Судья Куликова Е.А.
Дело № 33а-277/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 апреля 2018 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Кочева С.Н.,
судей Папуловой С.А., Тараника В.Ю.,
при секретаре Шаховой И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, обязании к совершению действий
по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 19.01.2018.
Заслушав доклад судьи Кочева С.Н., пояснения помощника прокурора Еврейской автономной области Холманских Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - МО «Смидовичский муниципальный район»), по подготовке и утверждению генерального плана Приамурского городского поселения; обязать глав администрации МО «Смидовичский муниципальный район», МО «Приамурское городское поселение» принять решение о подготовке проекта генерального плана Приамурского городского поселения, подготовить проект указанного генерального плана и внести на утверждение представительного органа МО «Смидовичский муниципальный район» в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий. По результатам проверки выявлено, что администрацией МО «Смидовичский муниципальный район» до настоящего времени не принято решение о подготовке проекта генерального плана МО «Приамурское городское поселение» и не утверждён генеральный план сельского поселения.
Полномочия по разработке генерального плана поселения возложены на администрацию МО «Смидовичский муниципальный район». Бездействие администрации в подготовке и утверждении генерального плана поселения препятствует созданию условий для обеспечения безопасности при осуществлении градостроительной деятельности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, не обеспечивается ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и охрану, и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку при отсутствии документов территориального планирования, а именно генерального плана поселения, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую.
19.09.2017 прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Смидовичский муниципальный район» внесено представление об устранении нарушений закона, которое фактически отклонено.
19.01.2018 решением Смидовичского районного суда ЕАО постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Смидовичский муниципальный район», администрации МО «Приамурское городское поселение» о признании незаконным бездействия, обязании к совершению действий, отказать.
В апелляционном представлении исполняющий обязанности прокурора Смидовичского района ЕАО Маслов И.А. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указал, что главной задачей современного генерального плана является определение пути последовательного преобразования территории. Любое градостроительное действие должно быть увязано с решениями ранее утверждённых документов территориального планирования, учитывая все факторы, связанные с современным состоянием и использованием территории. Отсутствие генерального плана влечёт за собой грубое нарушение прав жителей муниципального образования на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Возражений на апелляционное представление не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора ЕАО Холманских Т.А. доводы апелляционного представления поддержала.
Представители административных ответчиков администрации МО «Смидовичский муниципальный район» администрации МО «Приамурское городское поселение» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Учитывая, что лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены судом заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 указанного Кодекса).
Пунктами 1, 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ определено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые разрабатываются на основании документов территориального планирования.
Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления (ч. 1). Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения (ч. 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 3).
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 названного Закона).
Судом первой инстанции установлено, что согласно соглашению от 30.12.2016 № 8 администрацией МО «Приамурское городское поселение» переданы администрации МО «Смидовичский муниципальный район» отдельные полномочия по решению вопросов местного значения, а именно: подготовка генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки; утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения; осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из наличия схемы территориального планирования поселения, Правил землепользования и застройки Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, и отсутствии необходимости в подготовке и утверждении генерального плана, поскольку не предполагается изменение существующего использования территории поселения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 30Градостроительногокодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ). Частью 3 данной статьи предусмотрен Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений.
Частью 1 ст. 19 названного Кодекса установлено, что схема территориального планирования муниципального района содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
Как установлено из материалов дела, решение о подготовке проекта генерального плана МО «Приамурское городское поселение» не имеет, проект генерального плана не подготовлен и не внесён на утверждение в представительный орган муниципального района.
Вместе с тем, решениями Собрания депутатов МО «Смидовичский муниципальный район» от 20.07.2006 № 52 и от 27.07.2017 № 62 утверждены проект «Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории особого регулирования областного значения - территории левобережья реки Амур Смидовичского муниципального района» и Правила землепользования и застройки Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, соответственно.
Таким образом, в указанном муниципальном образовании разработаны и утверждены в установленном законодательством порядке схема территориального планирования поселения и Правила землепользования и застройки, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, являющиеся обязательным видом документации, в соответствии с которой подлежат решению вопросы земельно-имущественных отношений, строительства и реконструкции объектов разного функционального назначения.
Отсутствие генеральногоплана на момент рассмотрения административного искового заявления не препятствует осуществлению градостроительной деятельности, и какие-либо ограничения не накладывает.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий: не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
Из объяснений представителей административных ответчиков в суде первой инстанции установлено, что изменение существующего использования территории поселения не предполагается.
Согласно ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Указанная норма вводит ограничения на решения органов местного самоуправления в отношении земельных участков после 31.12.2012 при отсутствии генеральных планов поселений.
Довод апелляционного представления со ссылкой на указанную статью о том, что бездействием административных ответчиков могут быть нарушены права неопределённого круга лиц после 31.12.2012 является несостоятельным, так как основан на предположениях, а не на достоверных доказательствах.
Также суд, верно, пришёл к выводу о том, что доказательств нарушений прав и законных интересов неопределённого круга лиц в результате отсутствия подготовленного проекта генерального плана поселения прокурором суду не представлено.
Указание в представлении о том, что решением Собрания депутатов МО «Смидовичский муниципальный район» от 20.07.2006 № 52 утверждён проект «Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории особого регулирования областного значения - территории левобережья реки Амур Смидовичского муниципального района», не влияет на существо вынесенного решения судом, поскольку решением указанного Собрания депутатов от 09.10.2014 № 12 были внесены изменения в решение от 20.07.2006 № 52, наименование изложено в следующей редакции: «Об утверждении территориальной комплексной схемы Приамурского городского поселения».
С учётом изложенных обстоятельств судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления, не усматривает.
Руководствуясь ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 19.01.2018 оставить без изменения, апелляционное представлению и.о. прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи