ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1228/18 от 13.02.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Калашникова Н.Н. дело № 33а-1228/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2018 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего Волкова А.Е.

судей Начарова Д.В. и Степановой М.Г.

при секретаре Калининой Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сибирской территориальной организации Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России на решение Нижневартовского городского суда ХМАО-Югры от 17 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Сибирской территориальной организации Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России о прекращении деятельности общественной организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, которым суд постановил:

«Признать Сибирскую территориальную организацию Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Решение является основанием для исключения Сибирской территориальной организацией Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России из единого государственного реестра юридических лиц»,

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя административного ответчика Бабича О.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя требования тем, что 07 апреля 2005 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам было принято решение о государственной регистрации Сибирской территориальной организации Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России. Сведения о государственной регистрации Организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены Управлением ФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 19 апреля 2005 года за ОГРН (номер). В ходе контроля за деятельностью указанной организации были выявлены нарушения, которые выразились в непредставлении ежегодной информации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; а также информации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003 ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, с 2010 года по настоящее время.

Представители административного истца и административного ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда председатель Сибирской территориальной организации Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФИО)4 не согласился, в апелляционной жалобе и в дополнении к ней просит его отменить как незаконное. Указал, что согласно сведениям о юридическом лице «Сибирская территориальная организация Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России», внесенным в ЕГРЮЛ за ОГРН (номер) крайняя запись внесена 27 ноября 2015 года о регистрации организации в ФСС РФ. Также, 15 апреля 2014 года внесены сведения об изменении паспортных данных физического лица. Данные сведения размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, являются актуальными, и, вопреки выводам суда первой инстанции, не могут свидетельствовать о прекращении деятельности административного ответчика с 2010 года. Предупреждение о нарушении законодательства РФ (номер), копия административного иска ответчиком получены не были. Также Организация не была надлежащим образом извещена о судебном заседании, участия в нем не принимала. По мнению административного ответчика, известить его следовало посредством телефонограммы или электронной почтой по указанным на бланках ответчика телефону или электронному адресу. Полагает, что нарушение сроков предоставления информации о продолжении деятельности юридического лица, само по себе, без учета иных доказательств, подтверждающих отсутствие деятельности и юридического лица, не может служить безусловным основаниям для ликвидации организации. Просит учесть, что в своем составе ответчик имеет 12 первичных профсоюзных организаций, 9 из них перечисляют членские взносы в ФПАД России непосредственно через банковский счет Сибирской ТО ФПАД России. Также, по мнению апеллянта, Управление Министерства юстиции РФ по ХМАО-Югре не имеет законных полномочий на обращение с настоящим административным иском в суд.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен.

Проверив материалы дела, и изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Статьей 29 названного федерального закона закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган принявший решение о государственной регистрации общественного объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно абзаца 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пп. «б» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» от 15 апреля 2007 года № 212 общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН000З ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу ст.ст.38, 42 указанного закона, орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений их уставным целям. В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРП.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07 апреля 2005 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому Ямало-Ненецкому автономным округам принято решение о государственной регистрации Сибирской территориальной организации Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России.

Сведения о государственной регистрации Организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены Управлением ФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 19 апреля 2005 года ОГРН (номер)

03 апреля 2017 года Управлением Министерства юстиции РФ по ХМАО-Югре в адрес ответчика было направлено предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации №86/03-1302, согласно которому Сибирской территориальной организации Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России был установлен срок до 08 мая 2017 года для устранения нарушений законодательства Российской Федерации, а именно абз. 4, 8 ч. ст. 29 Федерального закона «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ.

Указанное предупреждение ответчиком получено не было, возвращено с отметкой «истек срок хранения».

Поскольку Сибирской территориальной организацией Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ с 2010 года по настоящее время представлено не было, направленные Управлением в адрес председателя правления организации предупреждения оставлены без удовлетворения, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО-Югре обратилось с настоящим административным иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 44 вышеназванного закона основанием ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

При изложенных обстоятельствах, когда Сибирской территориальной организацией Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России с 2010 года по настоящее время осуществляется деятельность без представления ежегодной информации по форме, которая установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; а также без предоставления информации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, суд первой инстанции принял правильное решение о ликвидации данной общественной организации.

Оснований, по которым такое решение могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении представителя административного ответчика о времени и месте судебного заседания, не нашли своего подтверждения. Судом первой инстанции в адрес Сибирской территориальной организацией Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России было направлено извещение.

Согласно ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в абзаце 1 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (абзац 3 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25).

Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не прекращал свою деятельность в качестве юридического лица, вел активную работу по реализации своих уставных целей и задач, судебной коллегией не принимается, поскольку не подтвержден соответствующими доказательствами.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нижневартовского городского суда ХМАО-Югры от 17 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сибирской территориальной организации Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России - без удовлетворения.

Председательствующий Волков А.Е.

Судьи Начаров Д.В.

Степанова М.Г.