Судья Устинов О.О. дело № 33а-4658/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 февраля 2021 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Булата А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,
при секретаре <ФИО>5,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузина <ФИО>10 к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об обжаловании решений и действий,
по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Заичкиной Ю.А. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
административный истец Кузин О.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, в котором просит признать незаконным предписание от 05.11.2019 г. <№...> об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что Кузин О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 3 587 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...><№...>, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - воздушный транспорт. На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Чернобровенко Д.А. от 18.10.2019 г. <№...>-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой 05.11.2019 г. административному истцу выдано предписание <№...> об устранении в срок до 05.05.2020 г. нарушения требований земельного законодательства, выразившегося в размещении на земельном участке объектов коммерческой деятельности — цеха бортового питания и объекта общественного питания кафе ООО «Кубань-Кейтеринг», то есть использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования. Административный истец, считает указанное предписание Управления Росреестра по Краснодарскому краю незаконным, поскольку он использует принадлежащий ему на праве собственности земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 августа 2020 года административное исковое заявление Кузина О.Н. к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об обжаловании решений и действий удовлетворено; признано незаконным предписание Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05.11.2019 г. <№...> об устранении нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Заичкина Ю.А., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражении на апелляционную жалобу административный истец Кузин О.Н. просит оставить решение суда без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения, мотивируя это тем, что деятельность ООО «Кубань Кейтеринг» по наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе, по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей, соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.
Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, проверив материалы дела по доводам апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.
Из материалов дела следует, что Кузин О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 3 587 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...><№...>, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - воздушный транспорт. На указанном земельном участке расположено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером <№...>, общей площадью 1296,5 кв.м., переданное в аренду ООО «Кубань Кейтеринг».
Государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (подпункт «в» пункта 3 Положения о государственного земельном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата ...><№...>).
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю <ФИО>6 от <Дата ...><№...>-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства РФ, по результатам которой <Дата ...> административному истцу государственным инспектором в Краснодарском крае по использованию и охране земель <ФИО>8 выдано предписание <№...> об <№...>
Признавая указанное предписание незаконным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 7, 85, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 7, 42 Воздушного кодекса Российской Федерации, к землям воздушного транспорта относятся участки, занятые как непосредственно объектами воздушного транспорта, так и обслуживающими их сооружениями и постройками, а также объектами, осуществляющими наземное обслуживание пассажиров, в том числе цехами бортового питания, объектами, используемыми для погрузки, разгрузки и хранения грузов, перемещаемых воздушным путем. Такие объекты (наряду с объектами единой системы организации воздушного движения) относятся к объектам воздушного транспорта.
На основании пп. «з» п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.
В соответствии с указанным законом постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 г. <№...> (ныне утратившим силу) утвержден перечень участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружении, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры. Согласно пп. «д» п. 5 указанного перечня, здания и сооружения, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры либо прилегающие к ним, но не отнесённые к указанным объектам, предназначенные для обслуживания воздушных перевозок, приема и отправки воздушных судов, относятся к объектам транспортной инфраструктуры.
Согласно сведениям ИСОГД от 21.02.2019 г. земельный участок с кадастровым номером <№...> (образованный из земельного участка <№...> и поставленный на кадастровый учет <Дата ...>) расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры. На основании полученных сведений вид разрешенного использования указанного земельного участка Кузиным О.Н. изменен на «Воздушный транспорт», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.04.2019 г.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. <№...>, на земельных участках с видом разрешенного использования «Воздушный транспорт» предусмотрено размещение аэродромов, вертолетных площадок (вертодромов), обустройство мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение радиотехнического обеспечения полетов и прочих объектов, необходимых для взлета и приземления (приводнения) воздушных судов, размещение аэропортов (аэровокзалов) и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности, а также размещение объектов, необходимых для погрузки, разгрузки и хранения грузов, перемещаемых воздушным путем; размещение объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта воздушных судов.
Аналогичные положения содержались в Правилах землепользования и застройки муниципального образования г. Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. <№...> п. 6, ныне утратившие силу.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Кубань Кейтеринг» является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, дополнительными видами деятельности являются, в том числе, деятельность аэропортовая, деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками и т.д.
ООО «Кубань Кейтеринг» осуществляет деятельность на территории аэропорта «Краснодар» с 01.06.2013 г., что подтверждается договором № Р-79/13-МАК от 01.06.2013 г., заключенным между ОАО «<...>» и ООО «Кубань Кейтеринг». На момент проведения проверки действовал договор оказания услуг от 11.03.2019 г., согласно которому ОАО «<...>» оказывает ООО «Кубань Кейтеринг» услуги по оформлению и выдаче постоянных пропусков на сотрудников и автотранспорт ООО «Кубань Кейтеринг» для допуска в контролируемую зону аэропорта Краснодар для осуществления производственной деятельности общества.
Из представленных в материалы дела договоров с различными контрагентами следует, что ООО «Кубань Кейтеринг» осуществляет деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов. При этом, деятельность общества по обеспечению воздушного судна бортовым питанием, включает следующий комплекс услуг: прием и выгрузку с борта воздушного судна съемного оборудования и бортовой посуды; их загрузку на транспортные средства, доставку в комплекс (цех) бортового питания и выгрузку; утилизацию отходов и санитарную обработку съемного оборудования и бортовой посулы; погрузку бортпитания на транспортные средства в комплексе (цехе) бортпитания; доставку бортпитания к воздушному судну; передачу и погрузку бортпитания на борт воздушного судна. Так же в рамках действующих договоров с авиакомпаниями ООО «Кубань Кейтеринг» хранит бортовую посуду, оборудование авиакомпаний и грузы, перемещаемые воздушным путем.
Согласно ответу начальника Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18.12.2019 г., исходя из положений раздела IV (пункт 4.7) приказа Минтранса России от 17.07.2012 г. <№...> «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», обслуживание коммерческой загрузки воздушного судна (обеспечение бортпитанием) является наземным обслуживанием. Управление считает, что деятельность ООО «Кубань Кейтеринг» по наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе обеспечение бортовыми запасами (бортпитанием) относится к авиационной деятельности.
Таким образом, размещение в нежилом здании цеха бортового питания с целью приготовления и доставки питания на борт воздушного судна, а также кафе, как объекта, необходимого для сопутствующего обслуживания пассажиров, соответствует целевому назначению земельного участка с кадастровым номером <№...>, поскольку здание используется в целях наземного обслуживания воздушных судов, в том числе, для обеспечения питанием и бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов, а также хранения грузов и оборудования авиакомпаний, перемещаемых воздушным путем.
Кроме того, судебная коллегия также полагает, что в соответствии со ст. 16 КАС РФ, вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05.02.2020 г. имеет преюдициальное значение для настоящего административного дела. Указанным решением судьи отменено постановление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.11.2019 г. о признании Кузина О.Н. виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Судом установлено, что принадлежащие административному истцу земельный участок и здание на нём используются в целях наземного обслуживания воздушных судов, в том числе для обеспечения бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов, а также хранения грузов и оборудования авиакомпаний, перемещаемых воздушным путем.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что предписание Управления Росреестра по Краснодарскому краю № 445 от 05.11.2019 г. не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца, неправомерно ограничивая его право собственности на объект недвижимости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену обжалуемого постановления суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьей 307 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Заичкиной Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: