155 ЖК в соответствии с которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Приказом Минрегиона №58 и Минздравсоцразвития №404 от 26.05.2006 г. утверждены методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с п. 111 которых предусмотрено, что финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Пункт 112 упомянутого выше Приказа предусматривает, что в целях недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что недофинансирование расходов на оплату субсидий нуждающимся в их получении гражданам, проживающем в г.Каспийске за 2011г. ко дню рассмотрения дела в суде составляет 19 123 240 руб.
В соответствии со ст. 66 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 1001).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что 19 123 240 рублей задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2001 год муниципальному образованию ГО «Город Каспийск» необходимо взыскать с Министрества финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
Факт начисления субсидий гражданам гор.Каспийска и заложенности за 2011 год подтверждается материалами проверки прокуратуры гор.Каспийска, которые были исследованы судом.
Являются также необоснованными доводы апелляционной жалобы по поводу того, что Министерство финансов РД является органом исполнительной власти, а не публично-правовым образованием и не несет обязательств по выплате средств непосредственно гражданам, а осуществляет финансирования расходов на указанные цели за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете РД на соответствующий финансовый год.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 г. №23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации», арбитражным судам даны следующие разъяснения.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный орган, является главным распорядителем бюджетных сред( в данном случае Министерство Финансов РД является главным распорядителем бюджетных средств) на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового ( в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) -соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
В силу ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявленным при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что указанные истцом ответчик- является органам, выступающими от имени публично-правового образования - субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем удовлетворить их не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о министра финансов РД ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи