САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-1527/2021 (33а-25145/2020) Судья: Чистякова Т.С. |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 25 января 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Есениной Т.В. |
судей | Поповой Е.И., Ивановой Ю.В. |
при секретаре | Витвицкой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5200/2020 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 октября 2020 года по административному исковому заявлению Дмитриева Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 31 июля 2020 года о приостановлении государственной регистрации в части требования предоставления договора купли-продажи не в нотариальной форме.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения представителя административного истца Дмитриева Е.А. – адвоката Петеншиной Н.В., представителя заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области Шишкина М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу, где просил признать незаконным решение от 31 июля 2020 года о приостановлении государственной регистрации в части предоставления договора купли-продажи не в нотариальной форме.
В обоснование своих требований указал, что оспариваемым решением приостановлена государственная регистрация права общей долевой собственности в отношении 1/3 доли в квартире 352, расположенной по адресу: <адрес>. Основанием для приостановления послужил не удостоверенный в нотариальной форме договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности, а также принятые Выборгским РОСП УФССП России по г. Санкт-Петербургу запреты на регистрационные действия по данному объекту. Административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу были представлены постановления судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по г. Санкт-Петербургу о снятии запретов на совершение регистрационных действий по данному объекту. Однако с требованием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу о необходимости предоставления договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности в нотариальной форме административный истец не согласен, считает его незаконным, поскольку основанием для заключения данного договора послужила победа в публичных торгах, проводимых Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также подписанный протокол о результате торгов №№... от 26 декабря 2019 года. Административный истец полагает, что в данном случае установлен специальный порядок заключения данной сделки, который не требует нотариального заверения.
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 октября 2020 года удовлетворено административное исковое заявление ФИО1
Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу от 31 июля 2020 года о приостановлении государственной регистрации в части требования предоставления договора купли-продажи в нотариальной форме. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу обязано в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на 1/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире <адрес>.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению вне зависимости от способа их заключения. Судом не опровергнут довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу, что статья 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует порядок регистрационных действий, но не устанавливает форму сделки, требования к которой установлены статьей 42 того же Закона.
Административный истец ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, направил в суд своего представителя адвоката Петеншину Н.В., которая в судебное заседание явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил.
Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области в лице представителя ФИО2 в судебное заседание явился, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, заинтересованного лица, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела следующее.
Решением Красносельского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 июля 2018 года по гражданскому делу №№... по иску К.А.Ю. к К.О.В. о взыскании долга по договору займа, обращении взыскания на заложенное имущество, с К.О.В. в пользу К.А.Ю. взыскана задолженность по договору займа с залоговым обеспечением от 08 июня 2017 года: сумма основного долга в размере 300 000 рублей, проценты 90 000 рублей, неустойка в размере 100 000 рублей, и судебные расходы. Также указанным решением суда, обращено взыскание на заложенное имущество – на 1/3 долю в праве общей долевой собственности в <...> путем продажи с публичных торгов с установлением начальной продажной стоимости имущества в размере 640 933 рублей 60 копеек (л.д.57-67).
28 августа 2018 года решение суда вступило в законную силу.
На основании выданного Красносельским районным судом г. Санкт-Петербурга исполнительного листа №... - 05 марта 2019 года было возбуждено исполнительное производство судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП УФССП России по г. Санкт-Петербургу № №... в отношении К.О.В. (л.д.47-48).
Для проведения публичных торгов принадлежащая должнику 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> были переданы заявки на торги в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 29 апреля 2019 года (л.д.44-45,46).
По результатам проведения Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области торгов, оформленных протоколом № №..., № №... от 26 декабря 2019 года, победителем был признан административный истец ФИО1, предложившего цену за предмет торгов –744 793 рубля 56 копеек.
14 января 2020 года после внесения административным истцом оплаты с ФИО1 был заключен договор купли-продажи арестованного имущества в простой письменной форме, 1/3 доли в праве собственности на спорное помещение - квартиру <адрес> переданы ему по акту от 14 января 2020 года (37-42).
25 марта 2020 года ФИО1 обратился через МФЦ Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу с заявлением о регистрации права собственности на указанную выше 1/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире <адрес> (л.д.33).
08 апреля 2020 года решением государственного регистратора осуществление действий по государственной регистрации приостановлено на основании пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку поступили постановления судебного пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий в отношении указанного объекта (л.д.31-32).
13 июля 2020 года административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу представлены дополнительные документы, а именно решение Красносельского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 июля 2018 года по гражданскому делу №№....
31 июля 2020 года в результате проведения правовой экспертизы представленных документов, решением административного ответчика осуществление государственной регистрации права собственности приостановлено на основании пунктов 7, 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно - представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи от 14 января 2020 года нотариально не удостоверен, в ЕГРН имеются записи: о запрете на совершение регистрационных действий по постановлению судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по г. Санкт-Петербургу (л.д.12-13).
20 августа 2020 года зарегистрированные на основании постановлений судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу ограничения прекращены (л.д.14,15, 16).
Административным истцом решение административного ответчика от 31 июля 2020 года в части приостановления по основанию зарегистрированного запрета на совершение регистрационных действий не оспаривалось.
Удовлетворяя требования истца, в части признания незаконным требования о предоставлении нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 14 января 2020 года, заключенного по результатам проведения торгов заложенного имущества, суд первой инстанции указал, что с учетом положений части 1 статьи 42, части 1 статьи 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункта 1, абзаца 3 пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в х совокупности и взаимосвязи, что государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя, и представления, при обращении взыскания на заложенное имущество по решению суда, в том числе документов, подтверждающих реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги). Отсутствует обязательная необходимость нотариального удостоверения договоров, заключенных на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда, когда продавцом является Росимущество, выполняющее государственную функцию по реализации имущества.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Закон о государственной регистрации недвижимости) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учета которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Обосновывая свои возражения, сторона административного ответчика ссылалась на то, что в рассматриваемом случае договор купли-продажи доли квартиры требовал нотариального удостоверения.
Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате или нотариальной деятельности (пункт 1 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений частей 2 и 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного части 19 статьи 7.3 указанного Закона).
Рассматривая положения указанной статьи 42 применительно к положениям гражданского законодательства (статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 56-57 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», суд первой инстанции принял во внимание также и содержание норм статьи 50 Закона о государственной регистрации недвижимости, предусматривающей особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются, в том числе, обращение взыскания на имущество должника.
По смыслу статьи 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу - судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса.
Если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Обращение взыскания в пользу залогодержателя на заложенное имущество может производиться без судебного акта об обращении взыскания.
Заложенное имущество реализуется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)», настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.
Требования залогодержателя удовлетворяются из выручки от продажи заложенного имущества после погашения расходов на проведение торгов без соблюдения очередности удовлетворения требований, установленной статьей 111 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 и части 2 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
Согласно абзацу 1 части 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 6 статьи 57 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя, и представления, при обращении взыскания на заложенное имущество по решению суда, в том числе документов, подтверждающих реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю или распорядится ею иным образом, с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.
Публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных частью второй статьи 255 настоящего Кодекса, и в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, при продаже с публичных торгов доли в праве общей долевой собственности, остальные участники долевой собственности не наделяются правом преимущественной покупки этой доли. При этом положения статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации не препятствуют участнику общей долевой собственности участвовать в публичных торгах на общих основаниях (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года №569-О-О).
Требование пункта 1 статьи 42 Закона о государственной регистрации недвижимости о необходимости нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество направлено на проверку соблюдения преимущественного права покупки участников долевой собственности.
Поскольку при продаже доли в праве общей долевой собственности с публичных торгов остальные участники долевой собственности преимущественного право покупки продаваемой доли не имеют, то правило пункта 1 статьи 42 Закона о государственной регистрации недвижимости о нотариальном удостоверении сделки с учетом особенностей заключения договора по результатам торгов по принудительной реализации имущества лица (должника), в рамках исполнительного производства по требованиям об обращении взыскания на заложенное имущество, не применяется. Принудительное взыскание имеет своей целью максимальное удовлетворение требований взыскателя (кредитора).
Судебная коллегия полагает, что на основании толкования действующего законодательства, положения части 1 статьи 42 Закона о государственной регистрации недвижимости определены законодателем как общее правило для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых сособственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного права других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.
Законодательством Российской Федерации на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Росимущество) и ГУ ФССП России по г. Санкт-Петербургу возложены государственно - властные (административно-распорядительные) функции по принудительной реализации имущества должника во исполнение судебных решений (актов иных органов или должностных лиц) об обращении взыскания на имущество.
Согласно Соглашению ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30 апреля 2015 года «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» следует, что реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (специализированные организации). Руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, начальник Управления по исполнению особо важных исполнительных производств - старший судебный пристав, руководители территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом обеспечивают выполнение положений настоящего Соглашения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением комиссии о порядке реализации арестованного имущества от 02 декабря 2019 года №21т78н-19 и Соглашения о взаимодействии ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30 апреля 2015 года, во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по г. Санкт-Петербургу от 29 апреля 2019 года о передаче на реализацию имущества, реализация 1/3 доли в праве собственности на имущество по адресу: <адрес> производилась самостоятельно Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимости нотариального удостоверения договора, заключенного по результатам торгов, проводимого в целях исполнения решения суда, когда продавцом является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Росимущество), выполняющее государственную функцию по реализации имущества в принудительном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения части 1 статьи 42 Закона о государственной регистрации недвижимости являются императивной нормой, устанавливающие закрытый перечень случаев, когда сделки по отчуждению долей вправе общей собственности на недвижимое имущество не подлежат нотариальному удостоверению, не может быть принят во внимание и положен в основу отмены решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 октября 2020 года по административному делу № 2а-5200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт –Петербургу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: