ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3797/2022 от 18.08.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-3797/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 18 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Морозовой С.Г., Шулындиной С.А.,

при секретаре Склядневой А.Э.,

рассмотрела административное дело № 2а-256/2022 (47RS0006-01-2021-008173-66) по апелляционной жалобе Меркуловой И.В., Ждановой Д.Д. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 января 2022 года по административному исковому заявлению Меркуловой И.В., Ждановой Д.Д. к администрации муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в принятии на баланс земельного участка на котором расположена автомобильная дорога, обязании принять меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания автомобильной дороги, о признании незаконными действий, выразившихся в отказе обеспечить доступ посредством дороги к жилым домам, расположенным на земельных участках, принадлежащих административным истцам, обязании обеспечить доступ посредством дороги к жилым домам административных истцов.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения Хведченя И.С. - представителя административных истцов Меркуловой И.В. и Ждановой Д.Д., судебная коллегия

установила:

Меркулова И.В., Жданова Д.Д. обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование своих требований, что являются собственниками домов и земельных участков с кадастровыми номерами , , категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки административных истцов расположены в . Единственный возможный вариант проезда к их участкам, а также к 175 другим участкам, входящим в указанный жилой массив, пролегает через земельный участок с кадастровым номером (ранее – часть земельного участка ), принадлежащий на праве собственности физическому лицу - гр. Шульге П.В.

Постановлением администрации МО Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области №299 от 09.08.2017 г. установлен публичный сервитут на право прохода-проезда на часть земельного участка с кадастровым номером . 04.09.2020 года публичный сервитут был зарегистрирован на участок с кадастровым номером . Однако, собственником данного земельного участка Шульгой П.В. не осуществляются какие-либо мероприятия по содержанию земельного участка. Данный участок с кадастровым номером , принадлежащий Шульге П.В., является грунтовой дорогой, которая никем не обслуживается, а именно не производится выравнивание, очистка от мусора, грязи, пыли, посыпка опасных участков дороги, а также ее освещение.

Как указывают административные истцы, в связи с длительным отсутствием надлежащего содержания дороги, в настоящий момент ее состояние является недопустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Так, затруднительным является проезд как легковых автомобилей собственников к своим участкам, так и машин скорой помощи, что ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей жилого массива и нарушает основополагающие конституционные права, установленные ст. 41 Конституции РФ.

В целях решения данной проблемы административные истцы неоднократно обращались в администрацию поселения с просьбой предпринять меры, направленные на решение данного вопроса посредством административных инструментов, провести ремонт указанной дороги, а также осуществлять ее дальнейшее обслуживание, то есть фактически принять на баланс. Однако, в ответах администрации №2544 от 12.11.2019, № 932 от 30.03.2020, № 1053 от 10.04.2020, № 1593 от 10.06.2020, № 2755 от 28.09.2020, ответчик формально указывает на принадлежность данного участка частному лицу, а также на отсутствие сведений о его намерениях относительно ремонта дороги. Также, в ответе администрации №1053 от 10.04.2020 указано, что в соответствии с утвержденным проектом планировки жилого массива, участок с кадастровым номером должен быть дорогой. Жители жилого массива «Усадьба на юге», приобретая земельные участки, рассчитывали на наличие безопасного и благоустроенного доступа к земельным участкам посредством автомобильных дорог. Несмотря на наличие установленного публичного сервитута, собственники участков в жилом массиве, не могут безопасно реализовывать свое право на беспрепятственный доступ к жилищу, а также на охрану здоровья и медицинскую помощь, потому как беспрепятственное пользование автомобильными дорогами возможно лишь при их надлежащем содержании. С учетом первоначально заявленного иска и дополнения исковых требований (заявления на л.д. 7-10, т.1; 10-12, т.2), административные истцы просят признать незаконными действия администрации муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области ( далее также – Администрация поселения), выразившиеся в отказе принять на баланс земельный участок с кадастровым номером ; обязать администрацию принять меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания автомобильной дороги, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ; изъять земельный участок и передать его на баланс муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области; признать незаконными действия администрации муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившиеся в отказе обеспечить доступ посредством дороги к жилым домам, расположенным на земельных участках, принадлежащих административным истцам; обязать Администрацию Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области обеспечить доступ посредством дороги к жилым домам, расположенным на земельных участках, принадлежащих административным истцам.

При рассмотрении дела судом первой инстанции административные истцы требования поддержали.

Административный ответчик иск не признал, представив письменные возражения, фотоматериалы, ссылался на то, что земельный участок с кадастровым номером (ранее – часть земельного участка с кадастровым номером ) является дорогой, т.к. обустроен, приспособлен и используется для движения транспортных средств, покрыт песчано-гравийной смесью, вдоль дороги обустроены мелиоративные канавы и уличное освещение, что подтверждается фототаблицами ( л.д. 30 -39, т. 2), данный объект отвечает признакам дороги, указанным в Федеральном законе №257-ФЗ от 02.07.2009 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также п. 1.2 Правил дорожного движения даже при отсутствии юридического оформления данного земельного участка как дороги.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица - Шульга П.В., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

Обжалуемым решением от 27.01.2022 г. требования Меркуловой И.В. и Ждановой Д.Д. оставлены без удовлетворения

Решение обжаловано административными истцами. В поданной апелляционной жалобе административные истцы просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. Ссылаются на то, что в соответствии с действующим законодательством все автомобильные дороги должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре автомобильных дорог. Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Шульге П.В., является частью деревни Монделево Гатчинского района Ленинградской области, находится в границах населенного пункта. Ссылаются на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, могут включаться в состав разных территориальных зон и не подлежат приватизации. Однако, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Шульге П.В., не внесен в Единый государственный реестр автомобильных дорог, у ответчика отсутствовали основания для установления публичного сервитута, представленные фотоматериалы свидетельствуют, по мнению истцов, о том, что участок находится в непригодном для проезда состоянии, экспертизу суд не назначил. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - земли для ИЖС, что исключает возможность подачи иска к Шульге П.С., невозможно обязать собственника земельного участка, предназначенного для ИЖС, содержать земельный участок в качестве автомобильной дороги.

Возражения на жалобу поступили от представителя административного ответчика, в которых представитель просит отказать в удовлетворении жалобы.

Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель административных истцов просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель административного ответчика и заинтересованное лицо Шульга П.В. о времени и месте апелляционного рассмотрения уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проверив материалы дела, определив по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, извещенных о времени и месте рассмотрения лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п. 3,4 ч. 9, ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие решения, порядка его принятия или совершения оспариваемого действия (бездействия), оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся с административным иском в суд возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; а также соблюдение сроков обращения в суд.

Как установлено судом первой инстанции из материалов дела, Меркулова И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 600+/- 4.90 кв.м, расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (выписка из ЕГРН на л.д. 16-18, т.1).

Жданова Д.Д. на основании технического плана здания от 25.07.2020 г., договора купли-продажи земельного участка от 24.07.2018 г. является собственником жилого дома с кадастровым номером , площадью 78,9 кв.м, расположенного по адресу: , 2018 г. постройки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 19-22).

Шульга П.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 59899+/-86 кв.м, расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: сервитут. Часть земельного участка площадью 21793 (кадастровый ) , кад. . Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадь 60908 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 23-28).

Постановлением администрации муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области №299 от 09.08.2017 г. утверждена схема расположения части земельного участка площадью 11520 кв.м для установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером . Установлен публичный сервитут на право проезда-прохода на часть земельного участка площадью 21793 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: . Разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов сроком 31.12.2027 года (т. 1 л.д. 46).

В соответствии с заключением Комитета строительства и градостроительного развития территорий б/н от 07.08.2020 г. земельный участок площадью 60908 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: , согласно правилам землепользования и застройки МО Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденным Решением Совета депутатов от 03.12.2012 г. № 800, в редакции Решения совета депутатов от 21.08.2014 г. № 308, относится к зоне Ж-2. Зона застройки индивидуальными/блокированными домами (т. 1 л.д. 105).

Исходя из выписки из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, основные виды разрешенного использования в зоне Ж-2: для индивидуального жилищного строительства; для размещения блокированного жилого дома; для ведения индивидуального огородничества; для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 108-115).

17.08.2020 г. Шульга П.В. дано согласие об обеспечении доступа, согласно которому участок с кадастровым номером в рамках проведения кадастровых работ по разделу земельного участка прекращает свое существование, и образуются земельные участки с кадастровыми номерами и , согласно приложенной схеме раздела. Доступ к указанным ранее участкам сохраняется с согласия собственника. Сервитут, часть земельного участка площадью 21793 кв. м (кадастровый ) , кад. , земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадь 60908 кв.м, установленный Постановлением администрации МО Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 299 от 09.08.2017, переносится на вновь образованный земельный участок (т. 1 л.д. 104).

Из межевого плана от 26.08.2020 г. суд первой инстанции установил, что в связи разделом земельного участка с кадастровым номером , образованы два земельных участка площадью 59899 кв.м и 1009 кв.м, вид разрешенного использования образуемых земельных участков наследуется от исходного земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Доступ к образуемым участкам осуществляется следующим образом: через ; имеет непосредственный доступ к землям общего пользования. На земельный участок с кадастровым номером накладывается обременение - сервитут, часть земельного участка площадью 21793 (кадастровый ) , кад. . Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадь 60908 кв.м, которое после раздела земельного участка переходит на вновь образованный земельный участок . В графе особые отметки у исходного участка с кадастровым номером прописан доступ к существующим земельным участкам, а именно: посредством данного обеспечен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами: (т. 1 л.д. 50-103).

Согласно ответу администрации муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 2544 от 12.11.2019 г. на обращение Меркуловой И.В., последней рекомендовано по вопросам улучшения качества автомобильных дорог, уличного освещения, водоотведения в границах территории жилого массива обратиться к собственнику автомобильных проездов и правообладателю земельного участка с кадастровым номером . Дополнительно сообщено о том, что ул. Нагорная и Суммоловская в транспортную инфраструктуру жилого массива «Усадьба на Юге» по документам проекта планировки территории не входят (т. 1 л.д. 11).

Согласно ответу администрации МО Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 932 от 30.03.2020 г. по результатам рассмотрения обращения Меркуловой И.В., обеспечение транспортной и инженерной инфраструктурой земельного участка, приобретенного под индивидуальное жилищное строительство в частном жилом массиве, производится самостоятельно собственниками жилого массива. Также, собственник обязан установить площадку для сбора ТКО в границах жилого массива, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Администрация, в свою очередь, установила временную площадку для сбора ТКО в д. Монделево на пересечении ул. Широкая и Карьерная и обратилась к Региональному оператору с вопросом организации сбора ТКО в населенных пунктах децентрализованным способом. Ремонт и освещение подъезда к жилому массиву, ул. Нагорной и Суммоловской будет производиться в плановом режиме (т. 1 л.д. 12).

Согласно ответу администрации МО Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 1053 от 10.04.2020 г. по результатам рассмотрения обращения Меркуловой И.В., повторно сообщено о том, что бремя содержания своего имущества несет собственник. К имуществу относятся также и частные дороги. В соответствии с утвержденным проектом планировки частного жилого массива, в границах которого Меркуловой И.В. приобретен участок, земельный участок с кадастровым номером должен быть дорогой. В администрации поселения отсутствуют сведения о планах, сроках и намерениях собственника земельного участка по организации и строительству транспортной и инженерной инфраструктуры в границах жилого массива. Предложено провести совместное совещание в администрации поселения по вышеперечисленным проблемам с участием собственника земельного участка с кадастровым номером (т. 1 л.д. 13).

Согласно ответу администрации МО Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 1593 от 10.06.2020 г. по результатам рассмотрения обращения Меркуловой И.В., сообщено о том, что земельный участок с кадастровым номером , по которому пролегает проезд к участку Меркуловой И.В., находится в собственности частного лица. Администрация Пудомягского сельского поселения не располагает сведениями о намерениях правообладателя указанного земельного участка (т. 1 л.д. 14).

Согласно ответу Администрации сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 2755 от 23.09.2020 г. по результатам рассмотрения обращения Меркуловой И.В., жилой массив, в котором Меркуловой И.В. приобретен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, является частным жилым массивом. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания своего имущества. Дороги внутри жилого массива также являются частными дорогами. Подъезд к жилому массиву осуществляется по дороге местного значения. Ремонт подъезда выполнен в сентября 2020 г. Строительство линии ВЛ и организация уличного освещения подъезда запланирован на 2021-2022 гг. (т. 1 л.д. 15).

Земельные участки, принадлежащие административным истцам, расположены в жилом массиве «Усадьба на юге», однако какого-либо правого статуса объединение граждан, приобретших земельные участки для индивидуального жилищного строительства, не приобрело. Судом установлено, что в указанном жилом массиве имеется сеть земельных участков, принадлежащих на праве частной собственности Шульга П.В., используемых в качестве проходов и проездов граждан к своим земельным участкаи в существующем жилом массиве.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением администрации муниципального образования Пудомягское сельское поселение №299 от 09.08.2017г. установлен публичный сервитут на право проезда-прохода на часть земельного участка с кадастровым номером , утверждена схема расположения части земельного участка площадью 11520 кв. м, публичный сервитут установлен на площадь 21793 кв. м сроком действия до 31.12.2027г. Шульгой П.В. - собственником указанного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, произведен раздел указанного земельного участка на два участка, один из которых - с кадастровым номером выделен для организации проходов и проездов к земельным участкам граждан в указанном жилом массиве. Административными истцами заявлены требования о признании незаконными действий Администрации сельского поселения, выразившихся в отказе обеспечить доступ посредством дороги к жилым домам, об обязании обеспечить доступ к жилым домам посредством дороги. Факт наличия дороги местного значения, находящейся в ведении администрации Пудомягского сельского поселения, по которой осуществляется подъезд (проход) к жилому массиву, в котором расположены земельные участки истцов, не оспаривается. Суд при принятии решения исходил из того, что территории, предполагаемые к землям общего пользования, принадлежат на праве собственности физическому лицу - Шульге П.В., имеют вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, при этом из представленных в дело фотоматериалов, а также графических схем следует, что указанные земельные участки используются под дорогу для прохода (проезда) на территории данного жилого массива, оборудованы электрическим освещением (л.д. 29 -32, т.2). Таким образом, обязанность по их обслуживанию, ремонту, содержанию земельных участков, принадлежащих заинтересованному лицу, используемых для прохода (проезда) по территории жилого массива, не может быть возложена на администрацию Пудомягского сельского поселения.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого решения.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с положениями п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Той же частью ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии со ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, в т.ч. предусмотренные пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", т.е. вопросы дорожной деятельности.

Соответственно, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, проездов в границах населенных пунктов Пудомягское сельское поселение отнесена законом к полномочиям администрации МО «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района.

Вместе с тем, принадлежащий заинтересованному лицу Шульге П.В. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером (ранее - часть земельного участка с кадастровым номером ), имеет конфигурацию дороги, используется фактически для проезда правообладателей земельных участков, расположенных в жилом массиве к своим земельным участкам; данный земельный участок изначально находился в частной собственности, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, и был расположен за границами населенного пункта. Впоследствии, в соответствии с Генеральным планом Пудомягского сельского поселения он был включен в границу населенного пункта д. Монделево на основании заявления собственника. В дальнейшем собственником был утвержден Проект планировки территории (ППТ), в результате которого земельный участок был разделен на земельные участки для индивидуальных жилых домов и в соответствии с проектом планировки территории был выделен земельный участок для транспортной инфраструктуры, принадлежащий в настоящее время заинтересованному лицу Шульге П.В. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером (ранее - часть земельного участка с кадастровым номером ) является фактически дорогой независимо от вида разрешенного использования земли.

Как усматривается из приобщенной публичной кадастровой карты, отображающей расположение земельного участка с кадастровым номером , к жилому массиву, на территории которого расположены земельные участки административных истцов (л.д. 115 -119, т.2), имеются автомобильные дороги общего пользования, имеющие статус автомобильных дорог (л.д. 118,119, т.2). По территории жилого массива проезд осуществляется по земельному участку, принадлежащему заинтересованному лицу.

В соответствии с положением пункта 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ устанавливающего, что владельцами автомобильных дорог могут быть исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог (часть 4 статьи 15 Закона N 257-ФЗ). По аналогии данные правила могут быть применены и к проездам, расположенным на территории жилого массива.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, обязанность по организации дорожной деятельности, в том числе ремонт, возложена на собственников такого земельного участка, используемого под дорогу, и который изначально в соответствии с проектом планировки территории был обозначен как дорога. В соответствии с пунктами 3,4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ), изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Таким образом, частные автомобильные дороги не отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского и сельского поселений, в отношении которых органы местного самоуправления осуществляют полномочия по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в рамках бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующие цели. В связи с изложенным суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований об обязании Администрации поселения принять меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания автомобильной дороги, расположенной на земельном участке с кадастровым номером . Данный земельный участок принадлежит физическому лицу, в реестре муниципальной собственности отсутствует, в связи чем, в соответствии с п. 7, ст. 3, п.4 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на Администрацию поселения, не являющуюся собственником данного недвижимого имущества, не может быть возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания указанного земельного участка, используемого жителями жилого массива в качестве дороги (подъезда) к своим земельным участкам.

Установлено, что доступ (проезд) к земельным участкам, расположенным на территории жилого массива имеется, обеспечение права проезда, прохода решается путем установления публичного или частного сервитута, таким образом, суд правомерно счел необоснованными требования административных признать незаконными действия Администрации сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившиеся в отказе обеспечить доступ посредством дороги к жилым домам, расположенным на земельных участках, принадлежащих административным истцам, а также обязать Администрацию поселения обеспечить доступ посредством дороги к жилым домам, расположенным на земельных участках, принадлежащих административным истцам.

Защита прав заинтересованных лиц посредством требований об изъятии земельного участка и установление наличия к тому законных оснований, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а не административного. Требование обязать изъять земельный участок нельзя признать надлежащим способом защиты права. Требования о признании незаконными действий Администрации поселения, выразившихся в отказе принять на баланс земельный участок с кадастровым номером , об обязании принять на земельный участок на баланс муниципального образования не подлежали удовлетворению, поскольку в соответствии с положениями ст. 1,5,6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" обязанность по осуществлению бухгалтерского учета земельного участка возложена на его правообладателя, являющегося экономическим субъектом. Администрация правообладателем упомянутого земельного участка не является, в связи с чем обязанности принять его на баланс не имеется.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые исследованы и оценены судом. Нормы материального права суд применил верно, процессуальных нарушений не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Меркуловой И.В., Ждановой Д.Д. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2022 г.