ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-22662/2021 от 20.12.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33а-22662/2021 Судья: Чистякова Т.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 20 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Карсаковой Н.Г.

судей Есениной Т.В., Чуфистова И.В.,

при секретаре Витвицкой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2021 года административное дело № 2а-347/2021 по апелляционной жалобе Горшеева С. С., Пуштаевой В. С., Сураевой Т. М. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года по административному исковому заявлению Горшеева С. С., Пуштаевой В. С., Сураевой Т. М. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от 15 апреля 2014 года №... в части не включения в уточненные границы участков, бездействия по устранению нарушенных прав, обязании восстановить права.

Заслушав доклад судьи Карсаковой Н.Г., выслушав объяснения административного истца Горшеева С.С., представителя административных истцов Горшеева С.С., Пуштаевой В.С., Сураевой Т.М. по доверенности Матиевской О.В., представителя заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга Тхоривского В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Горшеев С.С., Пуштаева В.С., Сураева Т.М. обратились в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просили:

- признать Распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года №... незаконным в части не включения в уточненные границы внешнего контура территории СНТ «Климовец» Малые сады» участков №...;

- признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга по устранению нарушения прав граждан (садоводов), допущенных вышеуказанным распоряжением.

В качестве меры по восстановлению прав, нарушенных указанным распоряжением, Горшеев С.С., Пуштаева В.С., Сураева Т.М. просили обеспечить в установленный законом тридцатидневный срок подачу документов для постановки участков №... СНТ «Климовец» Малые сады» на кадастровый учет и оформлению их в собственность граждан.

В обоснование заявленных требований Горшеев С.С., Пуштаева В.С., Сураева Т.М. указали, что являются садоводами СНТ «Климовец» Малый сад, расположенного по адресу: <адрес>, которое состоит из двух земельных сегментов: СНТ «Климовец» (Большой сад) и Малый Сад. Малый сад с начала своего существования включал 43 земельных участка. Во владении и пользовании административных истцов с 2000 года находятся земельные участки: №... – у Горшеева С. С. площадью 803 кв. м., №... – у Пуштаевой В. С. площадью 729 кв. м., №... – у Сураевой Т. М. площадью 1180 кв. м. Комитетом по управлению городским имуществом 30 декабря 2002 года, разрешением № 1892 и 1893, строениям на участках №... и №... присвоены милицейские адреса: №...<адрес>№... - <адрес>

Административные истцы указывают, что из Устава СНТ «Климовец» 2003 года усматривается, что создано СНТ «решением граждан в результате учреждения садоводческого товарищества «Климовец», которое ранее было зарегистрировано решением исполнительного комитета Выборгского районного совета народных депутатов от 22 ноября 1973 года № 339» (пункт 1.1).

На условиях, определенных статьями 10,11 Земельного Кодекса от 01 июля 1970 года, в 1973 году в бесплатное и бессрочное (постоянное) пользование садоводам Малого сада СНТ «Климовец» по списку на 43 человека были предоставлены земельные участки, вместо процедуры выдачи свидетельств о праве собственности, садоводам разрешили оформить свои участки в собственность путем приватизации земли. В этих целях 18 февраля 2009 года согласно техническому заданию за счет средств садоводов была выполнена топографическая съемка для оформления границ землепользования по факту. Из-за изменений в системе, в целях уточнения характеристик земельного участка Малого сада СНТ «Климовец» за счет государственного бюджета для оформления границ землепользования по факту обществом с ограниченной ответственностью «Роскарта» (далее – ООО «Роскарта») были проведены топогеодезические работы, в соответствии с которыми с целью уточнения местоположения границ внешнего контура территории СНТ «Климовец» Малые сады» было издано Распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года №....

В настоящее время Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО Санкт-Петербурга) отказывает административным истцам в оформлении участков в собственность со ссылкой, что они отсутствуют в границах земельного участка площадью 29381 квадратных метров, фигурирующего в указанном Распоряжении, как территория «Малые сады».

Административные истцы полагают, что в связи с непредставлением графического результата и акта выполненных работ на подпись председателю СНТ «Климовец», ответственность за издание Распоряжения на основании ничтожных документов должна лежать на государственном органе, его издавшем (или его правопреемнике). Решение об «уточнении границ» не может быть признано законным без согласования этих границ с фактическим пользователем, об отсутствии которого свидетельствует справка из СНТ «Климовец», исх. № 505 от 17 октября 2015 года (л.д. 110-112 том 1).

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года в удовлетворении административного иска отказано (л.д.128-142 том 2).

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обосновании доводов апелляционной жалобы указали, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка отсутствию подписей председателя или представителя СНТ «Климовец» и заказчика в графическом результате и акте выполненных работ, которые являются существенной частью оспариваемого распоряжения; кроме того, в материалах дела имеется справка СНТ «Климовец» исх.№505 от 17 октября 2015 года, подтверждающая отсутствие согласования местоположения границ земельных участков, на которых расположены строения, принадлежащие административным истцам, и которым присвоены милицейские адреса. ФИО1, ФИО2, ФИО3 полагают, что распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года №... в части не включения в уточненные границы внешнего контура территории СНТ «Климовец» Малые сады» участков №..., а также бездействие КИО Санкт-Петербурга по устранению нарушения прав граждан (садоводов), допущенных указанным распоряжением, являются незаконными, поскольку свидетельства о праве собственности на земельные участки должны были быть уже выданы, поскольку данные участки предоставлялись в 1973 году на праве бессрочного (постоянного) пользования (л.д.170-173 том 2).

Протокольными определениями суда от 13 октября 2020 года и от 12 ноября 2020 года по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены садоводческое некоммерческое товарищество «Климовец» (далее – СНТ «Климовец»), Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, дачный потребительский кооператив «Малый Сад» (далее – ДПК «Малый Сад») (л.д. 92, 182 том 1).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы ФИО2, ФИО3, представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, представители заинтересованных лиц СНТ «Климовец», ДПК «Малый Сад», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Неявившиеся лица об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административных истцов по доверенности ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга по доверенности ФИО5 возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением граждан в результате учреждения СНТ «Климовец», которое ранее было зарегистрировано решением исполнительного комитета Выборгского районного совета народных депутатов от 22 ноября 1973 года №339, утвержден Устав СНТ «Климовец» и создано садоводческое некоммерческое товарищество на земельном участке площадью 922639 кв.м., выделенным решением главы администрации поселка Парголово Выборгского района города Санкт-Петербурга от 08 ноября 1994 года №901-р. Размеры участков от 400 до 600 кв.м (лист 45-57 приложения № 2; приложение 3, лист 8-35 регистра титулов № 2).

Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 15 октября 1973 года №885 на Исполком Выборгского райсовета депутатов трудящихся возложена обязанность: определить головную организацию, расположенную в Выборгском районе, рабочие и служащие которой имеют садовые участки на указанной территории (земли торфопредприятия «Шувалово» площадью около 70 га), и зарегистрировать устав садоводческого товарищества; обязать головную организацию оформить в установленном порядке границы землепользования садоводческого товарищества с количеством участков зарегистрированных комиссией Исполкома Выборгского райсовета по состоянию на 1 сентября 1973 года (856 участков) и привести садовые участки и строения в соответствии с действующими нормами (лист 23-24, приложение №1, регистр переписка №36/00099).

Решением Исполнительного комитета Выборгского районного совета депутатов трудящихся от 22 ноября 1973 года №339, в соответствии с решением Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 15 октября 1973 года №885, утвержден акт межведомственной комиссии по приемке отработанных земель торфопредприятием «Шувалово», в том числе земли, занятые под садоводство в количестве 70,84 га; возложена обязанность торфопредприятия произвести маркировку границ землепользования через ГРИИ; зарегистрирован Устав садоводческого товарищества, находящегося на бывших землях торфопредприятия «Шувалово; назначен головной организацией садоводческого товарищества Машиностроительный завод им. Климова, за ним закреплен участок площадью 70,84 га и впредь наименовать садоводством «Климовец» (приложение 3, лист 52 регистра титулов №2).

Распоряжением Парголовской поселковой администрации Мэрии Санкт-Петербурга от 08 ноября 1994 года №901-р, утверждены границы землепользования садоводства «Климовец» согласно кадастровой съемки по схеме М1:5000, установлен размер земельного участка - 898889 кв.м. Парголовскому районному отделу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству поручено оформить границы садоводства «Климовец» и выдать свидетельство на право бессрочного постоянного пользования на земельный участок (приложение 3, лист 54 регистра титулов № 2).

Распоряжением Парголовской поселковой администрации №320-р от 27 августа 1997 года СНТ «Климовец» был предоставлен во временное пользование на условиях краткосрочной аренды земельный участок площадью 28647 кв.м. по адресу: пос. Торфяное «Малый сад» под размещение садоводства сроком с 01.01.1997 года по 31.12.1998 года (лист 43 титула №3 36/00099 том 8 Малые сады, приложение №3).

На основании обращения СНТ «Климовец», распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 25 апреля 2005 года №643, СНТ «Климовец» были утверждены внешние границы земельного участка площадью 923511 кв.м. по адресу: <адрес> (лист 105 титула № 2 36/00099 105 том 6 СНТ «Климовец», приложение №3).

По списку 1992 года в состав территории СНТ входило 1076 земельных участков (вместо установленных 856).

Земли общего пользования (132370 кв.м.) СНТ «Климовец» утверждены распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 27 июля 2005 года №765-рк (л.109-110 регистра титулов №2 №36000999, приложение 3).

В соответствии с распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 04 августа 1995 года №816-р утвержден проект детальной планировки района «Северная Долина», которым функциональное зонирование территории «Малые сады» было установлено с целью размещения на ней жилой застройки, парков и бульваров, а также часть территории СНТ «Климовец» - Малый сад», переданный на условиях краткосрочной аренды подлежал освобождению с преобразованием в квартал малоэтажного строительства (л.д. 3-12 том 2).

Земельные участки административных истцов расположены южнее территории Малые сады в границах красных линий, в соответствии с проектом детальной планировки (л.д. 122-126 том 1).

Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга была направлена в адрес Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, СНТ «Климовец» схема расположения земельного участка М 1:2000 с границами необходимой съемки садоводство «Малый Сад» для оформления проекта границ землепользования, также указывалось на необходимость разработки проекта границ землепользования с нанесением красных линий ул. Шишкина, Торфяной ул., Липовой ул., ул. Валерия Гаврилина (л.д. 122-123 том 1).

ООО «Росскарта» провело топогеодезические работы в отношении территории СНТ «Климовец» - территория Малые сады в рамках государственного контракта №ОК/17-2 от 18 июня 2013 года (лист 2-33 регистр топогеодезический № 2 приложение № 2).

Сведения о результатах топогеодезических работ, выполненных ООО «Росскарта» по заявлению СНТ «Климовец» в отношении земельного участка площадью 29381 кв.м. по адресу: <адрес> внесены в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» на основании акта от 18 июля 2013 года (л.д. 114 том 1).

Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга №... от 15 апреля 2014 года в целях уточнения местоположения границ внешнего (наружного) контура СНТ «Климовец» в соответствии с проведенными топогеодезическими работами были утверждена границы земельного участка 29381 кв.м., по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства (л.д. 1-2 том 2).

Согласно утвержденной схеме, земельные участки, занимаемые административными истцами, в указанные границы не вошли.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку указанные спорные земельные участки не были предоставлены садоводству на праве бессрочного пользования, как и сама территория Малые Сады, то оснований для включения их в границы земельного участка предоставленного садоводству не имеется. Топогеодезические работы проводились ООО «Росскарта» в рамках государственного контракта, в связи с чем, несогласование с уполномоченным лицом СНТ «Климовец» не влияют на законность оспариваемого распоряжения. Спорные земельные участки находятся за пределами красных линий в соответствии с проектом детальной планировки, утвержденного распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 04 августа 1995 года №816-р «Об утверждении проекта детальной планировки района «Северная Долина», при этом членами садоводства административные истцы стали после 2000 года. Вместе с тем, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований является пропуск срока административными истцами для обращения в суд с указанными требованиями.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела и обжалуемого решения суда первой инстанции следует, в период предоставления СНТ "Климовец" для коллективного садоводства земельного участка из отработанных земель торфопредприятием «Шувалово» действовал Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 декабря 1970 года, который прямо предусматривал возможность предоставления в бессрочное или во временное пользование земельных участков для коллективного садоводства (статьи 11, 13, 74, 76 Кодекса). В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РСФСР (в ред. от 25 апреля 1991 г.), частью 4 статьи 8 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" (признаны утратившими силу Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) все ранее предоставленные для ведения садоводства земельные участки подлежали передаче в собственность граждан бесплатно.

ФИО6, ФИО2, являются членами СНТ "Климовец" Малый сад с 2000 года, ФИО3 – с 2005 года, в их пользовании находятся участки №... соответственно, что подтверждается протоколом № 4 собрания уполномоченных садоводческого некоммерческого товарищества «Климовец» от 23 ноября 2013 года и приложением № 1 к указанному протоколу (лист 139-147 регистр титулов № 2 36/00099 том 9, приложение № 2).

На основании Решения Исполнительного комитета Выборгского районного совета депутатов трудящихся от 22 ноября 1973 года №339 за садоводством «Климовец» закреплен участок площадью 70,84 га (приложение 3, лист 52 регистра титулов №2).

В соответствии с решением Президиума Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 22 ноября 1991 года N 399 «О садоводствах и огородничествах в Санкт-Петербурге и на территориях, административно подчиненных Петербургскому Горсовету», запрещено до утверждения президиумом Петербургского горсовета схемы размещения и реконструкции садоводств отвод земельных участков под размещение новых и расширение существующих садоводств, а также оформление фактического землепользования садоводств на всей территории Санкт-Петербурга и на территориях, административно подчиненных Петербургскому горсовету. Предоставление земельных участков под огородничества производится сроком на 1 год с последующей пролонгацией на следующий год при наличии возможности использования этих участков под огородничества, а также при отсутствии каких-либо нарушений со стороны землепользователя.

Как следует из материалов регистра титулов № 1 36/00099 том 8 «Малые сады», в декабре 1992 года председатель правления садоводства «Климовец» обратился к председателю Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам г.Санкт-Петербург с ходатайством о переоформлении прав на фактически занимаемые садоводством 86,79 га земли в собственность товарищества и его членов. При этом также просил приватизировать в аренду два земельных участка, расположенных с северо-запада садоводства площадью 2,94 га и на юго-западе (малое садоводство) площадью 3,0 га, указывая, что эти земли полностью освоены садоводами в 1973 году и включены в общий план садоводства (лист 3 регистра титулов № 1 36/00099 том 8 Малые сады», приложение №1).

Письмом Комитета по градостроительству и архитектуре № 2/1142 от 27 октября 1995 года председателю садоводства «Климовец» сообщено, что в соответствии с проектом детальной планировки района «Северная Долина», утвержденным распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 04 августа 1995 года № 816-Р, участок «Малый сад» коллективного садоводства «Климовец» попадает в границы квартала № 17-Г, предназначенного для размещения нового жилищного строительства и объектов обслуживания. В связи с изменением функционального назначения данной территории участок садоводства «Малый сад» подлежит ликвидации, в связи с чем оформление границ землепользования садоводства «Малый сад» возможно только как долгосрочная аренда до начала освоения строительством территории квартала (лист 8 регистра титулов № 1 36/00099 том 8 Малые сады», приложение №1).

Комитетом по градостроительству и архитектуре 11 апреля 1996 года № 95-4687 дано заключение об оформлении садоводству «Климовец» правоустанавливающие документы на: землепользование (возможно бессрочное (собственность)) земельным участком площадью 889786 кв.м; на аренду земельных участков сроком до трех лет площадью 26577 кв.м, 1466 кв.м, 307 кв.м, 297 кв.м (лист 9 регистра титулов № 1 36/00099 том 8 Малые сады», приложение №1).

На основании распоряжения председателя КУГИ № 255-р от 12 мая 1995 года «Об утверждении Положения «О порядке взаимодействия подразделений КУГИ и районных отделов КЗРиЗ при сдаче в аренду земельных участков» и Приказа председателя КЗРиЗ № 40 от 01 июня 1995 года «О порядке регистрации договоров аренды» ТОО «Морион» по заказу садоводства «Климовец» - малый изготовлен кадастровый план земельного участка «Малые сады» площадью 28647 кв.м, в состав которого вошли 36 земельных участков членов садоводческого товарищества «Климовец» (малое садоводство) по состоянию на 1 декабря 1992 года (лист 10-16 регистра титулов № 1 36/00099 том 8 Малые сады», приложение №1).

08 ноября 1995 года Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга с садоводческим товариществом «Климовец» заключен договор аренды земельного участка площадью 28600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство, сроком с 15 декабря 1994 года по 15 декабря 1995 года. В последующем, 01 апреля 1996 года заключен аналогичный договор аренды земельного участка сроком с 15 декабря 1995 года по 31 декабря 1996 года (лист 17-25 регистра титулов № 1 36/00099 том 8 Малые сады», приложение №1).

Распоряжением Парголовской поселковой администрации Мэрии Санкт-Петербурга от 08 ноября 1994 года №901-р, утверждены границы землепользования садоводства «Климовец» согласно кадастровой съемки по схеме М1:5000, установлен размер земельного участка - 898889 кв.м (приложение 3, лист 54 регистра титулов № 2).

На основании распоряжения Парголовской поселковой администрации Мэрии Санкт-Петербурга от 27 августа 1997 года № 320-р Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга с СНТ «Климовец» 05 мая 1998 года заключен договор аренды земельного участка №... площадью 28647 кв.м, для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, на срок с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года. Договор зарегистрирован в установленном порядке (лист 41-43 титула № 3 36/00099 том 8).

6 декабря 1999 года Выборгское районное агентство Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга уведомило председателя СНТ «Климовец» о том, что договор аренды земельного участка №... от 5 мая 1998 года в соответствии с частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается продленным на неопределенный срок (лист 40 титула № 3 36/00099 том 8).

Комитетом по градостроительству и архитектуре 21 октября 2003 года № 03-6749 дано заключение об оформлении садоводческому и огородническому некоммерческому товариществу «Климовец» правоустанавливающие документы на: бессрочное землепользование земельным участком (или в собственность) площадью 922 639 кв.м; на аренду земельных участков сроком до трех лет площадью 26577 кв.м, 1466 кв.м, 307 кв.м, 297 кв.м. При этом оформление в аренду указанных выше участков сроком до 3-х лет возможно при условии выполнения требований распоряжения мэра от 1 сентября 1994 года № 920-р; участки площадью 1466 кв.м, 307 кв.м, 297 кв.м попадают под пробивку дороги в Парголово, предоставляются без права на новое строительство и реконструкцию; в случае начала строительства дороги данные участки подлежат изъятию в установленном законом порядке (лист 8 регистра титулов № 3 36/00099 том 8 Малые сады», приложение №3).

Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 25 апреля 2005 года №643, СНТ «Климовец» были утверждены внешние границы земельного участка площадью 923511 кв.м. по адресу: <адрес> (лист 105 титула № 2 36/00099 105 том 6 СНТ «Климовец», приложение №3).

Как следует из регистра титулов № 3 36/00099 том 8 вопрос о корректировке границ земельного участка СНТ «Климовец» с включением дополнительной территории «Малый сад» неоднократно обсуждался Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в 2011, 2012 г.г. по обращениям председателя СНТ «Климовец» ФИО7 (лист 10-23 титула № 3).

Как следует из ответа от 16 декабря 2011 года № 36/11-4342 начальника Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на обращение председателя СНТ «Климовец» необходимым условием для осуществления действий по оформлению документов на земельные участки является наличие правоустанавливающих документов на земельные участки, то есть документов соответствующих органов власти о предоставлении земельных участков для размещения садоводства. Поскольку в представленных документах отсутствуют сведения о садоводстве «Малые Сады», в границы сформированного земельного участка СНТ «Климовец» площадью 923 511 кв.м, не может быть включена территория садоводства «Малые Сады» (лист 15-16 титула № 3 36/00099 том 8).

Согласно представленным материалам, в 2012 году Выборгским районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и СНТ «Климовец» согласована схема уточнения границ земельного участка СНТ «Климовец» с включением территории «Малые сады», состоящего из двух контуров: земельного участка площадью 923 511 кв.м, находящегося в безвозмездном пользовании СНТ «Климовец», и земельного участка ориентировочно площадью 31 139 кв.м, предоставленного в аренду (лист 24-28 титула № 3 36/00099 том 8).

Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что указанные спорные земельные участки не были предоставлены садоводству на праве бессрочного пользования, как и сама территория Малые Сады, является верным, поскольку распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 25 апреля 2005 года № 643 были утверждены границы земельного участка площадью 923 511 кв.м по адресу: <адрес> без учета территории «Малые сады».

Кроме того, факт расположения спорных земельных участков, находящихся в пользовании административных истцов ФИО2, ФИО1 на земельном участке, предоставленном СНТ «Климовец» на условиях долгосрочной аренды, подтверждается и материалами гражданских дел №... и №... по искам ФИО2 и ФИО1 к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на землю, которые обозревались судебной коллегией в судебном заседании.

Так в исковых заявлениях ФИО2 и ФИО1 указывается, что СНТ «Климовец» состоит из двух земельных сегментов: СНТ «Климовец» (Большой сад) и Малый сад. Территория Малого сада использовалась садоводами до недавнего времени на правах долгосрочной аренды. В пользовании истцов с 2000 года на территории Малого сада находятся земельные участки №... соответственно. В целях уточнения характеристик земельного участка Малого сада СНТ «Климовец» за счет государственного бюджета были проведены топогеодезические работы, которые проводила ООО «Роскарта» для оформления границ землепользования по факту. По результатам проведенных работ ООО «Роскарта» за пределами СНТ остались земельные участки №... и часть земельного участка №....

Также в материалы указанных гражданских дел истцами представлены копии членских книжек садоводов, из которых следует, что ФИО2 и ФИО1 производилась уплата взносов в виде арендных платежей. Копии членских книжек садоводов представлены и в материалы настоящего административного дела (л.д. 13-15).

На дату принятия оспариваемого распоряжения №... от 15 апреля 2014 года Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга являлся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и осуществлял свои полномочия в сфере земельных отношений в рамках, установленных Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В частности, в соответствии с пунктом 3.6 Положения Комитет уполномочен утверждать границы земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке.

В соответствии с процедурой, установленной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2003 года N 31-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка", Правительством Санкт-Петербурга (в некоторых случаях Комитетом по земельным ресурсам землеустройству Санкт-Петербурга) утверждаются границы земельного участка, используемого огородническим объединением граждан (внешние границы объединения) на основании проведенных топогеодезических работ. При наличии утвержденных наружных границ садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, утверждаются границы земель общего пользования внутри объединения (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп), осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка, являющегося землями общего пользования, после чего граждане - члены объединения формируют используемые ими земельные участки, расположенные в границах сформированного земельного участка объединения. Для формирования каждого такого земельного участка, также необходимо выполнить кадастровые работы, после чего каждый земельный участок должен пройти процедуру государственного кадастрового учета.

Оспариваемым распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга №... от 15 апреля 2014 года в целях уточнения местоположения границ внешнего (наружного) контура СНТ «Климовец» в соответствии с проведенными топогеодезическими работами были утверждена границы земельного участка 29381 кв.м., по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства.

Согласно утвержденной схеме земельные участки, занимаемые административными истцами, в указанные границы не вошли.

Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение является незаконным в части не включения в границы земельного участка СНТ «Климовец» - Малые сады (внешний контур садоводства) в виду несогласования указанных границ представителем СНТ «Климовец» и начальником Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга посредством подписания протокола установления и согласования границ земельного участка по адресу: <адрес>, исходя из следующего.

Согласно выписке из протокола № 1 от 07 мая 2000 года СНТ «Климовец» ФИО1, <дата> года рождения, является членом СТ «Климовец» с 07 мая 2000 года и имеет участок №... площадью 400 кв.м (лист 34 регистра титулов № 2 36/00099 том 9 приложение 1).

Протоколом собрания уполномоченных СНТ «Климовец» № 4 от 23 ноября 2013 года был утвержден список садоводов СНТ «Климовец» «Малый сад», где в качестве садоводов занимающих спорные земельные участки указаны: участок №... ФИО1, площадь участка 800 кв.м, год вступления в СНТ – 7 мая 2000 года; №... ФИО2, площадь участка 400 кв.м, год вступления в СНТ – 24 сентября 2000 года; №... ФИО3, площадь участка 400 кв.м, год вступления в СНТ – 23 апреля 2005 года (л.д. 78-82 том 2).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, топогеодезические работы в отношении территории СНТ «Климовец» - Малые сады (внешний контур садоводства) проведены за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках государственного контракта № ОК/17-2 на выполнение топогеодезических и кадастровых работ в отношении незастроенных земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, заключенного по результатам проведения конкурсных процедур 18 июня 2013 года между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и топогеодезической организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Росскарта».

Инициатором проведения топогеодезических работ являлось СНТ «Климовец», представителем которого являлся ФИО1 на основании доверенности от 23 января 2013 года (лист 23 регистра топогеодезического № 2 36/00099 том 9 приложение 2).

Согласно протоколу № 01/2013 общего собрания членов СНТ «Климовец» - «Малый сад» от 20 января 2013 года доверенным лицом для приватизации земель «Малого сада» с выдачей соответствующей доверенности выбран ФИО1 (лист 16-18 регистра титулов № 2 36/00099 том 9 приложение 1).

В материалы дела представлена копия топогеодезических работ в отношении территории СНТ «Климовец» - Малые сады (внешний контур садоводства), выполненных ООО «Росскарта» (лист 2-33 регистра топогеодезического № 2 36/00099 том 9 приложение 2). Указанная копия сверена судебной коллегией с представленным в суд апелляционной инстанции оригиналом.

Действительно в протоколе установления и согласования границ земельного участка по адресу: <адрес> отсутствуют подписи инициатора проведения топогеодезических работ СНТ «Климовец» по доверенности от 23 января 2013 года ФИО1 и начальника Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Р.О.В. (лист 20 регистра топогеодезического № 2 36/00099 том 9 приложение 2).

Вместе с тем, в материалы дела представлена копия заявления представителя СНТ «Климовец» ФИО1 от 03 сентября 2013 года в адрес Губернатора Санкт-Петербурга П.Г.С. по вопросу не включения в границы земельного участка «Малого сада» трех земельных участков, в числе которых и земельный участок, находящийся в пользовании ФИО1 (л.д. 79-80).

Как следует из указанной копии заявления, ФИО1 присутствовал во время подписания протокола установления и согласования границ земельного участка по адресу: <адрес>, в связи с чем ему стало известно о том, что три земельных участка не вошли в общие границы земельного участка «Малый сад».

Кроме того, в ходе судебного заседания 05 апреля 2018 года по гражданскому делу №... по иску ФИО2 о признании права собственности на земельный участок, представитель истца ФИО4 пояснила, что на момент подписания результатов произведения работ кадастровой съёмки стало известно о том, что четыре участка не вошли в границы земельного участка, в связи с чем представитель СНТ «Климовец» не подписал акт.

При этом судебной коллегией учитывается, что Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга письмом от 21 февраля 2011 года за № 1-4-10040/5 направил в адрес СНТ «Климовец» и Комитету по земельным ресурсам и землеустройству схему расположения ориентировочных границ земельного участка М 1:2000 с границами необходимой съемки по адресу: <адрес>, в целях последующего оформления проекта границ землепользования СНТ «Климовец» (л.д. 122 том 1).

Указанная схема была подготовлена Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга с учетом положений проекта детальной планировки района «Северная долина», утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 04.08.1995 № 816-р, и в том числе с учетом установленных в его составе красных линий.

При этом Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга осуществлял свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 октября 2004 года № 1679.

Согласно пунктам 3.4-7, 3.19 указанного Положения (в редакции от 30.12.2010 года) Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга был уполномочен утверждать проекты границ земельных участков, а также разрабатывать и утверждать проекты границ земельных участков при оформлении правоустанавливающих документов на землепользование.

Представленная в материалы дела копия топогеодезических работ в отношении территории СНТ «Климовец» - Малые сады (внешний контур садоводства), выполнено ООО «Росскарта» с учетом установленных проектом детальной планировки района «Северная долина», утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 04.08.1995 № 816-р, в его составе красных линий, а также каталогов координат и высот, предоставленных открытом акционерным обществом «Трест геодезических работ и инженерных изысканий».

25 июня 2013 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, в том числе начальником Выборгского районного отдела Комитета Р.О.В. получены сведения региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» в электронном виде для утверждения границ указанного выше земельного участка (лист 3-4 регистра топогеодезического № 2 36/00099 том 9 приложение 2).

Кроме того, спорные земельные участки находятся за пределами красных линий в соответствии с проектом детальной планировки, утвержденного распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 04.08.1995 года №816-р «Об утверждении проекта детальной планировки района «Северная Долина». При этом членами садоводства административные истцы стали после 2000 года.

Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, в связи с чем отвечают признакам нормативного правового акта.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 вышеназванного кодекса осуществляется при подготовке проекта планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 этого же кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 данной статьи.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, то есть территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Данный запрет в отношении приватизации территорий общего пользования закреплен также в пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы таких территорий, установленные в предусмотренном законом порядке, не могли быть включены в образуемый в целях уточнения земельный участок СНТ «Климовец».

В настоящее время на территорию, в границах которой расположены земельные участки административных истцов и территория «Малые сады», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2020 года №526 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Ольгинской дорогой, ул. Шишкина, ул. Валерия Гаврилина, заречной ул., ул. Михаила Дудина в Выборгском районе (л.д. 127-174 том 1).

В соответствии с утвержденным вышеуказанным Постановлением, проектом планировки территории и проектом межевания территория «Малые сады» отнесена для размещения дачного хозяйства с видом разрешенного использования образуемого земельного участка – ведение дачного хозяйства.

Из публичной карты следует, что земельные участки, занимаемые административными истцами, аналогично, как и в случае с проектом детальной планировки, утвержденным распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 04.08.1995 года №816-р «Об утверждении проекта детальной планировки района «Северная Долина», расположены вне границ территории Малые сады и располагаются в границах красных линий проектируемой улицы, а также в границах образуемого земельного участка (территории) общего пользования – для целей благоустройства.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в части не включения сегмента территории Малые сады незаконным у суда первой инстанции не имелось.

Указанное в апелляционной жалобе обстоятельство о присвоении строениям на участках №... и №... милицейских адресов, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.

Согласно пункту 5 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (ред. от 21.03.2002) городская администрация присваивает наименования улицам и другим частям города, устанавливает нумерацию домов.

Как следует из представленных в материалы дела копий разрешений № 1892 и № 1893, выданных Городским Управлением инвентаризации и оценки недвижимости Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга 30 декабря 2002 года, ФИО1 и ФИО2 разрешено навесить домовые номерные знаки с обозначением присвоенного адреса строениям на земельных участках №... соответственно садоводческого товарищества «Климовец», Малые сады до оформления границ землепользования с учетом распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 10.09.1999 № 899-р «О мероприятиях по градостроительному развитию территории района «Северная Долина» (л.д. 21-22 том 1).

Кроме того, следует согласиться и с выводом суда первой инстанции о том, что административными истцами ФИО1 и ФИО3 пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2006 N 576-О указано, что установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статьи 195 - 196 ГК Российской Федерации), обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК Российской Федерации). В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.

Как следует из материалов дела ФИО3 об оспариваемом распоряжении стало известно в 2018 году из ответа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №76961-39 от 11.10.2018 года (л.д. 24-25 том 1), из материалов землеустроительного дела следует, что ФИО1 неоднократно обращался к административному ответчику относительно не включения занимаемых административными истцами земельных участков, начиная с 2015 года административному истцу ФИО1 сообщалось об оспариваемом решении, что следует из представленных ответов.

С административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года №... административные истцы обратились в суд только в июле 2020 года (л.д. 32-33 том 1).

В силу части 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не представлено, срок на обращение в суд пропущен значительно, следует прийти к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно применил приведенные выше нормы процессуального закона и принял решение об отказе административным истцам в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административных истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: