Судья: Сморчков А.Ф. Дело № 33а-2265/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 09 марта 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Бушминой А.Е., Есыревой Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО13 в порядке апелляционного производства дело
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 14 декабря 2016 года по административному делу по административному иску ФИО1 к главному специалисту (по охране детства) отдела образования администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области ФИО2, отделу образования администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области, администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области о признании незаконными действий должностного лица, об отмене решения органа опеки и попечительства,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что 19 сентября 2016 года она обратилась к представителю органа опеки и попечительства ФИО2 с заявлением выдать заключение на опеку над ее несовершеннолетними внуками. 21 сентября 2016 года по результатам обследования жилищных условий административного истца был составлен акт, из которого следует, что имеются условия для осуществления опеки, однако, в заключение указано, что ФИО1 не может быть опекуном, без указания причин. ФИО1 считает действия должностного лица ФИО2 незаконными и необоснованными.
Административный истец ФИО1 просила суд признать незаконными действия должностного лица – главного специалиста (по охране детства) отдела образования администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области ФИО2 и отменить решение органа опеки и попечительства.
Решением Сокольского районного суда Нижегородской области от 14 декабря 2016 года постановлено: в удовлетворении административного иска ФИО1 к главному специалисту (по охране детства) отдела образования администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области ФИО2, отделу образования администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области, администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области о признании незаконными действий должностного лица, об отмене решения органа опеки и попечительства - отказать.
В апелляционной жалобе ФИО1 просила решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 14 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии с п.1, п.3 ст.31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.
В соответствии с ч.1, ч.1.1, ч.1.2 ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положениями ст.7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства отнесены в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Исходя из положений п.11 ч.1, ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Статьей 24 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ установлено, что надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – Правила), согласно п.2 которых подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в п.4 Правил.
В п.8 Правил указано, что в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования). Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.
Согласно п.9 Правил орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа. Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.
Статьей 29 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ установлены основания прекращения опеки и попечительства. В частности, опека прекращается при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей.
В соответствии с п.1 ст.39 Гражданского кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.
Согласно п.1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Исходя из положений ст. 68 Семейного кодекса Российской Федерации родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав. При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
Вопрос о возвращении несовершеннолетнего, находящегося на законных основаниях у третьих лиц (например, опекунов, попечителей, приемных родителей, образовательных организациях), его родителям должен разрешаться органом опеки и попечительства применительно к положениям ст. 68 Семейного кодекса Российской Федерации. Это предполагает выяснение того, изменились ли ко времени рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса об отмене опеки (попечительства) обстоятельства, послужившие основанием для передачи ребенка третьим лицам под опеку (попечительство); отвечает ли интересам ребенка его возвращение родителям.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжением администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области от 02.07.2015 N 655 создана комиссия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, а также утверждено Положение о комиссии по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, которым определены полномочия комиссии по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан по рассмотрению подобных заявлений.
Постановлением администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области от 14.01.2015 N 7 утверждены полномочия отдела образования, как уполномоченного органа по принятию решений по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в городском округе ФИО6 Нижегородской области.
Кроме того, полномочия городского округа ФИО6 Нижегородской области, администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области по решению вопросов в области опеки и попечительства несовершеннолетних граждан установлены Уставом городского округа ФИО6 Нижегородской области, положением об администрации округа ФИО6 Нижегородской области.
Предоставление государственной услуги «Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетними гражданами на территории городского округа ФИО6 Нижегородской области» определено в Регламенте.
На основании постановления администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 30.01.2014 года N 26 над несовершеннолетними ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека по договору о приемной семье, их опекуном назначен ФИО5
19 сентября 2016 года административный истец ФИО1 обратилась к Главе администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области, как к руководителю органа опеки и попечительства городского округа ФИО6 Нижегородской области, с заявлением о выдаче заключения о возможности быть опекуном и передать под опеку несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые приходятся ей внуками, мать которых лишена в отношении этих детей родительских прав. ФИО1 приложила к заявлению документы, предусмотренные п.4 Правил.
21 сентября 2016 года, в соответствии с п. 8 Правил, в течение 3 дней, уполномоченный орган опеки и попечительства Городского округа ФИО6 Нижегородской области – отдел образования городского округа ФИО6 Нижегородской области, в лице главного специалиста (по охране детства) отдела образования администрации городского органа ФИО6 Нижегородской области ФИО2 произвел обследование условий жизни заявителя для определения отсутствия, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном, по результатам которого составлен акт обследования, который ФИО1 не оспорен.
Указанный Акт был подписан лицом, проводившим проверку, и утвержден и.о. заведующей отделом образования городского округа ФИО6 Нижегородской области ФИО7
28 сентября 2016 года, в соответствии п.9 Правил, уполномоченный орган опеки и попечительства городского округа ФИО6 Нижегородской области – отдел образования городского округа ФИО6 Нижегородской области, в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принял решение о невозможности гражданина быть опекуном с указанием причин такого отказа, что подтверждается повесткой заседания комиссии по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан от 28.09.2016 года, выпиской из протокола № 5 заседания данной комиссии от 28.09.2016 года, заключением отдела образования администрации городского округа ФИО6 Нижегородской области о невозможности ФИО1 быть опекуном и передаче ей под опеку несовершеннолетних внуков ФИО3 и ФИО8
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что проверка условий жизни подопечной была проведена главным специалистом (по охране детства) отдела образования администрации городского органа ФИО6 Нижегородской области ФИО2, которая занимает эту должность в соответствии с трудовым договором от 01 февраля 2016 года, в должностные обязанности которой, входит исполнение отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Проверка условий жизни подопечной ФИО1, проводимая 21.09.2016 года была плановой. Акт проверки условий жизни подопечной ФИО1 соответствует утвержденной форме.
Кроме того, разрешая заявленные требования суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что для удовлетворения заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решения органа опеки и попечительства, которое оформлено в виде заключения от 29.09.2016 года о невозможности ФИО1 быть опекуном и передаче ей под опеку несовершеннолетних внуков ФИО3 и ФИО4, не имеется предусмотренных законом оснований, а также с учетом желания несовершеннолетних внуков ФИО3 и ФИО4 проживать в приемной семье К-вых, таки образом, данное заключение вынесено в соответствии с соблюдением нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял законное и обоснованное решение, вследствие чего оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене оспариваемого решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что ее внуки несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4 незаконно переданы в приемную семью по постановлению администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 22.11.2013 года N 598 об установлении предварительной опеки над ее внуками несовершеннолетними ФИО3 и ФИО4 и по постановлению администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 30.01.2014 года N 26 об установлении опеки по договору о приемной семье над несовершеннолетними ФИО3 и ФИО4 с назначением опекуном ФИО5, судебная коллегия отклоняет, поскольку указанные постановления администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области не отменены, незаконными не признаны, предметом настоящего спора не являются.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309, ст.310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 14 декабря 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: