ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2695/2016 от 29.06.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Плеханов А.Н. Дело № 33а-2695/2016

Апелляционное определение

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей Соловьева В.А., Ахкямова Р.Р.,

при секретаре Т.М.В.

с участием прокурора К.Е.А. представителя <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики С.А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 29 июня 2016 года дело по апелляционной жалобе <данные изъяты> на решение Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные исковые заявления <данные изъяты> прокурора к <данные изъяты> лесного хозяйства УР и <данные изъяты> лесного хозяйства УР о признании приказов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части незаконными удовлетворены в полном объеме,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия

установила:

<данные изъяты> прокурор обратился в суд с административным иском к <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> В заявлении указал, что приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения в уставы <данные изъяты> государственных казенных учреждений Удмуртской Республики, подведомственных <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее <данные изъяты><данные изъяты>» (далее - Учреждения, ГКУ УР <данные изъяты>

Отдельные положения внесенных в уставы изменений не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства по следующим основаниям.

Согласно подпункта <данные изъяты> пункта <данные изъяты> утвержденных изменений в уставы ГКУ УР <данные изъяты> учреждения наделяются полномочиями по осуществлению приема и рассмотрения лесных деклараций, изменений в лесные декларации.

Прием и рассмотрение лесных деклараций, изменений в них, ГКУ УР <данные изъяты> а не <данные изъяты> является нарушением требований ст.26 Лесного Кодекса РФ, п.п.2, 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации (утв. приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ).

Подпунктом <данные изъяты> подпункта <данные изъяты> изменений в Уставы закреплено, что Учреждения осуществляют прием и рассмотрение отчетов об использовании лесов, воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране и защите лесов.

Согласно ст. 49 Лесного кодекса РФ отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные требования к приему отчетов органами государственной власти установлены приказами Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ

Подпунктом <данные изъяты> пункта <данные изъяты> изменений в уставы, Учреждения осуществляют учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, до ее вывоза из леса.

Согласно ч. 3 ст. 50.1, Правил учета древесины (утв. постановлением Правительства РФ № 1525 от 26.12.2014) осуществление указанного учета также осуществляется органами государственной власти, уполномоченными на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

В соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ п. <данные изъяты> изменений в уставы Учреждения осуществляют ведение государственного лесного реестра по лесничеству, внесение в него изменений.

Полномочие по ведению государственного лесного реестра и внесению в него изменений согласно требований п. 5 ч. 1 ст. 81, ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса РФ, Порядка ведения государственного лесного реестра (утв. приказом Рослесхоза № от ДД.ММ.ГГГГ также возложено на органы государственной власти.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

На основании ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Подпунктом 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

Иные самостоятельные полномочия органов государственной власти субъекта в области лесных отношений законом не предусмотрены.

Согласно подпунктам 4, 5, 8 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в частности, полномочия по организации использования лесов; ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; учету древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Анализ положений ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ свидетельствует о том, что полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственное учреждение может в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти оказывать государственные услуги, выполнять работы или исполнять государственные функции.

Федеральным законодательством не предусмотрена возможность исполнения полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации, созданными субъектом Российской Федерации государственными учреждениями и их должностными лицами.

Лесной кодекс РФ и принятые в его исполнение нормативные правовые акты Российской Федерации предусматривают, что полномочия Российской Федерации в области лесных отношений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предусматривают возможности передачи таких полномочий созданным органами государственной власти субъекта РФ учреждениям и их должностным лицам.

Таким образом, Учреждения, как не относящиеся к органам исполнительной власти Удмуртской Республики, не могут быть уполномочены на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Удмуртской Республике.

Им может быть передано только исполнение собственных полномочий <данные изъяты>, указанных в ст. 82 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, подпунктом <данные изъяты> в пункте <данные изъяты> изменений в Уставы установлено, что <данные изъяты> Учреждения и его <данные изъяты> в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Данное полномочие на <данные изъяты> лесничеств и их <данные изъяты> возложено незаконно по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 22.1, ч.ч. 1, 5.1 ст. 22.2 КоАП РФ государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) дела об административных правонарушениях, рассматриваются их руководителями и заместителями в пределах своих полномочий, указанных в главе 23 КоАП РФ.

Данная норма закона является общей и без внесения соответствующих изменений в специальные статьи главы 23 КоАП РФ, наделяющие государственные учреждения и их должностных лиц полномочиями по рассмотрению административных дел, применяться не может.

При этом ст. 23.24.1 КоАП РФ, то есть специальной статьей главы 23 Ко-АП РФ, ни <данные изъяты> указанных учреждений, ни их <данные изъяты> полномочиями по рассмотрению административных дел не наделены, соответственно возложение на них Уставами указанных полномочий противоречит требованиям действующего федерального законодательства.

На данный приказ <данные изъяты><данные изъяты> прокурором принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями об его отмене. <данные изъяты> лесного хозяйства УР К.Р.З.ДД.ММ.ГГГГ протест рассмотрен, требования прокурора удовлетворены частично, в части удовлетворения требований об исключении из полномочий Учреждений перечисленных переданных <данные изъяты> полномочий, отказано.

На недопустимость возложения на Учреждения полномочий органа государственной власти по приему и рассмотрению лесных деклараций прокурором указывалось <данные изъяты> в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями которого <данные изъяты> согласилось и внесло изменения в договоры аренды лесных участков, в указанной части.

Позиция Федерального агентства лесного хозяйства, на которую ссылается <данные изъяты> говорит о возможности исполнения Учреждениями полномочий <данные изъяты> либо в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъекта, либо в рамках оказания государственных услуг в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг в области лесных отношений.

Поскольку все лесные участки на территории Удмуртской Республики являются федеральной собственностью, прием и рассмотрение лесных деклараций, отчетов об использовании лесов, воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране и защите лесов, учет древесины, ведение государственного лесного реестра не является государственными услугами, а относятся к переданным полномочиям федеральных органов государственной власти, осуществляемых на землях лесного фонда, в силу закона на Учреждения возложены быть не могут.

Осуществляемая в отношении лесных участков деятельность должна быть направлена именно на сохранение уникальности и особой ценности земель лесного фонда и находящихся на них природных ресурсов, что и обеспечит права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.

В результате передачи части полномочий Российской Федерации Учреждениям, нарушения порядка исполнения отдельных полномочий в области лесных отношений, <данные изъяты> созданы условия нарушения лесопользователями их прав по подаче лесных деклараций, отчетов для проверки и рассмотрения именно в уполномоченный орган государственной власти, нарушению установленного федеральным законодательством порядка исполнения перечисленных полномочий.

Возложение на сотрудников Учреждений полномочий федеральных органов государственной власти влечет нарушение основных принципов противодействия коррупции, и не обеспечивает весть комплекс мер по повышению ее эффективности.

Кроме того, прокурор обратился в суд с административным иском к <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики о признании незаконным приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> Требования мотивировал тем, что приказом <данные изъяты> лесного хозяйства УР от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав государственного казенного учреждения Удмуртской Республики <данные изъяты> отдельные положения которого не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства. Так, не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства подпункт <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Устава (в части наделения полномочиями по осуществлению приема и рассмотрению лесных деклараций, изменений в лесные декларации); подпункт <данные изъяты> подпункта <данные изъяты> Устава (части осуществления приема и рассмотрения отчетов об использовании лесов, воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране и защите лесов); подпункт <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Устава (в части наделения полномочиями по учету древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, до ее вывоза из леса); подпункт <данные изъяты> п. <данные изъяты> Устава (в части наделения полномочиями на ведение государственного лесного реестра по лесничеству, внесению в него изменений); подпункт <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Устава (части возложения обязанности по представлению в единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС) документированной информации, указанной в пунктах 1-6 части 9 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ); подпункт <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Устава ( в части наделения <данные изъяты> Учреждения и <данные изъяты> в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, правом рассматривать дела об административных правонарушениях).

Дела по указанным искам в порядке ст. 136 КАС РФ были объединены в одно производство.

Судом в порядке ст. 41 КАС РФ, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики К.Р.З.<данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики Ж.С.С..

Кроме того, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР «<данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты>», ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты>

В части требований прокурора производство по делу было прекращено ввиду отказа от части исковых требований.

<данные изъяты> прокурор просил суд: признать незаконными приказы <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в части подпунктов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ пункта <данные изъяты>, подпункта <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Уставов ГКУ УР <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> и <данные изъяты>», возложить на <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность по опубликованию решения суда, вынесенного по делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте <данные изъяты> в сети <данные изъяты>

Суд постановил вышеуказанное решение, которым постановил:

Признать незаконными подпункты <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> пункта <данные изъяты> подпункт <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Уставов ГКУ УР <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>», «<данные изъяты> «<данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты> утвержденных приказом <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики Ж.С.С. от ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконными подпункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> пункта <данные изъяты>, подпункт <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Устава ГКУ УР <данные изъяты> утвержденного приказом <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики К.Р.З.. от ДД.ММ.ГГГГ

В апелляционной жалобе <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исков прокурора. Полагает, что оспариваемые приказы, возлагающие на лесничества выполнение переданных им полномочий, соответствуют действующему законодательству.

В возражениях <данные изъяты> прокурор указал, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит, поскольку является законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель <данные изъяты> лесного хозяйства С.А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.

<данные изъяты><данные изъяты> прокурора К.Е.А. с апелляционной жалобой не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив жалобу, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ с учётом особенностей, предусмотренных главой 34 КАС РФ.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ - Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По делу установлены следующие обстоятельства:

<данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление в соответствии с законодательством на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.

Указом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГК.Р.З. назначен на должность <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики на срок полномочий <данные изъяты>

Распоряжением <данные изъяты>В.А.С. от ДД.ММ.ГГГГЖ.С.С. назначен на должность <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на Ж.С.С. возложено <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Приказом <данные изъяты>Ж.С.С.. от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения в уставы <данные изъяты> государственных казенных учреждений Удмуртской Республики, подведомственных <данные изъяты> в том числе: ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты>», ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты>», ГКУ УР <данные изъяты>», ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты> ГКУ УР <данные изъяты>».

Утвержденные указанным приказом изменения в Уставы заключаются в следующем:

1) в пункте <данные изъяты> Уставов:

подпункт <данные изъяты> изложен в следующей редакции:

<данные изъяты>. обеспечивает мероприятия по охране лесов, тушению лесных пожаров, защите и воспроизводству лесов;»;

подпункт <данные изъяты> изложен в следующей редакции:

<данные изъяты>. осуществляет прием и рассмотрение лесных деклараций, изменений в лесные декларации;»;

Уставы дополнены подпунктами <данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> следующего содержания:

<данные изъяты> осуществляет прием и рассмотрение отчетов об использовании лесов, воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране и защите лесов;

<данные изъяты> заключает договоры купли-продажи лесных насаждений с гражданами для собственных нужд;

<данные изъяты> представляет в единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС) документированную информацию, указанную в пунктах 1-6 части 9 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации;

<данные изъяты> осуществляет учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, до ее вывоза из леса;

<данные изъяты> осуществляет ведение государственного лесного реестра по лесничеству, внесение в него изменений.»;

2) в пункте 4.1 Уставы дополнены подпунктом 9.1 в следующей редакции:

«9.1 руководитель Учреждения и его заместители в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях;».

В соответствии с распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> в целях оптимизации системы управления лесным хозяйством ГКУ УР <данные изъяты> было реорганизовано путем присоединения к нему государственного казенного учреждения Удмуртской Республики <данные изъяты>

В соответствии с п.п. <данные изъяты> п. <данные изъяты> указанного распоряжения, <данные изъяты> лесного хозяйства Удмуртской Республики поручено утвердить по согласованию с <данные изъяты> имущественных отношений Удмуртской Республики соответствующие изменения в устав государственного казённого учреждения Удмуртской Республики <данные изъяты>

Приказом <данные изъяты>К.Р.З. от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав государственного казенного учреждения Удмуртской Республики <данные изъяты>

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о законности требований прокурора соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ - законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Подпунктом 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

Иные самостоятельные полномочия органов государственной власти субъекта в области лесных отношений законом не предусмотрены.

Согласно п.п. 4, 5, 8 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в частности, полномочия по организации использования лесов; ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; учету древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Соответственно, по смыслу положений ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ - полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственное учреждение может в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти оказывать государственные услуги, выполнять работы или исполнять государственные функции.

Федеральным законодательством не предусмотрена возможность исполнения полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации, созданными субъектом Российской Федерации государственными учреждениями и их должностными лицами.

Лесной кодекс РФ и принятые во исполнение его положений нормативные правовые акты Российской Федерации предусматривают, что полномочия Российской Федерации в области лесных отношений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предусматривают возможности передачи таких полномочий созданным органами государственной власти субъекта РФ учреждениям и их должностным лицам.

В соответствии с ч. 2 ст.26 Лесного Кодекса РФ, приказа Минприроды России от 16.01.2015 №17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды в органы государственной власти непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных услуг.

Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Согласно ст. 49 Лесного кодекса РФ отчет об использовании лесов (ин-формация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме (утв. Приказом Минприроды России от 25.12.2014 N 573) отчет об использовании лесов (далее - Отчет) представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации

Аналогичная норма содержится в приказах Минприроды России № 28 от 20.01.2015 и № 129 от 23.03.2015.

В соответствии с ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 8 Порядка ведения государственного лесного реестра (утв. Приказом Рослесхоза от 30.05.2011 N 194) ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации.

В случае, если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъектов Российской Федерации или изъято в соответствии с частью 10.1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации, ведение реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из системного анализа приведенных выше норм, следует, что государственные казенные учреждения (<данные изъяты> не относящиеся к органам исполнительной власти Удмуртской Республики, не могут быть уполномочены на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Удмуртской Республике.

Следовательно, у <данные изъяты> лесного хозяйства УР, не имелось законных оснований для передачи <данные изъяты> являющимся ГКУ УР, полномочий на осуществление приема и рассмотрения лесных деклараций, на осуществление приема и рассмотрения отчетов об использовании лесов, воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране и защите лесов, и на осуществление ведения государственного лесного реестра по лесничеству, внесению в него изменений.

Доводы административного ответчика об обратном, как основанные на неверном толковании положений Лесного кодекса РФ являются несостоятельными и отклоняются.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24 - 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

В соответствии со ст. 23.24.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 7.9, 7.10 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24 - 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;

2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

Перечень должностных лиц, установленный ст.ст. 23.24, 23.24.1 КоАП РФ, не содержит в себе указание на возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных нормами КоАП РФ, должностными лицами <данные изъяты> являющихся ГКУ УР, при этом перечень является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию.

При изложенных обстоятельствах наделение <данные изъяты> полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях не соответствует положениям Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Доводы административных ответчиков в указанной части со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ, которая предусматривает возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), судом правомерно отклонены, поскольку указанная норма закона является общей и без внесения соответствующих изменений в специальные статьи главы 23 КоАП РФ, наделяющие государственные учреждения и их должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях применяться не может.

Установив вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ и приказ от ДД.ММ.ГГГГ в оспоренной прокурором части противоречат действующему законодательству и как следствие, свидетельствуют о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в области пользования лесными ресурсами.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исков прокурора.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых аргументов, ставящих под сомнение соответствие закону выводов суда первой инстанции, по существу приведенные доводы направлены на иное толкование действующего законодательства, повторяют позицию административных ответчиков относительно требований прокурора в суде первой инстанции, данным доводам районным судом уже дана надлежащая оценка в оспариваемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 5 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> без удовлетворения.

Председательствующий Кричкер Е.В.

Судьи Соловьев В.А.

Ахкямов Р.Р.

Копия верна судья Кричкер Е.В.