Судья1инстанции Шохонова Н.В. УИД 38RS0007-01-2020-000249-35
Судья-докладчик Абрамчик И.М. № 33а-3345/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2021 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В., Абрамчика И.М.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3/2021 по административному иску прокурора Жигаловского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министру лесного комплекса Иркутской области, Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения министра лесного комплекса Иркутской области об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов незаконным,
по апелляционной жалобе ПАО «Газпром» на решение Жигаловского районного суда Иркутской области от 21 января 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что 26.03.2018 между министерством лесного комплекса Иркутской области и публичным акционерным обществом «Газпром» заключен договор аренды лесного участка № 91-152/18.
В соответствии с п. 1 договора аренды лесного участка № 91-152/18 от 26.03.2018 арендодатель обязуется предоставить, арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Лесной участок передается для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых.
В соответствии с пп. «о» пункта 11 вышеуказанного договора арендатор обязан осуществлять складирование заготовленной древесины или полученной при использовании лесов древесины в местах, предусмотренных проектом освоения лесов или технологической картой разработки лесосеки.
Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515, установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно пункту 4.2 Проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка № 91-152/18 от 26.03.2018 проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (геологическое изучение недр), составляет 0,0461 м3 на площади 4,1746 га.
Проектом освоения лесов не предусмотрено создание лесных складов, не определены места складирования древесины.
Согласно ч. 2 и 4 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367, при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
Из вышеизложенного следует, что законодательством не предусмотрено выполнение работ лицами, которым лесные участки предоставлены на праве аренды, в соответствии с технологической картой лесосечных работ.
В связи с тем, что проектом освоения лесов не предусмотрено создание лесных складов, не определены места складирования древесины, законодательством не предусмотрено составление арендаторами технологической карты лесосечных работ, создается угроза беспорядочного складирования заготовленной древесины либо оставления ее у пня.
В связи с тем, что проектом освоения лесов не определены места складирования древесины, обязанность по ее сбору, трелевке и хранению может быть возложена на министерство лесного комплекса Иркутской области, которым утверждено положительное заключение на проект освоения лесов (распоряжение № 1575-мр от 08.05.2018), что повлечет необоснованные траты бюджетных средств.
С учетом изложенного, министром лесного комплекса области Шевердой С.В., в нарушение п.п. 3, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, при отсутствии законных оснований утверждено, а экспертной комиссией вынесено, положительное заключение на проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду ПАО «Газпром» на основании договора аренды № 91-152/18 от 26.03.2018, не соответствующий требованиям законодательства, регулирующего лесные отношения.
О незаконных действиях Министерства лесного комплекса Иркутской области, в том числе министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В., выразившихся в незаконном утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также приложений к нему, нарушающих конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации, прокурору Жигаловского района стало известно 21.09.2020 в момент поступления в прокуратуру района вышеназванных документов. В связи с чем, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации прокурором подано в установленный законом срок.
Административный истец просил суд признать распоряжение министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. № 1575-мр от 08.05.2018 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 23.03.2018 № 91-152/18 незаконным.
Решением Жигаловского районного суда Иркутской области от 21 января 2021 года административное исковое заявление прокурора Жигаловского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, ПАО «Газпром» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Жигаловского районного суда Иркутской области и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов (далее проект) получено ПАО «Газпром» в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Вывод суда о незаконности выдачи на проект освоения лесов положительного заключения государственной экспертизы основан на том, что в проекте не предусмотрено создание лесных складов, не определены места складирования древесины. Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает включение в состав проекта освоения лесов таких положений. Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлен состав проекта освоения лесов. Вместе с тем, указанным приказом не предусмотрено обязательное указание в проекте мест хранения/складирования/нахождения древесины или лесного склада, как на то указывает в решении суд первой инстанции. Системный анализ действующих нормативно-правовых норм Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 604, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, положений пункта 5 части 2 статьи 50.5, статьи 88 Лесного кодекса РФ по состоянию на дату вынесения оспариваемого по делу ненормативного акта позволяет определить установленные законом требования к месту хранения заготовленной древесины, его расположению и отсутствию необходимости регламентации о них в проекте освоения лесов. При этом аналогичной как прямой, так и косвенной законодательной регламентации по таким объектам как лесной склад и необходимости указания о них в проекте освоения лесов в разделе «Создании лесной инфраструктуры» вообще на момент вынесения оспариваемого по делу распоряжения нет. Следовательно, оснований для удовлетворения требования о признании распоряжении незаконным у суда не имелось, так как проект освоения лесов соответствует требованиям, вышеприведенных нормативно-правовых актов. Обжалуемое решение приведёт к несоизмеримым последствиям по сравнению с допустимым фактом отсутствия в проекте сведений о месте складирования древесины/лесном складе, повлечет материальные затраты и временные потери, связанные с разработкой нового проекта освоения лесов, лишит арендатора права пользоваться арендуемым лесным участком, повлечет невозможность выполнения ПАО «Газпром» обязательств в рамках реализации инвестиционного проекта федерального значения по строительству магистрального газопровода «Сила Сибири» на участке Ковыкта-Чаянда. В соответствии с пунктом 7.3 проекта освоения лесов ПАО «Газпром» произвело рубку лесных насаждений, о чём письмом ООО «Газпром недра» от 23.11.2020 №12227/01/02-21/21 известило Министерство лесного комплекса Иркутской области. О произведенных рубках древесины в соответствии с проектом освоения лесов сообщено в поданной лесной декларации от 18.08.2020 №99-1765/20-21 и сданном обществом отчете об использовании лесов от 30.11.2020. На основании информации о произведенных рубках древесины территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Иркутской области заключило договор купли-продажи древесины от 10.02.2021. Платежными поручениями покупателем древесины, приобретенная древесина полностью оплачена. Следовательно, рубка на лесном участке, предоставленном в аренду по договору, произведена и древесина была в соответствии с требованием закона складирована на арендуемом участке в соответствии с проектом освоения лесов с надлежащим соблюдением требований лесного законодательства Российской Федерации. Административным истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В отзыве на возражения прокурора представитель ПАО «Газпром», ООО «Газпром недра» просят при разрешении дела не учитывать возражения прокурора, как основанные на неправильном толковании норм права, регулирующие спорные отношения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика министра лесного комплекса Иркутской области, представителя административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области, представителей заинтересованных лиц ПАО «Газпром», территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому району, ООО «Газпром геологоразведка», территориального управления Росимущества в Иркутской области, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца Альбрехт О.А., считавшей решение не подлежащим отмене, объяснения представителей ООО «Газпром недра» Шкредовой М.В., Окладниковой Е.М., просивших об удовлетворении апелляционной жалобы ПАО «Газпром», проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 43 названного Кодекса использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 2, 3 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 года N 515 (далее по тексту Порядок), действующего на момент возникновения спорных отношений предусмотрено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду.
Как установлено судом и следует из материалов дела между Министерством лесного комплекса Иркутской области (арендодателем) и публичным акционерным обществом «Газпром» (арендатором) заключен договор аренды (далее – Договор аренды) лесного участка № 91-152/18 от 26.03.2018, расположенного в Иркутской области, муниципальном образовании «Жигаловский район», Жигаловское лесничество, Тутурское участковое лесничество, Орленгская дача в квартале № 489, с кадастровыми "номер изъят", общей площадью 4, 2067 га, категории защитности: ценные (орехово-промысловые зоны); с видом разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Срок действия договора установлен на пять лет.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", в случае поступления в суд первой инстанции после направления дела в суд апелляционной инстанции заявления об исправлении описок, опечаток, явных арифметических ошибок в судебном акте суда первой инстанции, замечаний на протокол или аудиозапись судебного заседания, заявления о принятии дополнительного решения такое заявление направляется в суд апелляционной инстанции, который учитывает имеющиеся в судебном акте суда первой инстанции описки, опечатки, явные арифметические ошибки, факты неполноты протокола или аудиозаписи судебного заседания при вынесении апелляционного определения либо разрешает в апелляционном определении требования (вопросы), не разрешенные судом первой инстанции (например, разрешает вопрос о распределении судебных расходов, не распределенных судом первой инстанции), за исключением случаев, когда у суда апелляционной инстанции отсутствует возможность установить обстоятельства, необходимые для исправления описки, опечатки, ошибки, неполноты протокола, аудиозаписи, или отсутствует возможность разрешения вопросов, не разрешенных судом первой инстанции. В последних случаях дело может быть возвращено в суд первой инстанции для совершения им процессуальных действий, предусмотренных нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если без совершения данных действий административное дело не может быть правильно рассмотрено судом апелляционной инстанции.
С учетом предмета и оснований заявленных административных исковых требований, содержания решения суда первой инстанции не оставляет каких-либо сомнений в том, что предметом спора и правовой оценки суда являлась законность распоряжения № 1575-мр от 08.05.2018 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 26.03.2018 № 91-152/18.
Ошибочное указание в административном иске прокурором, оспариваемом решении суда, даты заключения договора аренды лесного участка 23.03.2018, вместо 26.03.2018 не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу
Согласно п. 11 Договора аренды, арендатор обязан, в том числе в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов.
Согласно пункту 6 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515, использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
На лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 13 Порядка).
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия распоряжения об утверждении положительного заключения государственной экспертизы) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
ПАО «Газпром» разработан проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром» для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (площадка разведочной скважины №53 Ковыктинского газоконденсатного месторождения, площадка водозабора и временный подъездной путь к ней) по договору аренды лесного участка от 26.03.2018 № 91-152/18 на территории Жигаловского лесничества в Жигаловском районе Иркутской области.
Как следует из части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Этим органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5.2.110 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).
Часть 2 статьи 89 Лесного кодекса определяет, что государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 этой статьи.
Согласно пункту 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 сентября 2016г. N 496 (зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2017 г. N 45475), целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 7.1 Порядка N 496).
Результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом (пункт 9 Порядка N 496).
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10 Порядка N 496).
Экспертной комиссией, утвержденной распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области «Об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» от 12.02.2018 № 391-мр, проведена государственная экспертиза «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром»» в целях использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 26.03.2018 № 91-152/18 на территории Жигаловского лесничества в Жигаловском районе Иркутской области.
Распоряжением административного ответчика от 08.05.2018 № 1575-мр утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта), утвержденного Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" в исполнение положений части 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов (пункт 4 приказа Рослесхоза N 69).
Согласно пункту 7 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит сведения: о характеристике существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); о проектируемых объемах рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (приложение N 9).
Признавая незаконным распоряжение административного ответчика № 1575-мр от 08.05.2018 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 26.03.2018 № 91-152/18, суд пришел к выводу, что при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых в границах арендованного лесного участка, ПАО «Газпром» будет производиться рубка лесных насаждений, которая повлечет возникновение у общества обязанности оборудовать объект лесной инфраструктуры - лесной склад.
Отсутствие в Проекте освоения лесов сведений об указанном объекте лесной инфраструктуры влечет незаконность его нахождения на лесном участке, поскольку проект освоения лесов является основным документом, в соответствии с которым осуществляется пользование лесными участками.
Наличие в рассматриваемом Проекте освоения лесов перечисленных существенных недостатков свидетельствует о неправомерной выдаче положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденной распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области №1575-мр от 08.05.2018.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
Действительно, в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры.
Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов, предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса.
Подпунктами "б,в" пункта 1 указанного Перечня не предусмотрено создание в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков объекта лесной инфраструктуры – лесной склад.
Подпунктом "г" пункта 1 указанного Перечня в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и ценных лесов (помимо объектов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта), возможно создание объекта лесной инфраструктуры - лесной склад.
Согласно договору аренды лесного участка №91-152/18 от 26.03.2018 лесной участок, предоставленный в аренду ПАО «Газпром» для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых расположен в квартале №489 Орленгской дачи Тутурского участкового лесничества Жигаловского лесничества и относится к защитным лесам. В силу положений Лесохозяйственного регламента Жигаловского лесничества Иркутской области квартал №489 Орленгской дачи Тутурского участкового лесничества Жигаловского лесничества находится в орехово-промысловой зоне. Аналогичные сведения следуют из лесной декларации №99-1765/20-21 от 18.08.2020.
Соответственно в силу положений Перечня объектов лесной инфраструктуры создание объекта лесной инфраструктуры – лесной склад, на лесном участке, предоставленном по договору аренды №91-152/18 от 26.03.2018 возможно.
При этом положения статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р не обязывают к строительству объекта лесной инфраструктуры – лесной склад, а лишь предусматривают возможность его создания.
В соответствии с лесным планом Иркутской области, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 09.02.2009 N 23-п объектами лесной инфраструктуры являются лесные дороги, лесные склады и другие объекты, необходимые для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, при этом лесные склады оборудуются для хранения заготовленной древесины и иных добытых лесных ресурсов.
Положениями Лесохозяйственного регламента Жигаловского лесничества Иркутской области также предусмотрено, что граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 29.1 и частью 3 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Соответственно ни лесной план Иркутской области, ни вышеуказанный Лесохозяйственный регламент в данном случае не предусматривают обязанность создания лесного склада, ни отражения его в проекте освоения лесов.
Ссылка административного истца на Правила заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474 не может быть принята во внимание, поскольку указанными Правилами регулируется предпринимательская деятельность по заготовке древесины, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, а в настоящем деле лесной участок предоставлен ПАО «Газпром» для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых. Кроме того, пунктом 6 указанных Правил предусмотрено право, а не обязанность граждан, юридических лиц в целях заготовки древесины осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 29.1 и частью 3 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 не содержат требований об обязательном включении в проект освоения лесов мест складирования древесины и лесных складов.
С учетом того, что представленные доказательства не подтверждают, что проект освоения лесов противоречит законодательству Российской Федерации, его положения, не соответствуют целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным у суда не было.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, обращение прокурора с административным иском по данному делу связано с угрозой беспорядочного складирования заготовленной древесины либо оставления ее у пня, чем создается угроза нарушения прав неопределенного круга покупателей древесины ввиду необходимости производства необоснованных затрат на ее сбор и трелевку, либо обязанность по её сбору, трелевке и хранению может быть возложена на Министерство лесного комплекса Иркутской области, что повлечет необоснованные траты бюджетных средств.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 20 Лесного кодекса РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 23 июля 2009 года № 604, в целях: выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 6 названных Правил местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил. При этом перемещение древесины допускается по согласованию с продавцом.
Из представленных заинтересованным лицом лесной декларации 99-1765/20-21 от 18.08.2020, отчета об использовании лесов, письма заместителя генерального директора по строительству и эксплуатации скважин ООО «Газпром недра» от 23.11.2020 №12227/01/02-21/12, направленного в Министерство лесного комплекса Иркутской области следует, что по договору аренды лесных участков вырубленная древесина складирована на территории Иркутской области, муниципальное образование «Жигаловский район», Жигаловское лесничество, Тутурское участковое лесничество, Орленгская дача, в квартале №489 (в 17ч.).
На основании обращения Министерства лесного комплекса Иркутской области о реализации древесины от 27.11.2020 №02-91-16250/20 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» заключен договор купли-продажи древесины №13 от 10.02.2021 по условиям которого продавец передает в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить древесину, с ценой (данные изъяты), кроме того НДС – (данные изъяты). Право собственности на древесину у покупателя возникает после оплаты приобретаемой древесины (п. 3.1, 2.3 договора). Древесина передается по месту её нахождения Иркутская область, муниципальное образование «Жигаловский район», Жигаловское лесничество, Тутурское участковое лесничество, Орленгская дача, в квартале №489 (п.3.2. договора). Пунктом 3.3. договора предусмотрено, что покупатель в течение 30 дней со дня заключения настоящего договора своими силами и за свой счет обязан вывести приобретенную древесину с места её нахождения.
Как следует из объяснений представителей ООО «Газпром недра» обществом с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» приобретенная древесина вывезена с лесного участка.
С учетом продажи древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации, доводы административного иска о том, что создается угроза нарушения прав неопределенного круга покупателей древесины, возникает возможность необоснованных трат бюджетных средств, судебная коллегия находит не подтвержденными в установленном законом порядке.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием), что оспариваемым решением созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из приведенных предписаний следует, что для удовлетворения требований необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемое решение, действие (бездействие) органа государственной власти не соответствуют закону и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
На административного истца возлагается обязанность во всяком случае по доказыванию обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что права, свободы и законные интересы лиц, в чьих интересах он действует, нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием) органа местного самоуправления и он действительно нуждается в судебной защите и вправе на нее рассчитывать.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.
Учитывая вышесказанное, судебная коллегия приходит к выводу, что совокупность представленных суду доказательств не подтверждает, что оспариваемое решение нарушает права и свободы лиц, в чьих интересах обратился с иском административный истец, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия, приходит к выводу об отмене решение суда первой инстанции с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, п. п. 1 - 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жигаловского районного суда Иркутской области от 21 января 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Жигаловского района о признании распоряжения министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. № 1575-мр от 08.05.2018 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 23.03.2018 № 91-152/18 незаконным отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Л.В. Гусарова
И.М. Абрамчик