ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-31732/18АП от 02.10.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Яровой А.В. Дело № 33а-31732/2018 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 октября 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кузьминой А.В., Песецкой С.В.

при секретаре Маркиной И.С.

по докладу судьи Кузьминой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мададова М.М. к Управлению пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края о признании незаконным постановления о взыскании страховых взносов по апелляционной жалобе начальника Управлению пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края Л.А.Скоробогатько на решение Славянского районного суда Краснодарского края от 23 мая 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Мададов М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края о признании незаконным постановления о взыскании страховых взносов.

В обоснование своих требований административный истец указал, что в период с <...> по <...> имел статус предпринимателя без образования юридического лица. Управление пенсионного фонда России в Славянском районе, рассмотрев предъявленное истцу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от <...><...> своим постановлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от <...><...> постановил произвести взыскание страховых взносов, пеней и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам от <...><...> за счет имущества истца в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме <...> руб., в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии <...> руб., а так же начисленные на нее пени в сумме <...> руб. и <...> руб. и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <...> руб., в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме <...> руб., пени в сумме <...> руб. и <...> руб. Указанное постановление было направлено в Славянский городской отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю (далее Славянский городской отдел судебных приставов), который возбудил исполнительное производство и <...> направил его в ГУ УПФ России в Славянском районе для обращения взыскания на пенсию выплачиваемую истцу. Считает, что срок исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от <...><...> истек <...>. Таким образом, принятое ГУ УПФ России в Славянском районе Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от <...><...> c нарушением установленного годичного срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов нарушило конституционные права истца. Указанные обстоятельства и послужили причиной для обращения в суд с указанными требованиями.

Обжалуемым решением Славянского районного суда Краснодарского края от 23 мая 2018 г. удовлетворены административные исковые требования Мададова М.М. к Управлению пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края о признании незаконным постановления о взыскании страховых взносов.

Признано незаконным Постановление Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Славянском районе Краснодарского края о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от <...><...> Мададова М.М..

Суд также обязал Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Славянском районе Краснодарского края вернуть Мададову М.М. незаконно взысканные за счет имущества истца денежные средства в сумме <...> руб.

В апелляционной жалобе начальник управления пенсионного фонда РФ Л.А. Скоробогатько просит решение суда первой инстанции отменить, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Славянском районе Краснодарского края по доверенности Пострыгай Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать, другие стороны в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещался по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) посредством направления судебных извещений, которые получены адресатами, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта «Почты России». Данные извещения судебная коллегия

считает заблаговременными. Административному истцу Мададову М.М. по адресу, указанному в административном исковом заявлении, направлено уведомление о месте и времени судебного заседания, однако с <...> до настоящего времени ожидает адресата в месте вручения. Согласно материалам дела административный истец временно находится в США местонахождение скрывает и ведет дело через представителя по доверенности Ермолаева В.И., которому так же направлено извещение, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <...>, а также реестром почтовых отправлений. Однако представитель административного истца уклоняется от получения уведомлений. Учитывая изложенное судебная коллегия расценивает как преднамеренное уклонение от получения уведомления и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах. Суд апелляционной инстанции неоднократно откладывал рассмотрение дела в связи с не явкой в судебное заседание представителя Мададова М.М. по доверенности Ермолаева В.И. Таким образом, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о том, что со стороны истца, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.

Изучив письменные материалы, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены судебного постановления.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела или нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права является: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2019 года № 212-ФЗ «О страховых вносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), действовавшего до 01 января 2017 года, «Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее – контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионных фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…»

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 19 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока

Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Статьей 20 Закона № 212-ФЗ предусмотрено взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя.

В случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Как следует из материалов дела ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с <...> по <...>.

В связи с наличием задолженности по страховым взносам и пени в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного пенсионного страхования за <...> год ФИО1 Управлением Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края было предъявлено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов <...> от <...> на сумму <...> руб. со сроком исполнения – до <...>.

В связи с неисполнением ФИО1 данного требования, Управлением ПФР в Славянском районе <...> было вынесено Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках <...>

В соответствии с принятым Решением в ОАО «Сбербанк России», в котором открыт валютный счет ФИО1, были направлены инкассовые поручения на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов в пределах сумм, указанных в Требовании <...> от <...>. В связи с возвратом банком <...> инкассовых поручений без исполнения были сформированы инкассовые поручения от <...> на эту же сумму и направлены в ОАО «Сбербанк России» для исполнения с рублевого счета плательщика – ФИО1

После получения <...> информации от банка о помещении инкассовых поручений в картотеку в связи с отсутствием денежных средств на счетах плательщика страховых взносов, <...> было вынесено Постановление <...> о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика в сумме <...> руб. и направлено в Славянский городской отдел судебных приставов УФССП РФ по Краснодарскому края для исполнения. В связи с получением ФИО1 дохода в виде пенсии по инвалидности взыскание было обращено на данный вид дохода.

Удовлетворяя административные исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что согласно части 3 статьи 20 Закона № 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов и таким образом поскольку требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов <...> вынесено <...> со сроком исполнения до <...>, то годичный срок давности для приятия постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов по указанному требованию истек <...>.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.

Так, согласно части 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Как следует из материалов дела информация от банка о помещении инкассовых поручений в связи с отсутствием денежных средств на счетах плательщика страховых взносов получено управлением пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края <...>, тогда как постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) <...> вынесено <...>, то есть в пределах срока предусмотренного частью 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве.

При таких обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Славянского районного суда Краснодарского края от 23 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.10.2018г.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>