ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1331/19 от 06.06.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Захарова А.А. Дело № 33а-1331/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Венина А.Н.,

судей

ФИО1 и ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 6 июня 2019 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО4 на решение Мильковского районного суда Камчатского края от 6 марта 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска ФИО4 к администрации Быстринского муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении с 26 по 29 октября 2018 г. в общедоступных местах сведений о главах и должностных лицах администрации Быстринского муниципального района, уполномоченных на совершение нотариальных действий на территории Эссовского сельского поселения, и в ненаправлении указанных сведений в Министерство юстиции РФ по Камчатскому краю для опубликования на официальном сайте в установленный срок, обязании администрации Быстринского муниципального района Камчатского края опубликовать принятое судом решение в печатном издании – газете «Новая жизнь» отказать».

Заслушав доклад судьи Венина А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в Мильковский районный суд Камчатского края с административным иском к администрации Быстринского муниципального района (далее также - Администрация), в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в отказе в совершении нотариального действия, а именно несоблюдении положений Устава Быстринского муниципального района, Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 97 от 6 июня 2017 года, положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также в не размещении с 26 по 29 октября 2018 года в общедоступных местах сведений о главах и должностных лицах администрации Быстринского муниципального района, уполномоченных на совершение нотариальных действий на территории Эссовского сельского поселения, в ненаправлении указанных сведений в Министерство юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю для опубликования на официальном сайте в установленный срок; возложить обязанность на административного ответчика опубликовать принятое судом решение в печатном издании – газете «Новая жизнь», учредителем которого он является.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 26 октября 2018 года он обратился с письменным заявлением к временно исполняющему обязанности главы администрации Быстринского муниципального района ФИО5 о совершении нотариального действия – заверения копий судебных актов, а также предоставлении реквизитов для уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа). 29 октября 2018 года на личном приеме временно исполняющий обязанности главы администрации ФИО5 сообщил, что приказом о временном исполнении обязанностей главы администрации Быстринского муниципального района он не уполномочен на совершение нотариальных действий. Письменным ответом от 6 ноября 2018года ему было предложено обратиться к нотариусу Мильковского, Быстринского и Соболевского районов, либо повторно обратиться в администрацию Быстринского муниципального района после 2ноября 2018 года, поскольку в настоящее время лица, уполномоченные на совершение нотариальных действий, в администрации Быстринского муниципального района отсутствуют. Полагает, что отказ административного ответчика совершить нотариальное действие является незаконным, противоречит нормам федерального законодательства, регламентирующим полномочия должностных лиц по совершению нотариальных действий.

Определением судьи Мильковского районного суда Камчатского края от 25февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю.

Определением судьи Мильковского районного суда Камчатского края от 6марта 2019 года принят отказ административного истца ФИО4 от административного иска в части требований к административному ответчику – временно исполняющему обязанности главы администрации Быстринского муниципального района Камчатского края ФИО5, производство по административному делу в указанной части прекращено.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные им требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что 9 ноября 2018 года повторно обратился в администрацию Быстринского муниципального района, где судебный акт - определение мирового судьи судебного участка № 29 Мильковского судебного района Камчатского края о повороте исполнения судебного приказа от 5 сентября 2018 года был заверен должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, ФИО6 Определение мирового судьи об исправлении описки от 28сентября 2018 года нотариально заверено не было. Срочность в заверении указанных судебных актов отсутствовала. Полагает, что нарушение его прав выразилось в том, что он был вынужден неоднократно обращаться в администрацию Быстринского муниципального района за совершением нотариального действия. Кроме того, информация о том, что с 16 октября 2018 года полномочиями совершать нотариальные действия на территории сельского поселения села Эссо наделена ФИО6, не была опубликована и размещена в общедоступных местах вопреки требованиям федерального законодательства, что также нарушает права административного истца.

Представитель административного ответчика администрации Быстринского муниципального района Камчатского края ФИО7 в судебном заседании выразила несогласие с административным иском. Полагала, что совершение нотариальных действий является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. Считает, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку судом не была произведена замена ненадлежащего ответчика С.А.ББ. на иное должностное лицо администрации Быстринского муниципального района, не проведено правопреемство, не решен вопрос о правах и обязанностях надлежащего ответчика по настоящему административному делу, в связи с чем административный истец был лишен права предъявить требования к должностному лицу, в полномочия которого входит осуществление нотариальных действий. Таким образом, административное дело фактически не было рассмотрено по существу. Кроме того, ФИО4 полагает, что доводы С.А.ББ., исполнявшего обязанности главы администрации Быстринского муниципального района в период с 3 по 30 октября 2018 года, о том, что он не был уполномочен совершать нотариальные действия в Эссовском сельском поселении, не доказаны. Также выводы суда о том, что права М.В.ЮБ. в период с 26по 29 октября 2018 года не были нарушены в связи с отсутствием срочности совершения необходимых нотариальных действий, являются необоснованными. Полагает, что в указанный период были ограничены права административного истца на совершение нотариальных действий в сельском поселении села Эссо.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1) установлено:

-нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (часть 1);

- в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции (часть 4).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, в том числе, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 9 февраля 2009года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах размещают информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления.

Приказом Минюста России от 6 июня 2017 года № 97 утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов (далее - Инструкция), согласно подпункту 4 пункта 3 которой должностные лица местного самоуправления для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте, совершают нотариальные действия, в том числе, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них.

Согласно пункту 2 Инструкции сведения о должностных лицах местного самоуправления направляются органом, в котором они работают, в территориальный орган Минюста России для учета в порядке и по форме, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2015 года № 324 «Об утверждении Порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» (абзац 3).

Информация о должностных лицах местного самоуправления размещается в помещениях, занимаемых соответствующим органом местного самоуправления, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления» (абзац 4).

