ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3599/2021 от 12.11.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Дубовик П.Н. Дело № 33а-3599/2021

УИД 70RS0005-01-2021-002208-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей Кущ Н.Г., Куцабовой А.А.,

при секретаре Маслюковой М.Н.,

помощнике судьи С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-1660/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт ТОМСК» к государственному инспектору ФИО1, Государственной инспекции труда в Томской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда

по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт ТОМСК» на решение Томского районного суда Томской области от 4 августа 2021 года,

заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт ТОМСК» ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административного ответчика государственного инспектора ФИО1, являющейся также представителем административного ответчика Государственной инспекции труда в Томской области, заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, считавших решение суда не подлежащим отмене,

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт ТОМСК» (сокращенное наименование – ООО «Аэропорт ТОМСК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к государственному инспектору ФИО1, Государственной инспекции труда в Томской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда от 24.06.2021.

В обоснование заявленных требований указано, что Государственной инспекцией труда в Томской области на основании распоряжения от 01.06.2021 № 534/1 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Аэропорт ТОМСК», по результатам которой 24.06.2021 государственным инспектором ФИО1 в отношении ООО «Аэропорт ТОМСК» составлен акт проверки от 24.06.2021 № 57-45В-2021 и выдано предписание № 12-45В-2021 об устранении выявленных нарушений, а именно: начислить и уплатить сверхурочную работу за оконченный учетный период 2018 года работникам ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО7; начислить и уплатить сверхурочную работу за оконченный учетный период 2019 года работникам ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО18, ФИО19, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО7 Срок выполнения предписания – 09.07.2021.

С данным предписанием ООО «Аэропорт ТОМСК» не согласно, поскольку государственная трудовая инспекция не уполномочена выносить предписания по указанному в предписании вопросу, так как это является индивидуальным трудовым спором. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Обращение работников ООО «Аэропорт ТОМСК» о невыплате сверхурочных является индивидуальным трудовым спором. Данный факт доказывается тем, что в адрес ООО «Аэропорт ТОМСК» в феврале 2021 года поступили индивидуальные заявления сотрудников СПАСОП об оплате сверхурочной работы за 2018, 2019 годы. ООО «Аэропорт ТОМСК» ответило персонально каждому работнику о том, что в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации суммированный учет рабочего времени вводится в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка организации. При суммированном учете определяется учетный период, по окончании которого подсчитываются сверхурочные часы, подлежащие соответствующей оплате. Согласно Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Аэропорт ТОМСК» по условиям работы ООО «Аэропорт ТОМСК» для некоторых категорий работников вводится суммированный учёт рабочего времени. Учётный период для работников, работающих посменно в оптимальных и допустимых условиях труда, – год. В службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов установлен суммированный учёт рабочего времени – год. Оплата сверхурочной работы производится по окончании учетного периода, так как только тогда можно установить факт переработки путем сравнения количества отработанных работником часов с нормальным числом рабочих часов, установленным для данной категории работников. Следовательно, оплата сверхурочной работы по итогам года производится в январе следующего года. Между ООО «Аэропорт ТОМСК» и работниками имеется индивидуальный трудовой спор.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Аэропорт ТОМСК» ФИО2 настаивала на административном иске по изложенным в нем изложенным.

Административный ответчик государственный инспектор ФИО1, представляющая также административного ответчика Государственную инспекцию труда в Томской области, просила в удовлетворении административного иска отказать, так как предписание принято в полном соответствии с требованиями законодательства.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО7, ФИО17, ФИО13, ФИО5, ФИО8 в судебном заседании полагали иск не подлежащим удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц ФИО9, ФИО10, ФИО19, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО16, ФИО6, ФИО18, ФИО20

Обжалуемым решением в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Аэропорт ТОМСК» просит решение Томского районного суда Томской области от 04.08.2021 отменить как незаконное, принять новое – об удовлетворении административных исковых требований.

Повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что возникшие в данном случае между сторонами трудовых отношений разногласия по вопросу начисления и выплаты заработной платы относятся к индивидуальным трудовым спорам, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации рассматриваются комиссией по трудовым спорам или судом. Осуществляя функции по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы их рассмотрению. Кроме того, судом не учтено, что оспариваемое предписание вынесено по истечении установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока, в течение которого заявители имели возможность обратиться в суд за разрешением спора, что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого предписания.

На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО18, ФИО19, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО20, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абзацы второй и шестой части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (части 2, 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 97 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель имеет право в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, в том числе для сверхурочной работы.

Частью 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия, в частности при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей (пункт 1 части 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 7 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

В соответствии с абзацем 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Правила оплаты сверхурочной работы установлены в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации является нормой прямого действия, иной механизм оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени законодательством Российской Федерации не определен.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что сверхурочной является работа, выполняемая работником в пределах его трудовой функции по инициативе (распоряжению, предложению или с ведома) работодателя сверх нормы рабочего времени, установленной для него законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами по месту его основной работы. На работодателя законом возложена обязанность вести точный учет продолжительности сверхурочной работы работника и оплачивать такую работу в повышенном размере.

В противном случае не достигалась бы цель компенсации работнику повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, нарушался бы принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретал бы возможность злоупотребления своим правом привлечения работников к сверхурочной работе. Работники, выполняющие работу сверхурочно, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени, что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 № 1622-О-О).

Из материалов административного дела и материалов проверки следует, что ФИО8, ФИО9, ФИО10. ФИО18, ФИО19, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО7 состоят в трудовых отношениях с ООО «Аэропорт ТОМСК».

11.02.2021 вышеназванные работники обратились к директору ООО «Аэропорт ТОМСК» с заявлениями, в которых просили произвести им оплату сверхурочной работы за периоды 2018, 2019 годов в связи с превышением ими установленной нормы часов в соответствии с производственным календарем (л.д. 38-45).

На данные обращения в адрес указанных лиц от ООО «Аэропорт ТОМСК» поступили ответы от 03.03.2021, в соответствии с которыми в службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов установлен суммированный учет рабочего времени – год. Оплата сверхурочной работы производится по окончании учетного периода, так как только тогда можно установить факт переработки путем сравнения количества отработанных работником часов с нормальным числом рабочих часов, установленным для данной категории работников. Следовательно, оплата сверхурочной работы по итогам года производится в январе следующего года. По итогам 2018 года – оплата в январе 2019 года, по итогам 2019 года – оплата в январе 2020 года. Однако в связи с истечением срока давности произвести оплату сверхурочной работы 2018, 2019 годы не предоставляется возможным (л.д. 46-53).

Не согласившись с ответом ООО «Аэропорт ТОМСК» его работниками 18.04.2021 в прокуратуру Томской области подана коллективная жалоба с просьбой провести проверку соблюдения данным работодателем норм трудового законодательства, которая в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пунктом 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45, направлена для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Томской области (л.д. 109-114).

01.06.2021 Государственной инспекцией труда в Томской области издано распоряжение № 534/1 (70/8-618-21И/12-2360-И/72-35) о проведении с 01.06.2021 выездной проверки в отношении ООО «Аэропорт ТОМСК», о чем последнему 01.06.2021 направлено уведомление № 4909 с предложением предоставить соответствующие документы (л.д. 15, 94).

24.06.2021 на основании указанного выше распоряжения в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на основании коллективного обращения работников ООО «Аэропорт ТОМСК» Государственной инспекцией труда в Томской области в отношении ООО «Аэропорт ТОМСК» проведена внеплановая выездная проверка.

В рамках данный проверки государственному инспектору труда ООО «Аэропорт ТОМСК» были представлены: копии трудовых договоров с дополнительными соглашениями на работников ООО «Аэропорт ТОМСК» ФИО8, ФИО9, ФИО10. ФИО18, ФИО19, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО7, копии приказов о приеме указанных работников на работу, копии табелей учета рабочего времени на указанных работников за период с 2018 года по декабрь 2019 года, копии расчетных листков на указанных работников за период с 2018 года по февраль 2020 года, копия положения об оплате труда работников ООО «Аэропорт ТОМСК», утвержденного приказом от 09.07.2018 № 236, копия приказа от 31.01.2019 № 24 «О внесении изменений в приказ от 09.07.2018 № 236 «О введение в действие «Положения об оплате труда работников ООО «Аэропорт ТОМСК», копия Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Аэропорт ТОМСК», утвержденных приказом от 09.07.2018 № 235, копия Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Аэропорт ТОМСК», утвержденных приказом от 28.02.2019 № 64, письменные пояснения, а также иные документы для рассмотрения вопроса по существу.

В ходе проведения проверки государственным инспектором труда установлено, что в адрес Государственной инспекции труда в Томской области из Прокуратуры Томской области поступило коллективное обращение от работников ООО «Аэропорт ТОМСК» ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО18, ФИО19, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, К., ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО7 о нарушении их трудовых прав, из которого следует, что они являются работниками ведомственной пожарной охраны службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ВПО СПАСОП) (с 05.04.2021 по уведомлению работодателя в связи с изменением законодательства должность переименована в спасателя, а служба переименована в службу противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП)). График работы сменный – сутки через двое.

В начале октября 2020 года работники, подсчитав отработанные часы по расчетным листкам заработной платы, пришли к выводу о том, что имеется превышение нормы отработанного времени, что является нарушением статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обратились к руководству ООО «Аэропорт Томск» за разъяснением, после чего 01.02.2021 переработка за 2020 год им была оплачена, в оплате переработки за 2018, 2019 годы было отказано.

Согласно производственному календарю на 2018 год норма рабочего времени за 2018 год в целом при 40-часовой рабочей недели составляет 1970 часов.

Из представленных табелей учета рабочего времени за 2018 год установлены переработки работников: ФИО8 – 183 часов, ФИО9 – 22 часов, ФИО10 – 274 часов, ФИО18 – в 2018 году не работал, ФИО19 – переработка отсутствует, ФИО11 – 51 часов, ФИО3 – в 2018 году не работал, ФИО12 – переработка отсутствует, ФИО13 – 289,5 часов, ФИО14 – 83 часов, ФИО4 – 101 часов, ФИО15 – 11,5 часов, ФИО5 – переработка отсутствует, ФИО16 – 65 часов, ФИО17 – 129,5 часов, ФИО6 – 72 часов, ФИО20 – в 2018 году не работал, ФИО7 – 46 часов.

Согласно производственному календарю на 2019 год норма рабочего времени за год при 40-часовой рабочей недели составляет 1970 часов.

Из представленных табелей учета рабочего времени за 2019 год установлена переработка работников: ФИО8 – 372 часов, ФИО9 – 384,5 часов, ФИО10 – 483,5 часов, ФИО18 – переработка отсутствует, ФИО19 – 233 часов, ФИО11 – 386 часов, ФИО3 – 454,5 часов, ФИО12 – 424,5 часов, ФИО13 – 362 часов, ФИО14 – 429,5 часов, ФИО4 – 493,5 часов, ФИО15 – 454,5 часов, ФИО5 – 515 часов, ФИО16 – 363 часов, ФИО17 – 338,5 часов, ФИО6 – переработка отсутствует, ФИО20 – 344,5 часов, ФИО7 – 437 часов.

К. – в 2018 и 2019 годах не работал.

В нарушение норм трудового законодательства ООО «Аэропорт ТОМСК» по окончанию учетного периода 2018, 2019 годов не произвел учет сверхурочной работы вышеуказанным работникам, а также не произвел оплату за сверхурочные часы.

Также в рамках проверки установлено, что в нарушение части 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы «Аэропорт Томск» превышает 120 часов в год.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки 24.06.2021 государственным инспектором Государственной инспекцией труда в Томской области ФИО1 составлен акт проверки № 57-45В-2021 (70/8-618-21-И/12-2863-И/72-35), в соответствии с которым выявлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем принято решение о выдаче ООО «Аэропорт ТОМСК» предписания об устранении нарушений (л.д. 83-93).

Обжалуемым предписанием № 12-45В-2021 (70/8-618-21-И/12-2980-И/72-35) об устранении выявленных нарушений от 24.06.2021 на ООО «Аэропорт ТОМСК» возложена обязанность начислить и оплатить сверхурочную работу за оконченный учетный период 2018 года работникам: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО19, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО7; начислить и уплатить сверхурочную работу за оконченный учетный период 2019 года работникам: ФИО8, ФИО9, ФИО10. ФИО18, ФИО19, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО7 Cрок выполнения предписания установлен до 09.07.2021 (л.д. 81).

Таким образом, материалами проверки установлены и подтверждены факты выполнения работниками ООО «Аэропорт ТОМСК» работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, отсутствия точного учета продолжительности сверхурочной работы, неоплаты сверхурочной работы. Данные обстоятельства административный истец не оспаривал. Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим административным иском о признании незаконным оспариваемого предписания, ООО «Аэропорт ТОМСК» полагало, что оно вынесено за пределами полномочий государственной инспекции труда, в круг которых не входят вопросы, относящиеся к индивидуальным трудовым спорам, а также считало пропущенным срок, в течение которого заявители имели возможность обратиться за разрешением спора.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обоснованно признал их несостоятельными и законно отказал в их удовлетворении, при этом исходил из того, что при проведении внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения ООО «Аэропорт ТОМСК» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Государственной инспекцией труда Томской области выявлены очевидные нарушения работодателем трудового законодательства, в связи с чем, государственная инспекция труда в рамках предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности по устранению нарушений требований статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, начислению и оплате сверхурочной работы работникам за оконченный учетный период 2018 и 2019 годов.

Выводы суда мотивированы и изложены в решении и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Как следует из представленных материалов, в ходе рассмотрения дела представителем административного истца было подтверждено, что в отношении работников ООО «Аэропорт ТОМСК» производится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в один год исходя из количества отработанных дней. При этом работниками ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО18, ФИО19, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО7 в 2018, 2019 годах соответственно производилась сверхурочная работа.

Согласно ответам ООО «Аэропорт ТОМСК» от 03.03.2021, данным на заявления работников от 11.02.2021, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка в отношении некоторых категорий работников применяется суммированный учет рабочего времени, учетный период для работников, работающих посменно в оптимальных и допустимых условиях труда, – год, в службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов установлен суммированный учет рабочего времени – год. Заработная плата выплачивается работникам аэропорта каждые полмесяца: за первую половину месяца выплачивается в последний рабочий день текущего месяца, оставшаяся часть заработной платы выплачивается 15-го числа следующего месяца (л.д. 46-54).

При этом за 2018 - 2019 г. заработная плата работникам начислялась исходя из часовой тарифной ставки только за фактически отработанное время, по истечению годового (учетного) периода 2018 - 2019 г. оплата за сверхурочную работу не начислялась и не выплачивалась.

Таким образом, в данном случае при проведении проверки ООО «Аэропорт ТОМСК» выявленное государственным инспектором ФИО1 нарушение трудового законодательства связанное с неоплатой сверхурочной работы работникам являлось очевидным.

Административный истец в обоснование своей позиции ссылался на превышение государственным инспектором труда полномочий, указывая на то, что вопрос о выплате заработной платы работнику является индивидуальным трудовым спором, разрешение которого отнесено к компетенции соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.

Судебная коллегия признает данный довод несостоятельным исходя из следующего.

В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), являются индивидуальным трудовым спором.

Согласно статье 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

При этом Федеральной инспекцией труда осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации).

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2454-О).

Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей, предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 31.03.2017 № 223 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Томской области, которым определены основные полномочия, права и организация деятельности данного органа (пункт 1 Положения).

Исходя из приведенных правовых предписаний государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

В силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Из приведенных положений следует, что работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обжалования действий работодателя в государственную инспекцию труда. При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.

В данном случае работниками выбран способ защиты трудовых прав посредством государственного контроля (надзора), при проведении которого государственной инспекцией труда реализованы публичные полномочия по защите трудовых прав работников путем выдачи предписания об устранении очевидных нарушений трудового законодательства.

Как усматривается из материалов дела, работники ООО «Аэропорт ТОМСК» ни в комиссию по трудовым спорам, ни в суд за разрешением индивидуального трудового спора не обращались, а выявленные нарушения трудового законодательства не носят индивидуальный характер.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано государственным инспектором в соответствии с предоставленными полномочиями, является правомерной реакцией на явные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем, и само по себе не свидетельствует о разрешении индивидуального трудового спора.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое предписание от 24.06.2021 законным и обоснованно отказал ООО «Аэропорт ТОМСК» в удовлетворении заявленных требований.

Также являются несостоятельными и основанными на ошибочном толковании действующего законодательства доводы апелляционной жалобы о том, что изложенные в предписании требования государственного инспектора труда о начислении и оплате сверхурочной работы выходят за рамки срока, установленного для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Согласно статье 386 Трудового кодекса Российской Федерации работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Статьей 392 приведенного Кодекса предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При этом нормы трудового законодательства не предусматривают сроков, ограничивающих право работников обращаться за защитой нарушенных прав в государственную инспекцию труда.

Как было изложено выше, государственный инспектор не разрешает трудовой спор и, соответственно, таким сроком не ограничен, но выявляет правонарушения и принимает меры к их устранению. В данном случае государственным инспектором административному истцу предписано произвести начисление сверхурочной работы и оплатить ее. При этом на период обращения в государственную инспекцию труда работники, в отношении которых выявлены нарушения трудовых прав, состояли в трудовых правоотношениях с административным истцом, и выявленное нарушение трудового законодательства являлось длящимся.

Таким образом, указанные сроки для целей государственного надзора за соблюдением трудового законодательства не применимы.

Исходя из установленных обстоятельств выявления очевидных нарушений работодателем трудового законодательства, государственная инспекция труда в пределах полномочий, предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения трудового законодательства.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 4 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт ТОМСК» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Томский районный суд Томской области.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение принято 26 ноября 2021 года.