Председательствующий по делу Дело №33а-1919/2018
судья Гусманова И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
судей Пичуева В.В. и Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Гайгул И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 16 мая 2018 года административное дело по заявлению Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Жиндойское», индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1), о признании действий по эксплуатации судна незаконными, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, классификацию и освидетельствование судна,
по апелляционной жалобе главы сельского поселения «Жиндойское» ФИО2,
на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 09 января 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия администрации сельского поселения «Жиндойское» по эксплуатации парома - плашкоута типа «Катамаран» в отсутствие государственной регистрации права собственности на судно, классификации и освидетельствования судна; на администрацию сельского поселения «Жиндойское» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности, классификацию и освидетельствование судна - парома - плашкоута типа «Катамаран». В удовлетворении административных исковых требований к ИП ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Бурака М.Н., выслушав выступление представителя заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю») ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Гавриловой Г.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Читинский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой плановой проверки соблюдения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации паромной переправы на территории сельского поселения «Жиндойское», установлено, что паромная переправа катамаранного типа через реку Чикой используется для транспортного сообщения с селом Хилкотой, сельским поселением «Конкинское», сельскохозяйственными угодьями в отсутствие государственной регистрации права собственности на судно, государственной регистрации в реестре судов, пройденной в установленном порядке классификации и освидетельствования судна. Просил признать действие администрации сельского поселения «Жиндойское» по эксплуатации парома в отсутствие государственной регистрации права собственности на судно, государственной регистрации права собственности на судно, государственной регистрации судна в судовом реестре, классификации и освидетельствования судна, незаконным, обязать администрацию сельского поселения «Жиндойское» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, осуществить классификацию и освидетельствование судна в соответствии с установленным порядком.
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава сельского поселения «Жиндойское» ФИО2 выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. Ссылаясь на положения статьи 1, 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ), полагает, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что паром – плашкоут является маломерным судном, поскольку река Чикой не включена в перечень внутренних водных путей Российской Федерации и является не судоходной рекой. Считает, что суд неверно определил статус переправы, не указал, какими законами регулируются эксплуатация парома – плашкоута на реке, не включенной в перечень внутренних водных путей РФ. Полагает, что эксплуатация парома – плашкоута не может регулироваться КВВТ РФ и изданными на основании него положениями и подзаконными актами. Выражает мнение о необоснованности выводов суда о необходимости государственной регистрации права собственности на паром – плашкоут, классификации и технического освидетельствования в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю», поскольку данные требования вытекают из КВВТ РФ и Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года №835 и которые распространяются лишь на маломерные суда и переправы, используемые на внутренних водных путях, включенных в Перечень внутренних водных путей РФ. Полагает, что законодательством не урегулирован вопрос переправы на несудоходных реках. Обращает внимание, что суд в резолютивной части решения не указал орган, в котором ответчик обязан осуществить государственную регистрацию права собственности, классификацию и освидетельствование судна, что может повлечь невозможность исполнения решения суда. Просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Читинский транспортный прокурор Мартыненко Р.С. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает их необоснованными, решение суда просит оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Административный ответчик администрация сельского поселений «Жиндойское», заинтересованное лицо Восточно-Сибирский филиал Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» представителей для участия в деле не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Административный ответчик ИП ФИО4., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился. Учитывая данные обстоятельства и в соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском послужила эксплуатация администрацией сельского поселения «Жиндойское» несамоходного судна – парома с нарушением требований федерального законодательства, выразившихся в отсутствии свидетельства о праве собственности на паром, регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, а так же без проведения технического освидетельствования и без свидетельства о годности парома к плаванию, чем создана реальная опасность причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что администрации сельского поселения «Жиндойское» принадлежит маломерное судно паром – плашкоут типа «Катамаран», 2010 года выпуска, длиною 16 метров, грузоподъемностью и грузовместимостью 60 тонн, который используется на реке Чикой Красночикойского района Забайкальского края для транспортного сообщения между селами Жиндо, Хилкотой, сельским поселением «Конкинское».
17 июня 2010 года маломерное судно паром – плашкоут типа «Катамаран» ПР-60 было зарегистрировано в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю» с присвоением бортового номера ЧТ 10-81 и 28 мая 2012 года судно снято с учета на основании заявления администрации сельского поселения «Жиндойское» в связи с его передачей в аренду индивидуальному предпринимателю (л.д. 17).
По договору аренды от 28 апреля 2017 года маломерное судно паром – плашкоут типа «Катамаран» ПР-60 было передано во временное пользование ИП ФИО1 для осуществления переправы через реку Чикой, вблизи с. Жиндо, физических лиц, имущества с взиманием платы согласно установленным тарифам (л.д. 22-24). 09 октября 2017 года данный договор был расторгнут по соглашению сторон (л.д. 104).
В ходе проведенной в августе 2017 года прокурорской проверки выявлено, что маломерное судно паром – плашкоут типа «Катамаран» ПР-60 не прошло в установленном порядке классификацию и освидетельствование, право собственности на него не зарегистрировано, в реестре судов оно не значится (л.д. 16).
Согласно ответа Восточно-Сибирского филиала Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» от 14 сентября 2017 года, используемая на территории сельского поселения «Жиндойское» переправа катамаранного типа для перевозки пассажиров в соответствии с требованиями Правил Российского Речного Регистра не пригодна, поскольку индивидуальные средства спасения, сигнально-отличительные огни, система вентиляции, швартовые устройства, леерное ограждение палуб не соответствуют требованиям Правил Российского Речного Регистра (л.д. 15).
Проанализировав положения статей 3, 7, 14, 15, 22, 34, 35 КВВТ РФ, Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №1800-р, Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года №835, Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года №501 (далее – Правила технического надзора), суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о незаконности действий администрации сельского поселения «Жиндойское» по эксплуатации парома – плашкоута типа «Катамаран» и возложил на данного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности, классификацию и освидетельствование указанного судна.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, при этом считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 КВВТ РФ суда могут находиться в любой собственности. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 КВВТ РФ).
Согласно пункту 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Как установлено в пунктах 1, 2 статьи 17 КВВТ РФ, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Согласно статье 3 КВВТ РФ маломерное судно – это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать.
Статьей 35 КВВТ РФ предусмотрено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (пункт 1).
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
На основании Приказа Минтранса России от 25 сентября 2012 года № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет: в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
Материалами дела достоверно установлено, что маломерное судно паром – плашкоут типа «Катамаран» ПР-60, не превышает в длину 20 метров, общее количество людей на нем не превышает двенадцати, используется администрацией сельского поселения «Жиндойское» для выполнения функции по организации транспортного сообщения между селами Жиндо, Хилкотой, сельским поселением «Конкинское» без какой либо коммерческой цели, в связи с чем, судебная коллегия находит правильным вывод суда о регистрации, классификации и проведении технического освидетельствования данного маломерного судна в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю».
Данный вывод суда согласуется с разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации, изложенными в письме от 16 мая 2012 года №05-04-1655, согласно которым классификация, освидетельствование и государственная регистрация маломерного судна (судна длиной не более 20 метров с количеством людей на борту не более 12), не осуществляющего коммерческой деятельности, осуществляется в реестре маломерных судов ГИМС МЧС России и выдается судовой билет.
Суд первой инстанции так же пришел к правильному выводу о том, что переправу через реку Чикой в районе с. Жиндо нельзя отнести к паромной переправе, понятие которой дано в пункте 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623 и оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.
Распоряжением Росавтодора от 13 мая 2013 года №681-р рекомендованы к применению ОДМ 218.2.036-2013 "Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов", в котором раскрыто содержания ряда понятий, относящихся к рассматриваемому спору.
В частности, согласно пункта 19 Методических рекомендаций, паром – это судно, предназначенное для регулярной перевозки автотранспортных средств, грузов и пассажиров через участок водного пути в местах его пересечения автомобильной дорогой.
Паромная переправа - участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами в местах его пересечения автомобильной дорогой (пункт 20).
Плашкоут - несамоходное грузовое судно с упрощенными обводами для перевозки грузов на верхней палубе; используется в основном для перегрузочных работ на рейде, также может служить опорами наплавных мостов (пункт 26).
Причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда (пункт 27).
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (пункт 35).
Анализ вышеприведенных положений свидетельствует о наличии ряда самостоятельных объектов – причала и парома, которые в свою очередь образуют паромную переправу. Паром отнесен к судну, предназначенному для перевозки грузов и пассажиров по водному пути. При этом, не подлежат регистрации в ГИМС МЧС России только паромные переправы, а запрета на регистрацию парома, отвечающего требованиям маломерного судна, в реестре маломерных судов, действующее законодательство не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что река Чикой не включена в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в связи с чем эксплуатация парома-плашкоута не может регулироваться КВВТ РФ и изданными на основании его положений подзаконными актами, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку предусмотренная законами обязанность по регистрации маломерных судов в ГИМС МЧС России не находится во взаимосвязи с обязательной их эксплуатацией на водоемах, включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
Не влекут отмену либо изменение решения суда и доводы о не указании в резолютивной части обжалуемого решения органа, в котором ответчик обязан осуществить государственную регистрацию права собственности, классификацию и освидетельствование судна, поскольку в мотивировочной части судом указан конкретный орган, в котором необходимо зарегистрировать маломерное судно паром - плашкоут типа «Катамаран» ПР-60 – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому краю», а в случае отказа данного органа в регистрации, администрация сельского поселения не лишена права оспорить отказ в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 09 января 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу главы сельского поселения «Жиндойское» ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий М.Н. Бурак
Судьи В.В. Пичуев
О.Ч. Цыдендамбаева