ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1871/19 от 21.05.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело №33а-1871/2019 Председательствующий в

Категория 19 первой инстанции Степанова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Гончаровой Е.А.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя ФИО2,

представителя заинтересованного лица Фонда «Национальное культурное наследие» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО1 к Правительству Севастополя, начальнику Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя ФИО4, Дирекции строительства города Севастополя об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06 марта 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконными распоряжения Правительства Севастополя №№ 330-РП, 345-РП от 01.11.2018 года и 15.11.2019 года соответственно, возложить на Дирекцию строительства города Севастополя обязанность воздержаться от совершения действий, могущих повредить или уничтожить объекты, указанные в спорных распоряжениях.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 06 марта 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подал жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что в нарушение требований ст. 177 КАС РФ судом ДД.ММ.ГГГГ была оглашена резолютивная часть решения, а ДД.ММ.ГГГГ была принята его окончательная форма.

Согласно ст. 3 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, возникшие в результате исторических событий, памятники, отдельные сооружения, здания, постройки, которым не менее 40 лет. Статьей 16.1 Закона №73-ФЗ установлено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного закона. Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен. В оспариваемых распоряжениях Правительства Севастополя содержится 39 капитальных объектов, отвечающих требованиям ст. 3 Закона №73-ФЗ, расположенных на территории ОКН «Форт Меньшиков». Принимая оспариваемое решение со ссылкой на Порядок списания государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №619-ПП от 24.06.2016 года, суд первой инстанции не учел изменения, внесенные в пункт 10 раздела 19 последнего на основании постановления Правительства Севастополя №146-ПП от 06.03.2018 года, согласно которых сносе (демонтаже) соответствующего государственного имущества необходимо представить положительное заключение государственной экспертизы в отношении этого имущества.

Также указывает, что истцом было заявлено три отвода председательствующему судье, которые рассмотрены не были.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.

Представители административных ответчиков против удовлетворения жалобы возражали, полагали решение суда законным и обоснованным.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, выслушав явившихся лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не доказал, что обжалуемыми распоряжениями и действиями нарушены его права и законные интересы.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Севастопольским городским Советом 17.03.2014 года принято решение № 7156 «О статусе города-героя Севастополя», согласно которого государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6).

Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации - право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 1.1 постановления Правительства Севастополя №883-ПП от 22.09.2016 года «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя принято распоряжение № 11243-РДЗ (л.д. 77), которым в Реестр собственности г. Севастополя включено недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка по адресу: г. Севастополь, <адрес> указанное в приложении к настоящему распоряжению, как имущество, находящееся в казне г. Севастополя (п. 1 распоряжения).

Таким образом, объект недвижимости, расположенный в г.Севастополе по <адрес> находится в собственности города и правом распоряжаться им от имени города наделен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Пунктом 2 вышеназванного распоряжения Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» предоставлено в безвозмездное пользование недвижимое имущество, указанное в приложении к распоряжению.

Согласно приложения к распоряжению № 11243-РДЗ от 08.08.2018 года (л.д. 78-79) в Реестр собственности г. Севастополя передано 33 объекта недвижимости, расположенных по <адрес>.

Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» согласно приложения к распоряжению № 11243-РДЗ от 08.08.2018 года (л.д. 80-81) в безвозмездное пользование передано 25 объектов недвижимости по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» заключен договор БП о безвозмездном пользовании имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, согласно приложения к распоряжению №11243-РДЗ от 08.08.2018 года.

Постановлением Правительства Севастополя №619-ПП от 24.06.2016 года утвержден Порядок списания государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя (далее Порядок), который на момент принятия оспариваемых распоряжений действовал в редакции от 06.03.2018 года. Пунктами 1.1, 1.2 Порядка установлена процедура списания основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, находящихся в собственности города Севастополя (далее - имущество Севастополя), которое:

- закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за органом государственной власти города Севастополя, государственными унитарными (казенными) предприятиями города Севастополя, автономными, бюджетными и казенными учреждениями города Севастополя.

- включено в состав имущественной казны города Севастополя.

- переданного юридическим лицам по договору аренды.

- переданного в безвозмездное пользование.

Действие настоящего Порядка не распространяется на списание:

- имущества Севастополя с ограниченной оборотоспособностью.

- музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного и Архивного фондов.

Согласно раздела 2 Порядка, списание имущества Севастополя - комплекс действий, связанных с признанием имущества Севастополя непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, недостачи или хищения.

Основания для списания установлены в разделе 4 Порядка, согласно которого списанию подлежит имущество Севастополя при наличии одного из следующих оснований:

- полный моральный или физический износ, невозможность или экономическая нецелесообразность его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации).

- утрата или повреждение (разрушение, гибель, уничтожение) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий, в иных случаях, приведших имущество Севастополя в состояние, непригодное для использования.

- несоответствие технического состояния имущества требованиям нормативно-технической документации, иным нормам, установленным государственными органами, если при этом невозможно или нецелесообразно его восстановление (ремонт, реконструкция, модернизация), а также когда имущество Севастополя не может быть приватизировано (реализовано).

- недостача или хищение.

Пунктами 4.5, 4.6 Порядка установлено, что списанию не подлежит имущество Севастополя, на которое наложен арест, обращено взыскание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также имущество, находящееся в залоге, в обеспечении по гражданским правовым договорам.

До получения согласия на списание имущества Севастополя разборка, демонтаж или ликвидация такого имущества не допускаются.

В целях подготовки и принятия решения по вопросам списания имущества Севастополя создается Комиссия по списанию имущества Севастополя (далее Комиссия, п. 7.1 Порядка), которая исследует имущество Севастополя, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации; принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества Севастополя, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, конструкций и материалов от имущества; устанавливает причины списания имущества Севастополя, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества; готовит заключение о техническом состоянии подлежащего списанию имущества Севастополя с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления; подготавливает акт о списании имущества Севастополя (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого имущества, составленный в соответствии с утвержденными унифицированными формами первичной учетной документации, содержащий обязательные реквизиты, установленные законодательством Российской Федерации, и включающий компетентные выводы Комиссии; формирует пакет документов в соответствии с разделами 17 - 21 настоящего Порядка.

Согласно п. 1 раздела 16 Порядка списание имущества Севастополя, включенного в состав имущественной казны города Севастополя и переданного в безвозмездное пользование, осуществляется в отношении недвижимого имущества независимо от его стоимости, особо ценного движимого имущества, а также движимого имущества (в т.ч. автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов) первоначальной (балансовой) стоимостью свыше 200000 рублей за инвентарную единицу - на основании решения Правительства Севастополя о списании имущества.

При рассмотрении вопроса о списании объектов имущественной казны города Севастополя уполномоченный орган направляет обращение в адрес ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества», предметом деятельности которого является осуществление мероприятий по списанию объектов казны, с целью формирования пакета документов, указанных в разделах 17 - 21 настоящего Порядка (раздел 23 Порядка).

Как следует из пункта 3.3 отчета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-71), подготовленного ООО «Комплексные инженерные системы», ввиду высокой степени морального и физического износа 14 зданий 54-го Механического завода по <адрес> в г. Севастополе, а также нахождения их в аварийном состоянии, исчерпании несущей способности и наличии опасности обрушения рекомендовано исключить возможность нахождения людей на территории аварийных зданий; произвести работы по демонтажу аварийных зданий.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в адрес ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» направлено письмо исх. относительно подготовки документов по списанию 14-ти объектов движимого имущества, переданного в безвозмездное пользование Фонду «Национальное культурное наследие» согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>. По результатам рассмотрения вышеуказанного письма ДД.ММ.ГГГГ за исх. (л.д. 64) ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлены документы для списания 14 объектов по вышеуказанному адресу.

Заключением Комиссии по списанию государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67-68) на основании вышеназванного отчета №К-18/0798-54 от ДД.ММ.ГГГГ установлена целесообразность списания имущества, переданного в безвозмездное пользование Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в адрес ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» направлено письмо относительно подготовки документов по списанию 43-х объектов движимого имущества, переданного в безвозмездное пользование Фонду «Национальное культурное наследие» согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, расположенных по адресу г. Севастополь, <адрес> и 13. По результатам рассмотрения вышеуказанного письма ДД.ММ.ГГГГ за исх. (л.д. 45) ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлены документы для списания 43 объектов недвижимого имущества по <адрес> и 13.

Решением Комиссии по списанию государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом (л.д. 48-49), принятым на основании отчетов (л.д. 54-56), (л.д. 52-53) и , решено списать имущество, включенное в состав имущества казны г. Севастополя в количестве 43-х единиц, указанного в приложении к протоколу (л.д. 50-51) и переданного в безвозмездное пользование Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые распоряжения Правительства Севастополя № 330-РП от 01.11.2018 года (л.д. 59-60) и №345-РП от 15.11.2018 года (л.д. 39-40), о списании пришедшего в негодность государственного имущества, приняты в полном соответствии с Порядком и в пределах полномочий.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», по результатам проведения археологических полевых работ по адресу г. Севастополь, в районе <адрес>, приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя №1181 от 27.12.2018 года «Форт Меньшиков» с системой внутрикомплексных объектов включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя за исх. (л.д. 85) в адрес Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» направлено письмо о необходимости проведения мероприятий по сохранению выявленного объекта археологического наследия «Форт Меньшиков» с системой внутрикомплексных объектов в рамках которых последний обязан:

- разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия;

- получить по разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в Управление на согласование.

ДД.ММ.ГГГГ Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие», за исх., в адрес Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (л.д. 86) направлены:

- проектная документация. Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства». Мероприятия по сохранению объекта культурного наследия. СГМ18-1334.СВС-ОКН. Том 7.1 (л.д. 97-108);

- акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при производстве демонтажа объектов капитального строительства в связи с реализацией проекта «Музейный и театрально-образовательный комплексы в г. Севастополе. 3 этап. Подготовка территории строительства. Реконструкция существующих инженерных сетей. Участок » (л.д. 87-96).

По результатам рассмотрения представленных Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» документов, ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя губернатора – председателя Правительства Севастополя ФИО4 за исх. (л.д. 109-112) дан ответ о согласовании представленной документации по сохранению объекта культурного наследия при демонтаже объектов, подлежащих сносу в районе объектов культурного наследия «Форт Меньшиков» и «Оборонительная стена 7-го бастиона».

Таким образом, решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Доводы жалобы о допущенных судом процессуальных нарушениях основаны на неверном понимании норм процессуального права и основанием для отмены решения являться не могут. Заявленные судье Степановой Ю.С. отводы были рассмотрены, что подтверждается соответствующим определением в материалах дела и протоколом судебного заседания, а выводы суда должным образом мотивированы.

Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и направлены на переоценку его выводов и так же основанием для отмены судебного акта являться не могут.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06 марта 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий

судьи