ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15925/2022 от 09.08.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-15925/2022

(78RS0006-01-2021-005221-96)

Судья: Максименко Т.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 09 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Есениной Т.В.

судей

Чистяковой Т.С., Ильичевой Е.В.

при секретаре

К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-221/2022 по апелляционной жалобе К.С.А. на решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 28 марта 2022 года по административному иску К.С.А. к Балтийской таможне, начальнику службы организации таможенного контроля Балтийской таможни Г.Е.В. об оспаривании решения, уведомления.

Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения представителя административного истца К.С.А. - Л.И.Ю., представителя административного ответчика Балтийской таможни - К.А.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К.С.А. 05 июня 2021 года обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к Балтийской таможне, в котором просил признать незаконным и отменить решение Балтийской таможни о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от 01 февраля 2021 года, восстановив срок на его обжалование.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 21 апреля 2019 года между ним и Zelanto Holdings Inc был заключен договор фрахтования без экипажа, в соответствии с условиями которого, судовладелец предоставляет фрахтователю за обусловленную плату (фрахт) судно со следующими характеристиками: название «FOREIGNER», идентификационный номер корпуса №..., 2013 года постройки для прогулок и отдыха в некоммерческих целях на срок до 20 апреля 2021 года с возможностью его пролонгации в соответствии с волеизъявлением сторон.

15 июля 2019 года посредством подачи в электронном виде документов судно было помещено под процедуру временного ввоза (допуска) таможенным представителем.

14 июля 2019 года Балтийской таможней принято решение о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до 15 января 2021 года.

19 января 2021 года Балтийская таможня по результатам контроля за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой сообщила, что срок был установлен до 15 января 2021 года с учетом продления в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2021 года № 109.

02 декабря 2020 года административный истец был экстренно госпитализирован, ему проведена операция с последующим лечением и прохождением реабилитации, больничный лист был выдан до 31 декабря 2021 года, истцу присвоена третья группа инвалидности.

27 января 2021 года истцом было отправлено заявление в Балтийскую таможню о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до 15 июля 2021 года, приложив медицинские документы. Административный истец считал, что его заявление удовлетворено, поскольку условия и срок подачи им были соблюдены.

31 марта 2021 года истцом получено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей в размере <...> рублей.

Не согласившись с данным уведомлением, административный истец 16 апреля 2021 года направил заявление в Федеральную таможенную службу Северо-Западного таможенного управления и в Северо-Западное таможенное управление о выдаче документов с требованием отмены указанных в уведомлении от 17 марта 2021 года мер, указав, что в связи с эпидемиологической обстановкой, сложившейся в связи с принятием мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции границы были закрыты, перемещение яхты по суше было невозможно, навигация была открыта с 01 мая 2021 года, однако из-за выставленных требований от 17 марта 2021 года, без уплаты таможенных пошлин осуществить фактический вывоз и завершить процедуру временного ввоза (допуска) истец не смог.

21 мая 2021 года истцом получен ответ на его обращение, к которому приложено оспариваемое решение таможенного органа от 01 февраля 2021 года, которым по результатам рассмотрения заявления К.С.А. в продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) было отказано.

Поскольку Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2021 года № 109 предельный срок временного нахождения и использования товаров составил 18 месяцев, и указанное решение распространяется на отношения, возникшие с 01 марта 2020 года, К.С.А. полагает, что срок временного ввезенного им товара исчисляется с 14 июля 2020 года, и, с учетом положений п. 1 ст. 221 ТК ЕАЭС оканчивается 15 июля 2021 года с учетом двухлетнего ограничения.

Учитывая, что решение от 01 февраля 2021 года было получено административным истцом только 21 мая 2021 года, он просил о восстановлении срока для обжалования названного решения таможенного органа.

17 сентября 2021 года К.С.А. обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к Балтийской таможне, в котором просил суд признать незаконным и отменить уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 02 сентября 2021 года №....

В обоснование иска истец указал, что 31 марта 2021 года им получено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей в размере <...> рублей, не согласившись с данным уведомлением, административный истец 16 апреля 2021 года направил заявление в Федеральную таможенную службу Северо-Западного таможенного управления и в Северо-Западное таможенное управление о выдаче документов с требованием отмены указанных в уведомлении от 17 марта 2021 года мер, 24 июня 2021 года им получен ответ Северо-Западного таможенного управления, согласно которому действия Балтийской таможни о направлении уведомления (уточнения) от 17 марта 2021 года признаны неправомерными.

12 июля 2021 года истцом получен ответ из Балтийской таможни, содержащий также уведомление от 05 июля 2021 года №... о не уплаченных в установленных срок суммах таможенных платежей. Истцом была подана жалоба с предоставлением доказательств отсутствия на момент получения уведомления закрытия таможенного режима по ввезенному товару.

08 сентября 2021 года истцом получено уведомление №... от 02 сентября 2021 года о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей на сумму <...> рублей.

К.С.А. указывает, что оформлением документов занимался таможенный брокер ООО «Таможенное Агентство «Континент», у которого была отозвана лицензия, самостоятельно истец в силу действующего законодательства не мог подать и оформить документы. Только 20 мая 2021 года у истца появилась возможность заключить новый договор для завершения таможенной процедуры. В зону ответственного хранения судно было помещено 10 июля 2021 года, т.е. в установленный двухгодичный срок, в связи с чем, 19 июля 2021 года был разрешен выход без каких-либо залогов и взносов. Таможенная процедура была закрыта.

Определением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 октября 2021 года вышеуказанные административные дела объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одно производство, делу присвоен №....

Решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 28 марта 2022 года административные исковые требования К.С.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец К.С.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов жалобы К.С.А. указано на то, что суд первой инстанции за исходные данные расчета таможенной пошлины должен был взять дату фактического вручения административному истцу уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, если это первоначальное уведомление от 17 марта 2021 года на сумму <...> рублей <...> копеек, которое было получено К.С.А. 31 марта 2021 года, то оно было отменено и признано незаконным Северо-Западным таможенным управлением, если последнее уточнение к уведомление от 02 сентября 2021 года на сумму <...> рубль <...> копеек, то оно было получено им по средствам почтовой связи 8 сентября 2021 года, в связи с чем, по мнению К.С.А., начисление процентов, пени в размере <...> рублей <...> копеек неправомерно, поскольку уведомление от 02 сентября 2021 года является предметом спора.

Также К.С.А. выражает несогласие с указанием суда первой инстанции в решении на то, что административный истец был привлечен к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций, на основании выявленного таможней нарушения срока и условий помещения товаров на временное хранение, поскольку 20 апреля 2022 года постановлением Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга производство по делу №... об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

К.С.А. указывает, что судом первой инстанции необоснованно признаны несостоятельными его доводы о наличии положительного заключения Торгово-промышленной палаты о наличии обстоятельств, препятствующих своевременном завершению таможенной процедуры, поскольку заключение Торгово-промышленной палаты никем не оспаривалось.

Кроме того, К.С.А. ссылается на то, что суд, делая вывод о том, что административный истец осуществил вывоз только в июле, при этом на стационарном лечении с марта 2021 года не находился, не принял во внимание, что административный истец 02 декабря 2020 года был экстренно госпитализирован в <адрес> в тяжелом состоянии, вследствие которого проведена <...> и на стационарном лечении административный истец находился в период с 02 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно в санатории «Черная речка». С 01 января 2021 года по 30 марта 2021 год на амбулаторном лечении. Кроме того, он не знал о том, что при завершении срока временного ввоза яхты он должен был поместить её на склад временного хранения в соответствии со ст. 129 ТК ЕАЭС.

Также судом не принято во внимание, что административный истец не мог завершить таможенную процедуру по состоянию здоровья, данную процедуру должно было завершить юридическое лицо с соответствующей лицензией и допуском к электронной площадке таможенного органа.

Представитель административного истца Л.И.Ю. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика Балтийской таможни К.А.П. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Административный истец К.С.А., административный ответчик начальник службы организации таможенного контроля Балтийской таможни Г.Е.В., представитель заинтересованного лица ООО «Таможенное агентство Континент» в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

21 апреля 2019 года между К.С.А. и Zelanto Holdings Inc заключен договор фрахтования без экипажа в соответствии с условиями которого судовладелец предоставляет фрахтователю за обусловленную плату (фрахт) судно со следующими характеристиками: название «FOREIGNER», идентификационный номер корпуса №..., 2013 года постройки для прогулок и отдыха в некоммерческих целях на срок до 20 апреля 2021 года с возможностью его пролонгации в соответствии с волеизъявлением сторон. Пунктом 5.1 Договора установлена арендная плата на время навигационного периода и зимнего периода (т. 1 л.д. 55-58).

Таможенное декларирование товаров от имени заявителя осуществлялось таможенным представителем ООО «Таможенное Агентство «Континент» (ИНН №..., свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей №...) на основании договора от 08 июля 2019 года №..., лицензия на осуществление деятельности у которого была отозвана.

Декларантом в графе 31 грузовые места и описание товаров декларации на товары №... заявлен товар – моторная яхта SEALINE F-42, название FOREIGNER, год постройки - 2013, также в названной графе указаны иные технические характеристики яхты, перечислено находящееся на яхте оборудование, электрика, элементы декора, и дополнительное оборудование (т. 1 л.д. 156-181).

11 июля 2019 года в Балтийскую таможню от К.С.А. поступило заявление о таможенной процедуре временного ввоза с просьбой выдать разрешение на помещение товара (моторной яхты FOREIGNER) под таможенную процедуру временного ввоза на срок до 12 июля 2020 года с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей на основании п. 37 решения Комиссии таможенного союза № 331 от 18 июня 2010 года и без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 57 от 30 января 2019 года (т. 1 л.д. 183).

Также К.С.А. представлено обязательство от 11 июля 2019 года об обратном вывозе с таможенной территории Российской Федерации указанной выше моторной яхты, заявленной к таможенной процедуре временного ввоза, в срок до 12 июля 2020 год (т. 1 л.д. 182).

15 июля 2019 года произведена регистрация декларации на товары под №....

В целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (соблюдение срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), Балтийской таможней на основании статьей 310, 324 ТК ЕАЭС после выпуска товаров произведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товаров по №... (т. 1 л.д. 186-193).

По результатам таможенного контроля 16 июля 2019 года товар выпущен по №... в соответствии с заявленной таможенной процедурой временного ввоза (допуска), срок действия таможенной процедурой временного ввоза (допуска) с учетом продления установлен Балтийской таможней до 15 января 2021 года (т. 1 л.д. 192).

Товар – моторная яхта SEALINE F-42, название FOREIGNER, регистрационный номер №..., помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с предоставлением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании пункта 37 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331, без применения мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года № 57.

21 октября 2019 года между ИП С.А.С. и ООО «<...>» в лице генерального директора К.С.А. заключен договор субаренды места стоянки маломерного судна, предметом которого являлось предоставление за плату части земельного участка площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес> на срок с 11 ноября 2019 года по 30 июня 2021 года с учетом дополнительных соглашений (т. 1 л.д. 231-237).

14 июля 2020 года решением таможенного органа по результатам рассмотрения заявления о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), поступившего от К.С.А. от 13 июля 2020 года, срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) моторной яхты продлен до 15 января 2021 года без предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (т. 1 л.д. 32).

01 февраля 2021 года решением таможенного органа по результатам рассмотрения заявления К.С.А. о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), поступившего 27 января 2021 года, в продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) моторной яхты отказано на основании пункта 1 части 5 статьи 167 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (т. 1 л.д. 19, 30-31).

24 февраля 2021 года на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств №... установлено, что таможенная процедура временного ввоза (допуска) по №... не завершена, принято решение о направлении декларанту К.С.А. уведомления о неуплаченных в установленных срок суммах таможенных платежей (т. 1 л.д. 194-200).

В связи с не завершением действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) по №... и во исполнение статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Балтийской таможней в адрес К.С.А. направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17 марта 2021 года №... на сумму <...> руб., в том числе пени в размере <...> руб. (т. 1 л.д. 201).

Решением №... по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа от 21 июня 2021 года действия Балтийской таможни по направлению уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17 марта 2021 года №... признаны неправомерными, жалоба К.С.А. удовлетворена, Балтийской таможне предписано принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений (т. 1 л.д. 120-128).

Из содержания указанного решения следует, что поскольку заявителем товар «моторная яхта» задекларирован по №... с помещением под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа в рамках главы 37 ТК ЕАЭС является неправомерным.

Поскольку заявителем не была исполнена обязанность по вывозу судна с таможенной территории ЕАЭС в установленный таможенным органом срок, уведомление Балтийской таможни заявителя о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей названным решением признано правомерным, вместе с тем действия Балтийской таможни по направлению уведомления от 17 марта 2021 года №... признаны неправомерными в части применения вида расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа.

В отношении суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, указанной в уведомлении от 17 марта 2021 года №..., Балтийской таможней принято решение о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов от 29 июня 2021 года №....

30 июня 2021 года Балтийской таможней сформирована корректировка декларации на товары №..., в соответствии с которой подлежит начислению сумма таможенных платежей в размере <...> руб., о чем в адрес К.С.А. направлено Уведомление от 05 июля 2021 года №... о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

20 мая 2021 года между ООО «АЛЬТЕКС СЕВЕРО-ЗАПАД» и К.С.А. заключен договор №... на оказание таможенных услуг, предметом которого являлось совершение агентом от имени принципала в соответствии с его указаниями действий по организации операций по таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (т. 1 л.д. 131-137).

20 мая 2021 года между К.С.А. и ООО «КМТ-Сервис», ООО «Альтекс Северо-Запад» заключен Договор №... по совершению таможенных операций предметом которого являлось совершение по поручению и от имени К.С.А. определенных юридических действий, направленных на организацию комплекса услуг, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза (т. 1 л.д. 138-144).

01 июня 2021 года К.С.А. подано заявление в Балтийскую таможню о разрешении поместить на временное хранение яхту для осуществления ее декларирования, таможенная процедура по котором им не выбрана (т. 1 л.д. 145).

Постановлением дознавателя по ОВД отдела дознания Балтийской таможни от 21 мая 2021 года в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении К.С.А. отказано по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления (т. 1 л.д. 150-155).

В ходе проведения проверки было установлено, что К.С.А. умышленных действий по нарушению процедуры временного ввоза (допуска) не совершал.

19 июля 2021 года товар помещен под таможенную процедуру реэкспорта по №....

19 июля 2021 года таможенная процедура временного ввоза (допуска) по №... завершена с убытием товара с таможенной территории таможенного Союза.

Сторонами не оспаривалось, что процедура проведена с нарушением установленного срока таможенной процедуры временного ввоза (допуска) помещением товара под таможенную процедуру реэкспорта по №....

Отметка о завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) внесена в графу «D» №....

Кронштадтским таможенным постом сформирована №..., в соответствии с которой, подлежит взысканию сумма таможенных платежей в размере <...> руб. (т. 2 л.д. 139-146,178).

В адрес плательщика направлено уточнение к уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 02 сентября 2021 года №..., согласно которому общая сумма таможенного платежа составила <...> руб. и <...> руб., а всего <...> руб., срок исполнения обязанности 15.01.2021, сумма пени – <...> руб. и <...> руб., а всего <...> руб. (т. 2 л.д. 131-132).

Согласно заключению Союза «Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты» №... от 06 июля 2021 года, по результатам рассмотрения заявления К.С.А. и представленных документов, установлены уважительные причины просрочки обязательства по передаче судна судовладельцу и наличие уважительных причин нарушения со стороны заявителя договорных обязательств перед судовладельцем по возврату судна (т. 1 л.д. 147-149).

Разрешая заявленные К.С.А. требования и отказывая в признании незаконным и отмене решения Балтийской таможни об отказе в продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от 01 февраля 2021 года, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что таможенная процедура временного ввоза (допуска) в отношении товаров, оформленных по №..., способами, установленными пунктами 1 и 2 статьи 224 ТК ЕАЭС не была завершена, при этом судом было учтено, что ранее таможенным органом срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) был продлен до максимально возможного предельного срока, установленного для данной категории товаров и выбранной декларантом процедуры.

Таким образом, поскольку на момент обращения административного истца с заявлением о продлении процедуры временного ввоза (допуска) срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом истек, а оснований для его продления таможенный орган не установил, суд пришел к выводу о законности принятого таможенным органом решения от 01 февраля 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

Установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется в соответствии с ТК ЕАЭС. В зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории ЕАЭС, их вывоза с его таможенной территории и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров применяются таможенные процедуры, к которым относится таможенная процедура временного ввоза (допуска) (подпункт 10 пункта 2 статьи 127 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 219 ТК ЕАЭС таможенная процедура временного ввоза (допуска) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Завершение, приостановление и прекращение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) регламентированы статьей 224 ТК ЕАЭС.

Так, пунктом 1 данной статьи определены случаи, когда до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается:

1) помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 276 ТК ЕАЭС;

2) признанием таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты временно ввезенных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

3) наступлением обстоятельств, определяемых Комиссией Евразийского экономического союза и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании, до наступления которых товары находятся под таможенным контролем.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 224 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено:

1) помещением временно ввезенных товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, если иное не установлено настоящим пунктом;

2) возобновлением действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории, действие которой было приостановлено в соответствии с пунктом 3 статьи 173 настоящего Кодекса;

3) помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, если эти товары помещены под эту таможенную процедуру для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза с территории государства - члена, таможенным органом которого произведен выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территорию иного государства - члена.

В силу пункта 5 статьи 224 ТК ЕАЭС по истечении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие таможенной процедуры прекращается.

В данном случае из материалов дела усматривается, что в установленный Балтийской таможней срок до 15 января 2021 года с учетом продления срока таможенная процедура временного ввоза (допуска) К.С.А. не завершена, товар под иную таможенную процедуру не помещен.

В соответствии с пунктом 4 статьи 221 ТК ЕАЭС, установленный таможенным органом срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) по заявлению лица (декларанта) может быть продлен до истечения этого срока либо не позднее 1 месяца после его истечения в пределах срока действия данной таможенной процедуры, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, или срока действия данной таможенной процедуры, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Балтийской таможней письмом от 01 февраля 2021 года №... был направлен ответ на обращения К.С.А. относительно продления срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от 27 января 2021 года №..., в котором таможней отказано в продлении указанного срока в связи с не предоставлением К.С.А. заявления по форме, утвержденной приказом ФТС России от 20.03.2019 № 469 «Об утверждении формы заявления о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и формы решения таможенного органа по результатам рассмотрения указанного заявления», а также документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, а также документов, подтверждающих частичную уплату ввозных таможенных пошлин и налогов, при наличии которых срок таможенной временного процедуры временного ввоза может быть продлен свыше предельного срока (18 месяцев) с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов. Срок таможенной процедуры временного ввоза (допуска) по ДТ №... продлен не был (т. 1 л.д. 14-17).

Судом первой инстанции было правомерно указано на то, что при перемещении транспортного средства через таможенную границу Союза, декларантом в таможенный орган представлена декларация на товары, тем самым, декларант определил, что для нахождения и использования на таможенной территории Союза, указанное судно подлежат помещению под таможенные процедуру и в данном случае для нахождения и использования товара на территории Союза установлены правила, предусмотренные главой 19 и главой 29 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Федерального закона 289-ФЗ, товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), действие которой прекращено, не задержанные таможенными органами в соответствии с главой 51 Кодекса Союза, подлежат помещению на временное хранение в соответствии с главой 16 Кодекса Союза не позднее дня, следующего за днем прекращения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Таким образом, выбранная декларантом таможенная процедура временного ввоза подлежала завершению в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 ТК ЕАЭС.

В целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции распоряжениями Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635 и от 27 марта 2020 года № 763 временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также движение через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. То есть ограничения по перемещению через государственную границу РФ относятся к гражданам.

Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 10 апреля 2020 года № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19» были введены единые временные ограничения на экспорт с территории стран ЕАЭС критически важных товаров в третьи страны.

Иных ограничений по перемещению через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении товаров, не устанавливалось.

В связи со сложившейся обстановкой, связанной с принятием мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV, невозможностью для физических лиц реализовать свои права и исполнять обязанности в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29 апреля 2020 года № 47 установлено, что срок временного ввоза, установленный пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - Кодекс, Союз) в отношении транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза продлен до 30 сентября 2021 г. включительно, при условии, что такие сроки истекают в период с 1 марта 2020 г. по 30 сентября 2021 г.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29 апреля 2020 года № 45, внесены дополнения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 109 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска)».

А именно - предельный срок временного нахождения и использования товаров, указанных в частности, в пункте 37 Перечня и помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в период с 1 марта по 31 октября 2019 г. включительно, в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов составляет 18 месяцев, если иной срок не установлен в данном перечне. Указанное Решение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 года.

Учитывая, что товар под ДТ №... помещен под таможенную процедуру временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов на основании пункта 37 Перечня, срок временного ввоза по данной ДТ был продлен до 18 месяцев (до 15 января 2021 года). Иных решений о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза с предоставлением полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не издавалось.

Главой 32 ТК ЕАЭС регламентирована таможенная процедура реэкспорта, в соответствии с которой таможенная процедура реэкспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 настоящего Кодекса, а товары Союза - без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (часть 1 статьи 238 ТК ЕАЭС).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 238 ТК ЕАЭС данная таможенная процедура применяется, в том числе в отношении иностранных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и находящихся на таможенной территории ЕАЭС, в том числе иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры.

На основании п. 5 ст. 224 ТК ЕАЭС по истечении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие таможенной процедуры прекращается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

При этом в случае незавершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 224 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, за исключением случая, когда действие этой таможенной процедуры продлевается в соответствии с пунктом 4 статьи 221 ТК ЕАЭС (подпункт 8 пункта 7 статьи 225 ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 255 ТК ЕАЭС при наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах 6 - 8 пункта 7 статьи 225 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате как если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления за вычетом сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных и (или) взысканных при частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иной размер не предусмотрен пунктом 10 статьи 225 ТК ЕАЭС. Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

В соответствии с пунктом 11 статьи 225 ТК ЕАЭС если после наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 6 - 8 пункта 7 настоящей статьи, товары, в отношении которых действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) прекращено, размещаются на временное хранение в соответствии с пунктом 6 статьи 129 настоящего Кодекса или помещаются под таможенную процедуру в соответствии с пунктом 7 статьи 129 настоящего Кодекса, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, как если бы в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), применялась частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса.

В указанном случае ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате за период со дня наступления срока уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, определенного подпунктами 6 - 8 пункта 7 настоящей статьи, по день размещения таких товаров на временное хранение или их помещения под таможенную процедуру. При этом ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, не превышающих суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и которые были исчислены на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товар. При этом суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные при частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов за период до наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 6 - 8 пункта 7 настоящей статьи, возврату (зачету) не подлежат.

Из материалов настоящего дела следует, что в отношении суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, указанной в уведомлении от 17 марта 2021 года №..., принято решение о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов от 29 июня 2021 года №....

В целях фиксации факта неисполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов 30 июня 2021 года Балтийской таможней сформирована Корректировка декларации на товары №..., в соответствии с которой подлежит начислению сумма таможенных платежей в размере <...> руб.

Во исполнение статьи 55 ТК ЕАЭС в адрес К.С.А. направлено уведомление от 05 июля 2021 года №... о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

19 июля 2021 года товар помещен под таможенную процедуру реэкспорта по №....

Отметка о завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) внесена в графу «D» №....

Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, а также установленный в ходе рассмотрения дела факт незавершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении моторной яхты и, следовательно, возникновения обязанности у К.С.А. по уплате ввозных таможенных платежей, а также факт помещение К.С.А. товара, задекларированного по ДТ №..., под таможенную процедуру реэкспорта 19 июля 2021 года, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанные обстоятельства привели к возникновению юридических последствий в части изменения размера обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней, возникшей в связи с незавершением таможенной процедуры временного ввоза в отношении рассматриваемого товара, что было согласовано ОТПиТК (служебная записка от 13 августа 2021 года №...).

Кронштадтским таможенным постом сформирована КДТ №.... В соответствии с указной КДТ подлежит взысканию сумма таможенных платежей в размере <...> руб.

В адрес плательщика направлено уточнение к уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 02 сентября 2021 года №....

При проведении таможенного контроля в рамках таможенного декларирования таможенный орган установил, что условия помещения товара под таможенную процедуру временного ввоза соблюдены. Выпуск ДТ №... осуществлен 16 июля 2019 года.

В соответствии с пп. 4, 5 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, в том числе платить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Под таможенной пошлиной согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции произведен расчет подлежащих уплате К.С.А. таможенных пошлин и налогов, при расчете таможенных пошлин учтено, что:

- объектом обложения таможенными пошлинами, налогами является товар - моторная яхта SEALINE F-42, название «FOREIGNER», серийный номер №..., перемещаемый через таможенную границу ЕАЭС,

- базой для исчисления таможенной пошлины в отношении указанного товара является таможенная стоимость товара, заявленная в ДТ №... в размере <...> руб.

- в случае помещения декларантом товара, задекларированного в ДТ №... под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ №... базой для исчисления таможенной пошлины является суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в размере <...> руб.,

- по заявленному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – №... соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15 % от таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ №..., размер таможенной пошлины по ДТ №... составляет <...> руб.,

- товары, которые помещаются под таможенную процедуру (выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и других таможенных процедур) на территории Российской Федерации, облагаются налогами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

- в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, применяется ставка НДС в размере 20% (п. 3 ст. 163 НК РФ), соответственно, размер НДС по ДТ №... составляет <...> руб.

При определении периода уплаты ввозных таможенных пошлин судом указано на то, что указанная пошлина подлежит уплате за период со дня наступления срока уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, по день помещения под таможенную процедуру реэкспорт, то есть с 16.01.2021 по 02.09.2021 (период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов).

Соответственно, размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов составляет <...> руб.

Так же судом установлено, что в рассматриваемом случае пени подлежат уплате за период со дня наступления срока уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, по день формирования уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 02 сентября 2021 года №..., то есть с 16 января 2021 года по 02 сентября 2021 года.

При расчете суммы пени учтена сумма таможенной пошлины по ДТ №... в размере <...> руб., НДС – сумма НДС по ДТ №... в размере <...> руб. (2011 – таможенная пошлина, 5011 - НДС) с учетом процентной ставки рефинансирования, установленные Банком России, размер пени, подлежащей уплате составляет <...> руб.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Поскольку в силу подпункта 8 пункта 7 статьи 225 ТК ЕАЭС в случае незавершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 настоящего Кодекса до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается наступившим в день истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, довод апелляционной жалобы о том, что для расчета таможенной пошлины суду необходимо было учитывать дату фактического вручения ему уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, является несостоятельным.

Судом были проверены доводы административного истца о невозможности завершения таможенной процедуры по причине нахождения его на лечении, приняты во внимание представленные медицинские документы, подтверждающие нахождение на стационарном и амбулаторном лечении, подтверждающие проведение оперативного лечения, а также допрошены свидетели К.В.А. и К.Е.В., которые в своих показаниях указали на невозможность К.С.А. завершения таможенной процедуры ввиду состояния здоровья.

Вместе с тем, указанные доводы К.С.А. были правомерно отклонены судом, поскольку в соответствии с нормам законодательства, регулирующего отношения в сфере таможенных правоотношений, прекращение обязанности декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), по причине, связанной с тяжёлым состоянием здоровья, не предусмотрено.

Также судом правомерно указано на то, что положительное заключение Торгово-промышленной палаты о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному завершению таможенной процедуры, правового значения для рассмотрения заявленных административным истцом требований не имеет, поскольку в силу п. 2 ст. 3 и подпункта "н" пункта 3 статьи 15 Закона РФ от 07 июля 1993 года № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" торгово-промышленные палаты оказывают помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также обычаи, сложившиеся в сфере предпринимательской деятельности.

В этой связи суд пришел к верному выводу о том, что Торгово-промышленная палата не имеет полномочий выдавать физическому лицу заключение на основании освидетельствования.

Кроме того, судом правомерно указано на то, что состояние здоровья декларанта, которое как следует из пояснений административного истца, вызвало несоблюдение им таможенного законодательства, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор).

Доводы К.С.А. о том что, в связи со сложившейся обстановкой, связанной с принятием мер направленных на предупреждение и предотвращение коронавирусной инфекции, границы выезда за пределы Российской Федерации закрывались, в связи с этим перемещение яхты по суши, с помощью автомобильной перевозки было невозможно, признаны судом необоснованными, поскольку Балтийской таможней К.С.А. привлечен к административной ответственности по делу об АП №... по статье 16.14 КоАП РФ за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций, на основании выявленного таможней нарушения срока и условий помещения товаров на временное хранение.

То обстоятельство, что решением судьи Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 апреля 2022 года постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №... от 14 июля 2021 года в отношении К.С.А. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не может являться безусловным основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта, поскольку указанный судебный акт состоялся после вынесения оспариваемого решения.

С учетом изложенного, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и потому не могут служить основанием к отмене решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 28 марта 2022 года по административному делу № 2а-221/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С.А. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 30 августа 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: