ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2870/2023 от 12.09.2023 Курского областного суда (Курская область)

Судья Богдан С.Г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей - Ягерь Е.А., Курочкиной И.А.,

при секретаре Сенчук Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 сентября 2023 года административное дело по административному иску Ненашевой Татьяны Семеновны к администрации г. Железногорска Курской области, Управлению городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области об оспаривании действия, поступившее с апелляционной жалобой Ненашевой Т.С. на решение Железногорского городского суда Курской области от 25 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., административного истца Ненашеву Т.С. и ее представителя Малыхину А.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ненашева Т.С. обратилась в суд с административным иском об оспаривании письма Управления городского хозяйства администрации г.Железногорска Курской области от 04.10.2022г. №06-03-2082, в котором ей предлагалось добровольно возместить вред, причиненный окружающей среде, в размере, рассчитанном на основании утвержденной в установленном порядке методики, и в котором указывалось на последующее обращение органа в суд в случае, если вред не будет возмещен к определенному сроку.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного искового заявления Ненашевой Т.С.

В апелляционной жалобе административным истцом поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Административные ответчики о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенные по правилам ст.96 КАС РФ, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям ст.227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.

В данном случае суд первой инстанции, разрешая заявленный административный иск Ненашевой Т.С., пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для его удовлетворения.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Решением Железногорской городской думы от 19.10.2017 N 14-6-РД утверждены Правил благоустройства территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области", согласно которым на территории города Железногорска запрещено самовольно производить вырубку деревьев и кустарников. Снос крупномерных деревьев и кустарников, попадающих в зону застройки или прокладки подземных коммуникаций, установки высоковольтных линий и других сооружений, следует производить только по письменному разрешению администрации города Железногорска. За вынужденный снос крупномерных деревьев и кустарников, связанных с застройкой или прокладкой подземных коммуникаций, следует оплачивать восстановительную стоимость. Выдачу разрешения на снос деревьев и кустарников производится после оплаты восстановительной стоимости. Размер восстановительной стоимости зеленых насаждений и место посадок определяются администрацией города Железногорска. За всякое повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений, а также за непринятие мер охраны и халатное отношение к зеленым насаждениям с виновных взимается восстановительная стоимость поврежденных или уничтоженных насаждений. Порядок разрешения вырубки (сноса) зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного природной среде города Железногорска незаконной вырубкой, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска устанавливается решением Железногорской городской Думы от 26.03.2009 N 187-4-РД "Об утверждении Положения о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска" (статья 6 пункты 5-9,10,11,16 Правил).

Согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Решением Железногорской городской думы от 26.03.2009 №187-4-РД утверждено Положение о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска Курской области, которое согласно статье 4 распространяется на весь зеленый фонд города Железногорска, за исключением зеленых насаждений, находящихся на территории частных домовладений и садовых участках, являющихся частной собственностью, а также зеленых насаждений, расположенных на земельных участках многоквартирных жилых домов, являющихся общей долевой собственностью общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Положение классифицирует снос зеленых насаждений на разрешенный и незаконный.

Разрешенным сносом зеленых насаждений признается снос деревьев (в т.ч. аварийных), кустарников, газонов и цветников, оформленный в установленном порядке, выполнение которого необходимо в целях обеспечения условий для размещения временных объектов и объектов недвижимости, их ремонта и обслуживания, объектов инженерного обеспечения, дорог, проездов, благоустройства городских территорий, а также в целях обеспечения нормативных требований к освещенности жилых и общественных помещений. При разрешенном сносе деревьев выполняется порубка ствола и выкорчевывание (уборка) пней.

При разрешенном сносе зеленых насаждений с лица, по инициативе которого производится снос, взыскивается восстановительная стоимость, используемая преимущественно на целевое финансирование работ по восстановлению зеленых насаждений.

Незаконным сносом зеленых насаждений считается снос (порубка) или порча деревьев, кустарников, газонов и цветников, выполненные без соответствующих разрешительных документов и оплаты восстановительной стоимости (статья 3 Положения).Вопросы, связанные со сносом, пересадкой зеленых насаждений и оценкой восстановительной стоимости, решает комиссия по зеленым насаждениям (далее по тексту - Комиссия). Состав и порядок работы Комиссии определяется Администрацией города Железногорска. Основными задачами Комиссии являются максимально возможное сохранение зеленых насаждений при осуществлении разрешенного сноса на территории города Железногорска и определение суммы стоимости зеленых насаждений, подлежащей возмещению. Размер стоимости, подлежащей возмещению при разрешенном сносе, и ущерба при незаконном сносе зеленых насаждений рассчитывается в соответствии с Методикой оценки восстановительной стоимости, а также ущерба, возмещаемого за вынужденный или незаконный снос зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области, утвержденной постановлением Администрации города Железногорска (статья 5 Положения в ред. решения Железногорской городской Думы от 21.06.2022 N 471-6-РД).

Согласно статье 13 Положения за незаконную порубку или повреждение зеленых насаждений виновные юридические и физические лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Курской области.

Уплата штрафа за незаконную порубку или повреждение зеленых насаждений не освобождает нарушителя от обязанности возмещения ущерба. Ущерб, причиненный окружающей среде незаконным сносом или повреждением зеленых насаждений на территории города Железногорска, предъявляется нарушителям Управлением городского хозяйства Администрации города Железногорска. Размер ущерба определяется управлением экономики и инвестиционной политики Администрации города Железногорска в соответствии с Методикой оценки восстановительной стоимости, а также ущерба, возмещаемого за вынужденный или незаконный снос зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области, утвержденной постановлением Администрации города Железногорска, и подлежит перечислению в бюджет города Железногорска (статья 14 в ред. решения Железногорской городской Думы от 21.06.2022 N 471-6-РД).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ненашева Т.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 735 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, для размещения объектов торговли года, с 23.12.2020 года (л.д.89-91).

На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - нежилое здание (магазин) с кадастровым номером № , площадью 128,6 кв.м., принадлежащий Ненашевой Т.С. (л.д.17-19).

15 февраля 2022 года администрацией города Железногорска Ненашевой Т.С. выдано разрешение на строительство №46-301000-02-2022, согласно которому истице разрешили строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией по адресу: <адрес>. Место строительства – земельный участок с кадастровым номером , общая площадь строения – 225,8 кв.м., площадь застройки – 257,5 кв.м., количество этажей - 1 (л.д.15).

Ненашева Т.С. неоднократно обращалась в администрацию г.Железногорска Курской области с заявлениями о разрешении сноса зеленых насаждений, однако его не получила (л.д.68,70,72).

4 июля 2022 года комиссия по зеленым насаждениям составила акт №23, которым постановила: разрешить снос зеленых насаждений, произрастающих по адресу: : <адрес>, с кадастровым номером , в связи с реконструкцией нежилого здания – магазина (разрешение на строительство от 15.02.2022г. №46-301000-02-2022), с оплатой восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений, рассчитанной в соответствии с Методикой оценки восстановительного стоимости, а также ущерба, возмещаемого за вынужденный или незаконный снос зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Город Железногорск» Курской области, одобренной постановлением Администрации города Железногорска Курской области от 30.06.2022 года №1870, в общем размере 200.224,80 руб. (л.д.60).

8 августа 2022 года Комиссия по зеленым насаждениям составила Акт, которым было установлено повреждение зеленого насаждения – дуба, у которого отсутствовали признаки прекращения роста, в том числе: нижние ветки дуба повреждены механическим способом, предположительно экскаватором – погрузчиком, корневая система повреждена при выполнении земляных работ под устройство фундамента (л.д.61)

Комиссией сделаны фотографии места происшествия (л.д. 62-67).

29 сентября 2022 года Ненашева Т.С. вновь обратилась в администрацию г. Железногорска Курской области с заявкой на снос зеленых насаждений, со ссылкой на наличие на её земельном участке ветхого сухого дуба, который просила признать аварийным (л.д.75).

Отвечая на указанное заявление 4 октября 2022 года (письмо №06-03-2082) Управление городского хозяйства администрации г.Железногорска, ссылаясь на Положение о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска Курской области и Правила благоустройства территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области", сообщило Ненашевой Т.С. о необходимости возмещения компенсации стоимости ущерба за незаконное повреждение зеленых насаждений, в течение 30 дней в размере 1.208.891,25 руб. (л.д.8).

Анализируя обстоятельства дела и приведенные нормы права, судебная коллегия считает правильными выводы городского суда об отсутствии оснований для удовлетворении административного иска, поскольку в данном случае административный ответчик действовал пределах предоставленных полномочий и в соответствии с вышеприведенными положениями нормативно-правового регулирования в сфере спорных правоотношений.

Оспариваемые Ненашевой Т.С. действия муниципальных органов ее права не нарушают, поскольку согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда, принятому по результатам рассмотрения дела в порядке искового производства.

Единственным правовым последствием невыполнения лицом предложения органа о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере, исчисленном на основании соответствующей методики, является последующая реализация органом, направившим такое письмо, права на обращение в суд.

Таким образом, письмо уполномоченного органа с предложением возместить вред окружающей среде, направленное причинителю вреда для его добровольной компенсации, не является в данном случае актом, имеющим правовые последствия, так как не нарушает прав и интересов причинителя вреда. Возражения относительно наличия оснований для возмещения вреда и правильности определения его размера могут быть заявлены причинителем вреда при рассмотрении дела о взыскании вреда судом в случае подачи такого иска уполномоченным органом. В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Железногорского городского суда Курской области от 25 апреля 2023 года, исключив из его мотивировочной части выводы о причинении Ненашевой Т.С. ущерба за незаконное повреждение зеленого насаждения и его размера.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

апелляционную жалобу Ненашевой Т.С. удовлетворить частично.

Решение Железногорского городского суда Курской области от 25 апреля 2023 года изменить, исключив из его мотивировочной части выводы о причинении Ненашевой Т.С. ущерба за незаконное повреждение зеленого насаждения и его размера, в остальной части решение оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи