ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-145/2016 от 20.09.2016 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья ФИО1 Строка – 37, госпошлина: 0 руб.

Докладчик Селезнев С.С. Дело № 33а-145/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 20 сентября 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

судей Селезнева С.С. и Обориной В.М.,

при секретаре судебного заседания Корзовой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г., которым

требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой территории удовлетворены.

На Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой территории – территории традиционного природопользования «Колгуев», территории традиционного природопользования «Дружба Народов», территории традиционного природопользования «Красный Октябрь», территории традиционного природопользования «Путь Ильича», территории традиционного природопользования «им. Выучейского», территории традиционного природопользования «Ерв», территории традиционного природопользования «Восход», территории традиционного природопользования «Рассвет Севера», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории традиционного природопользования «Колгуев», территории традиционного природопользования «Дружба Народов», территории традиционного природопользования «Красный Октябрь», территории традиционного природопользования «Путь Ильича», территории традиционного природопользования «им. Выучейского», территории традиционного природопользования «Ерв», территории традиционного природопользования «Восход», территории традиционного природопользования «Рассвет Севера» для постановки на государственный кадастровый учет их границ.

Заслушав доклад судьи Селезнева С.С., объяснения прокурора Воронина Е.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа (далее – Управление) о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемых территорий.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что административный ответчик до настоящего времени не предоставил в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории традиционного природопользования «Колгуев», для постановки на государственный кадастровый учет ее границ.

Определением от 5 июля 2016 г. административное дело соединено в одно производство с административными делами по искам прокурора о возложении обязанности установить и описать границ территорий традиционного природопользования «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им. Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера».

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласилась <данные изъяты> Управления ФИО5 В апелляционной жалобе просит отменить решение как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывает, что обжалуемое судебное решение содержит противоречия, поскольку резолютивная часть решения в отличие от мотивировочной не содержит указания на региональное значение территорий традиционного природопользования (далее – ТТПП), обязанность установления и описания границ которых возложена на ответчика. Полагает, что полномочия по определению границ ТТПП в соответствии с п. 5 ст. 97 ЗК РФ возложены лишь на Правительство РФ, поэтому ответчик не вправе осуществлять такие действия. Считает, что Управление не обладает полномочиями по образованию ТТПП регионального значения, а правомочно распоряжаться лишь земельными участками, находящимися в государственной собственности Ненецкого автономного округа. Указывает, что функции по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения возложены на Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО, который к участию в деле привлечен не был.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

На основании ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление прокурора об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Правовые основы образования, охраны и использования ТТПП коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни установлены Федеральным законом от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 49-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона ТТПП относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.

Согласно ст. ст. 7, 9 и 11 Федерального закона № 49-ФЗ образование ТТПП регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанными органами исполнительной власти утверждаются границы таких территорий и их правовой режим.

В силу раздела III Положения о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением администрации НАО от 29 декабря 2001 г. № 1025 и определяющего правовой режим функционирования ТТПП, признанные органами государственной власти Ненецкого автономного округа ТТПП являются особо охраняемыми территориями окружного значения.

Изъятие и предоставление земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ ТТПП окружного значения, для нужд лиц, не относящихся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов, производится в соответствии с законодательством с предварительным уведомлением, консультациями и с согласия лиц, относящихся к малочисленным народам, общин малочисленных народов или их уполномоченных лиц, пользующихся указанными территориями традиционного природопользования окружного значения при условии полного возмещения убытков землепользователями. Предусмотрены и иные ограничения по использованию земельных участков, расположенных в границах ТТПП окружного значения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) органы государственной власти обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

На основании ст. 15 Закона о кадастре обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве).

Статьей 20 Закона о землеустройстве установлено, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Как следует из материалов дела, постановлениями администрации НАО от 21 января 2002 г. № № 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 на территории Ненецкого автономного округа образованы ТТПП «Колгуев», «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им. Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера». Указанные территории организованы в границах существующего землеотвода колхозов. Установлен приоритет традиционных отраслей хозяйствования. Вся промышленная деятельность осуществляется с согласия лиц и общин коренных малочисленных народов Севера или их представителей.

Образовав указанные ТТПП и установив их границы, администрация НАО, являющаяся органом государственной власти, поручила Комитету по управлению государственным имуществом НАО произвести действия для проведения государственного кадастрового и иного учета указанных территорий. Однако документы, необходимые для постановки на кадастровый учет и информация об ограничениях использования земельных участков, в орган, осуществляющий такой учет, не подавалась.

Принимая решение о возложении обязанности по устранению указанных выше нарушений законодательства на Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, являющегося универсальным правопреемником ликвидированного Комитета по управлению государственным имуществом НАО (далее – Комитет), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение Управлением возложенных на него федеральными и окружным законодательством полномочий по проведению кадастрового учета образованных ТТПП, противоречит требованиям закона, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных сторонами доказательств, при правильном распределении обязанностей по доказыванию юридически значимых для дела обстоятельств, и не противоречат требованиям закона.

Доводы административного ответчика об отсутствии у Управления полномочий по определению границ ТТПП противоречат материалам дела, в том числе п. 5 постановлений администрации НАО от 21 января 2002 г. № № 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, из которого следует, что именно Управлению, являющемуся правопреемником Комитета, поручено произвести действия для проведения кадастрового учета образованных ТТПП, в том числе установить и описать границы особо охраняемой территории с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы ТТПП, то есть выполнить необходимые действия, предусмотренные Законом о кадастре и Законом о землеустройстве.

Ссылка на возможность установления границ ТТПП лишь Правительством РФ не основана на законе, поскольку администрацией НАО в пределах предоставленных полномочий созданы ТТПП регионального значения, определены их границы. Поэтому на ответчика обоснованно возложена обязанность по выполнению действий, необходимых для кадастрового учета данных территорий, то есть по установлению границ на местности и их описанию с использованием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.

Вопреки доводам ответчика Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО обладает лишь полномочиями по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Действий по подготовке и направлению документов для постановки на кадастровый учет он проводить не вправе.

Отсутствие указания в резолютивной части решения на региональный характер ТТПП значения не имеет, поскольку указаны названия образованных особо охраняемых территорий регионального значения.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия оснований для признания постановленного судом решения незаконным, необоснованным и его отмене не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 315 и 316 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Лисицын

Судьи С.С. Селезнев

В.М. Оборина