ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3360/17 от 09.08.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Насибулина Н.Л. Дело № 33а – 3360/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

судей Сентяковой Н.Н., Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Токаревой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 9 августа 2017 года административное дело

по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики

на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2017 года, которым

административное исковое заявление прокурора <данные изъяты> в интересах П.Ф.Н. к Отделу социальной защиты населения в <данные изъяты> оне об оспаривании действий Отдела социальной защиты населения в <данные изъяты> удовлетворены;

признаны незаконными действия Отдела социальной защиты населения в <данные изъяты> по начислению и удержанию перерасчета сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг П.Ф.Н. проживающему по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики В.В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу прокурора В.В.К.., действующей в интересах П.Ф.Н. судебная коллегия по административным делам

у с т а н о в и л а:

Прокурор <данные изъяты> в интересах П.Ф.Н., ДД.ММ.ГГГГ., в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу социальной защиты населения в <данные изъяты> с требованием о признании незаконными действий Отдела социальной защиты населения в Кизнерском районе по начислению и удержанию перерасчета сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг П.Ф.Н.. зарегистрированному и проживающему по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

П.Ф.Н. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

П.Ф.Н.. зарегистрирован и проживает по указанному адресу, является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДК), с ДД.ММ.ГГГГ в Отделе социальной защиты населения в <данные изъяты> как ветеран труда Удмуртской Республики. В решении о назначении ЕДК расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ указано количество зарегистрированных граждан <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГП.Ф.Н. подал в ОСЗН заявление о необходимости пересчитать размер ЕДК в связи с изменением состава семьи и предоставил справку о составе семьи, выданную Главой МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражено, что кроме П.Ф.Н.. в указанном жилом помещении никто не зарегистрирован. ОСЗН в <данные изъяты> произведен перерасчет.

В ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН в <данные изъяты> по поручению Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики направлен запрос в Администрацию МО <данные изъяты> о предоставлении справки о составе семьи П.Ф.Н. зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>

В справке выданной Главой МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в данном жилом помещении кроме П.Ф.Н. также зарегистрирована его бывшая жена П.Ф.Н. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, срок регистрации – постоянно).

В последующем ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН произведен перерасчет переплаты ЕДК за период с ДД.ММ.ГГГГ Сумма переплаты составила <данные изъяты>

Уведомление об излишне выплаченной сумме ЕДК подписанное начальником ОСЗН в <данные изъяты> поступило в адрес П.Ф.Н.ДД.ММ.ГГГГ

Удержание излишне выплаченных <данные изъяты> сумм ЕДК произведены в размере 20% суммы ЕДК ежемесячно ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, факт необходимости начисления сумм ЕДК на оплату жилищно-коммунальных услуг в меньшем размере был выявлен сотрудниками ОСЗН в <данные изъяты> только в октябре 2016 г.

При указанных обстоятельствах вина П.Ф.Н. в начислении излишних сумм ЕДК по оплате жилищно-коммунальных услуг отсутствует.

Решением Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением суда, Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики подало апелляционную жалобу на принятое решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права (пункты 1 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, помощником прокурора <данные изъяты>Ф.Е.А. представлены возражения, согласно которым помощник прокурора просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной, семейной и демографической политики – без удовлетворения (л.д. 115-116).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились П.Ф.Н., представитель Отдела социальной защиты населения в <адрес>.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики В.В.В., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение районного суда отменить как незаконное.

Прокурор В.В.К. в интересах П.Ф.Н. письменные возражения на апелляционную жалобу поддержала, считает решение районного суда законным и обоснованным.

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), выслушав явившихся участников апелляционного процесса, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены в апелляционном порядке не усматривает.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

П.Ф.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории ветеранов «Ветеран труда», в силу возраста и по состоянию здоровья не может самостоятельно обратиться в суд, следовательно обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в интересах П.Ф.Н. является правомерным.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативному правовому акту, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" даны разъяснения, согласно которым компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ). Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах") (пункт 45 Пленума); меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер; перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ); основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46 Пленума).

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона (статья 23.2 Федерального закона №5-ФЗ).

В целях реализации мер социальной поддержки в Удмуртской Республике принят Закон Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" (принят Государственным Советом УР от ДД.ММ.ГГГГ N 385-III), а также
Закон Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 52-РЗ "О звании "Ветеран труда Удмуртской Республики" (принят Государственным Советом УР ДД.ММ.ГГГГ N 887-III).

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей:

меру социальной поддержки по оплате жилых помещений; мера социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляется в пределах нормы площади жилья, установленной частью 9 настоящей статьи, независимо от вида жилищного фонда и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, находящихся на его иждивении;

меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в пределах нормы площади жилья, установленной частью 9 настоящей статьи, и в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Правительством Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством;

получение ежемесячной денежной выплаты.

Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены статьей 3 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 52-РЗ "О звании "Ветеран труда Удмуртской Республики".

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Удмуртской Республики, а также форма и размер предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Удмуртской Республики (часть 4 Закона УР -РЗ)

Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 139 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме" установлена с ДД.ММ.ГГГГ на территории Удмуртской Республики денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на указанные меры социальной поддержки: в соответствии с Законами Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике", от ДД.ММ.ГГГГ N 52-РЗ "О звании "Ветеран труда Удмуртской Республики" за счет и в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 256 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике (далее – Порядок предоставления ЕДК).

Согласно названному Порядку предоставления ЕДК (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан (далее - уполномоченные органы) (пункт 7); ежемесячная денежная компенсация назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания, со дня возникновения права на нее, но не более чем за два месяца до дня обращения и представления в уполномоченный орган документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка (пункт 8); гражданам, состоящим на учете в уполномоченных органах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме, ежемесячная денежная компенсация назначается без представления документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, на основании данных организаций, осуществляющих начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 9).

Согласно Положению об Отделе социальной защиты населения в <адрес>, названный Отдел является территориальным органом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики; юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Удмуртской Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки и счета, открываемые в установленном порядке;

территориальный орган осуществляет полномочия по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и доплаты к ней отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике (пункты 1, 4, 6 Положения об ОСЗН).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции:

П.Ф.Н.ДД.ММ.ГГГГ присвоено звание «Ветеран труда» (л.д.8,9);

ДД.ММ.ГГГГП.Ф.Н. поставлен на учет в ОСЗН в <адрес> как имеющий льготную категорию «Ветеран труда» (л.д.16);

Решением Отдела социальной защиты населения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГП.Ф.Н. назначена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда, по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, пожизненно, указаны данные для расчета: общая площадь <данные изъяты> кв.м, количество зарегистрированных граждан: 2 чел., из них льготники: П.Ф.Н. «ветеран труда», льгота: ЕДК 50%, размер регионального стандарта <данные изъяты>, <данные изъяты>, размер ЕДК <данные изъяты>. (л.д.17);

ДД.ММ.ГГГГП.Ф.Н. обратился в ОСЗН в <адрес> с заявлением о перерасчете назначенной ему в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с изменением состава семьи, приложив к заявлению справку Главы МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой П.Ф.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Иных лиц по данному адресу не зарегистрировано (л.д.18,19);

На основании представленной справки П.Ф.Н. с ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН произведен перерасчет размера ЕДК в сторону увеличения, как одиноко проживающему лицу, имеющему категорию льготы «ветеран труда»;

В результате проведенной в <адрес> проверки, Отделом социальной защиты населения в <адрес> установлено, на основании справки Главы МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, П.Ф.Н. и П.Ф.Н.<данные изъяты>) зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д.21);

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением ОСЗН в <адрес> сделан перерасчет по удержанию переплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма переплаты составила <данные изъяты> (л.д.20);

Уведомление об излишне выплаченной сумме ЕДК П.Ф.Н. направлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6);

Удержания излишне выплаченных сумм ЕДК произведены в размере 20% суммы ЕДК ежемесячно за ДД.ММ.ГГГГ

Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан, заключенному с <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГП.Ф.Н., П.Ф.Н. являются собственниками квартиры площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> (по ? доле в праве за каждым), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.22);

Согласно домовой книге П.Ф.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, П.Ф.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.36-37);

Согласно свидетельству о расторжении брака ДД.ММ.ГГГГ брак между П.Ф.Н. и П.Ф.Н. прекращен, актовая запись (л.д.42);

П.Ф.Н. и П.Ф.Н. получают ЕДК как ветераны труда.

Из письменных объяснений П.Ф.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она не проживает в квартире по адресу: <адрес>, в указанной квартире была зарегистрирована без фактического проживания, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает с дочерью по адресу: <адрес> (л.д.13).

В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления ЕДК (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) при первичном обращении в уполномоченный орган для постановки на учет и получения ежемесячной денежной компенсации, в том числе при изменении места жительства или места пребывания на территории Удмуртской Республики, граждане представляют следующие документы

1) заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и способе ее доставки по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

2) копию документа, удостоверяющего личность гражданина. Для гражданина Российской Федерации документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации, для иностранного гражданина и лица без гражданства документом, удостоверяющим личность, является документ, установленный статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

3) копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (представляется в случае, если гражданин подал заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации по месту жительства и при условии, что информация о регистрации по месту жительства отсутствует в документах, удостоверяющих личность гражданина), или копию документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания (представляется в случае, если гражданин подал заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации по месту пребывания и при условии, что информация о регистрации по месту пребывания отсутствует в документах, удостоверяющих личность гражданина);

4) копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности (для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), или удостоверения, свидетельства, подтверждающих принадлежность к категории граждан, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;

5) документы о нахождении на иждивении членов семьи (для ветеранов труда, в том числе ветеранов труда Удмуртской Республики);

6) справку о гражданах, проживающих в жилом помещении совместно с гражданином, выданную управляющей организацией, или выписку из домовой книги. В справке указываются граждане, зарегистрированные в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания, степень их родства с гражданином, вид их регистрационного учета, даты регистрации и снятия их с регистрационного учета, размер занимаемой общей площади жилого помещения, условия проживания (квартира, коммунальная квартира, жилой дом, общежитие, другое), количество комнат, вид жилого фонда, к которому относится жилое помещение (муниципальный, государственный, частный (приватизировано жилое помещение или нет)). В случае если на зарегистрированных в жилом помещении граждан не начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, в справке указывается причина и период отсутствия граждан. При невозможности получения справки от управляющей организации гражданин вправе представить документы, подтверждающие указываемые в справке сведения;

7) справку из органа социальной защиты населения по месту жительства о неполучении гражданином мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (представляется в случае, если гражданин подал заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации по месту пребывания, представляется по желанию гражданина);

8) справку, подтверждающую назначение гражданину пенсии, или пенсионное удостоверение (для ветеранов труда, в том числе ветеранов труда Удмуртской Республики, представляется по желанию гражданина).

Вопреки доводам жалобы, на момент подачи заявления П.Ф.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и предоставления им справки пункт 13.1 Порядка предоставления ЕДК, согласно которому гражданин несет ответственность за достоверность предоставляемых им сведений, отсутствовал.

Указанный пункт введен в действие постановлением Правительства Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ.

Однако на момент подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ действовала редакция пункта 10.1 Порядка предоставления ЕДК (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривающая, что лицом, осуществляющим прием документов, проводится проверка полноты представленных документов на их соответствие пункту 10 настоящего Порядка.

Таким образом, на момент обращения П.Ф.Н. в ОСЗН в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о перерасчете ЕДК и приложением справки об отсутствии иных, кроме заявителя, зарегистрированных лиц, Порядок предоставления ЕДК (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) не возлагал на гражданина ответственность за достоверность предоставляемых им сведений, но возлагал на должностное лицо, осуществляющее прием документов, обязанность по проверке полноты представленных документов.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что П.Ф.Н. не является членом семьи П.Ф.Н., не проживает в указанной квартире, при этом, сохраняет регистрацию.

Согласно пункту 16 Порядка предоставления ЕДК (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент выявления переплаты) излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации за весь период ее образования возмещаются гражданином в случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на определение права на получение ежемесячной денежной компенсации и ее размер, несвоевременное представление сведений об обстоятельствах, влияющих на объем и условия предоставления либо влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, несвоевременное и (или) не в полном объеме исполнение обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (или их отдельных видов)).

Возмещение излишне выплаченных сумм производится гражданином добровольно либо путем удержания уполномоченным органом в размере не свыше двадцати процентов суммы ежемесячной денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей ее выплате, либо в судебном порядке.

Суммы ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные гражданину по вине уполномоченного органа, удержанию с гражданина не подлежат.

Судебная коллегия отмечает, что П.Ф.Н. не несет ответственность за оформление справки, подписанной главой МО <данные изъяты>Х.А.М. и специалистом-экспертом Ч.О.Г. от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии иных, кроме П.Ф.Н., зарегистрированных лиц по адресу: <адрес>, административный истец недостоверные ложные сведения в указанную справку не вносил, состав семьи не скрывал. Из пояснений П.Ф.Н. следует, что П.Ф.Н. проживает в квартире один.

Из буквального прочтения содержания поданного П.Ф.Н. заявления от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, недостоверных сведений в нем не усматривает.

Исходя из представленных доказательств, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган не доказал законность совершенного действия по удержанию суммы ЕДК в размере <данные изъяты> так как ОСЗН в <адрес> не представлены достаточные, достоверные, допустимые и относимые доказательства того, что излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации за весь период ее образования произошли по вине П.Ф.Н., а именно, что им представлены документы с заведомо недостоверными сведениями, сокрыты данные, влияющие на определение права на получение ежемесячной денежной компенсации и ее размер.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Из административного искового заявления усматривается, что между П.Ф.Н. и административным ответчиком возник спор по начислению и удержанию мер социальной поддержки, подлежащий рассмотрению в порядке ГПК РФ. Указанное обстоятельство не повлияло на правильность выводов, сделанных при рассмотрении дела, не повлекло нарушение процессуальных прав участников процесса, не изменило подсудность спора. Поскольку материально-правовые требования о присуждении денежных сумм административным истцом не заявлены, судебная коллегия считает возможным рассмотреть данный спор в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как вытекающий из публичных правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции ОСЗН в <адрес>, Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики

определила:

решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий судья Захарчук О.В.

Судьи Сентякова Н.Н.

Багаутдинова Г.Р.