В силу части 8 статьи 44 Устава Быстринского муниципального района официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в информационном блоке (папке) органов муниципального района в библиотеках, находящихся по адресу: <...>; <...>; в районной администрации по адресу: <...>, где они должны находится не менее 10 календарных дней со дня их официального обнародования.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения главы Администрации ФИО8 № 446 от 25 июня 2015 года «О совершении нотариальных действий главой администрации Быстринского муниципального района» он является уполномоченным лицом по совершению нотариальных действий на территории Эссовского сельского поселения (л.д. 43).

В силу распоряжения № 591/К от 2 августа 2018 года глава Администрации ФИО8 находился в ежегодном оплачиваемом отпуске с 24 сентября по 30октября 2018 года. На время его отсутствия исполнение обязанностей главы Администрации возложено на заместителя главы Администрации ФИО5 (л.д. 37).

Распоряжением главы Администрации № 739/К от 20 сентября 2018года на время его отсутствия исполнение обязанностей главы Администрации на период с 24 сентября по 2 октября 2018 года возложено на заместителя главы Администрации ФИО6, а на период с 3 по 30 октября 2018 года временное исполнение обязанностей главы Администрации возложено на заместителя главы Администрации ФИО5 (л.д. 44).

10 октября 2018 года на основании распоряжения временно исполняющего обязанности главы Администрации ФИО5 № 786/К по инициативе работника расторгнут трудовой договор с консультантом по правовым вопросам управления делами Администрации ФИО9, являющимся уполномоченным должностным лицом по совершению нотариальных действий территории Быстринского муниципального района (л.д. 38).

На основании распоряжения временно исполняющего обязанности главы Администрации ФИО5 № 605 от 16 октября 2018 года полномочия по совершению нотариальных действий на территории Эссовского сельского поселения возложены на заместителя главы Администрации ФИО6 с 24октября 2018 года (л.д. 45-46).

С 3 октября по 2 ноября 2018 года ФИО6 находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске в силу распоряжений № 602/К от 7 августа 2018 года, №819/К от 24октября 2018 года, № 833/К от 30 октября 2018 года (л.д. 77-79).

Распоряжение № 605 от 16 октября 2018 года «О возложении полномочий по совершению нотариальных действий на территории Эссовского сельского поселения на должностных лиц администрации Быстринского муниципального района» и распоряжение № 639 от 30 октября 2018 года о внесении в него изменений (л.д. 103) направлены в библиотеки с. Анавгай и с. Эссо (л.д. 104,105, 108,109).

26 октября 2018 года ФИО4 обратился к временно исполняющему обязанности главы Администрации ФИО5 с письменным заявлением, в котором просил произвести заверение копии определения мирового суда № 29 Мильковского судебного района Камчатского края от 5 сентября 2018 года о повороте судебного приказа и копии определения мирового суда № 29 Мильковского судебного района Камчатского края от 28 сентября 2018 года (л.д.6).

29 октября 2018 года на личном приеме временно исполняющий обязанности главы Администрации ФИО5 сообщил ФИО4 о том, что он не уполномочен совершать нотариальные действия. Указанное обстоятельство в судебном заседании суда первой инстанции стороной административного ответчика и заинтересованного лица не оспаривалось.

6 ноября 2018 года ФИО4 в ответ на свое заявление от 26 октября 2018 года получил письмо от 30 октября 2018 года № 4392/04 от администрации Быстринского муниципального района, согласно которому в Администрации отсутствует консультант по правовым вопросам, уполномоченный на совершение нотариальных действий. Должностные лица, на которых возложены полномочия по совершению нотариальных действии на территории Эссовского сельского поселения, находятся в ежегодных отпусках. Административному истцу предложено обратиться к нотариусу Мильковского, Быстринского и Соболевского районов, либо повторно обратиться в администрацию Быстринского муниципального района после 2 ноября 2018 года (л.д. 7-9).

9 ноября 2018 года копии документов, представленные административным истцом ФИО4, были заверены уполномоченным лицом.

Форма учета сведений о лицах, уполномоченных на совершение нотариальных действий, с образцами печати и подписей ФИО6, уполномоченной на совершение нотариальных действий, и главы администрации Быстринского муниципального района, установленной формы поступили в Управление Министерства юстиции по Камчатскому краю 6 декабря 2018 года После этого информация на официальном сайте Управления была актуализирована (л.д.48). Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, также не оспаривалось.

Оценив изложенные обстоятельства с учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое административным истцом бездействие административного ответчика не привело к нарушению его прав и законных интересов, негативных последствий в результате такого бездействия для административного истца также не последовало.

Выводы суда первой инстанции в состоявшемся решении соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в мотивировочной части решения и правильно оцененных в их совокупности по правилам статей 14, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы о том, что судом в отношении административного ответчика – временно исполняющего обязанности главы Администрации ФИО5 не проведено процессуальное правопреемство, не произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим, не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку это обстоятельство в силу части 4 статьи 310 КАС РФ не привело к принятию неправильного решения. Как видно из материалов дела, оно рассмотрено с участием представителя административного ответчика администрации Быстринского муниципального района Камчатского края ФИО7, действующей по доверенности, выданной главой администрации Быстринского муниципального района.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административный истец в нарушение положений части 11 статьи 226 КАС РФ не доказал обстоятельства нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым бездействием администрации, не указал какие неблагоприятные последствия наступили для него вследствие незаконного, по его мнению, бездействия.

Иных доводов, которые влияли бы на правильность принятого судебного акта, апелляционная жалоба заявителя не содержит.

С учетом изложенного судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенных норм права, не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мильковского районного суда Камчатского края от 6 марта 2019года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи