ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1035/2022 от 03.02.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

№33a-1035/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 03 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.,

судей Муратовой С.В., Тумановой О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Дылдина Олега Владимировича на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 12 октября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Дылдина О.В. к Северо-Западному межрегиональному Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее Управление), старшему государственному инспектору Отдела земельного надзора Шевчуку М.В. об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., возражения представителя административного ответчика Управления – Гаврилова А.Е., административного ответчика Шевчука М.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Дылдин О.В. обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным иском о признании незаконным предписания от 07.07.2021 №, вынесенного старшим государственным инспектором Отдела земельного надзора Северо-Западного межрегионального Управления Россельхознадзора Шевчуком М.В. В иске указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 3.1 га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно выписки из Государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок имеет разрешенное использование ведение сельского хозяйства и включает в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, в том числе 6 видов разрешенного использования, осуществлявшихся на пахотных землях: «растениеводство» (код 1.1), «выращивание зерновых и иных культур» (код 1.2); «овощеводство» (код 1.3); «выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур» (код 1.4); «садоводство» (код 1.5); «выращивание льна и конопли» (код 1.6) и 14 видов использования земельных участков, не требующих распашки земли, в том числе «сенокошение (код 1.19) и «выпас сельскохозяйственных животных», то есть используемых под пастбища (код 1.20). Согласно данным Государственного фонда данных его земельный участок и соседние земельные участки учтены в ЕГРН в составе сельскохозяйственных угодий и относятся к культурным пастбищам. Таким образом, принадлежащий ему участок фактически имеет разрешенное использование «сенокошение (код 1.19) и «выпас сельскохозяйственных животных» (код 1.20), в настоящее время участок используется им в соответствии с разрешенным использованием – на участке удалена древесно-кустарниковая растительность, убраны камни, производится скашивание травы с целью поддержания естественного травостоя и недопущения разрастания сорной травы, в том числе борщевика. 07.07.2021 он получил оспариваемое предписание, в котором ему предписано в срок до 01.03.2022 провести на участке агротехнические (зяблевая вспашка, дискование, боронование, культивирование), фитосанитарные (борьба с сорной растительностью), агрохимические (внесение органических и минеральных удобрений, известкование почвы), культуртехнические (удаление древесно-кустарниковой растительности, камней) и иные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почв; ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать его в соответствии с целевым назначением земель и разрешенным видом использования; также рекомендовано: провести мелиоративные и иные мероприятия, включающие в себя проведение культуротехнической мелиорации (расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха, расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж, первичную обработку почвы) и иные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почв земельного участка.

Считает оспариваемое предписание незаконным, поскольку спорный земельный участок значится в составе сельскохозяйственных угодий и относится к культурным пастбищам, которые не требуют осуществления мероприятий по вспашке, дискованию, боронованию, сведения о виде разрешенного использования земельного участка, внесенные в ЕГРН с общим кодом 1.0 – внесены с нарушением требований п. 5 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», без учета требований ч. 2 ст. 77, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ, ГОСТ Р 59055-2020; ГОСТ 16265-89; ГОСТ 26640-85, определяющих особенности земель по виду их фактического использования; возлагая не него обязанность осуществить вспашку, дискование, боронование его земельного участка и производство агротехнических работ, ответчик фактически возлагает на него обязанность по изменению разрешенного использования – с «культурное пастбище» на «растениеводство».

Административный истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Северо-Западного межрегионального Управления с иском не согласился, в том числе по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснил, что по сведениям из Государственного фонда данных земельный участок с кадастровым номером 47:20:07520002:78 относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, вид угодья – культурное пастбище. В целях охраны земель в соответствии с п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ, ст. 43 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, деревьями и кустарниками.

Аналогичные пояснения дал в судебном заседании и административный ответчик – старший государственный инспектор отдела земельного надзора Шевчук М.В.

Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 12.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 132-146).

В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав в обосновании доводы, изложенные в иске (т.2 л.д. 17-21).

В заседание суда апелляционной инстанции административный истец, будучи уведомленным надлежащим образом не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, с учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав явившихся лиц, оценив материалы административного дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из оснований проведения внеплановой выездной проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Пунктом 3 Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081, установлено, что функции по государственному земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

При этом, Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за землями сельхозназначения, оборот которых регулируется Законом об обороте земель сельхозназначения, виноградопригодных земель (п. 8 Положения) на соблюдение требований, перечисленных в п. 7 Положения, в частности соблюдение обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (пп. в); исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции (пп. е).

В соответствии с пунктом 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, 1) том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дылдину О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 31 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, адрес: <адрес> (л.д. 24-29).

12.11.2019 в отношении Дылдина О.В. Управлением Россельхознадзора было вынесено предписание о выявленных нарушениях требований земельного законодательства Российской Федерации, в котором указано, что не исполнено ранее вынесенное предписание от 16.04.2019, а именно:

- обязательные агротехнические (вспашка, дискование, боронование, культивирование), фитосанитарные (борьба с сорной растительностью), агрохимические (внесение органических и минеральных удобрений, известкование почв), культуртехнические (удаление древесно-кустарниковой растительности, камней и пр.), и иные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почв земельного участка, не проведены;

- земельный участок в сельскохозяйственный оборот не введен;

-земельный участок в соответствии с целевым назначением земель и разрешенным видом использования не используется (л.д. 52-54).

Установлен новый срок для устранения нарушений до 22.06.2020 включительно, с учетом продления по ходатайству Дылдина О.В. – до 07.06.2021 (л.д. 60-62).

10.06.2021 исполняющим обязанности руководителя Управления Россельхознадзора вынесен Приказ «О проведении внеплановой выездной проверки выполнения предписания в отношении гражданина Дылдина О.В.» в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен старший государственный инспектор Шевчук М.В. (л.д. 63-67). Приказ отправлен в адрес Дылдина О.В. заказным почтовым отправлением (ШПИ ) и вручено адресату 23.06.2021 (л.д. 68-69).

24.06.2021 с 12 часов 30 минут по 13 часов 10 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (далее - КН) общей площадью 3,10 га и разрешенным видом использования - для ведения сельского хозяйства, расположенном по адресу: <адрес> (далее - земельный участок), в присутствии Дылдина О.В., в ходе которого установлено, что проведен покос сорной травы, однако механическая обработка почвы не проведена (дискование, вспашка и другие агротехнические мероприятия) (л.д. 71-72).

07.07.2021 составлен акт проверки № , согласно которому гр. Дылдиным О.В. предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 12.11.2019 № в установленный срок до 07.06.2021 не исполнено в полном объеме:

- обязательные агротехнические (вспашка, дискование, боронование, культивирование), фитосанитарные (борьба с сорной растительностью), агрохимические (внесение органических и минеральных удобрений, известкование почв), культуртехнические (удаление древесно-кустарниковой растительности, камней и пр.) и иные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почв земельного участка, проведены не в полном объеме;

- земельный участок в сельскохозяйственный оборот не введен;

- земельный участок в соответствии с целевым назначением земель и разрешенным видом использования не используется.

Невыполнение обязательных мероприятий, направленных на охрану земель воспроизводство плодородия почв, является нарушением пунктов 1 и 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (л.д. 76-79).

Акт проверки от 07.07.2021 был составлен в отсутствие Дылдина О.В., извещенного о составлении акта телеграммой (л.д. 75).

07.07.2021 старшим государственным инспектором Шевчуком М.В. в отношении Дылдина О.В. составлено предписание № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому предписано устранить нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 01.03.2022 (включительно), а именно рекомендуется:

1. Провести мелиоративные и иные мероприятия, включающие в себя проведение культуртехнической мелиорации (расчистка мелиорируемых земель от древесной травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы и др.) и иные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почв земельного участка.

2.Ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот

3. Обеспечить использование земельного участка в соответствии с целевым назначением земель и разрешенным видом использования (л.д. 20-23).

В отношении Дылдина О.В. также составлен протокол № об административном правонарушении от 07.07.2021 по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (л.д. 84-87).

Копия акта от 07.07.2021, предписания от 07.07.2021 и протокола об административном правонарушении от 07.07.2021 направлены в адрес Дылдина О.В. заказным почтовым отправлением (ШПИ ) и и получено адресатом 14.07.2021 (л.д. 88-90

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в ходе проверки выявлен факт невыполнения на протяжении длительного периода времени требований действующего законодательства об обязательном использовании земельного участка по назначению и проведении мероприятий по улучшению земель и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, в том числе в результате зарастания земельного участка многолетней сорной растительностью на всей части земельного участка, при этом каких-либо нарушений процедуры проведения проверки либо нарушений, связанных с порядком проведения проверки и выдачи предписания судом не установлено, проверка проведена и предписание вынесено уполномоченным на то должностным лицом.

Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованным и правомерным.

Довод жалобы о том, что осуществление в соответствии с предписанием указанных мероприятий приведет к изменению разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия полагает не состоятельной основанной на неверном толковании норм права.

Согласно оспариваемому предписанию, Дылдин О.В. обязан провести мелиоративные мероприятия, в частности, культуртехническую мелиорацию земельного участка, направленную на воспроизводство плодородия почв земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено в том числе, что собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к признакам использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации относятся, в частности наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О мелиорации земель" мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий, указанные цели работ соответствуют целям мелиорации.

Под мелиорацией земель согласно ст. 2 Закона "О мелиорации земель" понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

В статье 5 данного Федерального закона указаны типы мелиорации земель в зависимости от характера мелиоративных мероприятий: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация.

В соответствии со ст. 8 Закона "О мелиорации земель" культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется, в том числе, на вид мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.

Таким образом, проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации является обязанностью собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения, расчистка земель сельскохозяйственного назначения от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха относится к культуртехнической мелиорации.

При этом указание на то, что в оспариваемом предписании указано на необходимость проведения агротехнических мероприятий (вспашка, дискование, бронирование и культивирование), материалами дела не подтверждается, из оспариваемого предписания не следует.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дылдина Олега Владимировича - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 07.02.2022.

Судья: Башкова О.В.