ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3242 от 26.04.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Борисова Е.А. № 33а-3242

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2018 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Поляниной О.А.,

судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Камендровском С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Заводского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Заводского районного суда города Саратова от 22 января 2018 года, которым административный иск к удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, письменное заключение прокурора Никоноровой О.Е., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Заводского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по принятию мер, направленных на замену аварийных объектов теплоснабжения, а именно: теплотрассы от котельной по улице Огородной, дом 186, протяженностью 2423 м; теплотрассы от котельной по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м; теплотрассы от У-196 до ЦТП по улице Орджоникидзе, дом 12 «а», протяженностью 517 м, теплотрассы (т/вод) от ЦТП до ж\д по улице Омской, 25 до жилого дома по улице Омская, 25, понуждению администрации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести замену указанных объектов теплоснабжения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки по вопросу нарушений требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны администрации установлено, что указанные объекты теплоснабжения являются аварийными и требуют замены в связи с истечением срока эксплуатации и степенью износа более 70%. Собственником данных объектов является администрация, что подтверждается распоряжениями комитета по управлению имуществом города Саратова и свидетельствами о регистрации права. По сведениям комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации за период с 2015 года по 2017 год на теплотрассах зафиксированы неоднократные повреждения. 28 сентября 2017 года от членов правления жилищно-строительного кооператива «Пилот-46» поступило сообщение, что на теплотрассе (т/вод) от ЦТП до ж\д по улице Омской, 25 повреждения возникают регулярно, в связи с чем жителям многоквартирного дома 25 по улице Огородной города Саратова горячее водоснабжение подается с перебоями. Приводит довод о том, что по итогам ранее проведенной прокуратурой города Саратова проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокурором было вынесено представление от 31 января 2017 года № 47-2017 в адрес главы администрации об устранении нарушений действующего законодательства, но каких-либо мер со стороны административного ответчика, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято. Прокурор полагал, что бездействие администрации неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что, в свою очередь, повлечет нарушение права неопределенного круга лиц - пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг.

Решением Заводского районного суда города Саратова от 22 января 2018 года суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии мер, направленных на замену аварийных объектов теплоснабжения, а именно: теплотрассы от котельной по улице Огородной, дом 186, протяженностью 2423 м; теплотрассы от котельной по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м; теплотрассы от У-196 до ЦТП по улице Орджоникидзе, дом 12 «а», протяженностью 517 м; теплотрассы от ЦТП до ж/д по улице Омская, 25; на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести замену указанных объектов теплоснабжения.

Администрация не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает на недоказанность факта бездействия со стороны администрации, полагает, что техническое состояние теплотрасс по улице Огородной, дом 186, протяженностью 2423 м, по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м свидетельствует о нарушении договорных обязательств со стороны управляющей организации ПАО «Т Плюс», в связи с чем ответственность по замене участков теплотрасс должна нести управляющая организация. Ссылаясь, что держателем теплотрассы от ЦТП до жилого дома по улице Омская, 25 определен комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет ЖКХ), то именно данный комитет является надлежащим ответчиком по делу.

В возражениях прокурор указывают на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.

На заседание судебной коллегии лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционного представления надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии со стороны администрации, выразившимся в непринятии мер, направленных на замену аварийных объектов теплоснабжения, указанных в административном иске прокурора.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, что теплотрасса от котельной по улице Огородной, дом 186, протяженностью 2423 м, теплотрасса (т/вводы) от котельной по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м; теплотрасса от У-196 до ЦТП по улице Орджоникидзе, дом 12 «а» находится в собственности муниципального образования «Город Саратов», что подтверждается распоряжениями комитета по управлению имуществом города Саратова от 27 октября 2010 года № 1313-р, 12 декабря 2016 года №3133-р, 15 февраля 2011 года № 185-р и свидетельствами о государственной регистрации права № 64-АВ 446431 от 07 декабря 2009 года, № 64-АВ 591744 от 07 декабря 2009 года, № 64-АВ 413677 от 17 ноября 2009 года и № 64-АГ 234248.

