ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14300/20 от 19.01.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сериков В.А. адм.дело N 33А-378/2021

(33А-14300/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2021 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Хаировой А.Х. и Пинчук С.В.,

при секретаре Петровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Морозовой М.С. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самаркой области от 06 октября 2020 г. по делу N 2а-4506/2020 по административному исковому заявлению Морозовой М.С. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и в осуществлении государственной регистрации договоров аренды.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Морозовой М.С. – Мельникова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Аладдина В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Морозова М.С. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 площадью 13 478 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешённым использованием: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», расположенный по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена. На земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ей на праве собственности.

19 ноября 2018 г. она обратилась в администрацию г.о. Тольятти Самарской области (далее – администрация) с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем разделения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160

Рассмотрев заявление администрацией вынесено постановление N 315-п/1 от 08 февраля 2019 г. о предварительном согласовании предоставления земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 - земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м. и земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2, площадью 67 кв.м.

01 июля 2019 г. между администрацией и Морозовой М.С. заключены договора аренды земельных участков N 3965 на земельный участок площадью 13411 кв.м. и N 3964 на земельный участок площадью 67 кв.м., после чего Морозова М.С. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями об осуществлении кадастрового учета вышеуказанных земельных участков и регистрации договоров аренды земельных участков.

Управлением Росреестра по Самарской области 29 ноября 2019 г. принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном Морозовой М.С. уведомлении от 04 марта 2019 г. N 63-0-1-174/3311/2019-242 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и в всвязи с не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Управлением Росреестра по Самарской области 13 декабря 2019 г. было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 в связи с истечением срока приостановления.

Ссылаясь на нарушение своих прав оспариваемыми отказами, Морозова М.С. просила признать незаконным:

решение Управления Росреестра по Самарской области, изложенное в Уведомлении от 29 ноября 2019 г. N 63-0-1-174/3311/2019-242, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении двух земельных участков с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м. и условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 67 кв.м., образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160;

решение Управления Росреестра по Самарской области, изложенное в Уведомлении от 13 декабря 2019 г. N 63/009/345/2019-2917, 2918 г., об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 - договора N 3965 от 01 июля 2019 г. аренды земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м. и договора N 3964 от 01 июля 2019 г. аренды земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 67 кв.м. Обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет двух земельных участков с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м. и условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 67 кв.м., образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, и осуществить государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 - договора N 3965 от 01 июля 2019 г. аренды земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м.; договора N 3964 от 01 июля 2019 г. аренды земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 67 кв.м.

Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 29 апреля 2020 года административное исковое заявление Морозовой М.С. удовлетворено (т. 2 л.д. 32-50)

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ином составе судей (т. 2 л.д. 215-219)

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ФИО1 отказано (т. 3 л.д. 89-101)

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебный акт об удовлетворении административного иска.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно статье 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" порядке.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Приведенные в статье 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" положения следует толковать и применять не изолированно, а в системном единстве, в частности, упомянутую статью необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 26 указанного закона, поскольку отказ в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является продолжением единой процедуры осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и рассматривается именно исходя из оснований, послуживших в итоге причиной отказа, то есть оснований, которые ранее являлись основаниями для приостановления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав объекта недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, проверке в апелляционном порядке по существу подлежат выводы районного суда относительно оценки действий регистрирующего органа по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Материалами дела установлено, что ФИО1 на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 площадью 13 478 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости содержится запись государственной регистрации N 63-63- 09/650/2014-047 от ДД.ММ.ГГГГ

Основанием государственной регистрации является договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N 2228/1; Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка; Договор о переуступке прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ N 179/13 по договору аренды земельного участка; Соглашение о переуступке прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

На данном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ФИО1:

1. детский игровой павильон базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 1 этажный, общая площадь 50, 6 кв.м., лит. (А8, А13), адрес: <адрес>, строение 8, кадастровый (запись государственной регистрации права N63-63-09/650/2014-021 от ДД.ММ.ГГГГ);

2. столовая базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 428 кв.м., литера А, адрес: <адрес>, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63- 63-09/650/2014-019 от ДД.ММ.ГГГГ);

3. дом отдыха N 2 базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 1 этажный, площадь 120, 3 кв.м., лит. А6, адрес: <адрес>, строение 6, кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

4. дом отдыха N 1 базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 1 этажный, площадь 119,8 кв.м., лит. А7, адрес: <адрес>, строение 7, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-011 от ДД.ММ.ГГГГг.);

5. коттедж N 2 базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 2 этажный, площадь 61,2 кв.м., лит. А10, адрес: <адрес>, строение 10, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-003 от ДД.ММ.ГГГГ);

6. туалет с выгребной ямой базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 19,4 кв.м., литера А4, адрес: <адрес>, строение 4, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-027 от ДД.ММ.ГГГГ);

7. коттедж N 1 базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 63,2 кв.м., литера All, адрес: <адрес>, строение 11, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-001 от ДД.ММ.ГГГГ);

8. коттедж N 3 базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 58,4 кв.м., литер А9, адрес: <адрес>, строение 9, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-005 от ДД.ММ.ГГГГ);

9. коттедж N 4 базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 88,3 кв.м., лит. А5, адрес: <адрес>, строение 5, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-009 от ДД.ММ.ГГГГ);

10. баня базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 319,1 кв.м., лит. A3, адрес: <адрес>, строение 3, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-023 от ДД.ММ.ГГГГ);

11. дом отдыха N 3 базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 180,4 кв.м., лит А2, адрес: <адрес>, строение 2, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-015 от ДД.ММ.ГГГГ);

12. контрольно-пропускной пункт базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 15,9 кв.м., литера А1, адрес: <адрес>, строение 1, кадастровый (запись государственной регистрации права N63-63-09/650/2014-030 от ДД.ММ.ГГГГ);

13. наружные сети электрического освещения базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, адрес: <адрес>, юго-восточнее здания столовой (лит. А), имеющей адрес: шоссе Комсомольское, 52, на территории базы отдыха «Благодать» в зоне отдыха, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-04 от ДД.ММ.ГГГГ);

14. емкость накопительных стоков базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, литера С6, адрес: <адрес>, юго-западнее здания бани (лит. A3), имеющей адрес: шоссе Комсомольское, 52, строение 3, на территории базы отдыха «Благодать» в зоне отдыха, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-038 от ДД.ММ.ГГГГ);

15. наружные сети канализации базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, адрес: <адрес>, северо-западнее здания (лит. А8А13), имеющего адрес: шоссе Комсомольское, 52, строение 8, на территории базы отдыха «Благодать» в зоне отдыха, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-042 от ДД.ММ.ГГГГ);

16. наружные сети водопровода базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, адрес: <адрес>, восточнее здания (лит. A3), имеющего адрес: шоссе Комсомольское, 52, строение 3, на территории базы отдыха «Благодать» в зоне отдыха, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-040 от ДД.ММ.ГГГГ);

17. спасательная станция базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 15, 3 кв.м., Литера А12, адрес: <адрес>, строение 12, кадастровый (запись государственной регистрации права N 63-63-09/650/2014-025 от ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схемы раздела указанного выше земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 площадью 13 478 кв.м.) и о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов по договору купли-продажи земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м. и на праве аренды без проведения торгов земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 67 кв.м., образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 площадью 13 478 кв.м.

Рассмотрев заявление, ДД.ММ.ГГГГ администрация приняла постановление N315-п/1 «О предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, с местоположением: Российская Федерация, <адрес>».

Указанным постановлением утверждена схема расположения следующих земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 площадью 13 478 кв.м.:

- земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м.;

- земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 67 кв.м.,

Пунктом 3 постановления администрации N 315-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление ФИО1 земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м.

В соответствии с постановлением администрация N 315-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Тольятти (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) подписаны договоры аренды земельных участков:

- договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 3965 от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача в аренду ФИО1 земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ1 площадью 13411 кв.м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок N 52;

- договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 3964 от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача в аренду ФИО1 земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 1367 кв.м. местоположение: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок N 52/12.

ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> со следующими заявлениями:

- заявлением от ДД.ММ.ГГГГ N 63-0-1-174/3311/2019-242 об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», площадь 13478 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- заявлением от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019-2917 об осуществлении государственной регистрации Договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 3965 от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача Администрацией городского округа Тольятти в аренду ФИО1 земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:3у1 площадью 13411 кв.м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок N 52;

- заявлением от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019-2918 об осуществлении государственной регистрации Договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 3964 от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача Администрацией городского округа Тольятти в аренду ФИО1 земельного участка с условным кадастровым номером 63:09:0305025:160:ЗУ2 площадью 67 кв.м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, земельный участок N 52/12.

Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, документы на который были представлены ФИО1 с заявлением N 63-0-1-174/3311/2019-242 от ДД.ММ.ГГГГ, по мотивам, изложенным в Уведомлении о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ N 63-0-1-174/3311/2019- 242.

Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, документы на которую были представлены ФИО1 с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019-2917 и N 63/009/345/2019-2918, изложенное в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019-2917, 2918.

Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, документы на который были представлены ФИО1 с заявлением N 63-0-1-174/3311/2019-242 от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в Уведомлении об отказе в осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ N 63-0-1-174/3311/2019-242, в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном ФИО1 уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N 63-0-1-174/3311/2019-242 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, с связи с не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Как указано в Уведомлении Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 63-0-1-174/3311/2019-242, «при проведении правовой экспертизы были установлены следующие причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета.

Согласно сведениям о границах лесничеств, ранее направленных указанным органом в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 частично расположен на лесных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов.

Согласно представленному заявителем письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> N 270502/19176 от ДД.ММ.ГГГГ и полученному Управлением ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 220501/6925 земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 к землям лесного фонда и землям- населенных пунктов городского округа <адрес>, занятых городскими лесами не относится.

Документы, подтверждающие исключение в установленном законом порядке земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 из состава лесных земель, в Управление не поступали.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки» установлено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, безвозмездное пользование.

Проектная документация в Управлении Росреестра по <адрес> отсутствует.

Таким образом, основания для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют.

Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, документы на которую были представлены ФИО1 с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019-2917 и N 63/009/345/2019-2918, изложенное в Уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019-2917, 2918, в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном ФИО1 уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019-2917, 2918 о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации договоров аренды, с связи с неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.

В Уведомлениях Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 63/009/345/2019- 2917, 2918 указано, что при проведении правовой экспертизы были установлены следующие причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка.

В связи с тем, что Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 63-0-1-174/3311/2019-242 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160, основания для осуществления государственной регистрации договоров аренды земельных участков отсутствуют.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.4 ч.11 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.

Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.

При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки» установлено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, безвозмездное пользование.

Однако проектная документация лесного участка в связи с формированием двух земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 администрацией г.о. Тольятти не готовилась, в составе межевого плана отсутствует и в Управление Росреестра по <адрес> не предоставлялась.

Административный истец ссылается на отсутствие необходимости предоставления проектной документации лесного участка, поскольку согласно информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 не относится к лесным участкам.

Также административный истец ссылается на письмо Департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти N гр-2273/21 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа <адрес>, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившими силу отдельного положения приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 435» определено расположение на землях населенных пунктов городского округа Тольятти, занятых городскими лесами, Тольяттинского лесничества. Согласно выполненного в 2013 г. лесоустройства, а также введенных постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N2195-п/1 в действие материалов таксации лесов, расположенных в границах г.о. Тольятти, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 не является лесным участком, не относится к городским лесам на землях иных категорий, а также не входит в состав Тольяттинского лесничества.

Согласно ст.ст. 67,68,68.1 Лесного кодекса РФ, границы лесничеств устанавливаются, изменяются при проведении такого вида лесоустройства как проектирование лесничеств.

При этом, в силу п. 26 ч.1 ст. 81 Лесного кодекса РФ, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Следовательно, администрация не наделена полномочиями по ведению лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории <адрес> и, соответственно, у нее отсутствуют полномочия по определению границ лесничеств и отнесению тех или иных земельных участков к лесным.

Под таксацией лесов в силу ст. 69.1 Лесного кодекса РФ поднимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Таким образом, материалы таксации лесов, введенные в действие постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2195-п/1, основаниями для определения и изменения границ лесничеств либо лесных участков не являются, поскольку, в силу вышеприведенных норм границы лесных участков, лесничеств и лесопарков могут устанавливаться и изменяться исключительно в результате проведения такого вида лесоустройства как проектирование лесов, проведение которого относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти и возможность их делегирования органам местного самоуправления не предусмотрена.

Указанные обстоятельства были установлены определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 306-КГ16-7898.

В названном определении указано, что согласно буквальному содержанию приказа Рослесхоза N 435 от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ», данным приказом были установлены границы лесничеств на территории <адрес>, в том числе Тольяттинского лесничества, по имеющимся материалам лесоустройства.

В отсутствие доказательств проведения лесоустройства в виде проектирования в отношении Тольяттинского лесничества в промежуток между лесоустройством 1995 г. и вступлением в силу названного приказа, необходимо признать, что данным приказом границы Тольяттинского лесничества были установлены именно по материалам лесоустройства 1995 г..

В силу приведенных норм, тот факт, что пункт 18 Приложения к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 435 признан утратившим силу и в приложении к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа <адрес>, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного приложения приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 435», установлены границы Тольяттинского лесничества, не может служить доказательством проведения лесоустройства в форме проектирования в отношении Тольяттинского лесничества. Приложение к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 734 фактических границ Тольяттинского лесничества и лесных участков, включенных в его границы, не содержит.

Кроме того, в силу п. 18 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении границ лесничеств.

Согласно п. 21 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае принятия решений об установлении (изменении) границ лесничеств Федеральное агентство лесного хозяйства направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ лесничеств, в том числе графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Данные документы в Управление Росреестра по <адрес> отсутствуют, соответственно, в настоящее время ни Рослесхозе, ни в администрации, ни в Управлении Росреестра по <адрес> не имеется карты-схемы Тольяттинского лесничества и иных документов, содержащих текстовое и графическое описание местоположения его границ и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Кроме того, в приложении к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 734 указаны сведения о границах Тольяттинского лесничества и местоположении лесных участков, включаемых в границы лесничеств, в соответствии с документами лесоустройства, из которых следует, что Тольяттинское лесничество расположено в лесных квартала NN1-60.

Между тем, лесные участки в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества являются городскими лесами, относящимися к землям населенных пунктов, что подтверждается вступившим в законную силу судебными актами по делу N А55-2649/2011.

Согласно сведениям Публичной кадастровой карты г.о. Тольятти и материалам лесоустройства 1995 года (Планшет 4, Ставропольский лесхоз, Тольяттинское лесничество, копия которого имеется в Управлении Росреестра по <адрес>) спорный земельный участок расположен в квартале 58 Тольяттинского лесничества.

Доказательств, свидетельствующих об утрате испрашиваемым земельным участком статуса лесного, не имеется.

Указанный вывод суда о необоснованности требований административного истца соответствует обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем признается судебной коллегией правильным.

Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы о применении в данном случае положений ст. 4.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» основаны на неправильном толковании норм права, в силу следующего.

В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.

В силу ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», и расположен в границах территориальной зоны Р-3 (зона отдыха), в которой осуществляется рекреационная деятельность.

Таким образом, использование (назначение) спорного земельного участка связано с использованием лесов и, соответственно, при его разделе и образовании двух новых земельных участков положения ст. 4.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в части отсутствия необходимости подготовки проектной документации лесного участка, не могут быть применены.

Также, указанной статьей предусмотрено определение площади образуемого лесного участка в соответствии с правилами п. 7 ст. 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ. Однако, представленный в Управление Росреестра по <адрес> для осуществления кадастрового учета межевой план не содержал определения площади образуемых земельных участков в соответствии с указанной нормой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ.

Ссылка административного истца на положения п. 2 ст. 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок, не может быть принята во внимание. В настоящем деле речь идет не о пересечении границ образуемого земельного участка, который по смыслу указанной норма не является лесным, с границами лесного участка или лесничества, а о том, что сам образуемый земельный участок с учетом сведений ЕГРН и результатов лесоустройства 1995 г., является лесным участком, что в свою очередь, в силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, свидетельствует о необходимости образования спорных земельных участков на основании проекта документации лесных участков.

Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику несостоятельна поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства конкретного дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств и их оценки применительно к рассматриваемому спору.

В силу положений части 1 статьи 15 КАС РФ, суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Судебный прецедент по смыслу приведенных положений закона к источникам права не отнесен. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Морозовой М.С. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через Центральный районный суд г. Тольятти Самаркой области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение изготовлено 29 января 2021 г.

Председательствующий –

Судьи –