ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3762/2021 от 20.05.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-3762/2021

А ПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 20 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.,

судей Григорьевой Н.М., Рябинина К.В.,

при секретаре Голушко П.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-9772/2020 (УИД 47RS0004-01-2020-010447-27) по апелляционной жалобе Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании произвести действия,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

ФИО2 И.Ш. обратилась в суд с административным иском к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, в котором просил уведомление от 09 сентября 20 года признать незаконным; обязать Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области включить в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи права нарушены, с 27 февраля 2019 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Всеволожским городским судом Ленинградской области 21 мая 2019 года было вынесено решение о признании незаконным уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и об обязании Комитета Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление административного истца о включении в реестр пострадавших граждан.

Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области при исполнении данного решения суда повторно выдал административному истцу отказ, обосновав его тем, что у него нет более полномочий по рассмотрению вопроса по включению в реестр по Приказу № 560/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года, ввиду того, что 27 июня 2019 года внесены изменения Федеральным законом от 27 июня 2019 года №151-ФЗ в статью 23 ФЗ РФ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2020 года административные исковые требования ФИО1 к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании произвести действия удовлетворены. Признано незаконным решение от 09 сентября 2020 года в отношении ФИО1 Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области обязан в течение 14 рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда, включить ФИО1 в Реестр пострадавших граждан, с даты обращения административного истца с 27 февраля 2019 года.

В апелляционной жалобе административный ответчик Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области просит отменить решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2020 года, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт, которым прекратить производство по административному делу.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В суде апелляционной инстанции представитель Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области по доверенности ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд её удовлетворить.

ФИО2 И.Ш. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами административного дела установлено, что ФИО2 И.Ш. и ЖСК «Румболово-Сити» 31 августа 2016 года заключили договор паевого взноса , согласно которому ЖСК «Румболово-Сити» участвует в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый , которым предусмотрено получение в собственность после окончания строительства жилого помещения, при этом, ЖСК обязуется исполнить обязательства по передаче объекта в срок до 3 квартала 2017 года.

Обязательства по договору паевого взноса административным истцом исполнены в полном объеме на общую сумму.

Обязательства по договору паевого взноса ЖСК «Румболово-Сити» не исполнены.

27 февраля 2019 года ФИО2 И.Ш. обратился в Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан регистрационный номер , приложив к нему: нотариальную копию договора паевого взноса 31/08/2016 от 31 августа 2016 года; нотариальную копию чека ордера от 01 сентября 2016 года; нотариальную копию чека ордера от 06 сентября 2016 года; нотариальную копию чека ордера от 07 сентября 2016 года; нотариальную копию чека ордера от 10 сентября 2016 года; нотариальную копию паспорта гражданина Российской Федерации 4103 .

Уведомлением об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 19 марта 2019 года Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области указал, что по результатам рассмотрения представленного административным истцом заявления о включении в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено частью 7 статьи 23 ФЗ от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», принято решение об отказе во включении административного истца в указанный реестров соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр, в связи с несоответствием подпункту 1 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 556-пр, так как привлечение денежных средств административного истца для строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес> на основании договора паевого взноса от 31 августа 2016 года , не являющегося договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным Законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2019 года по административному делу , оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 сентября 2019 года, Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской обязан в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно обязан рассмотреть заявление ФИО1 (входящий номер от 27 февраля 2019 года) о включении в Реестр пострадавших граждан.

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2019 года вступило в законную силу 12 сентября 2019 года.

Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2019 года, апелляционное определение Ленинградского областного суда от 12 сентября 2019 года оставлены без изменения, а кассационная жалоба Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области без удовлетворения.

Во исполнение решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2019 года по административному делу Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области рассмотрено заявление ФИО1 о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

По результатам рассмотрения заявления, Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области вынесено решение, оформленное письмом от 09 сентября 2020 года в отношении ФИО1 об отказе во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан.

В решении административный ответчик указал, что на основании подпункта «в» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 27 июня 2019 года №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (которой ранее были установлены полномочия контролирующего органа по признанию в соответствии с, установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан) признана утратившей силу, в связи с чем, Комитет

с 27 июня 2019 года утратил полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, и ведению реестра таких граждан (л.д. 12-13).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований ФИО1, который основан на имеющихся в деле доказательствах.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в части 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1 статьи 23).

Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Таким контролирующим органом в соответствии с Положением о комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 22 февраля 2007 года , является названный Комитет.

Действительно, на основании подпункта «в» пункта 15 статьи 1 Федерального закона от 27 июня 2019 года №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ признана утратившей силу.

Однако, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Следовательно, к правоотношениям между административным ответчиком и административным истцом должны применяться нормативные правовые акты, действующие в период нарушения прав административного истца.

Согласно материалам дела, заявление административного истца о включении их в реестр пострадавших граждан поступило в адрес Комитета

государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской 27 февраля 2019 года, то есть до внесения изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ.

В то же время Федеральный закон от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о придании закону обратной силы, в связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежал применению Федеральный закон № 214-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения в него изменений.

При правильном исполнении административным ответчиком требований законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом Правил ведения реестра пострадавших граждан, обязывающих контролирующий орган принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан в течение 14 рабочих дней с даты его поступления, ФИО2 И.Ш. подлежали включению в реестр пострадавших граждан не позднее 20 марта 2019 года при условии подачи всех необходимых документов. Нормы о признании реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось.

В связи с этим, в отношении ФИО1, как лица, подлежащего включению в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона № 214-ФЗ, что установлено решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2019 года по административному делу , также должны быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению его прав, предусмотренных указанным законом.

Однако, судебная коллегия полагает необходимым изменить формулировку третьего абзаца резолютивной части решения, исключив из резолютивной части решения обязательство ответчика включить административного истца в реестр пострадавших граждан с 27 февраля 2019 года, поскольку в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан, контролирующий орган обязан принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан не в тот же день, когда поступило заявление, а в течение 14 рабочих дней с даты его поступления.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства, сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2020 года изменить, сформулировав третий абзац резолютивной части решения следующим образом:

Обязать Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области включить ФИО1 в Реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на основании его заявления от 27 февраля 2019 года.

В остальной части решение суда от 11 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Апелляционное определение изготовлено 21 мая 2021 года.

Председательствующий

Судьи

(судья С.В. Береза)