Теплотрасса от котельной по улице Огородной, дом 186, протяженностью 2423 м; теплотрасса от котельной по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м; теплотрассы от У-196 до ЦТП по улице Орджоникидзе, дом 12 «а», протяженностью 517 м переданы комитетом по управлению имуществом города Саратова на основании договоров № 154, № 155 от 01 января 2006 года в безвозмездное пользование открытого акционерного общества (далее - ОАО) «ВТГК», а в последующем публичного акционерного общества (далее - ПАО) «Т Плюс»; теплотрасса от ЦТП до ж/д по улице Омская, 25 распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова № 186-р от 15 февраля 2011 года «О включении объектов теплоснабжения (теплотрасс) в Сводный реестр муниципальной казны» комитету по ЖКХ.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что указанные объекты теплоснабжения являются аварийными и требуют замены в связи с истечением срока эксплуатации и степенью износа более 70%. По сведениям комитета ЖКХ за период с 2015 года по 2017 год на теплотрассах зафиксированы неоднократные повреждения. Так на теплотрассе от котельной по улице Огородной, дом 186 зарегистрировано 15 повреждений; на теплотрассе (т/вводы) от котельной до улицы Южной, 38/40 - 4 повреждения; на теплотрассе У-106 до ЦТП по улице Орджоникидзе - 4.

Кроме того, из сообщения, поступившего 28 сентября 2017 года от членов правления жилищно-строительного кооператива «Пилот-46», следует, что на теплотрассе (т/вод) от ЦТП до ж\д по улице Омской, 25 повреждения возникают регулярно, в связи с чем жителям многоквартирного дома 25 по улице Огородной города Саратова горячее водоснабжение подается с перебоями, что также подтверждается сообщениями комитета ЖКХ от 14 августа 2017 года, сообщениями ПАО «Т Плюс», сообщением муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) «Городская аварийно-ремонтная служба 05», согласно которому в период с 2015-2017 годы произведены ремонтные работы на указанном участке 4 раза.

Прокурором города Саратова внесено представление от 31 января 2017 года № 47-2017 в адрес главы администрации об устранении нарушений действующего законодательства, в том числе выявленных в ходе прокурорской проверки.

Администрацией 28 февраля 2017 года предоставлен ответ о том, что при наличии дополнительных источников доходов и выделении финансирования из бюджета администрации работы по замене аварийных участков тепловых сетей будут выполнены.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.

Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Судом первой инстанции по административному делу для проверки доводов относительно износа сетей теплоснабжения была назначена судебная техническая экспертиза в ООО «Приоритет-Оценка», согласно заключению которой № 12/17-79 от 27 декабря 2017 года теплотрасса от котельной по улице Огородной, 186, протяженностью 2423 м, теплотрасса от котельной по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м; теплотрасса от ЦТП до ж/д по улице Омская, 25 не соответствуют установленным требованиям и нормам, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не исключено возникновение аварийных ситуаций, трубопроводы подлежат капитальному ремонту/замене, имеют физический износ отдельных участков в рамках значений критических показателей, видимые течи следы ремонта (закончился срок продолжительности эксплуатации до капитального ремонта (замены), который составляет - 20 лет, фрагментарное отсутствие изоляции, значительный физический износ и разрушение отдельных участков). С учетом износа и технических характеристик необходима замена теплотрассы от котельной по улице Огородной, 186, протяженностью 2423 м, теплотрассы от котельной по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м; теплотрасса от ЦТП до ж/д по улице Омская, 25; поскольку данные теплотрассы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не исключено возникновение аварийных ситуаций; трубопроводы имеют физический износ отдельных участков в рамках значений критических показателей, имеются видимые течи и следы ремонта; наличие установленных недостатков теплотрасс является причиной того, что они не обеспечивают бесперебойное теплоснабжение жилых домов, так как не исключены аварийные ситуации, отключение подачи тепла в жилые дома, при этом нормативный уровень тепловых потерь трубопроводами также не обеспечен, что и является причиной потерь теплоты снижения температуры теплоносителя системы отопления ниже требуемых параметров.

Оснований не доверять заключению эксперта не имеется, заинтересованность экспертов в данном административном деле не установлена, заключение составлено полно, мотивировано, в связи с чем обоснованно принято судом в качестве доказательства.

Таким образом, судом установлено, что указанные теплотрассы находятся в аварийном состоянии, имеется техническая необходимость в их замене. При этом каких-либо мер со стороны администрации, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято, в связи с чем требования прокурора обоснованно удовлетворены судом в этой части.

Относительно теплотрассы от У-196 до ЦТП по улице Орджоникидзе, дом 12 «а», протяженностью 517 м суд также принял правильное решение об удовлетворении требований, поскольку на указанном участке теплотрассы также неоднократно ПАО «Т Плюс» фиксировались аварии, повреждения, что было подтверждено пояснениями представителя указанной организации в суде первой инстанции, а также следует из представленных прокурором судебной коллегии документов, согласно которым состояние данной теплотрассы является неудовлетворительным, неоднократно осуществлялись как наземные, так и подземные работы для устранения «свищей», утечки воды, коррозии, замены заглушек; по причине изношенности теплотрассы на 2006 год остаточная стоимость указанного участка теплотрассы составляла - 0 рублей, при этом срок полезного использования составлял 372 месяца, который также истек.

Между тем каких-либо иных доказательств, подтверждающих доводы жалобы и отсутствие технической необходимости исполнить замену теплотрасс, исходя из фактических обстоятельств, административным ответчиком не представлено.

Относительно доводов автора жалобы о том, что оснований для возложения ответственности на администрацию по замене теплотрасс не имеется, судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.

Признавая незаконным бездействие администрации в непринятии мер, направленных на замену аварийных объектов теплоснабжения, и обязывая произвести соответствующую замену объектов, суд первой инстанции исходил из того, что надлежащим ответчиком по данному делу следует признать администрацию, в собственности которой находятся данные объекты.

В соответствии со статьями 210, 215 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу подпунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Статьей 51 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Аналогичные положения предусмотрены статей 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649.

На основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

К полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 часть 1 статьи 6 указанного закона).

Как следует из материалов административного дела, указанные теплотрассы находятся в собственности муниципального образования «Город Саратов», включены в Сводный реестр муниципальной казны, держателем таких объектов определен комитет по ЖКХ. При этом теплотрасса от котельной по улице Огородной, дом 186, протяженностью 2423 м; теплотрасса от котельной по улице Южной, дом 38/40, протяженностью 369,4 м; теплотрассы от У-196 до ЦТП по улице Орджоникидзе, дом 12 «а», протяженностью 517 м переданы комитетом по управлению имуществом города Саратова на основании договоров в безвозмездное пользование сначала ОАО «ВТГК», а затем ПАО «Т Плюс»; теплотрасса от ЦТП до ж/д по улице Омская, 25 распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова № 186-р от 15 февраля 2011 года включена в Сводный реестр муниципальной казны, держателем таких объектов определен комитет по ЖКХ.

Решением Саратовской городской Думы 28 февраля 2008 года № 25-246 утверждено Положение о муниципальной казне муниципального образования «Город Саратов» (далее - Положение), в соответствии с пунктом 7.2 которого держателями объектов имущественной части муниципальной казны являются администрация, структурные подразделения администрации, являющиеся юридическими лицами, которые управляют объектами имущественной части муниципальной казны в целях исполнения полномочий по решению вопросов местного значения в сфере установленных функций.

Распоряжение объектами имущественной части муниципальной казны структурное подразделение администрации при наделении его Саратовской городской Думой соответствующими полномочиями в рамках осуществления функций по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом осуществляется следующими способами: передача в хозяйственное ведение или оперативное управление; передача в аренду; предоставление в безвозмездное пользование; передача в доверительное управление; передача на основе концессионных соглашений; передача в залог; приватизация, продажа; иные способы, предусмотренные законом (пункты 7.1, 7.3 Положения).

Условия и порядок распоряжения объектами имущественной части муниципальной казны регулируется действующим законодательством, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, и заключаемые на основании них договорами (пункт 7.4 Положения).

Согласно положению о комитете администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 25 октября 2007 года № 21-202, комитет является структурным подразделением администрации, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Между тем финансирование расходов на осуществление полномочий комитет ЖКХ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов».

Доказательств того, что денежные средства на работы на реконструкцию теплотрасс ранее и на 2018 год бюджетом муниципального образования «Город Саратов» запланированы, не представлены.

С учетом конкретных обстоятельств административного дела, а также того, что комитет ЖКХ, являющийся структурным подразделением администрации, не наделен полномочиями по реализации проведения капитального ремонта имущества, держателем муниципальной казны которого он является, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что со стороны администрации, осуществляющей функции собственника муниципальным имуществом, не осуществляется надлежащий контроль за техническим состоянием указанных объектов, финансирование капитального ремонта муниципального имущества не производится.

Срок, установленный для исполнения решения суда, является, по мнению судебной коллегии, разумным и достаточным для выполнения администрацией муниципального образования возложенных на нее обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к иному толкованию законодательства, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда города Саратова от 22 января 2018 года оставить без изменения апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: