ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12247/18 от 11.07.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №33а-12247/2018 Судья: Яковлева М.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Ивановой Ю.В.

судей Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.

при секретаре Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2018 года административное дело №2а-2383/17 по апелляционной жалобе Телягисова И. А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2017 года по административному исковому заявлению Телягисова И. А. к Главному управлению Министерства внутренних дел по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в приеме заявления и документов по оформлению и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, об обязании принять указанные заявление и документы.

Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного ответчика Красновой Е.И., действующей на основании доверенности от 5 января 2018 года сроком по 31 декабря 2018 года, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Телягисов И. А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области) о признании незаконным отказа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 11 апреля 2017 года в приеме заявления и документов для оформления и выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Телягисов И.А. просил обязать ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять заявление и документы для оформления и выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом.

В обоснование заявленных требований Телягисов И.А. указал, что является гражданином Республики Узбекистан, 11 апреля 2017 года обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области с целью подачи заявления и документов для оформления и выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом. Сотрудник Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказал в приеме заявления и документов, указав, что он может быть только поставлен на очередь для подачи заявления. По мнению административного истца, отказ в приеме заявления и документов является необоснованным и нарушает его право на обращение с указанным заявлением, так как поданное им заявление соответствовало требованиям, установленным законом, и оснований для отказа в приеме заявления и документов не имелось. Также указал, что 17 апреля 2017 года на оспариваемый отказ им подана жалоба в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ответ на которую на момент обращения с административным исковым заявлением не получил.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Телягисова И.А. отказано.

В апелляционной жалобе Телягисов И.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в административном иске.

В заседание апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением по адресу проживания, указанному в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, через представителя и телефонограммой.

Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Судебное извещение, направленное административному истцу по почте, не получено им по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправ-ления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что право административного истца на обращение и подачу документов на оформление и выдачу свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом не нарушено, поскольку оно реализовано путем предварительной записи на прием на определенную дату и время и по согласованию с ним.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

Вопросы переселения соотечественников регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1289 от 14 сентября 2012 года.

Согласно пункту 5 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников (далее Государственная программа), проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1289 от 14 сентября 2012 года, основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются: а) добровольность участия соотечественников в Государственной программе; б) финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев); в) обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей; г) приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса; д) адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников; е) взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов; ж) доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

В соответствии с пунктами 47 и 49 Государственной программы региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей, разрабатываются субъектами Российской Федерации и согласовываются Правительством Российской Федерации при условии, что их реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом, участники Государственной программы осуществляют добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках Государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания (пункт 48 Государственной программы).

Как следует из заявления Телягисова И.А., причиной, побудившей его обратиться с заявлением об участии в Государственной программе, послужило желание жить и работать в Ленинградской области.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 07 декабря 2015 года № 466 утверждена Государственная программа Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области». В рамках этого постановления утверждена подпрограмма 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом».

Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным приказом ФМС России от 14 мая 2012 года № 166, действующим на момент обращения административного истца, установлены сроки и последовательность административных процедур, требования к порядку их выполнения при осуществлении государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы представительствами ФМС России за рубежом и территориальными органами ФМС России.

В соответствии с пунктом 5 указанного Административного регламента с учетом интересов соотечественников, проживающих в Российской Федерации либо получивших временное убежище в Российской Федерации, временных и климатических условий, а также особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации допускается изменение начальником территориального органа часов приема, но при этом прием должен быть организован таким образом, чтобы избежать образование очередей.

Пунктом 6 Административного регламента предусмотрена предварительная запись на приём.

Пунктом 7 Административного регламента предусмотрена государственная услуга-предоставление информации по вопросам оказания государственной услуги предоставляется соотечественникам, которая предоставляется в том числе при личном обращении в территориальные органы ФМС.

Начальником УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и
Ленинградской области на 2017 года было утверждено расписание приема граждан по вопросам предоставления убежища, статуса вынужденного переселенца и участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно указанному расписанию в Управлении по вопросам миграции осуществляются как прием документов на участие в Государственной программе, так и консультации по вопросам участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом с указанием конкретных часов приёма, при этом подача документов проводится по предварительной записи, после консультации по вопросам участия в ней.

Соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, в соответствии с пунктом 27 Административного регламента подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. №196-р, и представляет документы, указанные в пункте 29 Административного регламента.

Согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1 статьи 14), равенства всех перед законом и судом ( часть 1 статьи 8).

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 62 настоящего Кодекса предусмотрено, что при оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями административный истец обязан подтверждать факты, на которые ссылается как на основания своих требований.

В нарушение изложенных нормативных актов Телягисов И.А. не представил доказательств обращения к административному ответчику 11 апреля 2017 года именно с заявлением и документами для оформления и выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом.

Опрошенный в качестве свидетеля старший инспектор отделения по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Л.М.В. пояснил, что 11 апреля 2017 года Телягисов И.А. обратился на консультацию с заявлением и документами на участие в Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом. Заявление и приложенные к нему документы не отвечали установленным требованиям, Телягисову И.А. был разъяснен порядок участия в Государственной программе, в том числе порядок предоставления документов, он был записан на прием на 25 декабря 2017 года.

Факт обращения 11 апреля 2017 года Телягисова И.А. на консультацию подтверждается соответствующей записью в Журнале приема первичных обращений граждан для участия в Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом.

Приложенное к административному иску заявление Телягисова И.А. не оформлено надлежащим образом и не подписано; документы, представляемые административному ответчику, подтверждающие право административного истца на участие в подпрограмме, не представлены, что подтверждает факт обращения Телягисова И.А. к административному ответчику 11 апреля 2017 года на консультацию.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Телягисова И. А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: