ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№33а-20600/2018
г. Уфа 12 ноября 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.
судей: Сагетдиновой А.М. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административной жалобе административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Сагетдиновой А.М., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башспирт» Марцина Д.Е., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Башспирт» (далее по тексту ООО ТД»Башспирт») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республики Башкортостан о признании незаконным предписания.
Иск мотивирован тем, что в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан поступило коллективное обращение граждан - бывших работников ООО ТД «Башспирт» о нарушении их прав со стороны работодателя ООО ТД «Башспирт» при увольнении их из организации, в связи с чем Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в адрес№... от дата в ООО ТД «Башспирт» проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что дата ООО ТД «Башспирт» издан приказ о закрытии магазина №... по адресу: адрес, в связи с нерентабельностью. Главному бухгалтеру поручено снять обособленное подразделение налогового учета по месту дислокации.
дата работникам магазина ФИО11, ФИО3, ФИО10, ФИО16 и ФИО4 вручены уведомления о закрытии магазина в связи с проведением организационных изменений (структурной реорганизацией) в ООО ТД «Башспирт» в соответствии с требованиями статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации.
дата и датаФИО11, ФИО3, ФИО10, ФИО16. и ФИО4 вручены уведомления о переводе на другую работу в связи с закрытием магазина согласно ч. 3 ст. 74 ТК РФ. В связи с их отказом от перевода на другую работу, дата трудовые договоры ФИО3, ФИО10, ФИО16. и ФИО4 были расторгнуты по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки, дата в адрес ООО ТД «Башспирт», главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан вынесено предписание №...
Копия акта проверки и предписания поступили в ООО ТД «Башспирт» по почте дата, то есть по истечении 20 дней с момента проведения проверки, вынесения акта и предписания.
Своим предписанием Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан обязало ООО ТД «Башспирт» устранить нарушения трудового законодательства, а именно, в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работникам этого подразделения производиться по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации, частью 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, о чем уведомить Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан в срок до дата, с приложением документов, подтверждающих надлежащее исполнение.
Административный истец считает предписание Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан №... от дата является незаконным и подлежащим отмене. Сведения, изложенные в предписании не соответствуют требованиям трудового законодательства РФ и условиям трудовых отношений, которые были между работодателем и работником. На ООО ТД «Башспирт» незаконно возложена обязанность расторгать договора с работниками в случае их отказа от перевода на другую работу при изменении трудовой функции, структурной реорганизации производства, по правилам части 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истец просит, признать незаконным и отменить предписание №... от датаг., вынесенное главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО5 в отношении ООО ТД «Башспирт» об устранении нарушений трудового законодательства.
Судом постановлено решение, которым административный иск общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Башспирт» к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконным предписания удовлетворен. Признано незаконным и отменено предписание №... от дата, вынесенное главным государственным инспектором труда, по правовым вопросам, Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО5 в отношении ООО ТД «Башспирт» об устранении нарушений трудового законодательства.
В апелляционной жалобе административный истец Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан просит отменить постановленное решение по мотиву незаконности и необоснованности, принятого решения, по тем основаниям, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определены юридически значимые обстоятельства, они не были извещены о дате и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца и его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В силу пункта 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
На основании статьи 355 Трудового кодекса Российской Федерации основными задачами федеральной инспекции труда и ее должностных лиц являются, в том числе, обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан и обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных полномочий федеральной инспекции труда является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда но вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Согласно статье 358 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
В соответствии со статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации предметом проверки является, в частности, соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
В силу вышеуказанной статьи одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан поступило коллективное обращение граждан - бывших работников ООО ТД «Башспирт» о нарушении их прав со стороны работодателя ООО ТД «Башспирт» при увольнении их из организации. Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан №... от дата в ООО ТД «Башспирт» проведена внеплановая выездная проверка. Проверкой установлено, что дата ООО ТД «Башспирт» издан приказ о закрытии магазина №... по адресу: адрес в связи с нерентабельностью. Главному бухгалтеру поручено снять обособленное подразделение налогового учета по месту дислокации.
дата работникам магазина ФИО11, ФИО3, ФИО10, ФИО16 и ФИО4 вручены уведомления о закрытии магазина в связи с проведением организационных изменений (структурной реорганизацией) в ООО ТД «Башспирт» в соответствии с требованиями статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации.
дата и датаФИО11, ФИО3, ФИО10, ФИО16 и ФИО4 вручены уведомления о переводе на другую работу в связи с закрытием магазина согласно части 3 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации. В связи с их отказом от перевода на другую работу, дата трудовые договоры с ФИО3, ФИО10, ФИО16ФИО4 расторгнуты по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан указала, что согласно части 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации, так как в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, обособленное подразделение организации это любое территориальное обособленное подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места и оно создано на срок более одного месяца.
дата в адрес ООО ТД «Башспирт», главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан вынесено предписание №... копия акта проверки и предписания поступили в ООО ТД «Башспирт» по почте дата, по истечении 20 дней с момента проведения проверки, вынесения акта и предписания.
Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан обязало ООО ТД «Башспирт» устранить нарушения трудового законодательства, а именно, в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работникам этого подразделения производить по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации, часть 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, о чем уведомить Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан в срок до дата, с приложением документов, подтверждающих надлежащее исполнение.
Не согласившись с указанным предписанием, административный истец обжаловал его в суд по мотиву того, что проверка проведена с нарушением положений Федерального закона РФ № 292-ФЗ от дата «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», акт проверки не был составлен на месте проверки юридического лица, неправильного применения норм права.
Требование Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, изложенное в предписания №... от датаг., вынесенное в отношении ООО ТД «Башспирт» является незаконным вследствие его вынесения по результатам проверки, проведенной с процессуальным нарушения закона.
На основании распоряжения на проверку руководителя Государственной инспекции груда - заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Башкортостан (по правовым вопросам) ФИО6 за №... от дата в ООО ТД «Башспирт» назначена внеплановая выездная проверка, в связи с письменным обращением гражданина по поводу платы труда и сокращения штата. Срок проведения проверки определен 20 рабочих дней, к проверке приступить с дата по датаг. Проверка поручена главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО5
Среди правовых оснований для проведения проверки указаны требования абзаца 6 части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации №292-ФЗ от дата «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
При этом распоряжением указано, что в процессе проверки, в период времени с датаг. по дата необходимо рассмотрение кадровой и бухгалтерской документации с участием работников.
Согласно акту проверки от дата, составленного Государственной инспекции труда (по правовым вопросам) ФИО5 проверка проведена дата Общая продолжительность проверки с дата по дата, один рабочий день, 2 часа. С копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки директор ознакомлена дата в 16.00. Проверка юридического лица, согласно акту проверки, закончена 17 часов 49 мин. По итогам проверки указано, что выдано предписание.
Обжалуемое предписание вынесено в день проведения проверки, при этом проверяемому юридическому лицу не было представлено возможности нарушения возражений на акт, соответственно было нарушено право на защиту. Фактически акт проверки и предписания Государственной инспекции труда Республики Башкортостан поступили в ООО ТД «Башспирт» по почте только дата Таким образом, акт проверки вручен юридическому лицу с нарушением сроков.
Согласно части 13 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации Государственной инспекции труда в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации № 294-ФЗ от дата «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации № 294-ФЗ от дата «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации № 294-ФЗ от дата «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленные настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных в том числе: частью 4 статьи 16 нестоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался приведенными нормами материального права, исходил из того, что государственный инспектор труда должен был уточнить имеется ли у работников индивидуальный трудовой спор и при установлении спора не вправе был обязывать ООО ТД «Башспирт» к исполнению содержащихся в предписании требований, относящихся к индивидуальному трудовому спору, поскольку такими полномочиями не наделен, кроме того, обжалуемое предписание не позволяет идентифицировать конкретных работников, в отношении которых оно должно исполняться, при этом проверка быта поручена в отношении уже уволенных работников ФИО9, ФИО10, ФИО16., ФИО4 и ФИО11, также исходил из того, что уполномоченным органом не приняты во внимание положения Федерального закона Российской Федерации № 294-ФЗ от дата «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца.
С указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается, поскольку они являются верными, основанными на правильном применении норм законодательства, регулирующие спорные правоотношения, фактических обстоятельствах дела и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении, судебной коллегией отклоняется в соответствии с положениями статей 8, 9, 10, 96 КАС РФ, поскольку в материалах дела имеются достоверные сведения о получении уведомления о первом судебном заседании, на сайте суда размещены сведения о движении административного дела, ходатайств об отсутствии возможности использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не поступало.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи А.М. Сагетдинова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.