ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1896/2018 от 04.05.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Кудряшов А.В. Дело № 33а– 1896/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 мая 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Савушкиной О.С.,

судей: Филенковой С.В., Туникене М.В.,

при секретаре: Рыльской Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 апреля 2018 года, которым частично удовлетворен административный иск Лавриненкова А.А. об оспаривании решений администрации города Смоленска об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав.

Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения представителя администрации города Смоленска Кривцова А.В. в поддержание апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Лавриненков А.А. обратился в суд с административными исками, объединенными судом в одно производство, об оспаривании решений администрации города Смоленска об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав:

- просил признать незаконным отказ органа местного самоуправления от 25 апреля 2018 года в согласовании публичного мероприятия в форме шествия, проводимого в целях привлечения внимания к проблемам свободы мысли и слова человека и гражданина в РФ, свободных и честных выборов, бедности и неравенства граждан, свободы СМИ, свободы интернета, блокировки «Telegram» Роскомнадзором, политических заключенных, коррупции чиновников всех уровней власти, в обоснование указав, что им 23 апреля 2018 года в администрацию г. Смоленска подано уведомление о проведении 05 мая 2018 года с 14 час. 00 мин. до 15 час. 30 мин. названного публичного мероприятия по маршруту .... Однако в согласовании шествия административный ответчик немотивированно отказал, не предложив организатору для обсуждения иное место (маршрут) и/или время проведения публичного мероприятия, которое позволило бы в полной мере реализовать цели и задачи шествия. Просил признать данный отказ незаконным, возложив на администрацию города Смоленска обязанность согласовать проведение шествия по указанному в уведомлении от 23 апреля 2018 года маршруту и не препятствовать проведению данного публичного мероприятия;

- просил признать незаконным отказ органа местного самоуправления от 23 апреля 2018 года в согласовании публичного мероприятия в форме шествия и митинга, планируемого к проведению в тех же целях 05 мая 2018 года с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. по упомянутому выше маршруту движения с митингом ..., сославшись на, что им 20 апреля 2018 года в администрацию г.Смоленска подано уведомление о проведении названного публичного мероприятия, в согласовании которого административным ответчиком неправомерно отказано по причине прохождения в заявленном месте митинга ранее запланированных мероприятий и невозможности шествия по заявленному маршруту с предложением места проведения митинга - ..., однако данный маршрут не позволяет в полной мере реализовать цели и задачи указанного публичного мероприятия. Просил признать данный отказ незаконным, возложив на администрацию города Смоленска обязанность согласовать проведение шествия по указанному в уведомлении от 20 апреля 2018 года маршруту и не препятствовать проведению данного публичного мероприятия.

В судебном заседании административный истец Лавриненков А.А. заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации г. Смоленска Кривцов А.В. административные исковые требования не признал по тем основаниям, что заявленное административным истцом место проведения шествия не соответствует требованиям закона, а в указанных месте и времени проведения митинга запланировано проведение иных мероприятий, в связи с чем, административному истцу было предложено иное место проведения митинга: ... Полагал, что проведение заявленных Лавриненковым А.А. шествия и митинга в иных местах г.Смоленска 05 мая 2018 года невозможно.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 апреля 2018 года административные исковые требования удовлетворены частично: признан незаконным ответ администрации города Смоленска от 25.04.2018 № 35-327исх на уведомление Лавриненкова А.А. от 23.04.2018 в части не доведения до сведения Лавриненкова А.А. как организатора публичного мероприятия предложения об ином месте (маршруте) проведения запланированного на 05 мая 2018 года шествия; на администрацию города Смоленска возложена обязанность восстановить нарушенные права Лавриненкова А.А. путем доведения до его сведения обоснованного предложения об ином месте (маршруте) проведения запланированного на 05 мая 2018 года шествия.

В апелляционной жалобе администрация города Смоленска просит решение суда отменить в части удовлетворения требований как принятое с нарушением норм материального права, поскольку суд не дал правовой оценки правомерности принятия оспариваемого решения и фактическому отказу в согласовании публичного мероприятия в соответствии с нормами действующего законодательства.

В силу ч. 2 ст. 306 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

Административный истец Лавриненков А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещался путем доставления судебного извещения сотрудниками суда по адресу, указанному им в административном исковом заявлении, а также посредством осуществления телефонных звонков на номер телефона Лавриненкова А.А. Информация о времени и месте судебного заседания была с учетом сокращенного срока рассмотрения апелляционной жалобы (ч. 3 ст. 305 КАС РФ) размещена на сайте Смоленского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Судебная коллегия признает, что судебное извещение о рассмотрении апелляционной жалобы считается доставленным Лавриненкову А.А., поскольку оно поступило в его адрес, указанный им в административном исковом заявлении, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено, и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из пункта 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования, если признает решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации указанного права направлен Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статьей 2 приведенного закона установлено, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Статья 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает обязанности органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.

Частью 3 указанной статьи установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В силу положений частей 2 и 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Смоленской области от 21.12.2012 №99-з «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Смоленской области» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе, если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, относятся: 2) остановочные пункты движения общественного транспорта (транспорта общего пользования).

Согласно ст. 2 Закона Смоленской области от 01.04.2011 №13-з «О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», на территории Смоленской области» после получения уведомления орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный рассматривать уведомление, или орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования Смоленской области, уполномоченный рассматривать уведомление, в целях определения возможности проведения публичного мероприятия в месте и (или) во время, которые указаны в уведомлении, и при указанных в нем условиях направляет копию уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения (часть 2); мнение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, о возможности проведения публичного мероприятия, основанное на требованиях федеральных нормативных правовых актов, является основанием для доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия (часть 3).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 апреля 2018 года Лавриненков А.А. обратился в администрацию города Смоленска с уведомлением о проведении 05 мая 2018 года с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме шествия и митинга; предполагаемое количество участников - 500 человек; маршрут движения: от площадки напротив здания по адресу: .... Цель проведения названных публичных мероприятий определена в уведомлении как «публичное свободное выражение общественного мнения граждан по поводу свободы мысли и слова человека и гражданина в РФ, свободных и честных выборов, бедности и неравенства граждан, свободы СМИ, свободы интернета, блокировки «Telegram» Роскомнадзором, политических заключенных, коррупции чиновников всех уровней власти».

Письмом от 23 апреля 2018 №52/11/328 УМВД России по г. Смоленску сообщило о невозможности проведения шествия по заявленному маршруту в связи с тем, что: пешеходная зона по ... узкая и колонна для прохождения шествия в 500 человек будет занимать всю тротуарную площадку, что значительно затруднит движение других граждан, а также вызовет большое количество жалоб с их стороны; проезжая часть по ... является магистральной улицей общегородского значения, в связи с чем, ограничение движения на значительное время затруднит движение в городе; на маршруте движения шествия расположены остановки общественного транспорта ..., что является нарушением п.2 ст.4 Закона Смоленской области от 21.12.2012 №99-з «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Смоленской области».

В письме от 23 апреля 2018 года №35-308исх административный ответчик, со ссылкой на упомянутое выше письмо УМВД России по г.Смоленску, сообщил о невозможности проведения названных шествия и митинга. Одновременно, в связи с проведением 05 мая 2018 года ранее запланированных мероприятий, совпадающих по месту и времени с планируемым митингом, административному истцу как организатору публичных мероприятий предложено изменить место проведения митинга в г.Смоленске на следующий адрес: ....

23 апреля 2018 года Лавриненков А.А. обратился в администрацию города Смоленска с уведомлением о проведении 05 мая 2018 года с 14. час. 00 мин. до 15 час. 30 мин. шествия; предполагаемое количество участников - 500 человек; маршрут движения – аналогичный маршруту, указанному в уведомлении от 20 апреля 2018 года. Цель проведения названного публичного мероприятия определена в уведомлении как «прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к проблемам свободы мысли и слова человека и гражданина в РФ, свободных и честных выборов, бедности и неравенства граждан, свободы СМИ, свободы интернета, блокировки «Telegram» Роскомнадзором, политических заключенных, коррупции чиновников всех уровней власти».

Письмом административного ответчика от 25 апреля 2018 года №35-308исх Лавриненкову А.А. сообщено о том, что ранее (20.04.2018) им подано уведомление о проведении 05 мая 2018 года публичного мероприятия в форме шествия и митинга, которое совпадает по целям, месту и времени проведения; ответ о результатах рассмотрения данного уведомления направлен административному истцу 23 апреля 2018 года.

Письмом административного ответчика от 27 апреля 2018 года №35-347исх Лавриненков А.А. дополнительно проинформирован о невозможности проведения указанных им в уведомлениях от 20 и 23 апреля 2018 года публичных мероприятий по названному маршруту.

Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции, исходил из того, что орган местного самоуправления, отказывая Лавриненкову А.А. в согласовании шествия по указанному в уведомлении от 23 апреля 2018 года маршруту, не предложил какой-либо альтернативный маршрут для проведения данного публичного мероприятия, позволяющего реализовать его цели.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения административных исковых требований в силу следующего.

Судом первой инстанции при вынесении решения и удовлетворении административного иска в части неправильно применена норма ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку из материалов дела следует, что публичное мероприятие заявлено к проведению в месте, в котором законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещено (п. 2 ст. 4 Закона Смоленской области от 21.12.2012 №99-з). При отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по указанному мотиву у органа местного самоуправления отсутствовала обязанность предложить Лавриненкову А.А. альтернативное место проведения публичного мероприятия.

Вместе с тем, Лавриненкову А.А. поступило предложение об альтернативном месте проведения, с которым он не согласился и 23 апреля 2018 года снова направил уведомление о проведении публичного мероприятия, которое совпадало с уведомлением от 20 апреля 2018 года по целям, месту и времени проведения.

Установив данное обстоятельство, суд при принятии решения об удовлетворении в части административных исковых требований не учел положения п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», из которых следует, что организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

По смыслу данной нормы не исключается возможность направления организатором публичного мероприятия органу публичной власти встречного предложения об ином месте и (или времени) проведения публичного мероприятия с учетом срока, необходимого для согласования данного предложения, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Закона. Вопрос о проведении мероприятия в иную дату решается организатором публичного мероприятия путем подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом приведенных положений Закона и установленных по делу обстоятельств организатор публичного мероприятия (Лавриненков А.А.) вопрос о проведении мероприятия в иную дату, чем 05 мая 2018 года, путем подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия не решал.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным ответа административного ответчика от 25.04.2018 на уведомление Лавриненкова А.А. от 23.04.2018, отменяет решение суда в части удовлетворения административных исковых требований и принимает в этой части новое решение об отказе в их удовлетворении.

Решение об отказе в удовлетворении остальной части требований соответствует приведенным нормам Закона и установленным по делу обстоятельствам, поэтому отмене или изменению в указанной части не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 апреля 2018 года отменить в части признания незаконным ответа администрации города Смоленска от 25.04.2018 № 35-327исх на уведомление Лавриненкова А.А. от 23.04.2018 в части не доведения до сведения Лавриненкова А.А. как организатора публичного мероприятия предложения об ином месте (маршруте) проведения запланированного на 05 мая 2018 года шествия и возложении на администрацию города Смоленска обязанности восстановить нарушенные права Лавриненкова А.А. путем доведения до его сведения обоснованного предложения об ином месте (маршруте) проведения запланированного на 05 мая 2018 года шествия, приняв в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанного требования отказать.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 апреля 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи