Судья: Молчанов А.Г. Дело <данные изъяты>а-15978/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: Председательствующего Курлаевой И.В., судей Соколовой Н.М., Цыцаркиной С.И., при помощнике судьи Жуковой Л.П., рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2020 года апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области на решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 12 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Мигунова С. А. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о понуждении произвести государственный учёт. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области – Панина Б.А., Мигунова С.А. и его представителя – Бородавкина Б.И., установила: Мигунов С.А. (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о возложении обязанности поставить на учёт и произвести государственную регистрацию принадлежащего ему мини-трактора на колёсном ходу, 1991 года выпуска, модель <данные изъяты> мощностью 12 л.с., страна производитель Китай. В обоснование требований указал, что приобрел трактор в 1998 году у гражданина Любимова А.А. Решением мирового судьи от 06.11.2018 года за административным истцом было признано право собственности на трактор. 22.10.2019 года Мигунов С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче паспорта на мини-трактор, государственной регистрации транспортного средства и выдаче государственных регистрационных знаков на мини-трактор. Однако, 24.10.2019 года в ответе на обращение административного истца ответчик отказал в выдаче паспорта самоходной машины, регистрации трактора и выдаче номерного знака, в связи с непредставлением паспорта самоходной машины. Полагая данный отказ незаконным, нарушающим права административного истца, Мгунов С.А. обратился в суд с указанными выше требованиями. Решением Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 12 мая 2020 года административный иск Мигунова С.А. удовлетворен частично. Судом первой инстанции на Отдел по надзору № 4 Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области возложена обязанность выдать Мигунову С.А. дубликат паспорта на принадлежащую ему самоходную машину – трактор на колесном ходу, модель СС1100, номер двигателя 11058, мощностью 12 л.с., произведённый в Китае в 1991 году. В удовлетворении требований Мигунова С.А. о возложении обязанности на административного ответчика по регистрации самоходной машины, проведению осмотра и выдаче государственного регистрационного знака отказано. В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Мигунову А.А. на основании решения мирового судьи 235 судебного участка Серебряно-Прудского района Московской области, вступившего в законную силу 06.12.2018 года, принадлежит на праве собственности самоходная машина – трактор на колёсном ходу, 1991 года выпуска, модель <данные изъяты>, мощностью 12 л.с., страна производитель Китай, который он приобрёл по договору купли-продажи от января 1998 года у гражданина Любимова А.А. 22 октября 2019 года Мигунов С.А. обратился с заявлением в Отдел по надзору № 4 Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области о выдаче паспорта самоходной машины на принадлежащий ему трактор, проведении осмотра трактора с составлением акта осмотра, проведении государственной регистрации трактора с выдачей свидетельства о регистрации самоходной машины и государственного регистрационного знака. Ответом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 24 октября 2019 года Мигунову С.А. отказано в удовлетворении заявления, поскольку Мигуновым С.А. не представлен документ, подтверждающий дату ввоза трактора на территорию Российской Федерации до 01 сентября 2001 года, а также не представлен паспорт самоходной машины. Государственная регистрация транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее Постановление). Согласно п. 2 Постановления регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Согласно п. 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в Правилах государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 года. Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» (далее – Постановление о введении паспортов) паспорта самоходных машин выдаются: - предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; - таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; - органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются: предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; органами гостехнадзора - во всех остальных случаях. Из приведенных правовых норм следует, что обязательным условием регистрации самоходных машин и других видов техники органами гостехнадзора является наличие паспорта самоходной машины, дубликат которого взамен утраченного или пришедшего в негодность на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 года, а на машины с электродвигателем - после 7 августа 2008 года, выдают таможенные органы Российской Федерации. После регистрации самоходной машины в установленном порядке органами гостехнадзора на нее владельцу выдаются государственные регистрационные знаки. В соответствии с п. 1.5. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (далее – Правила) собственники машин обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения. В силу п. 2.8.6. Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат. С учетом приведенных выше требований к регистрации самоходных машин паспорт самоходной машины, ввезенной на территорию Российской Федерации, является обязательным документом, а орган, осуществляющий его выдачу, определяется в соответствии с датой пересечения самоходной машиной границы РФ. Отказывая в удовлетворении требований Мигунова С.А. в части возложения обязанности на административного ответчика по регистрации самоходной машины, проведению осмотра и выдаче государственного регистрационного знака, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в Минсельхозпрод Московской области административным истцом не был представлен необходимый для регистрации самоходной машины документ – паспорт самоходной машины, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении указанных требований. Судебная коллегия находит указанные выводы суда верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Вместе с тем, в остальной части судебная коллегия не может согласиться с обжалуемым судебным актом как вынесенным без учета положений, в том числе действующего процессуального законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 220 Кодекса административного судопроизводства административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве. В силу ч. 1 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства). В силу ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Удовлетворяя заявленные административным истцом Мигуновым С.А. требования суд первой инстанции возложил на Отдел по надзору № 4 Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области обязанность выдать Мигунову С.А. дубликат паспорта на принадлежащую ему самоходную машину – трактор на колесном ходу, модель СС1100, номер двигателя 11058, мощностью 12 л.с., произведённый в Китае в 1991 году Между тем, при обращении в суд административным истцом не заявлялось указанное требование, равно как такое требования не заявлялось и в ходе судебного разбирательства при уточнении административного иска. Поскольку главой 22 Кодекса административного судопроизводства не предусмотрено оснований для выхода за пределы заявленных требований, то у суда первой инстанции не возникло законных оснований для рассмотрения такого требования. Также, судом первой инстанции не было учтено, что с заявлением о выдаче дубликата паспорта самоходной машины в связи с его утратой административный истец в Минсельхозпрод Московской области не обращался. Кроме того, судом первой инстанции не было учтено, что Мигуновым С.А.. доказательства ввоза на территорию РФ самоходной машины до 01.09.2001 года при обращении к ответчику с заявлением приложены не были, а имеющийся в материалах дела ответ Центрального таможенного управления на запрос суда об отсутствии совершения таможенных операций в отношении указанной выше самоходной машины – мини-трактора, факт ввоза машины на территорию РФ до 01.09.2001 года не подтверждает. Представленное стороной административного истца заявление заинтересованного лица по делу Любимова А.А. (продавец самоходной машины) о приобретении мини-трактора в 1992-1993 годах факт ввоза самоходной машины на территорию РФ до 01.09.2001 года не подтверждает, поскольку письменные объяснения заинтересованного допустимыми доказательствами, подтверждающими указанный факт, не обеспечены. При таких данных постановленное по делу решение в удовлетворенной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 12 мая 2020 года отменить в части возложения обязанности на отдел по надзору № 4 Управления регионального надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области выдать Мигунову С. А. дубликат паспорта на самоходную машину – трактор на колесном ходу. В остальной части решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 12 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |