ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3024/2022 от 27.09.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Лобанова И.В.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Шуваевой Е.И.,

судей – Курочкиной И.А., Бабкиной О.С.,

при секретаре Прониной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2022 года административное дело по административному иску Трубачевой Татьяны Владимировны к администрации поселка Коренево Кореневского района Курской области об оспаривании бездействия, поступившее с апелляционной жалобой Трубачевой Т.В. на решение Кореневского районного суда Курской области от 18 июля 2022 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Трубачева Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования несогласием с ответом администрации п. Коренево Кореневского района Курской области от 08.06.2022г. №02-28/466 на ее письменное обращение от 12.05.2022г. об устранении нарушения законных прав и интересов собственников квартир в доме, расположенном по адресу: <адрес> в связи с не проведением капитального ремонта многоквартирного жилого дома. Считая, что ответ не соответствует требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», просила признать его незаконным и возложить на администрацию обязанность рассмотрения обращения в полном объеме.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец Трубачева Т.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

Административный истец Трубачева Т.В., о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенная по правилам ст.96 КАС РФ, в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика – администрации п.Коренево Кореневского района Курской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный по правилам ст.96 КАС РФ, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав участвующих лиц, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения указанных обращений урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).

Статья 5 Закона N 59-ФЗ наделяет гражданина при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом правами на предоставление дополнительных документов и материалов, а также на их истребование; на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, с учетом установленных Законом N 59-ФЗ и иными федеральными законами ограничений; на получение письменного ответа по существу постановленных в обращении вопросов; на обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; на обращение с заявлением о прекращении обращения.

Согласно части 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ письменный ответ на обращение должен быть дан по существу поставленных в обращении вопросов.

Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 13 мая 2022 года Трубачева Т.В. обратилась в администрацию п.Коренево Кореневского района Курской области с заявлением, в котором указала, что является собственником квартиры № в жилом доме № по <адрес>. Жилой дом был включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, после чего собственники квартир в многоквартирном доме стали оплачивать обязательные взносы в Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

11 февраля 2014 года администрацией п.Коренево Кореневского района Курской области было вынесено постановление №13 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории п.Коренево Кореневского района Курской области». На 2016 год был утвержден план по комплексному ремонту указанного многоквартирного жилого дома, стоимость капитального ремонта составила 1730175 рублей. Перечень услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирного дома на 2016 год составлял: инженерные сети электроснабжения - 158125 рублей; инженерные сети газоснабжения - 48 300 рублей; инженерные сети водоснабжения - 96025 рублей; ремонт крыши - 236325 рублей; ремонт подвальных помещений - 20125 рублей; утепление и ремонт фасада - 1020625 рублей; установка коллективных приборов учета -13513 рублей; ремонт фундамента -15525 рублей; разработка проектной документации - 12362 рубля; замена окон, дверей - 109250 рублей.

Данные работы были определены с учетом осмотра многоквартирного жилого дома, в котором и в настоящее время необходим капитальный ремонт. В доме был начат капитальный ремонт, в частности, выполнен ремонт инженерных сетей электроснабжения, после чего капитальный ремонт прекратился, хотя срок окончания всех работ был установлен на 4 квартал 2017 года. В связи с чем, собственники начали обращаться с жалобами и заявлениями, пытались получить информацию, на каком основании были прекращены начатые работы.

Заместителем председателя комитета - начальником управления жилищной политики Никулиным А.В. был составлен ответ, из которого следовало, что Законом Курской области от 07.03.2019 года №17-ЗКО внесены изменения в Закон Курской области «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области», устанавливающие, что в региональную программу капитального ремонта не включаются дома, в которых имеется менее пяти квартир.

Таким образом, ей стало известно о том, что в 2019 году дом был исключен из региональной программы капитального ремонта. Впоследствии ей стало известно, что ремонт не был окончен в связи с тем, что все собственники квартир на общем собрании в 2018 году приняли решение о переносе капитального ремонта в их доме. Поскольку данного собрания не было, она обратилась в полицию. В ходе проверки было установлено, что должностное лицо администрации п.Коренево Кореневского района Курской области Акимова Н.А. изготовила поддельный документ, который послужил основанием для переноса капитального ремонта в указанном многоквартирном доме. Впоследствии, данный поддельный документ была направлен администрацией п.Коренево Кореневского района Курской области в Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

25 апреля 2022 года в отношении Акимовой Н.А. было отказано в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Если вред причинен должностным лицом органа местного самоуправления, то данный вред возмещается соответствующим органом местного самоуправления, где работало должностное лицо, допустившее нарушение закона и причинившее вред. Из-за незаконных действий должностного лица администрации п.Коренево Кореневского района Курской области Акимовой Н.А. капитальный ремонт в многоквартирном доме не был проведен в установленные сроки и впоследствии, в связи с изменением в законодательстве РФ, дало основание исключить дом из региональной программы капитального ремонта. Такими действиями ей и другим собственникам квартир фактически был причинен вред, они продолжают проживать в доме, который требует капитального ремонта, в связи с чем, имеется угроза их здоровью и жизни, они не имеют возможности провести капитальный ремонт по региональной программе. В связи с чем, просила устранить допущенные должностным лицом администрации п.Коренево Kopеневского района Курской области нарушения законных прав и интересов собственников квартир в доме, расположенном по адресу: Курская область, поселок Коренево, улица Советская, дом № 28, направленные на устранение угрозы здоровью и жизни собственников квартир и на проведение капитального ремонта в доме.

Заявление Трубачевой Т.В. поступило и было зарегистрировано администрацией п.Коренево Кореневского района Курской области 13 мая 2022 года.

8 июня 2022 года на обращение Трубачевой Т.В. главой администрации п.Коренево Кореневского района Курской области Пугачевым Р.В. дан ответ, из которого следует, что вопросами проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Курской области занимается «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

Согласно данным, представленным региональным оператором фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области на лицевой счет дома № по <адрес> от жителей этого дома с 2014 года поступило денежных средств в сумме 127835,19 рублей. Региональным оператором в 4 квартале 2019 года были проведены работы по капитальному ремонту инженерных сетей электроснабжения на сумму 140939,23 рублей. В соответствии с постановлением администрации Курской области от 19.10.2021 г. № 1087-па «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области», дом по адресу: <адрес>, исключен из Региональной программы капитального ремонта, в связи с превышением совокупной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в расчете на один квадратный метр общей площади.

В связи с этим, и в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного постановлением администрации Курской области от 06.12.2016 г. № 929-па, собственникам необходимо осуществить следующие мероприятия: провести общее собрание собственников, по результатам которого принять решение, определяющие уполномоченное лицо или организацию, которые должны провести осмотр технического состояния многоквартирного дома. По результатам осмотра технического состояния дома, при наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу (или реконструкции), обратиться в органы местного самоуправления для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.06.2006 года №47 и принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу (или реконструкции); при отсутствии признаков аварийности дома для его повторного включения в региональную программу необходимо решением общего собрания определить перечень мероприятий, проведение которых обеспечит снижение совокупности стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе, путем уменьшения количества видов работ, подлежащих реализации в краткосрочном периоде, с учетом суммы фактически оплаченных взносов, оплаты превышения предельной стоимости капитального ремонта за счет увеличения размера взноса на капитальный ремонт, который собственники определяют самостоятельно на общем собрании собственников, обратиться в специализированную организацию с просьбой провести обследование многоквартирного дома, составить дефектную ведомость и провести расчет стоимости ремонтных работ в соответствии с дефектной ведомостью.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходя из того, что на обращение административного истца уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления в установленный законом срок был дан ответ по существу поставленных вопросов, что прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, пришел к выводу как об отсутствии признаков незаконного бездействия административного ответчика, так и для признания оспариваемого ответа незаконным.

Судебная коллегия полностью соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку обусловившие его принятие выводы основаны на полной и всесторонней оценке конкретных фактических обстоятельств и материалов дела, а равно на правильном применении положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы Трубачевой Т.В. судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они свидетельствуют лишь о несогласии с мотивированными выводами суда первой инстанции, но не опровергают их.

Следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в абзаце первом пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Положениями Закона N 59-ФЗ гражданин не наделен полномочиями требовать от органа или должностного лица, которому направлено соответствующее обращение, подготовить ответ, имеющий желаемые заявителем форму и (или) содержание. В этой связи не наделен гражданин и правом определения мероприятий, необходимых для рассмотрения его вопроса.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Кореневского районного суда Курской области от 18 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трубачевой Т.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи